Организация предметно пространственной среды
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Киянова Наталья Сергеевна

Методические рекомендации

по созданию развивающей предметно-пространственной среды в старшей и подготовительной группе в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_predmetno-razvivayushchey_sredy.docx178.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 63  «Ёлочка» города Ногинска муниципального образования Богородский район

Методические рекомендации

по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС

Воспитатель Плюснина О.А.

2018-2019 учебный год

Аннотация

Данные методические рекомендации предназначены педагогам для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы до-школьного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка при-родного, социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности — образовательной среде (Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л. П. Печко, Н. П. Сакулина, Е. О. Смирнова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий и др.).

Данные методические рекомендации включают в себя:

  1. Основные требования к организации среды.
  2. Основные принципы организации среды.
  3. Особенности организации предметно-пространственной среды.
  4. Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областями.
  5. Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
  6. Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.
  7. Примерное содержание центров развития детской активности в зависимости от возрастной группы.
  8. Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО

Основные требования к организации среды.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть:

- содержательно-насыщенной, развивающей;

- трансформируемой;

- полифункциональной;

- вариативной;

- доступной;

- безопасной;

- здоровьесберегающей;

- эстетически-привлекательной.

 

Основные принципы организации среды.

       Оборудование  помещений  дошкольного  учреждения  должно  быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста разивающий эффект.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.

  • младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двига-тельной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.
  • старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития могут выступать:

  • уголок для сюжетно-ролевых игр;
  • уголок ряжения (для театрализованных игр);
  • книжный уголок;
  • зона для настольно-печатных игр;
  • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
  • уголок природы (наблюдений за природой);
  • спортивный уголок;
  • уголок для игр с водой и песком;
  • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
  • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
  • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом). Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как

динамичное

пространство,

подвижное  и

легко

изменяемое.  При

проектировании  предметной

среды  следует

помнить,

что  «застывшая»

(статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка.

В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).

          Особенности  организации  предметно-пространственной  среды  для

обеспечения        эмоционального   благополучия   ребенка.  Для   обеспечения

эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.

      Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения.

Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности. Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель. В течение дня необходимо выделять время, чтобы дети могли выбрать пространство активности (площадку) по собственному желанию.

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности. Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности. Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.).

        Особенности  организации  предметно-пространственной  среды  для

развития проектной деятельности. Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.

Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства. Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных

инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.

Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.

Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).

  • соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда группы должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа и учёта особенностей коррекции недостатков развития.

Зонирование группового пространства должно учитывать эти требования, в связи с чем, размещение игровых зон должно быть взаимодополняющим, например уголок книги лучше всего разместить рядом

  • уголком изобразительной и театрализованной деятельности. А в уголке по подготовке к обучению грамоты можно использовать материалы, побуждающие детей к её освоению.
  • Предметно-пространственной развивающей среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: – рабочую, – активную и спокойную зоны, и в каждой из них, при правильной организации, наполняемости и обеспечении комфортного взаимодействия, речевое развитие детей будет прогрессировать.

Насыщение группового пространства в соответствии с требованиями ФГОС и направлениями развития дошкольников, включает определённые центры развития.

Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областями

Направления

Речевое

Познавательн

Физическое

Социально –

Художественн

развитие

ое развитие

развитие

коммуникати

о-

вное

эстетическое

развитие

развитие

Центры

Речевой центр

Центр науки,

Центр

Центр игры

Центр

Центр книги

экологии и

двигательной

Центр

изодеятельност

Центр

экспериментир

активности

безопасности

и или уголок

речевого

ования

Центр

(Центр ППД.

творчества

развития или

Центр «Мы

сохранения

Центр

«Умелые

уголок речи

познаём мир»

здоровья

пожарной

руки»

грамотности

или Уголок

Спортивный

безопасности)

Центр

Центр

краеведения

уголок «Будь

Центр

музыкально-

«Здравствуй,

Центр

здоров!»

социально –

театрализованн

книжка! »

сенсорного

эмоциональног

 ой

Центр «Будем

развития

о развития

деятельности

говорить

Центр

Центр труда,

правильно»

конструктивно

уголок

Логопедически

й деятельности

дежурств

й уголок

Центр

Центр

математическо

активности

го развития

(центр

Центр

сюжетно-

экспериментир

ролевых игр)

ования

Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.

Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.

Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды ДОУ, определив проблемные области.

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей каждой группы.

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 5. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.

Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых материалов.

Анализ среды, с целью выявления проблемных зон: прежде чем приступить к оформлению групп, необходимо провести оценку предметной среды и составить список имеющихся материалов и оборудования. Таким образом можно выявить, так называемые дефицитарные области и определить чем надо пополнить развивающую предметно-пространственную среду с учетом возрастных и гендерных особенностей детей группы, их потребностей и интересов, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью.

По итогам аналитической деятельности можно сделать количественный анализ предметно-развивающей среды и заполнить таблицу (Составляется в соответствии с требованиями к предметно-пространственной среде).

Приступая к оформлению развивающей предметно-пространственной среды детского сада, необходимо упорядочить предметно-развивающую среду: привести количество материалов и оборудования в соответствие с

требованиями

основной   образовательной

программы

детского   сада;

продумать

поло-ролевую

направленность

оборудования

и  материалов,

исходя из

реального количества имеющихся в

группе мальчиков и девочек;

выявить

и

удовлетворить

индивидуальные   интересы,

склонности   и

 потребностей детей.

Кроме того, предметное наполнение группы должно соответствовать не только принципам, обозначенным в Стандарте, но, так же, быть эстетичным и воспитывать у детей художественный вкус. При этом необходимо учитывать психофизиологические факторы, т.е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные), которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды.

Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.

Размещение материалов в группе для детей младшего возраста.

В младшей группе необходимо размещать материал для познавательно-исследовательской деятельности мозаичном порядке: в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаются в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года заменяется, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного «подзабытым» материалам.

Размещение материалов в группе для детей среднего возраста.

В средней группе размещение материала принципиально иное. Для объектов исследования в действии выделяется рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом расположена полка (низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно берут и располагаются с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).

Размещение материалов в группе для детей старшего возраста. Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста

примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же

находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал расположен поблизости от магнитной доски. Стены группового помещения широко используются для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т.п.

Примерное содержание центров развития детской активности в зависимости от возрастной группы представлено в Приложение:

Книжный уголок:

Основные задачи книжного уголка: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем мире

Уголок природы:

Основные задачи уголка природы: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами.

Уголок строительных игр:

Основные задачи уголка строительных игр: развитие мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развитие воображения, логического и образного мышления.

Уголок ролевых игр:

   Задачи уголка сюжетно-ролевых игр: обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками. В Центре сюжетно-ролевых игр можно создать дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Т. о. у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.

Музыкальный уголок:

Задачи музыкального уголка: формирование интереса к музыке, знакомство с музыкальными инструментами.

Уголок театрализации:

Задачи уголка театрализации: формирование интереса к миру театра, театрализованным играм, обогащение игрового опыта детей, развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной сферы.

Уголок детского творчества:

Задачи уголка детского творчества: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование

эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности

Физкультурно-оздоровительный уголок:

Задачи физкультурно-оздоровительного уголка: развитие двигательной активности и физических качеств детей

 Уголок занимательной математики:

Задачи уголка занимательной математики: формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления, памяти, смекалки, интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами и т.д.

Уголок безопасности:

Задачи уголка безопасности: знакомство с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в природе; формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми правил безопасного поведения.

  • Центр ПДД.
  • Центр пожарной безопасности.

Так, в центре ПДД в старшей группе, в соответствии с требованиями, может находиться:

- «Хозяин» – регулировщик или светофорик.

- Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения.

- Набор дорожных знаков.

- Дидактические игры: «Уроки безопасности», «Правила дорожного движения» и т.д.

- Атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

      В центре Пожарной безопасности могут содержаться: картинки с сюжетами по теме "Пожар", различные дидактические игры, книги по данной теме, средства для тушения пожара.

Уголок уединения:

Задачи уголка уединения: обеспечение возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.

Центр труда, уголок дежурств:

Задачи уголка дежурств, центра труда: обеспечить условия для трудового воспитания дошкольников:

  • Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка.
  • Организации труда в уголке природы.
  • Организации трудовых поручений и работы с дежурными.
  • Организации ручного труда.

