Дидактические игры
методическая разработка (старшая группа) на тему

Прокопович Наталья Александровна

Обучающие игры природоведческого характера используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах, явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязь между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов, об изменениях в живой и неживой природе. Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого образа и объекта в природе, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

В процессе обучения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанию выполнять нормы поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx71.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №6 «Рябинка»

Картотека

Дидактических игр по

обогащению и активизации словаря

        Подготовила: воспитатель

Прокопович Наталья Александровна

МАДОУ МО г.Нягань «Д/с№6 «Рябинка»

Игры, способствующие количественному накоплению слов,

пониманию их смыслового значения слова и точного соотнесения

к объектам окружающего мира

1. «Выбери правильный ответ»

Цель: накопление пассивного словаря детей.

Игра-шутка, в которой детям предлагается выбрать правильный ответ из нескольких предложенных педагогом. Например: Веник - это стройное красивое дерево, продукт, который можно кушать, инструмент, которым можно подметать.

        

        2.         «Кто где живет»

Цель: закрепление в словаре детей существительных и прилагательных.

На картинном материале детям предлагается поселить животных в свои домики и назвать их жилище.

Нора - для лисы и мышки (лисья нора); берлога - для медведя (медвежья берлога).

3.         «Объясни, что это»

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса

Детям самим предлагается объяснить смысловое значение слова.

Например, Мел - Это предмет, которым пишут на доске. Карандаш – это предмет, которым рисуют. Иголка- это предмет которым шьют и т.д.

 

4.         «Отгадай и назови»

Цель: активизация словаря, развитие внимания

Детям предлагается отгадать слово по его лексическому значению. Побеждает тот, кто больше назовет правильных ответов. Например:

Место, где приготавливают и продают лекарство. (Аптека) Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)

5. «Лото»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

У детей на столе карточки с изображением нескольких предметных картинок. У педагога второй набор разрезных картинок. Ребенок должен узнать на своей карточке названный педагогом предмет и закрыть его.

        

  1. «Назови части» по картинкам или по представлению

Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части.

Педагог показывает картинку или называет слово и просит назвать его части.

Например: Что есть у тигра? (Тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть).

7.        «Отгадай, что это?»

Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части

Детям предлагается узнать предмет по названиям его частей.

Например:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

       

8.        «Что забыл нарисовать художник» 

Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части.

На картинках нарисованы предметы с недостающими частям. Детям предлагается назвать, что забыл нарисовать художник. У машины нет колес. У грузовика нет кузова. У

9.        «Модельное агентство»

Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части; закрепление в словаре детей прилагательных

Детям предлагаем «демонстрировать» свою одежду, рассказывают, из какой ткани она сшита, называют детали одежды.

Платье из ситца - ситцевое. У него есть рукава, карманы, воротник, пуговицы, лиф и юбка.

10.        «Кто больше?»

Цель: закрепление в словаре детей глаголов.

Учить детей подбирать как можно больше названий предметов к названию действия, или подобрать картинки, названия которых могут употребляться с данным словом.

Например:

Бежит: кто? (девочка, собака); что? (речка, молоко).

 кто? Лакает кто? Дует что?

11.    «Таинственный мешочек»

Цель: уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств

Ребенок, закрыв глаза, достает предмет из мешочка и называет его.

12.         «Что где растет»

Цель: активизация в словаре детей существительных по теме.

Детям предлагается распределить картинки с изображением растений по месту их произрастания.

Морковка - на огороде;     роза - на клумбе;

Груша - в саду;            василек - в поле.

13.        «У кого кто?» по темам «Животные» и «Птицы» (с использованием картинного материала)

Цель: активизация в словаре детей названий животных и их детенышей.

Дети помогают мамам найти потерявшихся детенышей. У белки - бельчонок, у лисы - лисенок, у утки - утята. Или помогают собраться всей семье: лис, лиса, лисенок. Волк, волчица, волченок. «Найди свою маму»

Дети делятся на две группы, надевают маски животных. Все гуляют по комнате. По команде «детеныши» должны найти свою «маму» и соединиться в пары. 

14.        «Кто что любит»

Цель: активизация словаря детей.

На картинном материале детям предлагается «покормить» животных и птиц.

Зайцу - морковь, трава, капуста.

Белке – орехи, грибыы

15.        «Как назвать того, кто...»

Цель: активизация в словаре детей названий профессий.

Учить детей понимать и правильно употреблять в самостоятельной речи названия профессий. Кто работает на кране? Кто чинит часы? Кто управляет самолетом?

16.        «Кому что нужно» по теме «Профессии»

Цель: активизация словаря по теме.

Дети подбирают картинки с изображением предметов необходимых человеку данной профессии.

Учителю - указка, книги, доска, глобус.

17.        Игра по теме «Профессии» с использованием женского
и мужского силуэтов.

Цель: активизация словаря по теме.

Назвать женскую профессию.

Мужчина - портной, а женщина - (портниха); учитель - учительница.

18.        «Узнай предмет по описанию»

Цель: учить соотносить предметы и его признаки, активизация в речи детей существительных и прилагательных.

По представлению или по картинкам дети догадываются, о каком предмете говорит педагог.

Зеленый, полосатый, круглый, вкусный, красный, сочный. (Арбуз)

19.        «Времена года».

Цель: активизация словаря по теме.

К сюжетной картинке дети подбирают предметные картинки. Что бывает зимой? (снежинка, сугроб, ледяной каток, снежная горка, снеговик, санки, кормушка)

20.        «Строим дом»

Цель: активизация словаря по теме.

Из разрезных картинок дети на фланелеграфе «строят» дом, называют части дома: фундамент, стены, крыша, окна, двери, крыльцо, балкон.

21.        «Фотоальбом» по теме «Семья».

Цель: активизация словаря по теме.

Учить различать людей разного возраста на картинках. Обобщать разные изображения людей по возрастному или половому признаку. Уметь с помощью набора картинок воссоздать последовательность возрастного развития человека

Игры, способствующие формированию у детей глагольного словаря

1. «Покажи и объясни»

Цель: активизация в речи детей глаголов.

Педагог называет глагол и просит детей объяснить, что обозначает это слово, показать это действие с помощью мимики, движений.

2. Игра в лото «Кто что делает?»

Цель: накопление пассивного словаря детей.

На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Педагог называет действие. Дети находят соответствующую картинку и закрывают фишкой.

3. Игры по лексической теме «Животные»

Цель: активизация в речи детей глаголов.

«Как голос подает?»

Что делает собака? Собака - рычит, лает.

Лошадь — ржет.

