"Семейное воспитание детей с нарушениями речи"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Митракович Любовь Васильевна

Всем известно, что именно родители формируют такие качества у оребёнка, помогающие ему преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность. В консультации подробно описываются составные компоненты содержания семейного воспитания. К ним относятся физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx47.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦРР № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой»

636782, Российская Федерация, Томская область, город Стрежевой, 3 микрорайон, дом 326

E-mail: petushоk@guostrj.ru, тел/факс (38259) 5-44-60

Тема: «Семейное воспитание детей с нарушениями речи

Подготовила: Митракович Любовь Васильевна, учитель-логопед МДОУ «ЦРР №3 «Петушок» городского округа Стрежевой Томской области

г. Стрежевой, 2018 г.


Введение

Процесс целенаправленного воспитания личности, ее информатизация и социализация, акты коррекции в ее развитии и саморазвитии осуществляются в педагогических системах. Категория «педагогическая система» и ее модификации («воспитательная система», «образовательно-воспитательная система», «система образования») – одна из основных в понятийном аппарате педагогики.

Особо актуально рассмотрение такой особой системы как педагогической. В разнообразной педагогической литературе очень много пишут о том, что родитель – профессия педагогическая, поскольку именно родители, в первую очередь, формируют такие качества личности своего ребенка, помогающие ему преодолеть трудности и преграды, которые могут встретиться на жизненном пути. Именно родители воспитывают глубокую человеческую нравственность, основанную на общечеловеческих ценностях, приобщают ко всему прекрасному в окружающем мире, развивают потребность ребенка строить свою жизнь, наполняя ее творческим трудом.

В целях изучения семьи как особой педагогической системы выделяют такую разновидность педагогики как семейная педагогика.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания детей

Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются следующие направления: физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое.

Физическое воспитание детей выступает сегодня на первый план. Нормальное развитие ребенка возможно при условии достаточной двигательной активности полного удовлетворения потребности ребенка в движениях. Этому способствуют не только гигиенические условия среды (одежда, кроватка или манеж, режим бодрствования), но и специальные физические занятия. При ограничении движений, снижении двигательной активности развитие ребенка замедляется и нарушается. Упражнения, входящие в систему физического воспитания ребенка, обеспечивают закономерные изменения в высшей нервной деятельности ребенка, в работе кровообращения, дыхания, в обменных процессах. Ребенок, воспитывающийся в оптимальных условиях внешней среды с гармоническим развитием функциональных систем, приобретает способность быстрой адаптации к изменяющимся условиям среды, в том числе и к ее неблагоприятным факторам. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Общение ребенка с родителями происходит в самых разнообразных жизненных ситуациях. В семье ребенок с малых лет включается во взаимоотношения взрослых, в совместный с ними бытовой труд, на него оказывают влияние люди разного пола, возраста, занимающиеся различным профессиональным трудом,- все это разносторонне формирует его чувства и представления. Воздействие родителей на детей постоянно: отец и мать воспитывают и тогда, когда не делают этого намеренно,- своими поступками, высказываниями и т. д. Подражая родителям как самым близким и авторитетным образцам, ребенок овладевает нормами поведения, отношений к окружающим людям. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей - любви и уважения, доброты и порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Таким образом, в семье имеются объективные естественно складывающиеся условия для формирования у детей нравственных чувств, представлений, навыков поведения. Эстетическое воспитание в семье определяется как развитие у ребенка способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание у него стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как его приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. Задачи эстетического воспитания в семье непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка-дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту

Трудовое воспитание. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

Для родителей семейное воспитание - это процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется осознанный характер семейного воспитания, требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач.

Семья играет огромную роль в развитии ребенка с речевыми нарушениями. Можно приводить множество примеров того, как самоотверженная и последовательная деятельность родителей по воспитанию, обучению и коррекции недостатков в развитии ребенка приводила к прекрасным результатам. Однако именно родители, их отношения, методы воспитания могут стать причиной формирования у ребенка нарушений в развитии. Возрастная незрелость личности и ее отдельных компонентов и свойств, неустойчивость структуры личности у ребенка определяют относительную легкость возникновения различных более или менее стойких отклонений и нарушений под действием неблагоприятных социально-психологических факторов.

