Консультация для родителей дошкольников "Игры и упражнения для развития речи детей трех лет"
консультация (младшая группа) на тему

Деева Татьяна Сергеевна

материал для родителей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx124.54 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимоинформирование (общение)

Консультация для родителей

 «Игры   и упражнения для развития речи детей трех лет»

C:\Users\Denis\Downloads\Первоклашка-2.jpg

Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга. Для того чтобы малыш успешно развивался, хорошо учился в школе, необходимо еще в раннем детском и дошкольном возрасте начинать развивать его речь, как основу коммуникации ребенка с другими людьми. Сегодня существует большое количество методик, позволяющих эффективно обучать ребенка устной речи.

У детей  в этом возрасте часто встречается моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Многие ученые пришли  к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения с речевым и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют.

Предлагаем Вашему вниманию несколько интересных упражнений  для занятий с ребенком дома:

«Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Слоненок» — средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный — ноги. Слоненок «идет» по столу.

«Корни деревьев»— кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

 К середине года, когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построение фигур из кисти и пальцев рук.

Например, такой рассказ:

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

При хорошей фантазии родителей можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев.

Предлагаем Вашему вниманию несколько интересных игр для занятий дома:

«Посмотри-ка, что я вижу»

Посадите ребенка перед окном и сядьте рядом с ним, или просто возьмите его к себе на колени. Начните беседовать с ним о том, что вы видите за окном. Спросите малыша: «Что ты видишь во дворе?» Например, если ребенок произнесет слово «машина», спросите: «Где едет машина?» Постоянно старайтесь поддерживать у вашего малыша желание разговаривать. Найдите в журналах картинки, на которых изображено то, что вы видели. Показывайте эти картинки ребенку и напоминайте ему о том, о чем вы уже разговаривали раньше.

«Пальчик в домике»

Игры с пальчиками, если они сопровождаются незатейливыми стишками, очень полезны для развития речи; кроме того, они вовлекают в действие как правое, так и левое полушария мозга. Читая стишок, делайте следующее:        
Пальчик в домике сидит, (сожмите руку в кулак таким образом, чтобы большой палец оказался внутри)        
Затаился и молчит.        
Выходи скорей, я жду.
Подожди, сейчас приду (резко вытолкните большой палец из-под других пальцев и издайте взрывной звук)

«Холодно!» 
Выйдите с  ребенком,  пусть он почувствует, как холодно на улице. Скажите ему: «Мне холодно!» Постарайтесь сделать так, чтобы он повторил эту фразу. Прочитайте ему стихотворение, и пусть он присоединится к вам:

Маленький Тимошка громко кричал: Холодно!

 Крик его улицу всю заполнял: Холодно!

И, что бы он не пытался сказать,

У него получалось опять и опять:

Холодно!  Холодно! Холодно!

Повторите еще раз и покажите малышу, как скрестить руки на груди, чтобы унять  дрожь.
 Чему же научится ваш ребенок? Подражанию.

 «Мы ходим и трогаем вещи»

        Трехлетние ребятишки любят трогать все, что попадает им под руку. Вы можете помочь своему ребенку узнать больше о том, до чего он дотрагивается, если будете специально привлекать его внимание к этому. Во время купания, например, очень хорошо порассуждать о том, что ноготки на пальцах ног на ощупь твердые, а волосы мягкие. Походите с малышом по дому, дотрагивайтесь вместе с ним до разных вещей, а что бы превратить эту прогулку в забаву, приговаривайте: «Сейчас мы дотронемся, мы сейчас дотронемся, Возьмем и дотронемся до (название вещи). Выбирайте предметы с различной текстурой: мягкие, твердые, холодные, скользкие, грубые, колючие и т.д.». Сравните вместе с ребенком разные вещи: «Это тверже, а это мягче». Чему же научится ваш ребенок? Получит представление о текстуре предметов.

«Кто там за дверью?»        
      Поиграйте с малышом в стук в дверь. Либо вы, либо ваш ребенок должны выйти в другую комнату и закрыть за собой дверь. Затем вы стучите в дверь. Ваш малыш говорит: «Кто там? Войдите». Вы открываете дверь и говорите: «Это я». Теперь пусть ваш ребенок постучит в дверь, а вы скажите: «Кто там? Войдите» Предложите малышу изобразить собачку. Тогда после того, как вы произносите: «Кто там? Войдите», он откроет дверь и начнет лаять как собачка.
Чему же научится ваш ребенок? Игре, развивающей воображение.

  «Покажи мне, как ты …»       
 Эта игра поможет ребенку следовать вашим указаниям, прислушиваясь к тому, что вы ему говорите. Начинайте каждое указание со слов: «Покажи мне, как ты …» и заканчивайте фразу. Эта игра очень проста, но ваш ребенок наверняка полюбит ее. Давая указания, сами выполняйте все эти действия, чтобы малыш мог подражать вам. Покажи мне, как ты дотягиваешься головкой до плеча, касаешься ухом стула, дотрагиваешься до мамочкиного носа, трогаешь лодыжки, дотрагиваешься до папочкиной шеи. Хвалите ребенка каждый раз, когда он выполнил Ваше задание!

Главное, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость!

Тема: Консультация для родителей «Игры и упражнения  для развития речи детей трех лет».

Составила, произвела подборку игр и упражнений для консультации: старший воспитатель Деева Т.С.

Методы и приемы, используемые  в мероприятии по активизации взрослых:  

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей необходимые  знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы  подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. К таким формам относятся и тематические консультации, которые организуются с целью ответить на вопросы, интересующие родителей. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — в том, что родители знают, где они могут получить поддержку и совет.  В нашем дошкольном учреждении существуют и  «заочные» консультации - ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила  большой отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали  самые разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

Список используемой литературы:

 1. Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов». Ярославль. «Академия развития»., 1997.

2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.» Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

3. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей». М., Гном и Д, 2001.

4. Ермакова С.О. «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет». М.,2008.

5. Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. ФГОС», ред.: Кондратовская Н. Б.,  изд.: Детство-Пресс, 2018 г.

Савельева  Е. Н.« Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников»;

6.  ТкаченкоТ.Н. «Развиваем мелкую моторику»,  изд. Эксмо, 2014 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни"

quot;Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни"...

Консультация для родителей Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни

С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соот...

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста».

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, в...

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста»...

Консультация для родителей "Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни".

С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соот...