Консультация
консультация (подготовительная группа) на тему

Дайкова Надежда Сергеевна

«Задачи и способы планирования игры в подготовительной к школе группе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 «Малыш»

 Консультация

«Задачи и способы планирования игры в подготовительной к школе группе»

                                                                                        Воспитатель 1 категории:

 Дайкова Надежда Сергеевна.

пос.им.Воровского октябрь 2018г.

«Задачи и способы планирования игры в подготовительной к школе группе»

Игровая деятельность — это единственно эффективный способ для ребёнка обогатить свой социальный опыт, расширить границы познания. Забавы нельзя воспринимать только как способ развлечения малышей, это совершенно отдельный мир, разнообразие и потенциал которого открывает широкие образовательные возможности и для родителей, и для педагогов детского сада. В этом контексте стоит отдельно остановиться на играх в подготовительной группе для детей 6–7 лет, которые в скором времени перейдут на следующую образовательную ступень и станут школьниками. То есть для них важно не только достичь определённого уровня физического и интеллектуального развития, овладеть необходимыми навыками, но и успешно адаптироваться в новой среде.

Суть игровой деятельности в детском саду:

Игра в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) является формой общественной жизни ребёнка, способствующей его физическому, психическому и интеллектуальному росту, а также воспитывающая волевые, нравственные качества и творческие способности.

Цели:

Исходя из определения игровой деятельности, можно составить перечень целевых ориентиров, определяющих её значимость в детском саду.

Обучающие

К этой группе относится:

  • организация познавательной деятельности (как следует из практики, в игровой форме дети быстрее усваивают новые знания);
  • расширение кругозора (новые виды активности или иные формы уже знакомых игр раскрывают для детей некоторые неизвестные явления и факты, например, проводя в подготовительной группе игру-исследование по выращиванию цветка, ребята знакомятся с понятием «черенок», разбирают такое явление, как «анабиоз» и пр.);
  • формирование навыков и умений (например, в процессе игр на прогулке дети учатся, помогая дворнику, убирать снег с дорожек, при этом игровое задание состоит не только в качестве уборки, но и в скорости, что воспитывает чувство здоровой конкуренции).

Развивающие

В этом случае миссия игры заключается в развитии:

  • внимания (чтобы быть равноправным участником игры, ребёнку нужно не только выполнять свои действия, но и следить за тем, что делают остальные участники);
  • памяти (игра требует запоминания не только содержания игрового действия, но и правил, а также перечня необходимых атрибутов, вариантов условий и пр.);
  • речи (активное взаимодействие друг с другом пополняет активный и пассивный словарный запас детей);
  • мышления (игровая деятельность включает все процессы мышления через необходимость сравнивать, сопоставлять, анализировать);
  • фантазии (ребята имеют возможность примерять на себя разные социальные роли — мамы, учителя, врача и др., что важно в том числе и для определения круга интересов);
  • чувства ответственности за своё физическое состояние;
  • мотивации учебной деятельности (дети воспринимают дидактический материал не набором сухих фактов, а важной составляющей забавы).

Воспитательные

Часть триады целевого компонента образования в игре реализуется воспитанием:

  • самостоятельности (в процессе игровой активности дети 6–7 лет не только сами выполняют игровые действия, но и придумывают правила, например, для сюжетно-ролевых забав);
  • саморегуляции (ребята учатся не бросать начатое, доводить дело до конца, не поддаваться сиюминутным чувствам);
  • общительности (взаимодействие в большинстве игр подразумевает коммуникацию друг с другом и со взрослым);
  • чувства сотрудничества;
  • нравственных и эстетических позиций.