Можно создать дидактические пособия («Куб выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений), что предопределит характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности.

      Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей:

  • принять цель труда;
  • выделить предмет труда;
  • предвидеть результат труда;
  • спланировать трудовой процесс;
  • отобрать необходимое оборудование;
  • довести начатое дело до конца.

Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли, необходимо разработать тематические альбомы, подборку презентаций для детей, дидактические игры.

Для мальчиков необходимо создать в группе условия для работы с деревом: сколачивания, распиловки, окраски при изготовлении игрушек и т.д.

Центр Юный краевед 

Задачи Центра Юный краевед: обеспечение возможности познакомить детей с особенностями и традициями Краснодарского края  края, с природными условиями региона, сформировать представления о родном городе, улицах, профессиях;

  • уголок «От зёрнышка до булочки», где дети могут проследить весь путь от зёрнышка до каравая через разнообразные экспонаты с использованием фотографий;
  • мини - музеи: «Богатства земли Кубанской», «Родной город»;
  • спортивный уголок с использованием фотографий знаменитых спортсменов города Ногинска.

Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.

  1. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
  2. Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
  3. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
  4. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

Список нормактивных документов и научно-методической литературы.

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013        г.   №   68   «Об   утверждении   СанПиН   2.4.1.3147-13

«Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях — Сан-ПиН

2.4.1.3049-13.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


                                                                                                                  Приложение

Примерное содержание центров развития детской активности старшей группы (5-6 лет)

Микроцентр,

Примероное оборудование

Цели

микрозона

Раздевалка

1.Шкафчики с определением  индивидуальной принадлежности: (именами детей), скамейки

1.Формирование навыков

самообслуживания, умение друг другу оказать помощь

2.Информационные стенды для

«Картинная галерея» (постоянно обновляющаяся выставка достижений детей в разных областях); 

.

«Вот   как   мы   живем» (постоянно   обновляющаяс фотовыставка о жизни группы;

«Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических мероприятиях проводимых в ДОУ

умения приветствовать друг друга

«Игротека» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и

 домашних занятий);

мини-библиотека    методической    литературы    для родителей и детской литературы

«Визитная книга» информационный стенд (режим работы ДОУ и группы, расписание работы и рекомендации специалистов, объявления)

  «Книга жалоб и предложений», «Бюро находок»,

«Календарь жизни группы» - отмечают дни рождения, праздники, экскурсии, родительские

 собрания, развлечения

Уголок

«Конструкторское бюро»

1.Развитие пространственного и

конструирования

1.Крупный строительный конструктор.

конструктивного мышления,

2.Средний строительный конструктор.

творческого воображения.

3.Мелкий строительный конструктор.

2.Обучение элементарному

4.Тематические строительные наборы (для мелких

планированию действий.

персонажей): город, мосты, крестьянское подворье

3.Формирование умения работать

(ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж,

по заданной схеме, модели.

бензозаправка, маяк.

5.Конструкторы типа «Лего».

6.Металлический конструктор.

7.Небольшие игрушки для обыгрывания построек

(фигурки людей и животных, макеты деревьев и

кустарников).

8.Схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи

9. «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный.

Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран), корабль, лодка, самолет,  вертолет, ракета, трансформер, железня дорога, луноход.

 10.Сборно-разборные автомобиль, самолет,     корабль.

Уголок ПДД

Площадка «Светофорика»

1.Закрепление знаний о правилах

 (наклеить светофор, жезл)

поведения пешеходов и водителей

1.Полотно с изображением дорог, пешеходных

в условиях улицы, умений пользоваться полученными знаниями

переходов из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать

2.Мелкий транспорт.

3.Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор

.4. Небольшие игрушки, фигурки людей


Уголок

«Волшебный мелок», «Королевство кисточки»

1.Закрепление умений и навыков в

художественного

1.Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь,

рисовании, лепке, аппликации.

творчества

акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры,

2.Развитие мелкой моторики,

шариковые ручки, сангина, пастель, глина, пластилин.

творческого воображения и

2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки,

фантазии.

ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.

3.Расширение представлений о

3.Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки,

цвете, свойствах и качествах

клише, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды,

различных материалов.

салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски

4.Обучение различным техникам

(20х20), розетки для клея, подносы, щетинные кисти.