Культурно-исторический подход к исследованию семьи как системы межличностных отношений и места ребёнка внутри неё

Исследованиями семьи как системы межличностных взаимодействий, её структуры и функций занимается наука семейная психология. Семейная система психологически характеризуется такими свойствами как целостность, повторяющиеся образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные отношения способствуют ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, а также приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества. Психологически помочь семье - значит способствовать тому, чтобы внутрисемейные взаимоотношения были отрегулированы в позитивную сторону, а это значит, чтобы семья помогала каждому её члену эффективно развиваться. Негативному в семье необходимо противопоставить позитивное в ней, как в содержательном, так и в ценностно-культурном контекстах. Изучение психологических особенностей дисфункциональной и здоровой семьи – ключевой вопрос психологии внутрисемейных отношений. В дисфункциональной семье наблюдается неадаптивное поведение одного или нескольких членов семьи, не обеспечиваются необходимые условия для их личностного роста. В дисфункциональных семьях наблюдаются такие явления, как алкоголизм, наркомания, насилие, детские кражи и т.д. Здоровая семья характеризуется гибкой структурой власти, ясно сформулированными семейными правилами. Здоровая семья – это место открытого проявления близости, любви, так же, как и ссор, и даже ненависти. Все свободны принимать участие в интенсивных межличностных взаимоотношениях на основе любых человеческих чувств.

Семья с социально-психологической точки зрения – малая группа, которая основывается на браке, кровном родстве и осуществляет совместную деятельность. Здесь исследуются циклы развития семьи, её ролевая и властная структура, стабильность и устойчивость отношений в семье, особенности выбора брачного партнёра, установки на брак и семью, конфликты, взаимоотношения семьи с более широким социальным контекстом. Дети, выучивая определённый стиль поведения в семье, затем используют его в своих взаимоотношениях с людьми во взрослой жизни, в том числе с партнёрами по браку.

Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми. В семье дети не только подражают близким, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт социального общения часто играют в развитии ребенка решающую роль. Это нельзя не учитывать как в диагностической, так и в дальнейшей коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития. В этой связи изучение проблем семьи такого ребенка становится одним из важных направлений в деятельности специалистов. Акцент коррекционного воздействия переносится на семью ребенка с отклонениями в развитии. Разнообразные формы обучения как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях, работа с детьми, имеющими выраженные психофизические недостатки, включают семью данной категории в поле коррекционного воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора социальной адаптации ребенка.

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно решать его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни. Правильное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с отклонениями в развитии, достигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей больных детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшей проблеме.

Состояние длительного стресса приводит к повышенной раздражительности членов семьи, нарушению взаимоотношений между супругами, что крайне неблагоприятно отражается на психическом здоровье ребёнка. В такой ситуации чаще всего формируются неправильные варианты воспитания ребенка, что утяжеляет его состояние и способствует формированию вторичных невротических расстройств. 

Конструктивная и динамическая помощь таким семьям является необходимой на всех этапах жизни ребенка. Специалистам необходимо создать благоприятные условия для реабилитации всей семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии. Суть реабилитации заключается в том, чтобы помочь семье обрести прежний социально-психологический и социокультурный статус, выйти из состояния психологического стресса.

Решение этой проблемы предусматривает:

  • психологическое изучение состояния членов семьи, в первую очередь матери;
  • составление программы реабилитационных мероприятий семьи в психолого-педагогическом и социально-культурном аспектах;
  • проведение реабилитационных мероприятий, в соответствии с программой, конкретно для каждой семьи;
  • организацию групп взаимоподдержки;
  • патронирование семьи после проведенных реабилитационных мероприятий.

На начальных этапах, которые являются часто наиболее трудными для семьи, психотерапевтом становится лечащий врач, логопед, педагог-дефектолог, т.е. специалисты, реально помогающие ребенку. Каждый специалист, работающий с ребенком обязательно должен проводить психотерапевтическую работу с родителями.

Педагогу необходимо проанализировать особенности семейного воспитания ребенка, обратив внимание на такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке, забота о нем, требовательность к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. На основе этих данных и личного наблюдения определить преобладающий тип семейного воспитания по следующим параметрам: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь.

Серьезной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно-развивающей работы с такими детьми. Хорошо если родители просто любят ребенка и стараются в меру сил и возможностей помочь ему. Тогда, как правило, они воспринимают рекомендации специалистов, что способствует успешной реализации лечебно-коррекционной работы с ребенком. Но, надо помнить, что дети, с которыми приходится иметь дело педагогу-дефектологу, являются детьми своих родителей. Иначе говоря, оба родителя могут быть также примитивны, малоразвиты, нервны и психопатичны, как и их дети. Некоторые из родителей своим болезненным эмоционально-волевым поведением, нередко при этом вопреки собственным желаниям и стремлениям, очень тормозят коррекцию ребенка!