«Кто как двигается»

Кошка крадется, прыгает, лазает.

«Кто как ест» (Грызет, лакает, жует)

4.        «Узнай животное по действиям»

Цель: развитие мышления, активизация словаря.

Рычит, лает, грызет, ласкается, кусается, бегает, сторожит. (Собака)

5.        «Кто что умеет делать» по теме «Профессии»

Цель: активизация словаря по теме.

Педагог предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.

Учитель учит, доктор лечит, художник рисует, продавец продает.

6.        «Что, какие звуки издает»

Цель: активизация глагольного словаря.

Дверь скрипит, машина гудит, ручеек журчит, бумага шуршит.

7.        «Мы едем, едем, едем...»

Цель учить детей правильно употреблять глаголы с разными приставками.

Предлагаем детям поиграть с машинами: к гаражу подъехать, от гаража отъехать, по дороге поехать, через «мостик» переехать.

8.        « Труженики»

Цель: учить детей различать и подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида, используя картинный материал.

Покажи, где девочка поливает цветы, а где полила. Где подметает полы, а где подмела. Где мальчик собирает овощи, а где собрал.

Игры по обогащению словаря словами признаками (прилагательными)

1.        «Какая? Какой? Какие?»

Цель: учить детей выделять ведущие признаки предмета (цвет, размер, материал, форму)

Что можно сказать про мяч? Какой он?(круглый, легкий, большой, резиновый, яркий)

Что можно сказать про арбуз?

2.        «Кто больше?»

Цель: активизация в речи детей прилагательных.

Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какая?», «Какой?», «Какое?» при изучении тем «Осень», «Зима», «Лето», «Весна».

Солнце «какое?»        дождь небо ветер облака трава

  1. «Угощаем соком» по темам «Овощи и «Фрукты»

Цель: учить образовывать прилагательные от существительных.

Сок из яблок какой? ...(яблочный).

Сок из огурцов ... (огуречный).

4.        «Какой лист» по теме «Деревья»

Цель: учить образовывать прилагательные от существительных.

Лист с липы - липовый.

С березы - березовый.

5.        «Магазин тканей»

Цель: учить образовывать прилагательные от существительных.

Что вы хотите сшить и из какой ткани?

Пальто из драпа - драповое.

Платье из ситца - ситцевое.

6.        «Варим обед»

Цель: активизация в речи детей прилагательных.

Дети в кастрюлю кладут пакетик с крупой и объясняют:

Я варю гречневый суп, гречневую кашу.

Я варю рисовый суп, рисовую кашу.

7. «Подумай и договори»

Цель: учить детей образовывать прилагательные от существительных.

В комнате стоит шкаф из дерева. Он какой? Деревянный.

На столе стоит стакан из стекла. Какой он? Стеклянный.

8. «Веселый карандаш»

Цель: накопление пассивного словаря.

На картинках «веселые» карандаши разного цвета. Дети подбирают к ним предметные картинки соответствующего цвета.

  1. «Подскажи словечко»

Цель: учить образовывать от прилагательных сравнительную степень

Коля сильный, а Вова еще...(сильнее). Весенний день теплый, а летний еще ...(теплее).

10.        «Отгадай загадку»

Цель: учить отгадывать названия предмета по описанию его признаков.

Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный. Чистый, быстрый, журчащий, весенний.

11.        «Чей хвост? чье ухо?»

Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные.

Животные испугались охотника и спрятались за деревья. Дети узнают на картине животных по частям тела, называя их.

Чье это ухо? (лисье). Чей хвост? (лисий). Чья голова? (лисья).

12. «Что бывает золотым?»

Цель: учить согласовывать прилагательные и существительные, активизация словаря.

Детям предлагается выбрать предметы, картинки о которых можно сказать золотой, золотая золотое.

Золотая ложка. Золотое кольцо. Золотая монета.

Может ли быть золотой осень? Почему говорят золотая осень? Золотые руки?

Игры, способствующие усвоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений

1.        «Догадайся»

Цель: развитие мышления, активизация в речи обобщающих слов

Детям предлагается послушать слова или рассмотреть картинки и ответить на вопрос.

Какие из них обозначают «овощи» (фрукты, мебель, транспорт, игрушки, птиц)

Лук, репа, подорожник, роза.

Грузовик, самолет, поезд, скамейка.

Кресло, тумбочка, кровать, одеяло.

  1. «Назови одним словом»

Цель: развитие мышления, активизация в речи обобщающих слов

Дети называют обобщающее понятие

Помидор, огурец, картофель, капуста - это ... (овощи) Стол, шкаф, кресло, кровать - это .. .(мебель) Лошадь, корова, собака, кошка - это ...(животные)

3.        «Продолжи ряд слов»

Цель: развитие мышления, активизация в речи обобщающих слов

Дети придумывают слова, которые соответствуют такому же обобщающему понятию.

Яблоко, слива, ... (груша, апельсин, мандарин, лимон).

Синица, воробей, ...(дятел, грач, ласточка).

Муха, муравей, ...(комар, жук, бабочка)

4. «Угадай»

Цель: развитие мышления, активизация в речи обобщающих слов

Дети угадывают обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Растут на грядке в огороде, используются в пище. (Овощи)

Как назвать одним словом то, что мы одеваем на тело? (Одежда)

5.        «Варим обед»

Цель: дифференциация обобщающих понятий «фрукты» и «овощи».

Детям предлагается «приготовить» суп и компот. В кастрюлю для супа дети складывают картинки овощей, а в другую - фрукты.

6.        « Зоопарк»

Цель: дифференциация обобщающих понятий

Игра способствует усвоению таких понятий как хищные, травоядные и всеядные животные, учит детей классифицировать животных.

Дети должны поселить в «клетку» нескольких животных так, чтобы они друг друга не обидели.

7.        «Ждем гостей на обед» (на чаепитие).

Цель: развитие мышления, активизация в речи обобщающих слов

Игра способствует закреплению таких понятий как столовая, кухонная, чайная посуда.

8.        «Какая птица на кормушке лишняя»

Цель: развитие мышления, активизация в речи обобщающих слов

Закрепление понятий: зимующие, перелетные, домашние птицы.

9.        «Оденем куклу на прогулку»

Цель: развитие мышления, активизация в речи обобщающих слов

Закрепление понятий: зимняя и летняя одежда.

10.        «Открываем продуктовый магазин»

Цель: развитие мышления, активизация в речи обобщающих слов

Используя картинный материал, детям предлагается расставить «продукты» на полки так, чтобы в магазине было четыре отдела: молочный, хлебо - булочный, мясной, кондитерский.

