«Использование интерактивных технологий в работе с родителями»
консультация на тему

«Использование интерактивных технологий в работе с родителями»

           

 

Какими бы прекрасными ни были

наши дошкольные учреждения,

самыми главными мастерами,

формирующими разум и мысли

малышей, являются мать и отец.

В. А. Сухомлинский

 

Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отноше­ний, а мама и папа — образцы для подражания. Семья предопределяет закономерности развития будущего человека. Именно поэтому основной задачей для дошкольных учреждений является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка.

Одним из приоритетных направле­ний работы учителя-логопеда является работа с родителями. Сотрудничество с родителями позволяет повысить эффективность коррекционной работы.

В основе принципов взаимодей­ствия с семьей лежит понимание о том, что каждый ребенок — индивидуальность и для родителей он самый лучший и самый любимый. Любой родитель нами приемлем и уважаем. Принципы взаимодействия с семьей:

 

 

  1. В основе работы с семьей долж­ны быть действия, направленные на укрепление и повышение авторитета семьи.
  2. Доверие к воспитательным воз­можностям родителей, повышение их педагогической культуры и активности в воспитании.
  3. Педагогический такт, недопусти­мость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
  4. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного вос­питания, ориентация на успешное развитие личности.

Поиск новых форм работы с ро­дителями остается всегда актуальным. Ознакомление родителей с возраст­ными и психологическими, речевыми особенностями детей, формирование у них практических навыков воспитания — вот задачи познавательных форм работы с родителями. Основ­ная роль принадлежит собраниям в нетрадиционных формах.

Одной из форм проведения роди­тельских собраний в нетрадиционной форме являются собрания с исполь­зованием интерактивных технологий.

Интерактивные технологии осно­ваны на явлении интеракции (от англ. 1п1егас1юп — взаимодействие, воздейс­твие друг на друга). Формы и методы интерактивной работы:

  1. дискуссионные: диалог, группо­вая дискуссия, разбор ситуаций на практике, анализ ситуаций морального выбора и т.д.;
  2. игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые;
  3. тренинговые: формы занятий, которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

Интерактивные технологии основаны на взаимодействии, воздействии друг на друга. Их реализация позволяет максимально конструктивно организо­вать межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его участников. В ходе интерактивного общения происходит развитие индивидуальности каждого участника и взаимодействие людей друг с другом.

Приоритетные задачи при использовании интерактивных технологий:

  1. Создание атмосферы взаимопо­нимания, общности интересов, эмо­циональной

взаимоподдержки.

  1. Установление партнерских отно­шений с семьей каждого воспитанника.
  2. Объединение усилий для раз­вития и воспитания детей.
  3. Активизация и обогащение вос­питательных умений родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_-_kopiya.docx1013.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 67 «Аистенок»

Старооскольского городского округа

Консультация для родителей

«Использование интерактивных технологий в работе с родителями»

Воспитатель:

Кондрашева Н.А.

2018

 «Использование интерактивных технологий в работе с родителями»

        

Какими бы прекрасными ни были

наши дошкольные учреждения,

самыми главными мастерами,

формирующими разум и мысли

малышей, являются мать и отец.

В. А. Сухомлинский

Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений, а мама и папа — образцы для подражания. Семья предопределяет закономерности развития будущего человека. Именно поэтому основной задачей для дошкольных учреждений является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка.

Одним из приоритетных направлений работы учителя-логопеда является работа с родителями. Сотрудничество с родителями позволяет повысить эффективность коррекционной работы.

В основе принципов взаимодействия с семьей лежит понимание о том, что каждый ребенок — индивидуальность и для родителей он самый лучший и самый любимый. Любой родитель нами приемлем и уважаем. Принципы взаимодействия с семьей:

  • В основе работы с семьей должны быть действия, направленные на укрепление и повышение авторитета семьи.
  • Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение их педагогической культуры и активности в воспитании.
  • Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
  • Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Ознакомление родителей с возрастными и психологическими, речевыми особенностями детей, формирование у них практических навыков воспитания — вот задачи познавательных форм работы с родителями. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционных формах.

Одной из форм проведения родительских собраний в нетрадиционной форме являются собрания с использованием интерактивных технологий.

Интерактивные технологии основаны на явлении интеракции (от англ. 1п1егас1юп — взаимодействие, воздействие друг на друга). Формы и методы интерактивной работы:

  • дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций на практике, анализ ситуаций морального выбора и т.д.;
  • игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые;
  • тренинговые: формы занятий, которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

Интерактивные технологии основаны на взаимодействии, воздействии друг на друга. Их реализация позволяет максимально конструктивно организовать межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его участников. В ходе интерактивного общения происходит развитие индивидуальности каждого участника и взаимодействие людей друг с другом.

Приоритетные задачи при использовании интерактивных технологий:

  • Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной

взаимоподдержки.

  • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
  • Объединение усилий для развития и воспитания детей.
  • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Объединение усилий учителя-логопеда и родителей, направленных на коррекцию

речевых проблем детей.

При проведении родительских собраний я соединила несколько форм: мастер-класс с элементами деловой игры с использованием интерактивных технологий, а также презентации. При выборе темы всегда ориентируюсь на потребности родителей, актуальность той или иной темы для них. Теоретический материал стараюсь преподнести в доступной для родителей форме — с помощью ярких понятных таблиц. Теоретическая часть минимизирована. Основная часть — практическая. Для практической части подбираю актуальные игры и игровые упражнения, которые можно без особых усилий повторить дома. Количество атрибутов минимально, их легко можно заменить на те, которые имеются дома.

Использую интерактивные технологии: работу в парах, хоровод, цепочка, интервью. Это позволяет уменьшить давление стереотипов и шаблонов, вызывает интерес к предлагаемому материалу, ассоциации с собственным опытом, желание активно участвовать в обсуждении.

Демонстрирую положительные результаты коррекционной работы. Родителей оживляют видеозаписи с их детьми: это видеоролики до начала коррекционной работы и после нее. Как правило, родители изумляются, что их дети так говорили. Общаясь с ребенком ежедневно, они не замечают постепенных изменений в речи детей.

Преимущества использования интерактивных технологий в работе с родителями неоспоримы.

  • Родители более активно стали принимать участие в групповых мероприятиях.
  • Со стороны родителей поступают предложения о проведении мероприятий в

нетрадиционной форме.

  • Улучшились взаимодействия между педагогами и родителями.
  • Взаимоотношения  родителей и педагогов носят доверительный, партнерский

характер.

  • Педагоги стали более активно применять интерактивные технологии в работе с

родителями.

  • Положительное отношение родителей к детскому саду, положительная оценка его

деятельности.

Установление партнерских отношений с семьями воспитанников, учет их индивидуальных особенностей позволили объединить усилия педагогов и родителей в воспитании детей.

Конспект родительского собрания «На пороге школы...»

(подготовительная группа)

Форма: групповое родительское собрание с элементами деловой игры с использованием интерактивных технологий и мультимедийной презентации.

Цель

Объединить усилия педагогов и родителей по подготовке детей к школе.

Задачи

Дать представление о понятии «готовность к школе».

Познакомить родителей с доступными играми для подготовки детей к школе дома, дать возможность активно проиграть в эти игры.

Выработать совместное решение для улучшения подготовки детей к школе.

Оборудование

Интерактивная доска. Презентация по теме собрания. Памятки для родителей «Игры на кухне». Атрибуты для проведения интерактивных игр. Выставка книг для родителей «На пороге школы». Набор карточек для игры с родителями «Да — нет» (см. Приложение).

Подготовительная работа

Подбор статей, книг, журналов по данной теме.

Составление рекомендаций-памяток «Игры на кухне».

Оформление выставки литературы по подготовке детей к школе.

Подбор дидактических игр и игровых упражнений для подготовки детей к школе.

Составление презентации по теме собрания «На пороге школы...»

Организация пространства

Первая часть собрания — стулья для родителей расставлены полукругом перед интерактивной доской; вторая часть собрания — родители образуют две группы вокруг заранее приготовленных столов.