Поэтому я считаю одной из первостепенных задач устранять непонимание родителями задач специальных учреждений, вести среди родителей большую просветительскую работу, всячески способствовать налаживанию внутрисемейных отношений.

Можно выделить несколько наиболее важных моментов работе с родителями, которые успешно реализуются в работе нашего ДОУ:

1.Установление первых контактов между семьей и учреждением. еще до первого дня прибытия ребенка (приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала занятий;

2.Предоставление родителям письменной информации об учреждении (встреча для согласования договора о зачислении в детский сад).

3.Дальнейшие контакты и связь между родителями и персоналом (ежедневный непосредственный контакт, когда родители приводят и забирают детей);

4. Неформальные беседы о детях или запланированные встречи с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;

5.Ознакомление родителей (по требованию последних) с письменными материалами об их детях;

6.Предложение принять участие в мероприятиях группы;

7.Обращение к наглядной информации;

8.Участие родителей в ежедневных занятиях детей:

9.Приглашение помогать в повседневных занятиях группы;

10.Оказание помощи в определенных случаях, например при проведении экскурсии.

11.Родители продолжают дома работу по программе группы и выполняют вместе с ребенком домашнее задание.

12.Родители участвуют в решениях по поводу их детей;

13. Помощь родителям:

  • оказание помощи родителям в воспитании, в вопросах развития (обучения), в вопросах ухода за ребенком или чуткому к нему отношению;
  • накопление информации и практических советов;
  • помощь в решении проблем (не обязательно связанных с ролью родителей), в поисках выхода из кризисных ситуаций.

Каждый из названных выше видов участия родителей может встречаться в любом, на мой взгляд, дошкольном учреждении.

Методы семейного воспитания детей с нарушениями речи. 

Метод воспитания - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных качеств. Методы воспитания детей в семье имеют свою специфику:

  • влияние на ребенка индивидуальное, основано на конкретных поступках и приспособлено к личности;
  • выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье.

Следовательно, методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей, столько разновидностей методов. Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации. Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств - слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, распорядок дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д. Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий.

1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д.

2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы.

3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности - нет ни повода, ни возможности для общения.

4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия - вовсе не роскошь, а практическая необходимость. В. А. Сухомлинский говорил о том, что педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка. В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека. Следует отметить, что основные задачи родителей в коррекционно- педагогическом процессе будут зависеть от возраста ребенка. Так, в возрасте 0-3 года родители стимулируют психофизическое развитие ребенка с помощью эмоционально-теплого общения, тактильных стимулов, зрительных и слуховых стимулов, в игровой форме производится стимуляция двигательной активности, речевой активности, развития пространственной ориентировки и схемы тела. Мать ведет дневник наблюдений, организует охранительный режим для ребенка. В возрасте 3-4 лет у ребенка развивают внимание, память, мышление, речь, общую и мелкую моторику, формируют навыки общения и расширяют круг общения, формируют навыки самообслуживания и гигиены, организуют ролевые и сюжетно-ролевые игры, привлекают детей к труду, расширяют представления ребенка об окружающем мире, организуют его отдых, выбирают детское дошкольное учреждение и участвуют в организации совместной работы с его специалистами. Родители организуют охранительный режим для ребенка и ведут дневник наблюдения. Родители ребенка в возрасте 5-6 лет совместно со специалистами готовят ребенка к школе, организуют его режим дня. Ребенок участвует в распределении и обсуждении обязанностей. Родители формируют у ребенка трудовые навыки и приучают его к самостоятельности. Родители совместно со специалистами выявляют и развивают интересы и творческие способности ребенка, продолжают расширять представления ребенка об окружающем мире, ведут дневник наблюдения. Таким образом, основными задачами родителей являются:

 создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;

 обеспечение своевременного приема ребенком предписанных ему медикаментозных средств, наблюдение за их действием и информирование об этом врача;

 постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдения;

 овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по ранней стимуляции, коррекционному развитию и воспитанию, а также обучению своих детей;

 овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы риска по отклонениям в развитии;

 участие в деятельности общественных объединений и организаций родителей детей с нарушениями в развитии;

 родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества, включать в жизнь ребенка игровую и посильную игровую деятельность; при посещении ребенком детского учреждения родители должны продолжать с ним работать.

Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований, которые предъявляют к нему окружающие взрослые. Если в детском саду и дома эти требования и стиль взаимодействия между взрослыми и ребенком во многом различны, ему трудно будет в них сориентироваться.