11.        «Что лишнее?»

Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие умения классифицировать, логически мыслить.

Педагог предлагает детям назвать лишнее слово и объяснить, почему это слово «лишнее».

Слива, груша, перец, абрикос.

Зима, весна, утро, лето.

Игры по ознакомлению детей с антонимами (словами с противоположным значением) и синонимами

1.        «Скажи наоборот»

Цель: закрепление в речи детей антонимов.

К данным словам детям предлагается придумать слова - неприятели.

К словам - предметам:

день - (ночь)    друг - (враг)

зима - (лето)     война - (мир)

добро - (зло)     радость - (печаль)

К словам - признакам:

веселый -                        большой -

высокий -                         белый -

добрый -                        короткий -

К словам – действиям:

поднимать -                         покупать –

стоять -                        одеть-

говорить -                        налить -

2.        «Подбери картинку - «неприятель»»

Цель: закрепление в речи детей антонимов.

К данному слову выбрать из трех картинок одну с противоположным значением.

Холодильник - снеговик, мороженое, лампа. Сахар - чай, арбуз, лимон. Карандаш - тетрадь, ручка, резинка.

  1. «Закончи предложение словом - «неприятелем».

Цель: закрепление в речи детей антонимов.

Слон большой, а комар ...

Камень тяжелый, а пушинка ...

Золушка добрая, а мачеха ....

4.        «Найди «приятелей»»

Цель: учить детей выбирать слова близкие по смысловому значению (синонимы).

Конь, собака, лошадь. Дом, улица, здание. Веселый, крепкий, прочный.

5.        «Придумай слова - «приятели»»

Цель: закрепление в речи детей синонимов.

Детям предлагается придумать слова - «приятели» к данным словам:

идти - (шагать), приятель - (друг), торопиться - (спешить), солдат - (боец), смелый - (храбрый), корм - (пища, еда).

Игры по обогащению словаря детей родственными словами

1. «Придумаем слова — родственники»

Цель: закрепление в словаре детей родственных слов.

Используя картинный материал, задаем детям вопросы:

Какое время года? (Зима)

Как, сказать ласково? (Зимушка)

Как можно назвать, одним словом этих птиц? (Зимующие)

А как по-другому сказать «Остаются на зиму»? (Зимуют)

Вспомните все слова - родственники к слову Зима.

Лес - лесок, лесной, лесник, лесничий.

Вода- водный, водяной, водолаз, наводнение, подводник.

Лист-листик, листочек, листва, лиственница, лиственный.

В помощь детям можно предложить схемы:

2. «Найди лишнее слово»

Цель: развитие мышления, закрепление в речи детей родственных слов.

Гора, горный, горе. Боль, большой, больница. Море, морщины, морской. Водить, вода, водный.

Игры по обогащению словаря детей сложными словами

1. «Слово на ладошке»

Цель: учить детей понимать значение сложных слов.

Предлагается детям объяснить, почему так называется РЫБОЛОВ.

«Положить» слово на обе ладошки. Произносить слово и раздвигать ладошки: рыбо - лов (ловит рыбу).

Листопад, пчеловод, ледоход, ледокол, самосвал.

2.  «Придумай одно слово вместо двух»

Цель: активизация в речи детей сложных слов.

На одну ладошку «положи» слово снег, а на другую чистить. Соединяй ладошки, произноси слова вместе. Снег чистит - снегоочиститель. Овощи хранит-овощехранилище.

Игры по обогащению словаря детей многозначными словами

1. «Найди одинаковые слова»

Цель: учить детей понимать значение многозначных слов, определять, применительно к каким предметам используются слова.

Используя   картинный   материал,  детям   предлагается   найти одинаковые слова.

Ручка - «У кого?», «У чего?» (У ребенка, у двери, у чемодана, школьная принадлежность).

Ножка - у стула, у человека, у гриба.

2. «Найди слова, которые звучат одинаково, но обозначают разные предметы».

Цель: учить детей понимать значение многозначных слов, определять, применительно к каким предметам используются слова.

В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глядит глазком картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает.

И стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку. (И. Токмакова)

Много есть ключей:

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной. (Д. Лукич)

Дидактическая игра по теме «Птицы»

Цель: Обогащать словарь детей словами - предметами (названия птиц), словами – признаками (домашние, перелетные, зимующие). Учить находить  лишний предмет на основе обобщения, выделения  существенных признаков. Многоцелевая дидактическая игра по теме « Деревья»

Цель: расширять и обогащать словарь словами-предметами  (липа, сосна, дуб, береза, ель, каштан, клен, тополь, рябина, ива).

«С какой ветки детки». Знакомить с названиями плодов  и семян деревьев (крылатка, шишка, ягоды, желудь).

« С какого дерева лист?» Учить образовывать прилагательные от существительных (липовый, березовый)

«Какое дерево лишнее?» Закреплять обобщающие понятия: лиственные, хвойные. Учить находить  лишний предмет на основе обобщения, выделения  существенных признаков.

«Делим слова на части». Учить детей слоговому анализу.

«Составь предложение». Учить составлять предложения с заданным количеством слов.

Воспитывать бережное отношение к птицам, заботиться о них.

Дидактическая игра «Зоопарк»

Цель: Обогащать предметный словарь по теме «Дикие животные».

Учить классифицировать животных по способу питания, обогащать словарь словами – признакам (травоядные, всеядные, хищные, злой, голодный, хитрая, трусливый, неуклюжий).

Учить слоговому анализу слов.

Воспитывать любовь к животным, желание о них заботиться.

Дидактическая игра «Расскажи о животном, собери картинки в ряд»

Цель: Расширять и обогащать словарь по теме «Дикие животные».

Учить называть детенышей животных в единственном и множественном числе.

Учить называть жилища диких животных.

Учить составлять связный рассказ, используя игру как план рассказа.

II вариант:

Учить классифицировать животных по месту жительства, выделять лишнее животное.

Занятия на основе дидактических игр, способствующие активизации        словаря старших дошкольников

Занятие «Части тела»

Программное содержание: Закреплять лексику по теме «Части тела»; закреплять умение подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь;  учить согласовывать числительные и существительные; отвечать на вопросы полным ответом, правильно формулируя предложение;  продолжать учить пересказывать художественное произведение близко к тексту; развивать память, внимание, мышление.

Метод и приёмы: дидактические игры и упражнения: «Скажи сколько?», «Закончи предложение», «Скажи наоборот», «Что для чего?», чтение произведения, вопросы, сюрпризный момент «в гости пришла кукла Оля», загадка.

Оборудование: книга с иллюстрациями, кукла, мяч, изображение частей тела (нога, рука, ухо, глаз, нос, язык).

Ход занятия.

В: Сядет тот, кто назовёт часть тела. (Словарь: голова, рука, нога, тело, туловище, глаза, нос, рот, язык, ухо, живот, спина). Не повторять ответы товарищей.

В: А сейчас мы поиграем в игру «Скажи сколько?» (с мячом). Отвечаем на вопрос полным ответом.

Вопросы:

  1. Сколько у тебя глаз? У меня…
  2. Сколько у тебя рук? У меня…
  3. Сколько у тебя ног? У меня…
  4. Сколько у тебя носов? У меня…
  5. Сколько у тебя языков? У меня…
  6. Сколько у тебя ртов? У меня…
  7. Сколько у тебя голов? У меня…
  8. Сколько у тебя ушей? У меня…
  9. Сколько у тебя спин? У меня…
  10.  Сколько у тебя животов? У меня…

В: Садитесь на стульчики и посмотрите, какая у меня красивая сумочка (показывает детям). У меня в сумочке есть отгадка вот на эту загадку, послушайте:

Загадка: Что всё это значит?

                 Дочка, а не плачет,

                 Спать уложишь – будет спать.

                 День и два, и даже пять?

В: К нам в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Что за помощники вы сейчас узнаете и сами отгадаете! Слушайте внимательно!

                Оля весело бежит

                К речке по дорожке,

                А для этого нужны

                Нашей Оле… (ножки).

Оля ягодки берёт

По две, по три штучки,

А для этого нужны

Нашей Оле… (ручки).

                 Оля слушает в лесу,

                 Как кричат кукушки,

                 А для этого нужны

                 Нашей Оле… (ушки).

Оля ядрышки грызёт,

Падают скорлупки,

А для этого нужны

Нашей Оле… (зубки).

 Оля смотрит на кота,

 На картинки в сказке,

 А для этого нужны

 Нашей Оле… (глазки).

В: Очень много у Оли помощников. У нас с вами тоже есть такие помощники. Я сейчас вам буду их показывать, а вы вспомните, что они нам помогают делать, для чего они нам нужны? Отвечаем полным ответом, не повторяем ответы товарищей.

Игра «Что для чего?»

Ноги – (ходить, бегать, прыгать, стоять);

Руки – (брать, лепить, рисовать, мыть);

Глаза – (смотреть, рассматривать);

Нос – (дышать, нюхать);

Уши – (слышать, прислушиваться).

В: Сейчас я прочитаю вам рассказ. Его написал писатель Евгений Пермяк. Называется рассказ «Про нос и язык». Садимся удобнее, приготовьте свои ушки и слушайте внимательно. /Воспитатель читает рассказ/.

Вопросы:

  1. О чём этот рассказ?
  2. Чего у Кати было по два?
  3. Чего у Кати было по одному?
  4. О чём спросила Катя у бабушки?
  5. Что бабушка ответила на Катин вопрос?
  6. Как вы понимаете слово «болтала»?

Болтать – быстро и много говорить.

  1. Как вы понимаете выражение «не совать свой нос, куда не надо». /Не влезать в чужие разговоры; не перебивать, когда разговаривают взрослые; не мешать людям, когда они заняты./

В: Художник нарисовал иллюстрацию. /Показывает детям/ - Кого вы на ней узнали? /Дети рассматривают иллюстрацию и рассказывают, что они видят/.

В: Сейчас я ещё раз прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте, потому что потом будете сами его пересказывать. Эта иллюстрация будет вам помогать.  /Пересказывают 3 – 4 ребёнка/. Можно использовать пересказ по цепочке, или по ролям. (Каждый пересказ оценивается).

Физминутка.

Руки вверх, в кулачок, разжать, на бочок,

Руки в стороны, в кулачок, разжать, на бочок,

Руки вниз, в кулачок, разжать, на бочок.

/Дети выполняют движения согласно тексту/.

Д/игра «Скажи наоборот»

  1. Максим высокий, а Вика…
  2. У Риты волосы длинные, а у Славы…
  3. Мама разговаривает, а дочка…
  4. Папа идёт, а сын…
  5. Уля весёлая, а Дарина…
  6. Вова плачет, а Владик…
  7. Сестра большая, а брат…
  8. Дедушка старый, а внук…
  9. Золушка добрая, а мачеха…

Д/ игра «Что забыл нарисовать художник?»

/Воспитатель раздаёт листочки, на которых нарисовано лицо мальчика с недостающими частями/.

В: Художник рисовал портрет мальчика, но к нему неожиданно пришли гости и он не успел дорисовать. Давайте мы поможем художнику, но сначала рассмотрим, что он не дорисовал.

/Каждый ребёнок рассматривает свой рисунок и называет, например: «Художник на портрете не дорисовал глаза. Я дорисую мальчику глаза. И т.д.»/.

Итог: 1. Чем занимались на занятии?

           2. Что больше всего понравилось?

От имени куклы Оли воспитатель анализирует работу детей на занятии.

Занятие «Соберем урожай»

Программное содержание: активизировать активный словарь по темам "овощи", "фрукты"; упражнять детей в их классификации, называть обобщающие понятия "овощи", "фрукты"; закрепить навык практического употребления женского и мужского рода в именах существительных; упражнять детей в ориентировке в пространстве.

Оборудование: набор муляжей овощей и фруктов, две корзины, мягкая игрушка вороны Каркуши, плотная ткань или синтетическое ковровое покрытие, макет огорода с грядками, разложенными в виде лабиринта.

Ход игры:

Педагог подводит детей к домику. Рядом с домом расположен огород (грядки выполнены в виде лабиринта и на них разложены овощи и фрукты). Звучит музыкальное оформление "Деревенский двор" (мычание коровы, лай собаки, ржание лошади, крик петуха).

Дети, мы пришли с вами в гости к бабушке и дедушке.  Как вы думаете, где они живут? Как вы догадались? Они живут в деревне, за городом. Что расположено возле дома? Где растут овощи? Где растут фрукты?  В огороде, в саду.

Педагог обращает внимание на беспорядок в огороде.

Ребята, посмотрите, здесь что-то случилось. Каркуша мне подсказывает, что недавно прошел сильный ураган. Давайте поможем дедушке с бабушкой навести порядок в огороде и собрать урожай.

Что здесь лежит на грядках? А как по другому можно сказать? Овощи, фрукты.