Ход собрания

  1. Вводная часть

Логопед. Здравствуйте, дорогие родители! Мы рады всех вас видеть на нашем собрании. Предлагаю вам, для того чтобы вовлечься в работу, поиграть в игру «Какой ваш ребенок?». Передаем друг другу куколку, подбираем два-три определения, которые характеризуют вашего ребенка.

  1. Основная часть

Логопед. Тема нашего собрания — «На пороге школы». Предлагаю вам совершить небольшое путешествие во времени всего лишь на полгода вперед с помощью фрагментов фильма «Дневник мамы первоклассника» по одноименной книге Маши Трауб.

Начало обучения в школе — новый этап в жизни ребенка (да и родителей тоже), безусловно требующий определенного уровня готовности к этому новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности — учебной.

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, что само по себе тоже важно.

Но на самом деле понятие «готовность к школе» намного шире и многообразнее. Самое главное при переходе на качественно новую ступень — психологическая готовность к учебной деятельности, и в первую очередь — сформированность желания учиться (мотивационная готовность).

Но и это еще не все. Существует огромная пропасть между «хочу учиться» и «надо учиться, работать», без осознания этого «надо» ребенок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, считать, писать и т.д.

Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь и, что немаловажно, восприятие, внимание, работоспособность. Готовя ребенка к школьному обучению, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать информацию.

Можно сделать вывод: важно, чтобы ребенок хотел учиться, мог овладевать знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы.

Общаясь с родителями будущих первоклассников, чаще всего слышишь, что самая большая проблема — это отсутствие свободного времени для занятий с детьми. Действительно, в наше непростое время трудно не согласиться с этим тезисом, но кто, как не родители, лучше всего могут помочь своим детям?

Дорогие родители, если у вас так мало времени, то надо беречь каждую минуту для общения со своими любимыми, единственными и неповторимыми детишками. Где же можно выкроить лишнюю минутку пообщаться с детьми, как не во время прогулок, по дороге в детский сад или на кухне, когда вы что-то готовите! Хочу предложить вам игры, которые не требуют дополнительного оборудования. Все они направлены на подготовку детей к школьному обучению.

1. Игра в слова

МАК — КОТ — ТОРТ — и т.д. Каждое новое слово начинается с последнего звука предыдущего. Используем флажок, передаваемый по кругу.

Эта всем известная игра помогает развивать умение выделять звук в начале и конце слова, подбирать слова на заданный звук. Позволяет обогащать словарный запас детей, если взрослый подбирает редкие, незнакомые ребенку слова (афиша, ветеринар и др.). Ученые считают, что для того, чтобы слово вошло в активный словарь, его необходимо повторить 80—90 раз.

  1. Игра «Сколько слогов в слове?»

Игра позволяет ребенку овладеть слоговым анализом слов, используя различные способы деления слов на слоги.

1-й вариант — «Сколько слогов в слове?». Взрослый называет слово, а ребенок любым из знакомых ему способов определяет количество слогов. Можно называть слова по очереди и по очереди определять количество слогов.

2-й вариант — «Подбери слова, в которых I (2, 3, 4) слог».

Взрослый и ребенок договариваются, слова с каким количеством слогов они будут подбирать. Можно называть слова по очереди, а можно добавить элемент соревнования, ввести фишки для подсчета результата каждого участника игры. Не забудьте, что вы играете с ребенком!

  1. «Сколько звуков в слове? Назови и сосчитай»

Игра позволяет детям овладеть качественным и количественным звуковым анализом слов. Начинайте всегда с доступных для ребенка слов, постепенно увеличивайте количество звуков в словах. Никогда не ругайте детей, если что-то не получается с первого раза. Каждый имеет право на ошибку. Лучше поддержите малыша: «Давай вместе назовем звуки, сосчитаем их еще раз». Одно слово разбираем вместе, а затем играем по кругу с мячом; логопед - ведущий.

4. Игра «Летела корова»

Игра развивает процессы звукового анализа.

Летела корова,

Ляпнула слово.

Какое слово

Ляпнула корова?

