Сообщение к семинару "Планирование и методика проведения занятий по сенсорному воспитанию детей раннего возраста".
консультация

Иконникова-Сараева Наталья Витальевна

Данное сообщение может быть полезно родителям и воспитателям детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_k_seminaru.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение к семинару

на тему

Планирование и методика проведения занятий по

сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Составила: воспитатель

ГБОУ Школа №2075  ДО 2

Иконникова-Сараева

Наталья Витальевна

2014

Планомерность обучения детей - один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребёнка. При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитываются возраст детей, уровень их развития. Данные занятия могут быть одинаково интересны и малышам, и более старшим детям.

Обучение маленьких детей на занятиях довольно сложный процесс, возможный при определённом уровне нервно-психического развития малышей. На занятиях по сенсорному воспитанию каждым занятием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребенка. Прежде всего это относится к развитию движении руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисованию красками.

Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, чёткая форма дидактический пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения. Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим.

Важным фактом в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идёт от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учёту этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Принципом последовательности обуславливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами - величиной и формой предметов, которые можно обследовать путём ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия. Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой - квадратной формой, красным – синим цветом), а затем с более близкими признаками (круглой - овальной формой, жёлтым - оранжевым цветом). Важным принципом организации процесса обучения  является  систематичность.    

Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего возраста характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей на занятиях. Первоначально малышам дают задания на группировку предметов. Этому посвящается ряд занятий на различном материале с постепенным нарастанием этого разнообразия. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и наконец по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. Так, вначале осуществляется группировка предметов с резко различными сенсорными свойствами (формы и цвета), затем с более близкими. На одном занятии дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура предметов, т.е. заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии единственно новым. Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания, обеспечивает прочность и глубину знаний, умений.

В планировании методов обучения маленьких детей (как внутри каждого занятия, так и от занятия к занятию) чётко просматривается постепенность их изменения. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить под его непосредственным руководством фрагмент из всего задания отдельно каждому ребёнку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. В третьей части занятия при самостоятельном выполнении задания каждым ребёнком педагог даёт единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение.

Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребёнка от интересных для него дел. Так, например, если ребёнок отказывается идти на занятие, то не стоит заставлять его заниматься ни с первой, ни с второй подгруппой. После окончания занятий со всеми детьми взрослый предлаrает малышу сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлечённо играл, показать машинку, а затем погрузить в неё палочки одного цвета. Ребёнок охотно выбирает предметы заданного цвета и складывает их в кузов машины (задание на группировку предметов по цвету). Особого внимания требует анализ проведённых занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильное размещенные предметы и предлагает ребёнку снова посмотреть, куда их надо положить. При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качественно усвоить задания.

Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.

Методика обучения несколько видоизменяется. Основным её отличием является быстрое прохождение программы. Это прежде всего относится к группировке предметов по различным сенсорным признакам. Поскольку задания по сортировке предметов являются составной частью заданий по соотнесению разнородных объектов, то за счёт этого методика обучения детей третьего года жизни на занятиях уплотняется. Уплотнение содержания обучения предполагается и внутри одного занятия, например по группировке однородных предметов, когда дети сортируют вначале объекты резко различных свойств, признаков, а затем, на этом же занятии, им предлагают группировать предметы по более близким признакам. Возможность уплотнения содержания занятий возникает за счёт более устойчивого внимания детей третьего года жизни, а также более совершенной координации движений руки. В связи с этим на занятиях возникает возможность больше времени уделить именно сенсорным задачам.

Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знании и умении в повседневном жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки - свойства снега, в процессе игр, при катании на санках учитывают тяжесть предметов. Собирая матрёшку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т.д.

После. обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал можно дать малышам и для самостоятельных игр. Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только при естественном освещении. При искусственном освещении малыши не могут воспринимать цвета предметов, который искажается из-за примеси желтоватого или сиреневатого оттенка. Дидактический материал раскладывается на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста «Курочка и цыплятки»

Конспект игры-занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста...

Конспект игры-занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с использованием средств народной педагогики «Курочка и цыплятки»

Программное содержание:- развивать познавательную и двигательную активность, способствовать формированию положительных эмоций, доброжелательных взаимоотношений; - учить детей воспринимать н...

Конспект занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста "Бусы для бусы Кати"

Конспект занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста "Бусы для бусы Кати"...