Овощи будем собирать в правую корзинку, фрукты - в левую корзину. В огород мы заходим и выходим из него только там, где есть открытое пространство. Ходим по дорожкам, на грядки не наступаем. (Педагог поочередно вызывает детей и дает им определенную инструкцию). Ксюша, ты должна найти овощ, про который можно сказать ОН. Вова, принеси фрукт, про который можно сказать ОНА и т.д.

Дети выполняют задание, сортируя овощи и фрукты.

Это груша, про неё можно сказать она. Это фрукт, поэтому я кладу её в левую корзинку и т.д.

На грядке осталось одно яблоко.

Как можно сказать про яблоко?

Про яблоко говорят ОНО.

Педагог дарит яблоко вороне Каркуше.

Вот мы с вами собрали урожай овощей и фруктов. Дедушка с бабушкой будут нам благодарны.

В конце игры можно предложить детям прочитать стихи для Каркуши про овощи и фрукты.

Занятие «Мебель для домика на крыше»

Программное содержание: воспитывать уважение и интерес к труду работников торговли; уточнить представления о людях, работающих в мебельных магазинах: продавец-консультант, кассир, дизайнер, директор и их обязанностях; развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах мебели: различать и называть существенные детали, группировать их по функциональному признаку.

Учить детей описывать мебель, находящуюся в магазине: кухонную, гостиную, спальную. Закреплять умение пользоваться обобщающими словами; учить формировать фразы, согласовывать существительные с прилагательными, подбирать слова – антонимы.

Оборудование: Вывески магазинов: «Фрукты», «Головные уборы», «Овощи», «Музыка», «Одежда», «Игрушки», «Автомобили», «Мебель», чеки, деньги.

Оформление витрины-картины, различных гарнитуров: гостиная мебель, спальня, кухня, детская.

Набор пластмассовой игрушечной мебели.

Мяч, очки (для директора магазина), игрушка Карлсон.

Предварительная работа: чтение стихотворение С. Маршака «Откуда стол пришел».

Последующая работа: придумывание сказок, героями которых является волшебная мебель.

Ход занятия:

Слышится возня, шум работающего пропеллера. Воспитатель: Отгадайте, кто это там шумит?

Загадка про Карлсона

Толстячок живет на крыше,

А летает он всех выше.

Он самый веселый на свете,

Поэтому нравится детям. (Карлсон)

Влетает. Карлсон: Здравствуйте, ребята! Сейчас я мимо пролетал и вас в окошко увидал. Срочно требуется ваша помощь! В прошлую новогоднюю ночь мы с малышом выкинули всю мою старую мебель как в Италии, так как она вся сломалась! Было очень весело! А теперь мне очень грустно. Посоветуете, как мне теперь принять гостей? (Плачет). Дети успокаивают Карлсона и дарят ему банку варенья, а так же дают советы: - Нужно купить новую мебель, - можно есть на ковре, - срубить ненужное дерево и сделать из него стол и стулья, - можно сходить в гости или попросить мебель у соседей.

Карлсон (скороговоркой). Мне нужны мебель, в которой можно хранить варенье, на которой можно валяться и кувыркаться, под которую и в которой можно спрятаться, на которой можно покататься.

Воспитатель: Подожди, Карлсон, ты много шалил и плохо ухаживал за своей мебелью, поэтому она так быстро и сломалась.

Карлсон: А что такое ухаживать за мебелью?

Дети: Мебель берегут: протирают, полируют, моют, чистят, ремонтируют. Мягкую мебель выбивают и пылесосят. (Карлсон повторяет за детьми).

Воспитатель: Давайте поможем Карлсону. Сейчас я позвоню в мебельный магазин и попрошу принять нас всех. Отправимся в магазин на автобусе, который построим сами, а номер нашего автобуса будет состоять из одного десятка и пяти единиц. Какая цифра получится? (15). Номер нашего автобуса 15. Звучит музыка. Дети строят автобус. Усаживаются и едут в магазин. Воспитатель: Мы проезжаем мимо разных магазинов. Угадайте, как они называются.

Игра «Как называется магазин?»

Воспитатель: В этом магазине продаются яблоки, апельсины, груши, виноград это…

Дети: Фрукты.

Воспитатель: Шапки, кепки, панамки, фуражки это…

Дети: Головные уборы.

Воспитатель: Картошка, свекла, морковь, лук это…

Дети: Овощи.

Воспитатель: Рыбки, попугаи, черепашки, хомячки это…

Дети: Зоомагазин.

Пальто, шубы, плащи, куртки это…

Дети: Одержда.

Воспитатель: Куклы, мячи, кубики, конструкторы это…

Дети: Игрушки.

Воспитатель: «Жигули», «Волга», «Мерседес», «Джип», «Лимузин» это…

Дети: Автомобили.

Воспитатель: Шкафы, столы, стулья, полки это…

Дети: Мебель.

Все таблички с названиями магазинов выкладываются на пол по ходу движения в виде кроссворда. В пересечении появляется слово «Магазины». Дети читают слово сверху вниз:

МЕБЕЛЬ  АВТОМОБИЛИ ИГРУШКИ  ОДЕЖДА ЗООМАГАЗИН   ОВОЩИ   ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ   ФРУКТЫ

Карлсон: Много мы магазинов проехали. Выходим, раз варенье кончилось. Посмотрите, нас встречает сам директор (воспитатель надевает очки).

Директор: Здравствуйте! Мы открываем новый мебельный магазин. Кто хочет у нас работать? Нам нужны работники: продавец-консультант (показывает и рассказывает обо всех товарах в магазине), кассир – контролер (он получает деньги, выдает сдачу и чеки). Нам нужен охранник (он следит за порядком и чтобы мебель не портили). Еще нам нужен грузовик и шофер (они грузят и отвозят мебель покупателям домой.) Очень важная и нужная профессия – это дизайнер. Он украшает магазин зеленью, цветами, красиво все расставляет. Это должен быть человек с хорошим вкусом. (Дети распределяют роли и занимают свои места в магазине). - Продавец – кассир и дизайнер красиво расставляют игрушечную мебель, цветы. - Шофер проверяет, работает ли грузовик. - Кассир занимает место за кассой и готовит деньги, чеки. - Охранник за всем наблюдает.

Карлсон: Как здорово! А чем я могу вам помочь?

Директор: Тебе нетрудно будет покрутить свой пропеллер, а то у нас вентилятор сломался. Спасибо, Карлсон, а чем мы можем тебе помочь?

Карлсон: Мне нужна новая мебель.

Директор: А какая?

Карлсон: Долго объяснять, лучше поиграть.

