консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе"
консультация (подготовительная группа) на тему

Гудзик Татьяна Владимировна

в консультации в доступной форме для родителей форме раскрыты понятия готовности к школе, состовляющие готовности, а также практические рекомендации и советы как осуществлять подготовку ребенка в школе, основываясь на ведещей игоровй деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  по теме:

 «Готовность ребенка к обучению в школе».

Провела педагог-психолог ГБДОУ № 14

Петродворцового района СПб

Гудзик Татьяна Владимировна.

План выступления:

  1. понятие «Готовность к школе».
  2. вопрос: « Чему и как учить ребенка, чтобы подготовить его к школе?»
  3. результаты психолого-педагогического обследования уровня развития воспитанников подготовительных групп.
  4. рекомендации для родителей.

  1. Вопрос для родителей: Из чего складывается готовность ребенка к обучению в школе?

 У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что из знания алфавита, из умения читать, писать, и навыков быстрого счета.

 Готовность ребенка к  обучению – это уровень физического и психического развития, при котором те требования, которые будет предъявлять школа, не будут для него чрезмерными и не приведут к нарушениям его здоровья.

Что же относится к этим требованиям:

  • Ответственное отношение   к школе
  • Произвольное управление своим поведением
  • Выполнение умственной работы, которая обеспечивает усвоение знаний.
  • Установление со взрослыми и со сверстниками взаимоотношений в совместной деятельности.

Очень часто мы слышим такие слова «психологически не готов к школе» и неверно их растолковываем, понимая под этими словами – когда у ребенка есть определенные личностные качества, или эмоционально-волевая незрелость, которые не позволяют ему успешно обучаться в школе. Однако такие представления и понимание не верно.

Психологическая готовность  - это очень обширное понятие, которое включает сформированность различных сфер: (слайд)

Интеллектуальная готовность - это уровень развития познавательных психических процессов необходимый для успешного овладения школьной программы.

Интеллектуальная готовность не предполагает у ребенка каких-то определенных сформированных умений (счета и письма). Это наличие у ребенка более высокого уровня психического развития, которое дает возможность читать, считать и решать задачи

Бывает, что будущий первоклассник умеет читать, писать, считать, но у него рассеянное внимание, плохо развита память и у него будут трудности в школе и наоборот ребенок с более высоким уровнем развития памяти, внимания, мышления сможет догнать и перегнать в успешности своих сверстников.

Многие познавательные психические процессы к 7 годам приобретают произвольность. Ребенок способен управлять памятью, вниманием, т.е. делает и запоминает не то что просто интересно, но и нужно.

Мотивационная готовность – это наличие у ребенка желания учиться.

И, наверное, если вам сейчас задать вопрос: «Хочет ли ваш ребенок идти в школу?». Почти все сразу ответите: «Да!». Значит и мотивационная готовность сформирована. Однако это совсем не так.

Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Он может хотеть в школу, потому что все друзья пойдут, потому что купят новый портфель и другие вещи, привлекает детей класс, школа, учительница. Но еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Просто они поняли, что статусное место гораздо важнее и почетнее, хочет стать взрослым.

Важно, чтобы школа привлекла именно своей деятельностью- учением (учебной) «Хочу учиться!». Именно стремление стать учеником, т.е. выполнять правила поведения школьника, иметь обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника».

Волевая готовность - умение слушать, вникать в содержание того, о чем говорит учитель, довести начатое дело до конца, работать по инструкции, планировать свои действия, способность управлять своим поведением.

Эмоциональная готовность. Отдавая ребенка в школу, кажется, что его отношение к ней будет положительным. Однако это не всегда так, в феврале уже приблизительно 15% детей испытывают негативное отношение к школе.

В чем причина?

  • Вами выбран неверный темп работы, объем, что приводит к переутомлению, страху не успеть, в поведение могут появиться протест, негативизм.
  • Частые ежедневные разговоры дома о школе вызывают у детей тревогу
  • Активных, непоседливых детей стараются превратить в прилежных, послушных и удобных, что вызывает у детей негатив.
  • Не правильно формируете понятие школьной оценке. Часто дети задают вопрос: «А мне сегодня 5?» и вроде бы для того чтобы поддержать интерес вы соглашаетесь и оцениваете работу «5» или «4». А потом в реальной школьной жизни возникают противоречия, разочарование, негативное отношение.

И еще говоря о развитии эмоциональной сферы необходимо пару слов сказать о самооценке. Конечно,  у ребенка самооценка должна быть адекватной. Дети с завышенной (высокой) самооценкой всегда считают, что виноват кто-то другой, они все знают, поэтому, когда сталкиваются с трудностями, бросают начатое дело, до конца не могут выслушать задание.

С заниженной – испытывают страх, неуверенность при новом деле, боятся, что не справятся.

  1. Что в первую очередь необходимо развивать? (слайд)

 Трудно дать однозначный ответ. Некоторые считают, что надо развивать только познавательную сферу, другие – развивать самостоятельность, организованность, чаще все сводится к тому, что за последний год до школы начинают учить писать, читать. И не имеют положительных результатов в этом процессе.

А поможет нам разобраться в этом вопросе схема психолога Ганзена. В ней условно отображены в виде блоков разные сферы психической деятельности человека. Все психические функции тесно связаны  друг с другом. Он считал «входом» является ощущения, которые подкрепляются эмоциональной оценкой и окраской. Познание человека окружающего мира начинается с ощущений, а «выходом» - действия  и речь.

 Наше сознание (шапочка) – все собирает воедино, все сферы, регулирует наше поведение. Так как наша психика всегда функционирует, как единое целое недостаточная сформированность отдельных компонентов вызывает дефект, проблему в развитии других.

Например: недостаточное эмоциональное развитие приводит к трудностям в развитии волевых качеств и мотивации к обучению.

И данная схема (функциональная структура психики) наглядно помогает нам понять, как правильно организовать подготовку к школе.

Наверное, из моего рассказа вы поняли, насколько все процессы тесно переплетены между собой. Поэтому в настоящий момент нужно понять и определить те трудности, которые наблюдаются и работать именно над ними, а не опережать развитие вашего ребенка.

Пример: многие из вас считают, что одним из показателей готовности к школе являются умения читать, а многие дети не могут этому научиться. Почему же так происходит?

Процесс овладения  чтением очень сложен, в нем задействованы многие системы головного мозга. Ребенок должен

  • Запомнить зрительный образ буквы (для этого у него должен быть хорошо развито зрительное восприятие и память)
  • Запомнить какому изображению соответствует определенный звук (слуховое восприятие)
  • Понимать, что при письме и чтении звуки и буквы как бы нанизываются на бусы по очереди в строгой последовательности
  • Необходимо удерживать в памяти предыдущие, объединить их, соотнести полученное сочетание звуков со смыслом (мышление, слуховое восприятие, зрительное восприятие, память)
  • И далее чтобы изобразить (написать) необходима достаточно развитая моторика, зрительно-моторная координация, внутренний план действий.
  • Усидчивость и внимательность

И, конечно же, если есть трудности в развитии хотя бы одного из процессов, то процесс обучения чтения и письма нарушается.

  1. результаты психолого-педагогической диагностики. (слайд)

  1. Кто должен осуществлять подготовку ребенка к обучению в школе?

Часто родители рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей и в этом направлении в ДОУ ведется огромная работа. Но без помощи родителей подготовка не является качественной. Опыт работы показывает, что никакое самое лучшее дошкольное образовательное учреждение не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. Безусловно, в детском саду дети учатся многому, но если занятиями не интересуются в семье, не придают им должно значения, не поощряют усердия и старания ребенка, то ребенок тоже начинает относиться к обучению пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности. Невнимание родителей обижает детей, они обижаются, в последствие, появляются проблемы в развитии эмоциональной сферы.

  1. Как организовать подготовку ребенка к школе?

  • Непродолжительные приятные для ребенка занятия продолжительностью 15-20 минут, такого рода занятия должны быть систематичными.
  • Дошкольник учится в игре. Это ведущий вид деятельности.

В настоящее время предлагается большое количество книг и тетрадей для подготовки к школе, но совсем забыли об играх, которые играли сами, которые способствуют познанию окружающего мира, развитию памяти, внимания, мышления.

 ИГРЫ:

  • Я ЗНАЮ 5
  • СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ
  • ЛИШНЕЕ СЛОВО
  • ИГРА В СЛОВА
  • ЛОТО
  • ЧТО БЫВАЕТ КРУГЛЫМ, КВАДРАТНЫМ, ТРЕУГОЛЬНЫМ. (разновидностьСЛЕДОПЫТ)
  • ГОРЯЧО-ХОЛОДНО
  • ОТГАДАЙ ЧИСЛО
  • ПОИСК КЛАДА (отыскивание сюрприза по плану комнаты)
  • СТРАНА ВЕЩЕЙ
  • ГОВОРИ НАОБОРОТ
  • ЦВЕТА
  • КРАСКИ

Безусловно, есть и те игры, задания и упражнения, которые выполняются при помощи бумаги и карандаша.

  • ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
  • НАЙДИ И ВЫЧЕРКНИ
  • ШТРИХОВКИ, ОБВОДКИ, КОПИРОВАНИЕ ФРАЗ И ИЗООБРАЖЕНИЙ.
  • ЛАБИРИНТЫ, ПЕРЕПУТАННЫЕЛИНИИ
  • НАЙДИ ОТЛИЧИЯ

Огромное значение в развитии детей приносят конструкторы, складывание из палочек.

  • Принцип от простого к сложнму
  • Адекватная оценка успехов, при неудачах «если бы ты сделал …. У тебя бы получилось лучше.
  • Играть можно везде дома когда заняты другим делом, в транспорте и т.д.
  • В общение и игре с ребенком должно присутствовать ваше желание и вам должно быть интересно, если нет не делайте через силу, в этом нет пользы
  • Не опережайте изучение программы 1 класса

Заключение: готовность к обучению в школе – это не программа, которой можно обучить, натренировать. Это интегративное свойство, которое развивается через обычное «участие в жизни» и игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Физическое здоровье и готовность ребенка к обучению к школе"

Консультация для родителей "Физическое здоровье и готовность  ребенка к обучению к школе"...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...

Консультация для родителей "Скоро в школу или психологическая подготовка ребенка к обучению в школе"

Консультация для родителей "Скоро в школу или психологическая подготовка ребенка к обучению в школе"...

Консультация для воспитателей на тему:«Идем в школу с радостью» -создание условий для успешной социализации ребенка к обучению в школе»

laquo;Идем в школу с радостью» -создание условий дляуспешной социализации ребенка к обучению в школе»...

“Особенности психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Основные рекомендации для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”.

В консультации для родителей детей подготовительных групп рассказывается об особенностях психологической готовности детей с ТНР  к обучению в школе. Раскрываются основные рекомендации для родител...