Консультация для воспитателей «Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками у детей 2-3 лет»
консультация на тему

Иконникова-Сараева Наталья Витальевна

Данная консультация может быть полезна для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

на тему:

«Особенности формирования действий

с предметами и дидактическими игрушками у детей 2-3 лет»

На третьем году жизни продолжается интенсивное ознакомление ребёнка с окружающим. миром. Возросшая активность проявляется в большей самостоятельности, в желании создавать что-то своими руками (нарисовать, сконструировать, вылепить, построить и т.п.). расширяется ориентировка детей в окружающем. Возникает способность отражать в игре более широкий круг явлений. Интенсивно развивается воображение и наглядно-образное мышление ребёнка. Это значит, что дети третьего года начинают действовать в плане образа. Возрастает их способность к· сравнению и обобщению.

Усложнение психической жизни ребёнка позволяет изменить программный материал и приёмы обучения.

Занятия с предметами по-прежнему играют важную роль. Малыши уже имеют навыки «работы» с дидактическими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрёшки и т.п. собираются в усложнённых вариантах. Обращается внимание на выполнение мелких и точных действий, например, не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок на бочатах, матрёшках и др.

Возросшая способность детей к анализу и синтезу, а также умение более тонко сравнивать предметы позволяют детям третьего года решать задачи с дидактическими игрушками на подбор, группировку, соотнесение предметов с ориентировкой на два свойства одновременно.

Предметы, имеющие сквозное отверстие на оси симметрии (втулки, кольца, шары, кубы и т.п.) в занятиях с детьми третьего года жизни уже включают большое количество деталей, различных по цвету и величине. Если ребёнок двух лет собирает пирамидку из трёх последовательно уменьшающихся колец с помощью взрослого, то на третьем году ставится задача научить его выполнять это задание самостоятельно. С этой целью вначале дают задание собрать одноцветные пирамидки из 4-5 последовательно уменьшающихся колец, а затем собрать две такие пирамидки красного и синего или зеленого и красного, жёлтого и синего, жёлтого и красного, зелёного и синего цвета, т.е. ориентироваться не только на величину, но и на цвет колец.

Дети собирают пирамидки из объёмных геометрических фигур со сквозными отверстиями (шары, кубы, цилиндры), осуществляя выбор из деталей трёх величин - большой, поменьше, маленький.

В 2,5 - 3 года дети могут собирать пирамиды, чередую детали по цвету, форме и величине. Задания на чередование учат действовать в определённой системе, удерживать ее в памяти, совершать деиствия целенаправленно – в начале по показу взрослого, а затем по его словесной инструкции. В 2,5 - 3 года ребёнок уже хорошо понимает указания взрослого, поэтому можно использовать только словесную инструкцию, развивая умение представить результат действия и способы его достижения.

Занятия с дидактическими игрушками для детей третьего года жизни направлены в основном на развитие активной ориентировки, умения более осмысленно действовать в умственном плане, в воображаемой ситуации; самостоятельно переносить знакомые приёмы и средства решения поставленной перед ними задачи в новую ситуацию. Это возможно, потому что дети уже владеют необходимыми практическими способами действия с предметами (нанизывание, проталкивание, прокатывание и т.п.). последние почти автоматизированы - ребёнок не задумывается над техникой их выполнения.

Главные задачи обучения детей третьего года связаны уже не со способами практического выполнения заданий, а с более сложными умственными действиями по группировке, соотнесению, выбору. Ребёнок учится решать задачи в умственном плане. Однако это умение может сформироваться лишь в процессе постепенного усложнения систематических занятий с дидактическими игрушками на протяжении всего третьего года жизни.

Планомерная работа способствует развитию умственной активности ребёнка к концу третьего года к моделированию различных конструкций не только по словесному указанию, но и по графическому изображению. Дети в конце третьего года жизни уже могут, ориентируясь на рисунок, составить несложную по конструкции пирамидку, например из одноцветных и одинаковых по размеру деталей, а затем более сложные.

Занятия с объёмными геометрическими фигурами (шары, кубики и пр.) усложняются за счёт выполнения действий, требующих более тонкой дифференциации. Дети 2 - 2,5 лет вкладывают в «занимательную коробку» предметов, различных не только по величине или форме. При выборе отверстия они ориентируются уже на два свойства одновременно: величину и форму предмета. Следует остановится на особом виде занятий - вкладывании предметов в коробки разной формы. Так ребёнок учится действовать с несколькими предметами, учитывая их пространственные отношения и форму и т.п.

Занятия с объёмными геометрическими фигурами (кубики, параллепипеды - «кирпичики», цилиндры, призмы и пр.) можно выделить в особый вид деятельности - конструирование. Дети познают форму, выполняя различные «постройки»(домик, стул, стол, дорожки и т.п.).

Занятия с геометрическими фигурами - вкладышами также усложняются. В 2 - 2,5 года дети могут составлять башенки из трёх последовательно уменьшающихся деталей. Одновременно им предлагают предметы - вкладыши: кубы, конусы, цилиндры.

В 2,5 - 3 года дети могут составлять башенки из предметов определённой формы, осуществляя выбор из 2-3 кубов или 2-3 цилиндров(«круглых коробочек») разной величины и одного цвета. они могут также составлять башенки определённого цвета и определённой формы согласно поставленной задаче.

Следует помнить, что задания должны представлять посильную трудность для ребят. Только в этом случае обучение станет развивающем.

К концу третьего года жизни малыша в его познавательном развитии создаются предпосылки к качественно новому этапу освоения окружающего. От чисто внешней, эмоциональной стороны в приобретении сведений об окружающем ребёнок переходит к накоплению более содержательных знаний, раскрывающих какие-то внутренние закономерности. Последние приобретаются аналитически посредством наблюдений, усвоения причинно-следственных связей в окружающем мире. Например: светит солнышко, значит тепло; идёт дождь, значит сыро; пошёл снег - пришла зима, стало холодно, вода замёрзла, превратилась в лёд, нужно тепло одеваться чтобы не замёрзнуть и т.п.

Ребёнку интересно наблюдать изменения в предметах или явлениях на протяжении какого-то временного периода. Велика роль взрослого в появлении у детей первых умозаключений. Как бы не были элементарны первые знания, они становятся стержневыми в познании окружающего мира, ими обогащается раннее детство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Особенности освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин".

Особенности освоения детьми дошкольного возраста  размеров предметов и величин.Последовательность освоения величин в младшем и среднем дошкольном возрасте....

Консультация для воспитателей "Особенности формирования культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения....

Консультация для родителей «Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками детей первого года жизни»

Целевая группа: родители детей до года, не посещающих детский садПланируемые результаты: умение использовать на практике полученные знания для успешного развития действий рук ребёнка.Регламент работы ...

Консультация для воспитателей "Особенности формирования культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей "Особенности формирования культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста"...

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование навыков личной гигиены через игровую деятельность у детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий, и изменяется их структура. Перед воспитателями детского сада сто...

Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками в раннем возрасте.

Возможность познания предметов, окружающих ребенка, в большой степени зависит от развития способности видеть, слышать, осязать. Взрослому кажется, что такие действия, как протянуть руку к предмету, вз...