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Карлсон, называя слово, бросает мяч какому-нибудь ребенку, который должен поймать мяч, бросить его назад и назвать слово с противоположным значением. Карлсон начинает фразу: «Мне нужна мебель не старая», ребенок отвечает: «новая»; не тяжелая, а легкая, не старинная, а современная, не взрослая, а детская, не мягкая, а твердая, не грязная, а чистая.

После игры один ребенок повторяет, какая мебель нужна Карлсону: новая, легкая, современная, маленькая, детская, твердая, чистая.

Директор: Давайте поможем Карлсону купить мебель, господа покупатели. Рассмотрите витрину. В нашем магазине есть: кухонная мебель, спальный гарнитур, мебель для детской, шкаф, кресло, трюмо. Наш продавец – консультант очень любит угадывать, какую мебель хотят приобрести покупатели.

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Выбирается один ребенок – продавец. Дети – покупатели по очереди подходят к нему и в форме загадки описывают предмет, который хотели бы купить в магазине. Продавец по названным свойствам угадывает предметы. Детям предлагается схема описательного рассказа.

Ребенок – покупатель: Я хочу купить новый, розовый, прямоугольный, большой, пластмассовый предмет. В нем можно хранить белье, одежду.

Продавец: Это шкаф. Заплатите в кассу 100 рублей и оформите вывоз по вашему адресу.

Ребенок – покупатель: Я хочу купить белый, круглый на 4х ножках, маленький, пластмассовый, за которым кушают.

Продавец: это стол. Заплатите в кассу 50 рублей, вам его упакуют.

Все дети приобрели мебель.

Воспитатель: Как вы поднимите мебель в домик на крыше?

Дети: При помощи подъемного крана, вертолета, птиц, летучих обезьян. (Дети изображают, как поднимают мебель).

Воспитатель: В квартире Карлсона много интересных предметов. Придумайте, что можно сказать, используя слова «шкаф», и «щенок». - Щенок спрятался в шкаф. - Щенок заснул в шкафу. - Щенок уронил вазу со шкафа. - Елка стоит на столе. - Елка и стол подружились. - Наш телефон стоит на трельяже. - Телефон громко разговаривает с трельяжем.

Карлсон: Спасибо вам, ребята, за такую красивую комнату с новой мебелью. Приглашаю вас к себе в гости. Включим музыку, попрыгаем, поскачем, покувыркаемся, потанцуем, пошалим! Воспроизводится песня «Толстый Карлсон». Все танцуют и угощаются конфетами.

Занятие «Открытие салона-ателье»

Программное содержание:

Закрепить умение подбирать слова с противоположным значением  /антонимы/; уточнить значение многозначного слова «игла» /прямое и переносное/; учить подбирать слова в рамках семантического поля:

- профессий закройщицы, приемщицы, швеи; - глаголов, обозначающих их действия; - существительных, обозначающих инструменты, продукт работы; - прилагательных, обозначающих качество одежды, ткани.

Дифференцировать свистящие и шипящие звуки: Ч, Ц, Ш и четко произносить их во фразовой речи.

Закреплять умение подбирать однокоренные слова /шить, пришивать/ и др.

Учить детей составлять описательный рассказ, руководствуясь планом.

Оборудование: диктофон, образцы тканей, примерочная кабина, фотографии с действиями швеи, закройщицы; визитные карточки, пригласительная открытка.

Предварительная работа:

Экскурсия в ателье, рассматривание иллюстраций, беседа.

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, нам в группу принесли пригласительную открытку. Послушайте, что в ней написано: «Дорогие ребята, приглашаю вас на день рождения. Илюша». Вы принимаете это приглашение? Но как быть? Мы не можем пойти на день рождения в этой одежде, она не нарядная, нужно что-то придумать. Что вы предлагаете? /Купить новую одежду, постирать эту и др./ /включается диктофон, слышится объявление/ «Уважаемые радиослушатели, послушайте объявление: «Сегодня, в 10 часов состоится открытие – презентация салона – ателье «Модница». Первых посетителей ожидает сюрприз. - Ребята, по-моему, нам очень повезло, это как раз то, что нам нужно. Только, ребята, чтобы заказать наряд, нужно многое знать об ателье, кто там работает, из каких тканей шьют. Поэтому скажите, пожалуйста, кто работает в ателье? / приемщица, закройщица, швея/. - А сейчас, пока у нас есть время до открытия ателье, давайте поиграем в игру «Разложи фотографии» /алгоритм пошива одежды/. - «Перед вами фотографии с действиями швеи, приемщицы, закройщицы. Ваша задача: разложить в определенной последовательности их действия по пошиву платья». - А теперь отгадайте, какие действия производят работники ателье.

Дидактическая игра «Кто что делает?»

Швея – шьет, зашивает, прошивает, перешивает, вышивает, примеряет.

Приемщица – принимает, выписывает квитанцию.

Закройщица – чертит, обводит, кроит, вырезает.

Ребята, давайте поиграем в игру «Ателье». Перед вами лежат картинки с изображением инструментов. Сейчас выберем швею, закройщицу, приемщицу. Они должны будут выбрать для себя необходимые инструменты для работы: для швеи – швейная машина, ткань, иголка, ножницы; для закройщицы – ткань, бумага, сантиметр, ножницы, мел, лекала, выкройки; для приемщицы – ручка, квитанция.

Физминутка «Гномики-прачки»

Жили – были в домике (сжимают и разжимают кулачки)

Маленькие гномики Токи, Пики, Лики, Чики, Мики (загибают пальцы по одному, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять (разгибают пальчики с мизинцев)

Стали гномики стирать (трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки (загибают пальцы по одному, начиная с больших)

Пики – платочки

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Мики умница был,

Всем водичку носил.

А теперь я предлагаю вам посетить «Отдел приема заказов». Перед вами разложены разные по назначению ткани. Вы должны их назвать и рассказать, что можно сшить из этих тканей: Из ситца, шелка, капрона – платье, рубашку, сарафан; Из меха, драпа, болоньи – пальто, куртку, шубу; Из шерсти, вельвета – брюки, пиджак, юбку. - Далее из «Отдела приема заказов» мы перейдем в «Отдел кроя» и поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду вам показывать картинки с предметами определенного качества, а вы мне будете называть слова с противоположным значением.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Белая /ткань/ - черная; Гладкая /ткань/ - шероховатая; Длинное /платье/ - короткое; Широкая /юбка/ - узкая; Острые /ножницы/ - тупые; Большая /игла/ - маленькая.

Ребята, наступило время открытия салона–ателье «Модница». Заходите, пожалуйста, в ателье. Обратите внимание, как здесь красиво и уютно, а примерочная кабина украшена шарами. - Закройщица приглашает сделать заказ, проходи, Таня. /Таня: «Я хочу заказать нарядное платье из розового шелка: с пышной юбкой, с короткими пышными рукавами, с бантом, с тонким узким пояском»; Саша: «Я хочу заказать рубашку из белого ситца, с длинными рукавами, манжетами, воротничком, пуговицами, с карманом»/

Ребята, пока швея выполняет ваши заказы, давайте поговорим о таком интересном слове, как «игла». - Скажите, пожалуйста, какие иглы вы еще знаете и объясните, почему их называют одним словом. Швейная, сосновая, еловая, медицинская, у ежика – все они острые. –

Ребята, швея приглашает вас на примерку в примерочную кабину, хочет посмотреть, все ли удачно получилось, не нужно ли перешивать.

По-моему, наряды получились замечательные, теперь мы в них смело можем идти на день рождения к Илюше. Но сначала давайте пройдемся по подиуму, и всем покажем свои наряды. /демонстрация нарядов/

Ребята, работники ателье «Модница» презентуют вам, как первым клиентам, визитные карточки. С этими карточками вы можете в дальнейшем заказывать наряды с 10% скидкой. -Теперь давайте поблагодарим работников ателье за хорошую работу и отправимся на день рождения.

Ребята, мне очень понравилось сегодняшнее занятие. А вам? А что больше всего вам запомнилось? А о каких профессиях мы сегодня разговаривали? Чем помогли нам работники ателье?

Приложение №2

Консультация для воспитателей

«Влияние словарной работы на развитие речи дошкольника»

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Словарная работа имеет прямое влияние на развитие речи как таковое. Без роста словарного запаса развитие речи в принципе невозможно.

Словарная работа с детьми направлена, с одной стороны, на расширение их пассивного и активного словаря, на углубление понимания смысла слов; с другой стороны, на овладение умением четко выражать свои мысли и в дальнейшем использовать усвоенные слова для построения связного высказывания.

Специально организованная лексическая работа, в которой уделяется внимание формированию умений оперировать словом, выделять его смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов, оказывает положительное влияние на развитие устной монологической речи дошкольников.

 Словарная работа оказывает прямое и непосредственное влияние на отбор языковых средств, т. е. на нахождение наиболее точного слова в речевом высказывании. Она включает упражнения по подбору синонимов и антонимов, эпитетов и сравнений к заданным словам.

Формирование грамматического строя речи также находится в тесном взаимодействии с лексической работой. При анализе и пересказе литературных произведений, во время рассматривания сюжетных картин, описания игрушек, самостоятельных творческих рассказов дети учатся распознавать смысловые оттенки слов.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Дошкольный возраст - период быстрого развития словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10 - 12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 - 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачек в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К четырем годам количество слов доходит до 1900, в пять лет - до 2000 - 2500, а в шесть - семь лет до 3500- 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%, названия объектов живой природы - 16,5%; названия средств передвижения - 15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы. Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие - развитие значения слов.

Одним из принципов обогащения словаря дошкольников является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира.  Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных слов. Другими словами основное свойство, проводимой словарной работы в дошкольных учреждениях является постоянное пополнение словарного запаса у дошкольников.

Словарная работа, как и всякая педагогическая деятельность должна опираться на те задачи, которые перед собой ставит. В настоящее время принято выделять четыре основные задачи словарной работы в детском саду:

а) обогащение словаря

б) уточнение словаря

в) активизация словаря

г) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь.

Содержание словарной работы в дошкольных учреждениях определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас. Это лексика, необходимая ребёнку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности.

Словарная работа имеет огромное значение для дошкольного образовательного процесса, так как:

а) словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей;

б) овладение словарём является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребёнка;

в) усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.

г) своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Одним из средств развития словаря детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Методика проведения словарных дидактических игр в разных возрастных группах определяется содержанием словарной работы, возрастными особенностями детей и другими факторами.

               Косик Алла Анатольевна  воспитатель

 МАДОУ МО Детский сад №6 «Рябинка» г. Нягань

Семинар-практикум для воспитателей  

«Дидактические игры в развитии речи детей»

Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры для детей дошкольного возраста».

План проведения:

1. Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

2. Условия успешного речевого развития.

3. Дидактические игры по развитию речи (теоретическая и практическая часть).

Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает.

                                     Р. Эмерсон

  

1. Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Высоким уровнем  речевого развития у  детей дошкольного возраста считается, если дети:

- владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

- умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;

- знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;

- умеют читать.

      2. Условия успешного речевого развития.

1) В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей:

-   учить детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

-  побуждают детей к речевому общению между собой.

2) Воспитатель даёт детям образцы правильной литературной речи:

-  речь воспитателя четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

-  в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3) Воспитатель  совместно с учителем – логопедом обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-  следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

-  наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4)  Обеспечить детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

-   обеспечить детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

-  помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

-  обеспечить развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

-  знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5) Создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

-  учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

-  учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6)  Развивать у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

-  поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

-  организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7) Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8) Создать условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-  стимулируют детей комментировать свою речь;

-  упражняют в умении планировать свою деятельность.

9) Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.

10) Поощрять детское словотворчество.

3. Дидактические игры по развитию речи (теоретическая и практическая часть).

Игра обязательно должна присутствовать в детском  коллективе.  Детский коллектив не играющий не будет детским коллективом… Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем.

                                                                                               А.С. Макаренко

Мы видим, что воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

                                  Основные виды дидактических игр:

-  игры с предметами (игрушки, природный материал и т.д.);

-  настольно-печатные игры;

-  словесные игры.

                                          Структура дидактической игры:

1. Дидактическая задача (нужно знать уровень подготовленности воспитанников, т.к. они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями).

2. Игровые правила (цель: организовать действия, поведение детей. Могут разрешать, запрещать, предписывать, делая игру занимательной, напряженной).

3. Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил).

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Работая с детьми, вы накопили достаточный опыт в использовании дидактических игр, направленных на развитие речи. Сейчас вам предстоит этим опытом поделиться друг с другом.

Практическая часть:  Игра «Загадочный мешочек». Для этого педагогам предлагается объединиться в группы  и представить им дидактическую игру по развитию речи (выбранную из мешочка).

Сообщение для родителей  «Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста»

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

Количественный рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников  разняться между собой. По словам Д.Б. Эльконина различия в словаре " более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития".