вырезания.

4.Материал для нетрадиционного рисования: сухие

5.Освоение новых способов

листья,  шишки, колоски, тычки и т.п.

изображения.

5.Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы

изображения человека, животных и т.д.

Книжный уголок

«Полка умных книг», «Читальный зал», «Наша

1.Развитие избирательного

библиотека»

отношения к произведениям

1.Стеллаж или открытая витрина для книг, стол, два

художественной литературе.

стульчика, мягкий диван.

2.Повышение внимания к языку

2.Детские книги по программе и любимые книги детей,

литературного произведения.

два-три постоянно меняемых детских журналов,

3.Совершенствование

детские энциклопедии, справочная литература по всем

выразительности декламации.

отраслям знаний, словари и словарики, книги по

интересам, по истории и культуре русского и других

народов.

3.Иллюстративный материал в соответствии с

рекомендациями программы.

4.Альбомы и наборы открыток с видами

достопримечательностей Ногинска.

Музыкальный

«Музыкальный салон»

1.Развитие музыкально-сенсорных

уголок

1.Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки,

способностей и творческих

свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен,

проявлений в музыкальной

губная гармошка, гармошка.

деятельности.

2.Магнитофон.

2.Воспитание устойчивого

3.Аудиокассеты с записью детских песенок, музыки

интереса к музыкальным

М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта,

произведениям разных жанров.

С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др.

4.Нетрадиционные музыкальные инструменты (см.

«Обруч».-2003.-№ 1.-с.-21).

Спортивный

«Мини-стадион», «Уголок здоровья»

1.Формирование потребности в

уголок

1.Мячи большие, малые, средние.

ежедневной активной

2.Обручи.

двигательной деятельности.

3.Толстая веревка или шнур.

2.Развитие ловкости, координации

4.Флажки.

движений, произвольной

5.Гимнастические палки.

регуляции в ходе выполнения

6.Кольцеброс.

двигательных заданий.

7.Кегли.

3.Развитие глазомера.

8. «Дорожки движения» с моделями и схемами

4.Развитие быстроты,

выполнения заданий.

выносливости, ловкости, точности,

9.Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков

выдержки, настойчивости.

и мячиков на «липучках».

5.Развитие умения быть

10.Детская баскетбольная корзина.

организованными.

11.Длинная и короткая скакалки.

6.Формирование правильной

12.Бадминтон.

осанки.

13.Городки.

7.Поддержание интереса к

14. «Летающие тарелки».

различным видам спорта.

15.Мешочек с грузом малый и большой.

16.Серсо.

17.Гантели детские.

18.Нетрадиционное спортивное оборудование (см.

«Обруч».-2002.-№ 1.- с.-12, «Игра и дети».-2004.-№ 3.-с-

22).

Театральная зона

«Театр сказок»

1.Развитие речевого творчества


1.Ширма, две маленькие ширмы для настольного

детей на основе литературных

театра.

произведений.

2.Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.

2.Обучение перевоплощению с

3.Куклы и игрушки для различных видов театра

использованием мимики,

(плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо),

пантомимики, голоса, интонации.

настольный, пальчиковый).

3.Обучение использованию в речи

4.Атрибуты для теневого театра

слов, необходимых для

5.Наборы масок (сказочные, фантастические

характеристики персонажей.

персонажи).

6.Корона, кокошник (2-4 шт.).

7.Магнитофон.

8.Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей.

Уголок  сюжетно-

1.Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф.

1.Формирование ролевых

ролевой игры

2.Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина.

действий, ролевого

3.Игрушечная посуда: набор чайной посуды(средний и

перевоплощения, стимуляция

мелкий), набор кухонной посуды(средний),набор

сюжетной игры.

столовой посуды(средний).

2.Воспитание коммуникативных

4.Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).

навыков, желания объединяться

5.Коляски для кукол (2 шт.)

для совместной игры, соблюдать в

6.Комплекты одежды и постельных принадлежностей

игре определенные правила.

для кукол.

3.Создание условий для развития

7.Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы,

партнерских отношений детей в

сарафаны, юбки и т.п.)

игре.

8.Предметы-заместители.

4.Развитие творческого

9.Набор мебели «Школа».

воображения, фантазии,

10.Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад»,

подражательности, речевого

«Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская»,

творчества.