Задачи:

В контексте реализации поставленных целей, организуя и проводя игры, педагог решает следующие задачи:

  • учит ребят эвристическому подходу в получении знаний (так, например, в дидактической игре на складывание пазлов с изображением экзотических птиц педагог предлагает детям самим в справочнике найти изображения этих пернатых, чтобы получить представление об их внешнем облике);
  • развивает воображение малышей, предлагая не готовый набор правил, например, для подвижной игры, а лишь основу, чтобы дети могли сами додумать сюжет забавы;
  • совершенствует координацию и мелкую моторику (даже в подготовительной группе игры с мозаиками очень востребованы, для усложнения можно выкладывать фишками не готовые картинки, а собственные сюжеты);
  • воспитывает терпение, толерантное отношение к товарищам.

Классификация видов игровой деятельности:

Существует несколько подходов к разделению забав на виды. В ДОУ принято использовать классификацию, сочетающую в себе факторы содержания, степени самостоятельности и форму организации.

Дидактические

Это забавы, в которых есть

  • чёткие рамки деятельности каждого из участников;
  • строгие правила;
  • цель и непременный конечный результат.

Эти игры используются для знакомства с новым материалом (например, игра-эксперимент по определению скорости таяния снега при разной температуре), закрепления знаний (например, для отработки сложения в пределах 10 дети складывают пазлы, в которых недостающие элементы — это слагаемые или сумма).

Виды дидактических игр

Дидактические игры группируется по нескольким принципам.

По содержанию

  1. Математические (в некоторых источниках они называются логическими). Эти забавы в подготовительной группе применяются, например, для закрепления представлений о времени, простых арифметических действий, количестве, пространственном расположении объектов и т.д. К ним относятся игры со счётными палочками, с геометрическими фигурами.
  2. Сенсорные. В работе с детьми 6–7 лет такие дидактические игры применяются нечасто, так как основное своё назначение — знакомство с цветами, формами, величиной — они уже выполнили на более ранних возрастных этапах. Поэтому в основном сенсорные игры используются при освоении палитры оттенков цветов, а также для рассмотрения тем по ознакомлению с окружающим миром, связанных с изучением физических явлений.
  3. Речевые. Используются для формирования и закрепления представлений о слове и предложении, грамматическом строе языка и обогащения словарного запаса.
  4. Музыкальные. Используются для развития слуха, чувства ритма.
  5. Природоведческие, часто имеющие характер опытов. Применяются при знакомстве с объектами живой и неживой природы. Например, с водой в разных агрегатных состояниях.
  6. Для ознакомления с окружающим миром. В подготовительной группе это в основном связано с освоением основных особенностей разных профессий.
  7. Деловые игры. Многие методисты не выделяют этот вид, так как относят деловые игры к формам организации учебной деятельности. И действительно, даже по времени такие забавы длятся не 15 минут, а 30. Таким образом, можно сделать вывод о том, что деловая игра — не часть занятия, а форма его организации.

По дидактическому материалу

Этот принцип позволяет разделить игры на:

  • забавы с игрушками и предметами (например, сюжетные игры о диких животных, в роли которых выступают природные материалы — каштаны, жёлуди);
  • настольно-печатные (лото, домино, пазлы);
  • интерактивные, использующие технические средства обучения (такие игры возможны в группах, в которых есть интерактивная доска, а также при наличии у педагога дидактических материалов для проведения);
  • словесные (например, в игре «Звуковые шапочки» дети учатся составлять прямые и обратные слоги, когда передвигаясь в шапочке с прикреплённой к ней гласной, останавливаются по сигналу около лежащей на полу согласной и составляют слог с ней).

Сюжетно-ролевые

В 6–7 лет этот вид игр представлен не простыми действиями с игрушками, а забавами-манипуляциями, требующими от ребёнка приложения имеющегося игрового и социального опыта (например, межличностных отношений в семье). Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе разделены на подгруппы:

  • бытовые (помогают детям закрепить представления о статусных ролях в семье);
  • профессиональные (позволяют проявить инициативность у ребят, принимающих на себя роли доктора, учителя, продавца);
  • игры на патриотические темы (в основном игры с героическим смыслом, в которые, как правило, играют мальчики, к примеру, войнушка);
  • игры на воплощение художественных сюжетов (например, дети с удовольствием повторяют истории из мультфильмов, перекраивая повороты сюжета по своему усмотрению).