Эта игра напоминает игру в ладушки. Взрослый и ребенок, хлопая друг друга по ладошкам, называют слова игры. Затем называется слово, которое «ляпнула корова». На первых этапах лучше выбирать короткие слова (МАК, БЫК и т.д.). Теперь предложенное слово называем по звукам по очереди. М — А — К, не забываем на каждый звук хлопать по ладошкам.

5. Игра «Волшебный мешочек с буквами»

Для этой игры можно использовать любой мешочек или сумочку и объемные буквы, сделанные с ребенком из различных материалов или воспользоваться готовыми. Игра развивает тактильные ощущения и позволяет запомнить образы букв. Ребенок опускает руку в мешочек, ощупывает букву, называет ее, а затем проверяет. Игру можно усложнить. Предлагаем подобрать слово, которое начинается с этой буквы. С этим словом ребенку предлагаем составить предложение.

С родителями играем по кругу; логопед — ведущий.

6. Игра «Буквы, на руке»

Игра развивает тактильные ощущения и позволяет запомнить образы букв. Взрослый «пишет» букву ребенку на ладошке, а ребенок пытается ее узнать. На этапе запоминания можно «писать» букву и одновременно называть ее.

С родителями играем в парах.

7. «Цепочка слов»

Игра позволяет развивать слуховую память. При стандартных условиях обучения около 70% учебной информации ориентировано на слуховое восприятие (объяснение учителя, ответы учеников). Взрослый называет в каждый свой ход одно новое слово, а ребенок каждый раз повторяет всю цепочку с самого первого слова. Чем длиннее цепочка, тем лучше память ребенка. Не беда, если в первый раз он повторил только три слова, ведь у вас есть еще возможность улучшить ее с помощью регулярных тренировок, а не с помощью медикаментозных препаратов, как ошибочно считают некоторые родители. Например, Лев Толстой имел такое правило: ежедневно заучивать одно стихотворение, таким образом он тренировал свою память.

Играем по цепочке со всеми родителями.

8. Игра «Дополни предложение»

Игра позволяет развивать связную речь детей, умение составлять распространенные предложения. Взрослый и ребенок по очереди добавляют в предложение по одному слову, чтобы оно получилось «длинным и красивым».

Ребенок. Мальчик.

Взрослый. Мальчик идет.

Ребенок. Веселый мальчик идет.

Взрослый. Веселый мальчик идет по дороге.

Продолжаем по аналогии. Для остановки игры используем слово «точка».

9. «Рифмовочки»

Игра развивает «языковое чутье». Взрослый называет ряд слогов, а ребенок рифмует их сначала со словами, а затем с предложением.

ША—ША—ША — Маша,

ША—ША—ША — наша Маша хороша.

10. «Четвертый — лишний»

Развивает логическое мышление, умение доказывать свой ответ, составлять сложноподчиненные предложения.

1-й вариант — лишнее слово на основе обобщающих понятий.

КАБАН, ЛОСЬ, КОРОВА, ВОЛК.

2-й вариант — лишнее слово на основе общего звука в начале слова.

ЛАПА, ЛОДКА, РАКЕТА, ЛАК.

3-й вариант — лишнее слово на основании количества звуков (слогов) в слове.

МАК, МОХ, МУХА, КОТ.

Взрослый предлагает ребенку придумать свои примеры к любому из вариантов. Это очень оживляет игровую ситуацию.

11. Совместное составление загадок-описаний

Этот вид работы позволяет обогащать словарный запас, развивать связную речь детей. Загадываемое слово не называется. Можно дать подсказку, назвав, к какому обобщающему понятию относится загаданное слово. Затем называются основные параметры — цвет, размер, другие качественные характеристики. Например: «Это фрукт. Он желтый, овальный, кислый на вкус, его кладут в чай, с ним пекут пироги. Что это?» Загадки загадывают и отгадывают по очереди взрослый и ребенок.

12. Отгадывание загадок с помощью вопросов

Взрослый загадывает какое-то слово (можно его записать или зарисовать), но не называет его. Для облегчения игры можно указать, к какому обобщающему понятию оно относится. Ребенок задает вопросы, позволяющие угадать, что за слово загадал взрослый.

Взрослый загадал слово МОРКОВЬ. Подсказал ребенку: это овощ.

