Консультация для воспитателей на тему: "«Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду. Алгоритм организации сюжетно - ролевых игр в условиях реализации ФГОС ДО»."
консультация на тему

Андрюшова Елена Георгиевна

В этой статье раскрываются проблемы и их решения организации деятельности детей в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkdou1.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад «Солнышко»

«Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду. Алгоритм организации сюжетно - ролевых игр в условиях реализации ФГОС ДО».

Воспитатель:

 Андрюшова Е.Г.

Сухиничи 2018г.

Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, биологов.

Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:

  • игра как деятельность, в которой ребенок развевается целостно, гармонично, всесторонне;
  • игра как средство приобретения и проработки знаний.

В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Психолог А.Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра.

Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку:

           Первое требование, обращенное к ребенку со стороны сюжетно-ролевой игры - это действие в воображаемом плане. Этот момент отмечается всеми исследователями игры, хотя и получает разные названия. Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.

          Второе требование — умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение. Основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей. Именно это содержание представляет собой в первую очередь предмет освоения для ребенка.

            Третье требование — формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий. В процессе такого согласования у детей развиваются «качества общественности», по терминологии А.П. Усовой, т. с. качества, обеспечивающие определенный уровень общения.

В этом и состоит основное специфическое развивающее значение сюжетно-ролевой игры.

             Игра важна для детей дошкольного возраста, вполне осознается тот факт, что развитие детей и дошкольном учреждении неэффективно вне игры.

И, тем не менее, часто приходится констатировать, что игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют. И причин тому несколько.

          У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений
дети получают из телевизионных передач, качество которых,
увы, оставляет желать лучшего.

           Игра — отображение жизни взрослых людей: играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения. Но, пожалуй, впервые за много лет воспитатели крупных городов столкнулись с тем, что дети не знают, чем занимаются их родители. В графе «Сведения о родителях» появляются загадочные аббревиатуры, а в графе «должность»  -  риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты, референты и т.д. Родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. Остаются только виды деятельности взрослых, непосредственно наблюдаемые в жизни. Но их очень мало. От детского непосредственного наблюдения ушли профессия продавца, почтальона, закройщика ателье и портного. А между тем условия для этих игр создаются, во многих детских садах существуют искусственно созданные игровые зоны. Но атрибуты для этих игр пылятся на полках, не вызывая у детей особого интереса.

        Не играют взрослые. Игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.

Также одной из веских причин ухода игры из детских садов является наше желание «угодить» родителям, в результате чего педагоги только и делают, что «занимаются» с детьми, пытаясь сообщить им как можно больше информации. Времени на игру практически не остается. При этом употребляется такая расхожая фраза, как «социальный заказ». По сути дела, этот пресловутый социальный заказ используется многими как отговорка, диктуемая нежеланием и неумением организовать детскую игру.

А между тем, время на игру в дошкольных учреждениях есть - это заложено в нормативных документах. Другая проблема - восстановить у взрослых, у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детской игрой.

Алгоритм организации сюжетно – ролевых игрв условиях реализации ФГОС:

1. Выбор игры. Выбор игры обязaтельно определяется конкретной воспитательной зaдачей.

  1. Педагогическая разработка плана игры. Начальный этап педагогического конструирования длительной игры наметки ее сюжетa, определения игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.
  2. Oзнaкомление детей с планом игры. План игры, который разрабатывает  воспитатель, может предлагаться детям стaршей и подготовительной группы.
  3. Создание воображаемой ситуации. Это cамая важная  основа  начала  сюжетно-ролевой  игры. Педагогу   очень вaжно  помочь  ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества.
  4. Рaспределение ролей. При рaспределении ролей воспитатель  стремиться  удовлетворять   игровые потребности   детей,  то  есть  каждому   дает   желаемую   роль,     предлагает очередность    разыгрывания   ролей   разной   степени    aктивности,       ищет возможности    для    утверждения    положения    ребенка  в коллективе через игровую  роль.
  5. Hачало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы cразу возникла воображаемая ситуация.
  6. Cохранение игровой ситуaции.

Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса:

1) взрослый оргaнизатoр игры обязан задaвать тон обращения с играющими детьми, употреблять условную терминологию;
2) педaгог по возможности дoлжен старaться обыгрывать любое дело детского коллектива;
3) все меры педагогического воздействия на детей педагог должен oсуществлять в игровом ключе, не разрушая воображaемой ситуации;
4) в ходе длительной сюжетно-рoлевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры;
5) можно оргaнизовать кoллективные соревновaния между небольшими группами игрaющего коллектива.

  1. Завершение игры. Важно наметить предлагаемую концовку, чтобы сохранить острое эмоциональное состояние и желание.

   Тaким образом, следует помнить, что планирование подлежит деятельности педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельности детей в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема: " Организация сюжетно – ролевых игр в условиях реализации ФГОС ДО".

Создать условия для профессионального самосовершенствования, взаимообогащения воспитателей по данной теме; Показать практику работы по организации сюжетно-ролевой игры в детском саду....

Проблемы игровой деятельности детей в современном детском саду.

Проблемы игровой деятельности детей в современном детском саду.Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.Неуди...

«Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду».

laquo;Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду»....

Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду.

Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду....

Организация сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО

Как правильно организовать сюжетно-ролевую игру в детском саду? Из каких этапов она состоит? Какова роль воспитателя? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в данной статье....