«Повара», «Моряки», «Летчики», «Строители»,

«Зоопарк» и др. Игры с общественным сюжетом:

«Библиотека», «Школа», «Вокзал», «Банк» и др.

Математический

«Островок размышлений», «Игротека»

1.Развитие интереса к

уголок

1.Счетный материал: игрушки, мелкие предметы,

математическим знаниям,

предметные картинки.

смекалки, сообразительности.

2.Комплекты цифр для магнитной доски и

2.Развитие способности понимать

ковролинового полотна.

и использовать наглядные модели

3.Занимательный и познавательный математический

пространственных отношений типа

материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-

плана.

математические игры: блоки Дьенеша, палочки

3.Уточнение и закрепление

Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.

представления о числах и цифрах

4.Схемы и планы: групповая комната, кукольная

до 10.

комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от

4.Обучение измерению с помощью

детского сада до библиотеки и др.

условной мерки.

5.Рабочие тетради по математике.

5.Ознакомление с неделей,

6.Наборы геометрических фигур для ковролинового

месяцами, годом.

полотна и магнитной доски.

6.Формирование навыков

7.Наборы объемных геометрических фигур.

ориентировки в пространстве и на

8.«Волшебные часы»: модели частей суток, времен

плоскости.

года, месяцев, дней недели.

7.Развитие логического мышления.

9.Счеты напольные и настольные.

10.Счетные палочки.

11.Учебные приборы: линейки(10 шт.), сантиметры,

ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.

12.Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы,

различные игрушки со шнуровками и застежками.

13.Набор проволочных головоломок; головоломки

объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со

схемами последовательных преобразований; игры-

головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-

лабиринты.

14.Система наклонных плоскостей для шариков.

15.Термометр спиртовой.

16.Часы песочные (на разные отрезки времени); часы


механические с прозрачными стенками (с зубчатой

передачей).

17.Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором

разновесов.

18.Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-

схематическими изображениями для классификации по

2-3 признакам одновременно (логические таблицы).

19.Настольно-печатные игры.

20.Наборы моделей: деление на части (2-8).

21.Разнообразные дидактические игры.

Центр

«Знайкины университеты»

1.Развитие способностей к

дидактической

Грамматический уголок.

словесному творчеству,

игры

1.Пособия для воспитания правильного

экспериментированию со словом.

физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные

2.Формирование грамматически

пузыри», надувные игрушки).

правильной речи.

2.Материалы для звукового и слогового анализа и

3.Автоматизирование

синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные

произношения звуков речи и их

фишки или магниты).

дифференциации.

3.Игры для совершенствования навыков языкового

4.Развитие интереса к

анализа («Слоговое лото», «Определи место звука»,

самостоятельному моделированию

«Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

содержания произведения,

4.Игры для совершенствования грамматического строя

созданию собственных.

речи.

5.Рознообразные дидактические игры.

Материал по познавательной деятельности.

1.Наборы картинок для иерархической классификации

(установления родовидовых отношений): виды

животных; виды растений; виды ландшафтов; виды

транспорта; виды строительных сооружений; виды

профессий; виды спорта и т.п.

2.Наборы «лото» (8-12 частей), в том числе с

соотнесением реалистических и условно-схематических

изображений.

3.Серии картинок (6-9) для установления

последовательности событий (сказочные и

реалистические истории, юмористические ситуации).

4.Наборы картинок по исторической тематике для

выстраивания временных рядов: раньше – сейчас

(история транспорта, история жилища, история

коммуникации и т.п.).

5.Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь

животных, характерные виды работ и отдыха людей).

6.Наборы парных картинок на

соотнесение(сравнение):найди отличия, ошибки

(смысловые).

7.Разрезные сюжетные картинки (8-10 частей),

разделенные прямыми и изогнутыми линиями.

8.Иллюстрированные книги и альбомы познавательного

характера.

Экологический

Центр воды и песка:

1.Создание оптимальных условий

центр

«Лаборатория»

для формирования всесторонних

1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей

представлений об окружающей

поверхностью из пластика; пластиковый коврик,

действительности, ее объектах и

халатики, нарукавники.

явлениях с использованием всех

2.Природный материал: глина, камешки, ракушки,

видов восприятия детей.