Преодоление речевых нарушений в условиях семьи

Особое внимание родители должны уделять развитию речи детей. Реализация задачи развития речи ребенка в семье должна идти в следующих направлениях:

  1. Оказание необходимой посильной помощи своему ребенку в постановке и коррекции звуков, учитывая рекомендации логопеда и воспитателей группы.
  2. Проведение специальных игровых упражнений, способствующих устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении.
  3. Применение специальных игровых упражнений для стимулирования фонематического слуха (различение звуков), речевого внимания (умение слушать и слышать взрослого, выполнять действия согласно словесной инструкции: «Слушаем звуки улицы», «Кто так кричит?», «Найди игрушку» (по словесным указаниям взрослого) «Игра в рифмы» (подбор слов, близких по звучанию: лягушка - петрушка - ватрушка - старушка).
  4. Чтение художественной литературы вместе с детьми.
  5. Обращение внимания детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают; показывание действия в практическом плане: например, пластмассовая лодочка плавает, а металлический ключ тонет.
  6. Обращать внимание детей на верное употребление предлогов в повседневной речи.
  7. Стремиться к тому, чтобы речь взрослых, окружающих ребенка, соответствовала нормам литературного языка.
  8. После просмотра фильмов, прослушивания сказок помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие действия понравившегося персонажа.
  9. Обучение ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми.
  10. Показ ребенку примера ведения диалога за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т. п.

Для того чтобы установить эффективный контакт с ребенком на довербальном этапе развития, родителям нужно обращать особое внимание на следующие моменты:

1. Не дожидаясь сигнала от ребенка (плач, гуление), постараться удовлетворить его потребности.

2. Следить за взглядом ребенка и называть словом предмет его интереса.

3. Имитировать звуки и действия ребенка.

4. Изменять слова в разговоре, а затем ждать ответа.

5. Использовать бессловесные указания, мимику, голос.

6. Быть адекватно требовательным к ребенку.

Взрослому необходимо соблюдать требования к речи:

1. Правильно произносить все звуки родного языка.

2. Добиваться ясной, четкой и отчетливой речи, т.е. вырабатывать хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции.

7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона и грубых выражений. Значительный вклад в развитие речи ребенка с нарушениями речи вносит художественная литература, а точнее, совместное чтение с родителем и рассматривание картинок. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский считал, что, кроме развивающего значения собственно чтения, даже совместное рассматривание картинок, иллюстраций является лучшим средством сближения с детьми. Детскую литературу можно представить в виде нескольких групп. Первую групп детской литературы составляют сочинения для самых маленьких - это пестовый фольклор и потешки. Пестовый фольклор - колыбельные, приговоры при расчесывании, купании, заболевании ребенка - призван был защитить малыша или помочь ему. Потешки адресованы более старшим детям, они ритмически организованы и не читались, а произносились нараспев, как правило, сопровождались какими-либо действиями взрослого - похлопыванием, покачиванием, поглаживанием, подбрасыванием. При этом происходил приятный для ребенка физический контакт с близким взрослым и восстанавливалось эмоциональное равновесие. В этой функции такие игры могут использоваться на протяжении всего периода дошкольного детства как в условиях детского сада, где нагрузка на нервную систему детей особенно велика, так и в семье. Вторая группа - произведения, способствующие интеллектуальному развитию ребенка: в зависимости от его возраста на первый план выдвигаются совершенно разные задачи. В соответствии с ними в фольклоре для каждой возрастной группы имелись свои произведения. Самым маленьким адресованы так называемые кумулятивные сказки - такие, как «Репка», «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и т. п. Многократно слушая их, ребенок привыкает к тому, что герои появляются всегда в строго определенном порядке. С каждым следующим героем происходит одно и то же типовое событие, и он занимает свое место в ряду. Идея упорядоченной последовательности чрезвычайно важна для усвоения впоследствии абстрактной идеи порядка вообще - в частности, представления о числовой последовательности, числовом ряде. В других сказках - например в сказке «Три медведя» - дети сталкиваются с понятиями о соответствии размеров. Через сказки дети получают и первые представления о логике - сначала, естественно, о житейской логике соответствия поведения объективным закономерностям природы. Таковы сказки про лубяную и ледяную избушку и ее английский аналог - сказка «Три поросенка», для более старших детей – «Вершки и корешки» и западный аналог «Еж и заяц». Сказки для детей старшего дошкольного возраста формируют у ребят представление о необходимости учения. Эту задачу, например, решает сказка «Буратино» в авторском варианте Алексея Николаевича Толстого (ее западный прототип - сказка «Пиноккио» Карло Коллоди). Во всех этих сказках, кроме того, утверждается ценность интеллекта, его практическая польза. Ребенок учится понимать, что за глупость приходится расплачиваться, глупого обязательно обманывают и никому его не жалко, потому что он сам виноват в том, что с ним произошло. Третья группа сказок знакомит детей со сценариями поло-ролевого поведения. Они адресованы ребятам более старшего возраста. Все волшебные сказки содержат нравственный аспект, они дают детям эталонные представления о добре и зле. В русских сказках - это смелость, сострадание к ближнему, уважение к старшим, уважение к природе, растениям и животным, отсутствие корысти и жадности, терпение, трудолюбие, верность слову и постоянство в привязанностях - для девушек; незлопамятность и неспособность к мести - для юношей. Особая задача при знакомстве детей с литературой - воспитание эстетического вкуса и любви к родной русской речи. Безусловно, эту задачу решают и все перечисленные выше произведения. Но особый слой отечественной литературы образует авторская поэзия. К поэтической форме дети привыкают с рождения, слушая колыбельные и другие песни, приобщаясь к рифмованному пестовому и потешному фольклору. Былины также являются поэтическими текстами - и лучше детям иметь дело именно с ними, а не с прозаическими примитивными сюжетными пересказами.