Подвижные

Игры этого вида являются одними из самых любимых у старших дошкольников, отличающихся повышенной активностью. Подвижные игры помогают укреплять здоровье, развивают ловкость, внимательность и являются отличным способом сменить вид деятельности с пассивного на активный или наоборот. Могут быть:

  • подражательными (когда детям нужно двигаться «как утка», бегать «как заяц» и пр.);
  • сюжетными (созданные на основе историй из сказок, легенд, например, «Гуси-лебеди»);
  • с правилами («Салки», «Прятки» и пр., то есть игры без сюжета, но с правилами);
  • соревновательными (в некоторых источниках их называют спортивными, так как к ним относятся соревнования в беге, в том числе и на лыжах, прыжках);
  • хороводными (к этому типу относится большинство народных забав);
  • с определёнными заданиями, то есть для выполнения условий игры необходимо выполнить целый ряд игровых действий (эти игры вводятся в старшем возрасте как один из подготовительных к школе приёмов работы, в детском саду такие забавы проводятся в форме семейных соревнований — с мамами, папами)

Театрализованные

Эти игры можно разделить на две большие группы:

  • драматизации (когда ребёнок выступает «артистом», создавая образ с помощью вербальных и невербальных средств выразительности);
  • режиссёрские (когда малыш выступает в роли организатора «артистов» то есть плоских или объёмных игрушек, кукол).

Драматизации

Видами драматизации являются:

  • имитации (людей, животных, персонажей сказок);
  • ролевые сценки (дети разыгрывают диалоги на основе какого-то текста);
  • инсценировки (такие забавы проводятся обычно после изучения литературных произведений, дети театрализовано представляют отрывки сюжета);
  • импровизации (когда ребята получают роль и ситуацию, в которой оказывается герой, но без указаний относительно слов и действий персонажа).

Режиссёрские

Такие игры делятся на несколько видов, опираясь на разнообразие типов театра, с которыми знакомятся ребята:

  • настольный (когда «артисты», например, каштаны или жёлуди);
  • кукольный (пальчиковые игрушки, марионетки, бибабо);
  • кулачковый (когда дети показывают сюжеты, используя свои разрисованные или одетые в ткань кулачки);
  • баночный, из стаканчиков (персонажи сделаны из бросового материала).

Пальчиковые игры-упражнения

Пальчиковую гимнастику нередко называют пальчиковыми играми. Поэтому уместно выделить эту игровую деятельности в отдельный вид. Основная цель проведения пальчиковых упражнений — тренировка мелкой моторики, в контексте работы со старшими дошколятами, это имеет непосредственное отношение к подготовке руки к письму.

11 способов организации игр:

Согласно установкам Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) организация и проведение игр любого вида должна соответствовать ряду требований.

