Доклад на педагогическом совете "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Лукашова Марина Викторовна
 Доклад на педагогическом совете «Нравственно-патриотическое воспитание  старших дошкольников»
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад на педагогическом совете22.72 КБ

Предварительный просмотр:

 «Нравственно-патриотическое воспитание  старших дошкольников»

 (Слайд №2) Все мы знаем, что нельзя стать патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не имея представления о ее прошлом, не зная как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Нравственно-патриотические чувства не возникают сами по себе, а являются  результатом длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как его воспитывают, какими впечатлениями обогащают. В этой связи на современном этапе проблема нравственного - патриотического воспитания дошкольников является одной из наиболее актуальных и значимых.
(Слайд№3)Известна истина, что заложена в человека с детства, то остается навсегда. Высокие чувства патриотизма, гражданственности, нравственности не рождается  само по себе, его надо пробудить в детской душе как можно раньше.

(Слайд№4)Нравственное воспитание –процесс формирования моральных качеств, черт человека, навыков и привычек поведения.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и своей культуры.

Именно любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Патриотизм  проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, приобщении к национально-культурным традициям.

Но, как известно, только в  результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Поэтому работу по воспитанию у дошкольников патриотических чувств необходимо вести  как  в семье, так и  в ДОУ.  

В процессе работы мы обращаем  внимание детей на то, что каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру своей страны,  народа, к которому он принадлежит. Необходимо обогащать знания  и представления детей  о родном городе, поселке, стране, особенностях русских традициях и промыслах, способствовать воспитанию сочувствия и сострадания  к чужому горю, доброжелательному отношению к близким людям, товарищам по группе, к старшему поколению.

Основной целью нравственно-патриотического воспитания является формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
    (Слайд№5) Для реализации основной цели были поставлены следующие задачи:

-воспитание у детей любви и привязонности к семье, родному        дому,детскому саду,родной улице,городу,Родине;

- знакомство детей с символами государства (герб,флаг,гимн);

-формирование бережного отношения к родной природеи всему живому;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-воспитание чувства ответственности и гордости за достижение Родины;

-воспитание толерантности, чувства уважения к другим людям, народам.

(Слайд№6)В работе по нравственно- патриотическому воспитанию используются такие методы:

Целевые экскурсии.

Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей.

 Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей.

 Беседы с детьми о родном городе (поселке), Солнечногорском районе.

 Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).

Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.

Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении.

(Слайд№7) Формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию:

- Наблюдения.

- Организация экскурсий и целевых прогулок.

- Продуктивная деятельность (оформление тематических выставок, изготовления подарков и сувениров для взрослых и сверстников).

- Проектная деятельность.

- Моделирование и решение проблемных ситуаций.

- Придумывание сказок, историй и их театрализация.

- Трудовая деятельность.

- Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы).

- Познавательно-исследовательская деятельность.

- Чтение  художественной литературы.

- Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам.

- Игровая деятельность.

(Слайд№8)  Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Тематические блоки:

(Слайд№9) Блок – «Я и Моя семья».

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.  В работе с семьёй мы  опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.  И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

Корни каждого – в истории и традициях семьи.

Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.

Счастье семьи – счастье и благополучие народа.

Необходимо помочь детям осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни.

(Слайд№10,11) Блок- "Детский сад"

В детском саду мы стараемся привить детям такие качества, как добрата, ответственность за свои поступки, помощь и взаимовыручка,  чувство уважение к своим сверстникам, педагогам, людям старшего поколения. Что является неотъемлемой частью нравственного воспитания.

(Слайд№12) Блок – «Природа родного края», в котором расширяются представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе и всему живому. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею, имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания.

(Слайд№13) Блок - «Наша Родина- Россия».

Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным – экологическим своеобразием родного поселка, потому что любовь к нашему отечеству начинается с любви к своему городу, поселку, краю,и лишь потом к  Родине.??

 Эффективный способ формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному поселку – проведение таких игр, как «Знатоки поселка», «Пройдемся по улицам поселка», «КВН» – мой любимый поселок, а также занятия «История возникновения поселка Лунево» с использованием фотографий и иллюстраций мы побуждаем детей делать выводы, давать оценки услышанному и увиденному.

Дети стали следить за чистотой игровой площадки, с удовольствием убирают мусор, сажают цветы. Так у них появилось новое отношение к окружающему, что любишь – надо беречь.

В результате проведенной работы знания наших воспитанников о поселке стали глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными.

Воспитывая у детей любовь к своему поселку, подвожу их к пониманию, что наш поселок — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.

(Слайд№14, 15,16, 17)Блок- «Культура и традиции»

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство  детей с традициями и бытом России, историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества, с иторией возникновения праздников на Руси.(Рождество, пасха, маслениа и т.д.)

Блок - «Этих дней не смолкнет слава».

Мы подводим детей к пониманию того,что во все времена народзащищалсвою Родину, что люди помнят о защитниках Отечества, воздвигают им памятники. Воспитываем у детей  чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

(Слайд№19) Хочется верить, что проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему«Как знакомить старших дошкольников с растениями».

Доклад поможет детям ближе познакомиться с растениями...

Доклад на тему«Как знакомить старших дошкольников с растениями».

Доклад поможет детям ближе познакомиться с растениями...

Доклад на тему: "Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе"

Материал содержит информацию о понятии "психологическая готовность", аспектах школьной зрелости, раскрывает понятия "Социальная готовность", "Интеллектуальная готовноть",...

Доклад "Изменение самостоятельной сюжетной игры старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений"

    Новым, более сложным способом построения сюжетной игры в старшем дошкольном возрасте является совместное сюжетосложение. Совместное сюжетосложение включает умение ребенка выс...

Доклад на педсовет "Развитие речи старших дошкольников посредством дидактических игр"

laquo;Игра- это искра,зажигающая огонёкпытливости и любознательности».В.А.Сухомлинский....

Доклад на педагогическом совете "Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС"

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом....