Ситуация успеха
консультация (подготовительная группа) на тему

Консультация содержит материал по разработке и широкого внедрения в практику новых педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya_uspeha_konsultatsiya.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Создание ситуации успеха с детьми на занятии

(Выступление на семинаре 25.02.2016 г.)

Е.Х. Семухина,

старший воспитатель 


 
   Мы все прекрасно знаем, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,  успешные люди, готовые к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

  Желание повернуть педагогический процесс лицом к ребенку привело к гуманизации процесса обучения, личностно - развивающему обучению, а основной задачей  стала задача разработки и широкого внедрения в практику новых педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы детей.

Мы, взрослые люди, любим, когда коллеги и руководители замечают наши успехи и начинания, по заслугам оценивают наш вклад в позитивное дело.

 Также и детям  разных возрастных категорий, еще более, чем для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Поэтому взрослые стараются поощрить даже небольшой успех воспитанника или ученика, отметить (хотя бы добрым словом) его личные достижения в каком - либо виде деятельности.  У  ребят от успеха рождается вдохновение, появляется интерес к учению и они с большим желанием занимаются.

   Еще К.Д.Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок , никогда не познавший радости труда в учении , не переживший гордости от того , что трудности преодолены , теряет желание, интерес учиться.  Первой заповедью воспитания К. Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои дела.

         Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников.

Вопрос аудитории: Как может педагог сформировать интерес у воспитанников к учебному процессу и при помощи чего?

Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

Деятельность учителя или воспитателя строится на основе системы методов. Охарактеризую методы, оперируя которыми педагог может создать условия за переживание учащимися ситуации успеха. Подробно раскрою каждый метод.


    Созданию ситуации успеха,  способствует использование педагогом в  учебно – воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре,  в группе, в микрогруппах дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, коллективная форма обучения позволяет педагогу оживить занятие,  предоставить возможность реализации коммуникативных потребностей детей.

Методы дифференцированного обучения

   Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача педагога состоит в том, чтобы дать возможность ребенку проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы.

    Дифференциация  означает разделение, расслоение целого на части. В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы “сильных”, “средних” и “слабых” педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний,  может быть контроль и проверка знаний. Педагог имеет возможность поработать с группой слабых детей и осуществляет усиленное закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество упражнений. Также детям предлагаются образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ребенок в такой ситуации работает в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету.

 Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения.

   Наиболее эффективным для создания на занятии и уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Педагог создает проблемную ситуацию, направляет обучающихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются различные гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связи. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет детям почувствовать свою причастность к происходящему на занятии.

Использование проектного метода в обучении школьников и дошкольников

Метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя и воспитанников под руководством воспитателя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Например, на занятиях в дошкольном учреждении и на уроках технологии младшие школьники могут работать над следующими проектами: “Город моего будущего”, “Улица моей мечты”, “В гостях у сказки” и т.д 

Вашему вниманию на слайде представлены

Положительные стороны ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  •  поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
  • развивает инициативность, креативность, активность;

Вопрос аудитории: Как Вы думаете, существуют ли отрицательные стороны создания ситуации успеха и в чем это выражается?

Негативные стороны создания ситуации успеха состоят в том, что ребенок может переоценить свои возможности и поставить перед собой  такие задачи, которые будут ему непосильны, невыполнимы.

Вопрос аудитории: Не получив соответствующих результатов, как он может  ребенок справиться с этим?        

Работа школьного учителя и воспитателя должна быть направлена на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов – с другой.  Для этого рекомендуется ставить перед воспитанниками такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы, так как они соответствуют его возможностям или находятся в зоне его ближайшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Залог успешной интеграции ребенка – создание ситуации успеха для ребенка.

Выступление с докладом на малом педсовете (с участием специалистов - логопед, дефектолог). Заинтересует как педагогов, так и родителей детей....

Создание ситуации успеха

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отде...

Сообщение "Ситуация успеха как условие формирования у дошкольников уверенности в себе"

Материал о формировании у дошкольников уверенности в себе....

Консультация-тренинг для воспитателей: Технология создания ситуации успеха ребёнка-дошкольника.

Построение ситуации успеха, как и само воспитание ребенка,  кропотливый труд и просто наша жизнь. От нас зависит многое, но отнюдь не всё. Отдать детям столько душевного тепла, умения и знаний, с...

Воспитателям о создании ситуации успеха

материал для воспитателей...

Инновационный образовательный проект формирования ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности « Дорожка успеха»

Образовательный проект «Дорожка  успеха» направлен на коррекцию недостатков формирования эмоционально-волевой сферы, часто возникающие у детей с ограниченными возможностями здоровья, ...