Ребенок. Он растет в земле или на кусте?

Взрослый. В земле.

Ребенок. Он круглый?

Взрослый. Нет.

Ребенок. Он оранжевого цвета?

Взрослый. Да.

Ребенок. Его любят грызть зайцы?

Взрослый. Да.

Ребенок. Это морковь.

Логопед загадывает загадку, а родители задают вопросы.

Приложение

Карточки для игры с родителями

 

«ДА»

«НЕТ»

Ребенок не обязан быть таким, каким предписывают книги или разрешится сама собой рисует ваше воображение

Любая проблема ребенка и ребенок «перерастет»

У каждого ребенка свои путь развития

Самое главное — научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу

Сравнивать своего ребенка с другими детьми — это бесполезное и неблагодарное занятие

«Престижная школа» — это, безусловно, хорошо

Если вы прислушиваетесь к рекомендациям бабушки, тетушки, соседки по подъезду женщины из очереди в поликлинике, они могут быть полезными, но в любом случае ответственность вы  чтобы не испытывать от его поведения дискомфорта берете на себя

Родитель должен чаще наказывать своего ребенка, чтобы не испытывать от его поведения дискомфорта

Родители любят своего ребенка не потому, что он такой или просто потому, что он их ребенок

Учитель всегда прав

Можно без всяких угрызений совести провести денек без супа, зато всей семьей сходить на каток, в театр или на выставку

Детский сад или школа снимают с родителей ответственность и проблемы, связанные с воспитанием детей

Если ребенок не оправдывает ваши ожидания, — он не виноват, это вы придумали себе, каким он должен быть

Учитель — главная фигура, от него зависит успех и эффективность в учебе

Если ребенок не оправдывает ваши ожидания, — вы не вино ваты, у каждого ребенка свой путь развития

Поощрять надо только те желания и инициативу детей, которые связаны с обучением в школе

Если вы раздражены — возьмите тайм-аут, придите в себя, только потом продолжите общение с ребенком

Деятельность детей нуждается в постоянном контроле со стороны родителей

Если ваш ребенок не захочет учить четыре языка и играть на скрипке, — это не повод его ругать

Строгий учитель лучше, чем не строгий скрипке

От успешности первых школьных лет во многом зависит дальнейшее обучение

Ребенок подобен глине, из него можно лепить все что угодно

Если при выборе школы или класса адекватно оценить своего ребенка, то он сможет реализоваться в полном объеме

Наказание — не лучшая форма воспитания но она нужна

Без мотивации не возможна учеба

При выборе школы следует придерживаться принципа «престижности» школы, а не «комфортности»

Проявляете недовольство не ребенком, а его поступками

Не стоит рассказывать учителю об особенностях

своего ребенка и способах эффективного взаимодействия с ним

Любой, даже самый маленький успех ребенка заслуживает похвалы

Правила взаимоотношений можно изменить в зависимости от ситуации

В начале обучения каждому родителю стоит набраться терпения и самообладания

Родители должны общаться с учителем с позиции «просителя»


Литература

  1. Верховкина М. Е., Кторова А. И. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в

таблицах и схемах. -СПб.: Каро, 2014.

  1. Козлова А. Е., Аешеулина Р. П. Работа в ДОУ с семьей. -- М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. Кыласова А. Е. Родительские собрания.   —   Волгоград:  Учитель, 2013. Метенова Н.М. Родительское собрание. — Ярославль, 2009.
  3. Нечаев М, П., Романова Г. А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования. — М.: УЦ «Перспектива», 2014.
  4. Рунова М. А., Гронец И. Ю., Мартынец В. В., Чуксина С. Я., Янушко К, Ю. Создание

условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО // Справочник старшего воспитателя. — 2015. — № 12.

  1. Чиркова С, В.  Родительские собрания в детском саду. — М.: ВАКО, 2008.

Причины и особенности агрессивного поведения дошкольников

В. А. Кулганов, И. Т. Амиреева,

С. С. Жанибекова, Б. К. Жумахиетова.

И. Т. Камбаралиева

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уходят, уступают место более спокойным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам.

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию.

Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. Это могут быть жалобы, демонстративные угрозы. Традиционными «детскими» формами вербальной агрессии являются дразнилки.

Физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому лицу через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:

  • разрушение продуктов деятельности другого;
  • уничтожение или порча чужих вещей;
  • непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения.

Наиболее часто у большинства детей наблюдается вербальная агрессия — от жалоб до прямых оскорблений.

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, можно выделить следующие:

  • привлечение к себе внимания;
  • ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
  • защита и месть;
  • стремление быть главным;
  • стремление получить желанный предмет.

Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства детей. В то же время у некоторых из них значительно более выраженная склонность к агрессивности, которая проявляется, во-первых, в частоте агрессивных действий; во-вторых, в преобладании прямой физической агрессии и, в-третьих, в наличии враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на физическую боль или страдание сверстников.

В соответствии с этими признаками можно выделить группу дошкольников с повышенной агрессивностью. Обычно их число составляет от 15 до 30% от общего числа членов группы.

Сравнение показателей психического развития у агрессивных и неагрессивных дошкольников показало, что по большинству из них агрессивные дошкольники мало отличаются от своих сверстников. Так, уровень развития интеллекта у агрессивных детей в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает ее.

Принято считать, что таких дошкольников отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно, среди них больше детей, не умеющих играть, и меньше тех, кто достиг высшего уровня развития игры.

Существует мнение, что таких детей отличает неадекватная самооценка — завышенная или заниженная. Однако оказалось, что ее средний уровень мало отличает их от остальных. Вместе с тем выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их собственной самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Данный факт может свидетельствовать о том, что эти дошкольники более остро и напряженно переживают свою «недооцененность», непризнанность своих достоинств со стороны сверстников. Характерно, что эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других дошкольников.

Наиболее существенные различия между двумя группами выявляются по способу выхода из конфликтной ситуации и по отношению ребенка к сверстникам. Показательно, что, интерпретируя сюжеты картинок, все агрессивные дети приписывают изображенным персонажам враждебные намерения. Остальные дети достаточно часто интерпретируют те же сюжеты как бесконфликтные.

Еще более существенные различия выявляются в реальном взаимодействии детей. В проблемных ситуациях агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнера, ярко отрицательное, а иногда и агрессивное отношение — к успехам сверстника. Они чрезвычайно редко уступают свои предметы. В отличие от них дети, не склонные к агрессии, достаточно часто помогают партнеру и уступают свои вещи.

Эти данные позволяют предположить, что главной отличительной чертой агрессивных дошкольников является их отношение к другим людям, прежде всего к сверстникам. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Такое отношение нельзя свести к недостатку коммуникативных навыков. Можно полагать, что оно отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.

Агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность. Они приписывают другим эти намерения и пренебрежение к себе. Это проявляется в следующем:

  • в  представлениях о своей недооцененности со стороны сверстников;
  • в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций;
  • в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или «подвоха»

со стороны партнера.

Все это говорит о том, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. Однако эти проблемы не однородны в группе агрессивных дошкольников. При их обследовании выявлены существенные индивидуальные различия, как в характере поведения, так и в психологических характеристиках.

Среди агрессивных дошкольников отчетливо выделяются три группы, которые различаются по частоте и жесткости агрессивных действий, по своим психологическим характеристикам (уровню интеллекта, произвольности) и по своему статусу в группе сверстников.

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками. Получив внимание партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У этих детей агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер. Их враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников — готовностью сотрудничать с ними. Их агрессивные действия отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. По данным социометрического обследования, дети этой группы имеют весьма невысокий статус в группе сверстников. Их либо не замечают и не принимают всерьез, либо избегают. Данные психологического обследования показывают, что они значимо отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) следующим:

  • низким уровнем интеллекта — как общего, так и социального;
  • неразвитой произвольностью;
  • низким уровнем  игровой деятельности  —  они не умеют поддерживать игру и

стремятся обратить на себя внимание,  используя деструктивные действия и разрушая игру других.