  1. Активность. Для игровой деятельности этот принцип является основным, так как самой сутью понятия активность от участников и организаторов требуется проявление физической и интеллектуальной активности.
  2. Доступность и открытость. Игры в ДОУ должны быть просты, понятны, а необходимые для забав атрибуты доступны для понимания той возрастной группы, для которой предназначены. Относительно подготовительной группы важно следить за тем, чтобы забавы не были упрощены, иначе ребята быстро потеряют интерес к такому виду деятельности. Иными словами, если предполагается театрализация народных сказок, то даже хорошо известная сказка «Колобок» должна ставиться с усложнением, например, когда персонажи не только говорят слова, но и выполняют какие-то характерные движения (например, дед чешет ухо, баба хватается за голову и т.д.).
  3. Динамичность. Старшие дошкольники не могут концентрировать своё внимание дольше 30 минут при условии смены видов деятельности. Поэтому на игру отводится и того меньше: максимум около 15 минут.
  4. Наглядность. Этот принцип обозначает возможность зрительного восприятия игровой модели, то есть, если речь идёт о подвижных играх, взрослый должен показать все игровые действия либо на своём примере, либо на картинках.
  5. Эмоциональность. Чтобы увлечь ребят игрой, атмосфера должна быть дружелюбной, открытой.
  6. Коллективность. Даже если дети работают индивидуально, к примеру, заняты сборкой конструкторов, они должны чувствовать взаимосвязь, обусловленную достижением единой поставленной цели задания. В групповых играх коллективность проявляется в совпадении личных и групповых целей игры.
  7. Индивидуальность. Этот принцип не идёт вразрез с предыдущим, так как обозначает не способ выполнения задания, а возможность проявить себя в той деятельности, в которой ребёнок чувствует себя успешным.
  8. Самостоятельность. В старшей и подготовительной группах этому принципу уделяется особое внимание, так как умение находить нестандартные решения игровых (а значит, и жизненных) ситуаций — это важный показатель готовности ребёнка к дальнейшему обучению в школе.
  9. Состязательность. Игра невозможна без соревнования. Именно состязательность побуждает к активной познавательной деятельности.
  10. Повторяемость. Дидактические и подвижные игры рекомендуется повторять по 2–3 раза в неделю в период ознакомления с забавой, отработки правил, и один раз в неделю для повторения.
  11. Проблемность. Игра позволяет детям учиться видеть проблему и находить её решение там, где не видят и не находят соперники.

Приёмы:

В организации игровой деятельности детей педагог использует три группы приёмов.

Словесные

Дети 6–7 лет уже хорошо владеют речью, но слышать речь взрослого им просто необходимо, так как это даёт возможность сформировать свой собственный коммуникативный образ и богатством словаря, и набором невербальных компонентов (мимикой, жестами). Для игр используется четыре вида приёмов.

Объяснение

Воспитатель детально описывает все игровые действия, комментирует роль каждого участника, даёт рекомендации и указания по мере проведения .

Загадки

Обычно этим приёмом педагог пользуется для мотивации ребят. Особенно часто применяются загадки перед дидактическими и подвижными играми.

Например, в своей практике при рассмотрении темы «Электроприборы» я предлагаю игру «Что сломано», суть которой состоит в том, что дети смотрят на картинку из пазлов с изображением техники и определяют, какой части не хватает. Перед началом забавы стоит повторить, какие приборы существуют и для чего они используются.

  • У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит, как лайнер «ТУ». Он охотно пыль глотает, Не болеет, не чихает. (Телевизор);
  • В Полотняной стране По реке Простыне Плывёт пароход То назад, то вперёд. А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать! (Утюг);
  • Живёт в нём вся Вселенная, А вещь обыкновенная. (Утюг).

Короткие сказочные истории

Наиболее удобным мотивационным приёмом считаются короткие истории. Они могут напрямую затрагивать сюжет игры.

Например, перед дидактической забавой «Художники», я рассказываю о том, что в группу заехал старый художник, который очень страдает от того, что злая колдунья вытерла все красивые здания в его городе. Предлагаю детям оказать помощь бедолаге и нарисовать новые красивые постройки на листе-макете города. Или же задание можно организовать так: дети на занятии выполняют все предложенные сказочным гостем задания, а тот, в свою очередь, в качестве благодарности за качественную работу, предлагает малышам поиграть и игру.

Чтение

В 6–7 лет большинство ребят уже умеют читать, поэтому перед игрой можно давать задания, связанные с зачитыванием подходящих по теме забавы отрывков или описаний игровой ситуации. Особенно часто этот приём предваряет народные игры.

Наглядные

У дошкольников преобладающим является образно-зрительное восприятие, поэтому, как и в любой другой активности, детям важно видеть:

  • картинки с изображением детей, выполняющих игровые действия;
  • представленную педагогом демонстрацию всех действий.

Практические

Как уже отмечалось, игровые действия — это и есть практическая реализация такого вида активности. Однако после игры ребята могут материализовать образы, впечатления в лепке, рисунках, аппликации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....