Для достижения оптимальных результатов по коррекции и развитию речи у детей, родителям необходимо:

1. Осуществлять к ребенку индивидуальный подход.

2. Выполнять требования логопеда и воспитателя.

3. Регулярно посещать логопедические занятия и выполнять домашние задания.

4. Соблюдать правильный распорядок дня.

5. Создавать условия для спокойного ночного отдыха.

6. Выполнять упражнения на пополнение лексического запаса речи, развитие артикуляционной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия и внимания.

7. Читать и разучивать стихи, народные сказки, басни, использовать сюжетно-ролевые игры.

8. Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность с логопедом, психоневрологом, психологом и другими специалистами. 

Методы работы с семьей

Метод убеждения. Помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.

Метод наблюдения. Помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, за его досуговой деятельностью.

Метод бесед. Один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.

Формы сотрудничества с родителями: Индивидуальные. Групповые. Беседы. Анкетирование. Тестирование. Консультирование. Индивидуальные практикумы. Телефон доверия. Почтовый ящик. Консультации. Семинары – практикумы. Групповые собрания. Конференции.Тренинги. Собрания. Родительский клуб. Родительский всеобуч.

Выводы

В результате совместной работы родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях. Родители интересуются работой ДОУ. У них повышается компетентность в психолого- педагогических и правовых вопросах. Увеличивается количество обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам. Возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в ДОУ. В целом наблюдается удовлетворённость родителей работой педагогов и ДОУ.

Список литературы 

1. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие / О. Л.  Зверева, А. Н. Ганичева. - 2-е изд, стереотип. - М.: Академия, 2000.

2. Куцаева Л. В. Воспитание ребенка-дошкольника / Л. В. Куцаева, С. И. Мерзлякова, В. Н. Зимонина. - М.: Владос, 2002.

3. Рыжова Н. В. Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями / Н. В. Рыжова / Электронное пособие / http://cito-web.yspu.org

4. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1996

5. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1995

6. Ермакович В.Д. «Организация работы с родителями». Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», № 1, Школьная Пресса, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное воспитание детей с нарушениями речи

Презентация, может быть полезна воспитателям логогрупп, логопедам, дефектологам и студентам. Предназначена для ознакомления родителей с диагнозом ОНР....

Семейное воспитание детей с нарушением речи

…Человечество победит раньше или позже и слепоту и  глухоту, и слабоумие,  но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом...

Семейное воспитание детей с нарушениями речи

Консультация для родителей у которых дети имеют нарушения в речи....

Семейное воспитание детей с нарушениями речи

Консультация для родителей у которых дети имеют нарушения в речи....

Тема: Особенности социализации и семейного воспитания ребенка с нарушениями речи.

Роль семь в коррекционном воспитании ребёнка.Характеристика ребёнка с нарушениями речи.Основные положени коррекционной работы с данной категорией детей при организации сотрудничества с родителями и со...

Семейное воспитание детей с нарушениями речи

Говорится о:-этапах развития речи у детей в норме;-помощи родителей при нарушении речи;-советы логопеда родителям....

«Особенности семейного воспитания детей с нарушениями речи»

В данном материале говорится о семейном воспитании детей с нарушениями речи, так же говорится о речи в норме....