минералы, различные семена и плоды, кора деревьев,

2.Расширение чувственного опыта

мох, листья и т. п.).

детей.

3.Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль,

3.Формирование первичных

сахарный песок, крахмал.

естественно-научных

4.Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов,

представлений.

набор прозрачных сосудов разных форм и объемов),

4.Развитие наблюдательности,

ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся

любознательности, активности,

сосуды.

мыслительных операций.


5.Разнообразные доступные приборы: разные лупы,

5.Формирование способов

микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из

познания путем сенсорного

пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта

анализа.

радуги), компас, бинокли.

6.Повышение интереса к

6.Различные часы.

экспериментальной деятельности.

7.Набор зеркал для опытов с симметрией, для

исследования отражательного эффекта.

8.Набор для опытов с магнитом.

9.Вертушки разных размеров и конструкций (для

опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный

змей, ветряная мельница (модель).

10.Оборудование и материалы для кулинарных

экспериментов из овощей и фруктов.

11.Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели,

вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.

12.Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и

плодов, растений (гербарий).

13.Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения

опытов.

Уголок природы «Мини-сад», «Розарий», «Чудеса

природы»

1.Расширение представлений об

1.Растения должны быть:

условиях, необходимых для роста

- разных экологических условий (из пустыни, влажного

и развития растений.

тропического леса, субтропиков);

2.Обогащение знаний о комнатных

- с разнообразными типами стеблей (вьющимися,

растениях.

лазящими, древовидными, утолщенными, ребристыми

3.Овладение умениями ухода за

и т. д.);

комнатными растениями и

- с различным расположением листьев (очередным,

аквариумными рыбками.

супротивным – парные, мутовчатые);

4.Формирование умений

- разных видов уже имеющихся родов (бегонии,

дифференцировать растения на

традесканции, плюща);

светолюбивые и теневыносливые,

- с выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния,

влаголюбивые и

амариллис).

засухоустойчивые.

Рекомендуемые растения: бегония-рекс и

5.Воспитание бережного

вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями

отношения к растительному и

верхних дыхательных путей; бальзамин, алоэ или

животному миру.

агава, традесканция, аспарагус – поглощает тяжелые

металлы, плющ обыкновенный и алоэ – относится к

фитонцидным растениям, амариллис – от его

фитонцидов некоторые бактерии, вредные для

человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов

чеснока.

2.Растения характерные для различных времен года:

- осенью  пересаженные в горшки или срезанные в

букеты астры, хризантемы, золотые шары;

- зимой – зимний огород: посадки лука, чеснока,

укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса,

пшеницы; тепличка для размножения растений

черенками; рассада цветочных и овощных растений;

разнообразные экспериментальные посадки;

- весной – ветки лиственных деревьев: тополь, клен и

т.п.;

-летом – букеты летних садовых и луговых цветов,

колосья хлебных злаков.

3.Аквариум с рыбками: гуппи, меченосцы, скалярии и

др.; водными насекомыми, головастиками, молюсками.

Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы,

кисточки, тряпочки, фартуки.

Календарь природы:

«Метеостанция»

1.Картина сезона, модели года, суток.

2.Календарь погоды на каждый месяц, где дети

схематично отмечают состояние погоды на каждый


день.

3.Календарь наблюдения за птицами  ежедневно

схематично отмечают  птиц, которых видели.

1.Развитие наблюдательности.

4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена

2.Формирование системы знаний о

года».

сезонах и установление причинно-

5.Календарь наблюдения за солнцестоянием.

следственных связей.

6.Дневник наблюдений  зарисовывают опыты,

эксперименты, наблюдения.

В уголке природы устраиваются выставки поделок из

природного материала, овощей, фруктов и т. п.

Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема,

муравейника, парка, зоопарка, макеты природных

ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни,

тропического леса), моря, гор, природных

достопримечательностей родного края.

Центр

1.Альбомы: «Наша семья», «Наш город» (образование,

1.Рассширение знаний о родном

краеведения

культура, спорт, медицина, сельское хозяйство,

городе: его свое-образие,

промышленность); «Мой Ейск»;

географическое положение,

«Народы Кубани»,

архитектура, основные отрасли

«Россия» (города, костюмы, песни, национальная

произ-водства.