Эти дети обычно игнорируют нормы и правила поведения, ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат, однако их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Все эти данные позволяют предположить, что в данном случае мы имеем дело с некоторым отставанием в общем психическом развитии ребенка. Его обостренная потребность во внимании и в признании сверстников не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности, и в качестве средства самоутверждения он использует агрессивные действия. Этот вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребенка — продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.

Вторую группу составляют дошкольники, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У них агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих дошкольников отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. Как правило, эти дети пользуются популярностью в группе сверстников, а некоторые выходят на положение «лидеров». Среди всех форм агрессивного поведения у них чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. По результатам обследования, эти дошкольники обладают следующими особенностями:

  • высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального);
  • хорошо развитой произвольностью;
  • хорошими организаторскими способностями, умением организовать игру;
  • достаточно высоким уровнем развития ролевой игры;
  • высоким социальным статусом в группе сверстников.

Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. При этом они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого. Положительная оценка взрослого несомненно важна для них. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности. Их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели. Данный вид агрессивности детей можно назвать нормативно-инструментальным.

В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели — ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Эти дошкольники используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну-две постоянные жертвы — более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность. Они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права. По результатам психологического обследования эти дошкольники имеют:

  • средние показатели интеллекта;
  • произвольность в целом соответствует возрастным нормам;
  • низкий социальный статус в группе сверстников - их боятся и избегают;
  • уровень развития игры также находится на средних уровнях, однако их содержание

часто носит агрессивный характер — все дерутся, мучают или убивают друг друга. Истязание других — детей или игрушек — приносит им своеобразное удовольствие.

Этот самый тяжелый вариант детской агрессивности можно назвать целенаправленно враждебным. К счастью, он встречается достаточно редко (5—7% детей).

Выделенные группы детей существенно различаются как по формам проявления агрессивности, так и по мотивации такого поведения.

Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае — спонтанная демонстрация себя, во втором — достижение своих практических целей, в третьем — подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство — невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

В ситуациях, выявляющих отношение к сверстнику, по всем показателям значимых различий между подгруппами агрессивных детей не обнаружено. Все они проявляют низкий интерес к сверстнику, неадекватные реакции на успехи другого (злорадство при его неудачах и протест против его достижений) и неспособность бескорыстно поделиться или помочь другому Подобный тип отношения к сверстнику оказался не связанным ни с уровнем развития игры, ни с самооценкой, ни с реальным положением ребенка в группе сверстников. По-видимому в основе такого отношения к другим лежит фиксированность ребенка на себе, его внутренняя изоляция от других.

Другие люди выступают для него как внешние обстоятельства, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред. Сосредоточенность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяют таким детям увидеть и почувствовать других людей, поэтому для них недоступно сочувствие, сопереживание или содействие. Очевидно, что такое мировосприятие создает ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает все большее противостояние и отдаленность от других, а значит, враждебное отношение к ним. Степень такого восприятия враждебности может быть различной (она нарастает от 1-й группы к 3-й). Однако ее психологическая природа остается той же — внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность видеть другого человека.

В то же время в дошкольном возрасте еще не поздно предпринять своевременные меры для преодоления этих тенденций. Для таких детей, пока они еще маленькие, будет очень полезна специальная коррекционная работа. Она должна быть направлена не на безопасный выход агрессии (эмоциональный катарсис, когда ребенку разрешают бить подушки или мягкие игрушки), не на повышение самооценки, и даже не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции и формирование способности видеть и понимать других.

Литература

  1. Киселева М. В., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании:

Учебное пособие. -СПб.: Речь, 2014.

2.  Кулганов Е. А. Коррекция агрессивного поведения детей // Дошкольная педагогика. — 2015. — № 7(112).

3. Кулганов В. А. Психологические аспекты агрессивного поведения дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2015. — № 6 (111).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ

Проект на тему: "Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ"...

«Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ»

С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в сторон...

Консультация для воспитателей «Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ»

   ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Быстрое развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим....

Консультация для воспитателей «Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ»

    ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим. Президент РФ по...

Опыт работы по теме: "Использование интерактивных технологий в работе с детьми"

Данный материал посвящен особенностям использования ИКТ в работе с детьми...

Статья «Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ"

Информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, у...