К старшему дошкольному возрасту количественный словарь ребенка может достигать 3500-4000 слов. Связано это с тем, что развивается личность ребенка в целом, растет и развивается сознание. Старший дошкольник начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе и происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря.

Дети 5-7 лет владеют бытовым словарем на уровне разговорного языка взрослых, употребляет слова не только с обобщающим, но и с отвлеченным значением - горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, к его значению. Наблюдается и словотворчество - в тех случаях, когда в словаре ребенка не находится нужного слова ( "самостреляльный" пистолет и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь: учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств предметов; формировать умение подбирать слова с противоположным значением (сильный - слабый, стоять - бежать), со сходным значением (прыгать - скакать); использовать слова, обозначающие материалы (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.); учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок.

Усиливается работа над смысловой стороной слова, усвоение детьми выразительных средств языка.

В старшем дошкольном возрасте продолжаются занятия по обогащению словаря детей. Наглядные методы (экскурсии, наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и др.) занимают ведущее место, но усложнение состоит в расширении круга предметов и материалов, их признаков. Ознакомление со словом идет в определенном контексте в  словосочетании или предложении.

Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов.

   Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий.

Также речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различием ( оттенки цветов, состояние предметов, различия в размере, форме и др.). В словарь вводятся также наречия, характеризующие качества действий ( облака плывут медленно).

Только в старшем дошкольном возрасте начинаются самостоятельные занятия по сравнению предметов. Они проводятся для формирования умения наиболее точно подбирать слова для характеристики предметов. Существуют определенные требования к такого рода непосредственно образовательной деятельности:

1)  предметы для сравнения подбираются с достаточным количеством сравниваемых признаков (цвет, форма, величина, части, детали, материал, назначение др.;

2) сравнение должно быть плановым, последовательным - от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению;

3) основными приемами обучения должны быть вопросы и указания, помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видят, точно формулировать ответ и подбирать нужное слово;

4) дети должны проявлять максимум речевой активности.

Проводится непосредственно образовательная деятельность по формированию родовых понятий на основе обобщения групп предметов различных видов.

Таким образом, на основе рассматривания, обследования, сравнения и обобщения предметов у детей старшего дошкольного возраста постепенно формируется понятийный характер слов.

Объяснять значения слов старшим дошкольникам уже можно опираясь не только на наглядность, но и через уже усвоенные слова.

Смысловая сторона речи развивается и в процессе работы над антонимами. Сначала используются приемы работы с изолированными словами, затем - с такими же словами в предложениях и связных высказываниях:

  -  подбор антонима к заданному слову;

  - отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках;

  - договаривание предложения с антонимами;

  - составление предложений и связных высказываний с заданной парой антонимов.

Большие возможности открываются в старшем дошкольном возрасте для работы над синонимами. Знаток русского слова Л.В.Успенский советовал родителям и педагогам с "малых лет развивать в ребенке способность пользоваться синонимами. Научите его играть в похожие слова : вы называете слово бегать, а он пусть подбирает вам три (пять) синонимов: носиться, мчаться, удирать, улепетывать, пробегать. Он подберет, а вы с ним разберите : что удачно, что - нет и почему именно".

Выделяются такие приемы работы с синонимами:

  -  подбор синонимов к изолированному слову;

  - объяснение выбора слов в синонимическом ряду.

Целесообразно также использовать следующие приемы:

  - составление предложений со словами синонимического ряда;

  - составление рассказа со словами синонимического ряда.

 На этом возрастном этапе продолжается работа с многозначными словами.

Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.

В итоге у детей должен накапливаться значительный объем знаний и соответствующий словарь, что должно обеспечивать свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач т.п.). Этот словарь должен характеризоваться разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволит сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

                          Материал для родительского уголка

«Советы по развитию словаря детей»

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений. Но кому понравятся нудные каждодневные занятия? Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх, использовать для этого режимные моменты, прогулки и т.д.

Попробуйте использовать для этих занятий то, что ваш ребенок видит вокруг, - дома, на улице и т. д.. Нужно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья...". Из чего состоит стул? Часы? Ботинок?

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Какой формы? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?". Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.

Расширяя таким образом словарный запас ребенка, вы закладываете очень нужные предпосылки обучения чтению, письму, счету.

Старайтесь вести с ребенком содержательные диалоги. Исследования показывают, что если речь взрослого наполнена языковыми оборотами и деталями, то дети стараются в ответ построить более сложные предложения. Начиная с третьего класса, ученики знакомятся с тремя тысячами новых слов в год. Это приблизительно восемь новых слов в день. А чтобы каждое слово отложилось в памяти у ребенка, ему нужно услышать его не менее четырех раз. Для того чтобы пополнять словарный запас ребенка, полезно побеседовать с ним о прошлом и будущем, обсудить текущие события, можно рассказать ребенку о своем детстве, о детских годах бабушек и дедушек. Это будет во всех отношениях полезный экскурс в историю вашей семьи.

Само собой разумеется, для развития речи трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов.

Книги, которые вы читаете с детьми, должны быть по возрасту вашему ребенку. Для более младших - книги с красочными иллюстрациями. Для детей постарше - стихи, научно-популярная литература и книги по истории. Одним словом, книга должна быть источником новой и интересной информации. После прочтения вовлеките ребенка в подробную дискуссию. Обратите внимание детей на черты характера героев, может быть на элементы одежды, интересные описания природы и т.д.

Ребенок, который хорошо читает, читает много - умеет обобщать, делать выводы и предположения. Желательно, чтобы ребенок выражал свое отношение к прочитанному. Можно попытаться заинтересовать его комментариями: "Эта история напоминает мне о..." или "Интересно, может ли этот персонаж...?" Вскоре ваш ребенок захочет сам связывать историю из книги со своими событиями и переживаниями.

Научиться пересказывать  хорошо помогают вопросы по тексту.  Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.

Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.

Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно, он начнет высказываться о том, что на ней изображено. Используйте для таких занятий картинки с изображениями животных, предметов, людей. Можно предложить для сравнения две картины: сначала их придется внимательно рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.

Затем можно предложить ребенку самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - грибок - ежик...). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.

И самое главное – учитесь слушать и слышать Вашего ребенка! Ведь не для кого не секрет, что рассказывать хочется только тогда, когда это кому-то интересно. Часто в повседневной суете мы забываем о том, что ребенку необходимо наше внимание, как воздух. Поэтому постарайтесь организовать режим дня таким образом, чтобы выделить время и на чтение, и на беседу с малышом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...