кухня).

2.Формирование знаний о

2.Предметы искусства русского народа.

государственных символиках

3.Предметы одежды и быта русского народа.

страны и республики.

4.Художественная литература: стихи, рассказы, русские

3.Формирование представлений о

народные сказки.

многонациональном составе

5.Традиции, обычаи, фольклор русского народа.

населения Чувашии, их языке,

6.Флаги, гербы и другая символика  России, Ейска.

культуре.

7.Макет «Город Ейск» (плоскостной и объемный),

макет или план детского сада.

8.Аудио- и видеокассеты: «Моя Родина», «Город

Ногинск» и др.

9.Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о

различных праздниках и т.д.

10.Куклы в национальных костюмах.

11.Альбом одежды («всех времен и народов»).

12.Выставки работ родителей и детей: «Мы живем в

Ейске», «Моя родина  - Россия».

13. Декоративно-прикладное искусство.

Уголок уединения

«Страна неприкосновенности»

Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской.

Туалетная

«Хозяйство тетушки Швабры», «Владения мыльного

1.Развитие опрятности, навыков

комната

Пузыря», «Уголок Чистюлькина»

самообслуживания.

1.Традиционная обстановка.

Примерное содержание центров развития детской активности подготовительной группы (6-7 лет)

Микроцентр,

Примерное оборудование

Цели

микрозона

Раздевалка

1.Шкафчики

с

определением

индивидуальной

1.Формирование навыков

принадлежности   (именами,   фотографиями   детей),

самообслуживания, умение

скамейки.

одеваться и раздеваться, оказывать

2.Информационные стенды для взрослых:

друг другу помощь.

«Картинная

галерея (постоянно

обновляющаяся

2.Формирование

выставка достижений детей в разных областях);

коммуникативных навыков,

«Вот   как   мы   живем» (постоянно   обновляющаяся

умения приветствовать друг друга

фотовыставка о жизни в группе);

и прощаться друг с другом.

Фотоальбом

«Моя

семья»,

«Семейный

3.Привлечение к  воспитательной

очаг» (постоянно обновляющаяся фотовыставка);

работе родителей. Создание

«Здоровейка» (информация

о

лечебно-

единого сообщества педагогов и

профилактических мероприятиях, проводимых в группе

родителей.


и детском саду);

«Готовимся к школе»

(рекомендации родителям по организации досуга детей,

материалы   для   игр   и   домашних   занятий); мини-

библиотека методической литературы для родителей и

детской литературы,

«Визитная книга»

информационный стенд (режим работы детского сада и

группы,    расписание    работы    и    рекомендации

специалистов, объявления);

«Книга

жалоб  и  предложений»,  «Бюро

находок»,

«Календарь жизни группы» - отмечают дни рождения,

праздники,

экскурсии,

родительские

собрания,

развлечения и т.п.

Уголок

«Конструкторское бюро»

1.Развитие пространственного и

конструирования

1.Крупный строительный конструктор.

конструктивного мышления,

2.Средний строительный конструктор.

творческого воображения.

3.Мелкий строительный конструктор.

2.Обучение элементарному

4.Тематические строительные наборы (для мелких

планированию действий.

персонажей): город, мосты, крестьянское подворье

3.Формирование умения работать

(ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж,

по заданной схеме, модели.

бензозаправка, маяк.

5.Конструкторы типа «Лего».

6.Металлический конструктор.

7.Небольшие игрушки для обыгрывания построек

(фигурки людей и животных, макеты деревьев и

кустарников).

8.Более сложные схемы построек и алгоритм их

выполнения, рисунки, фотографии, чертежи.

9. «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный.

Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики,

фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет,

вертолет, ракета-трансформер, железная дорога,

луноход.

10.Сборно-разборные автомобиль, самолет, вертолет,

ракета, корабль.

Уголок ПДД

«Дорожная грамота» (наклеить светофор, жезл)

1.Закрепление знаний о правилах

1.Полотно с изображением дорог, пешеходных

дорожного движения и умений

переходов из дерматина, чтобы можно было складывать

пользоваться этими знаниями в

и убирать.

повседневной жизни.

2.Мелкий транспорт.

3.Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков,

светофор.

4.Небольшие игрушки (фигурки людей).

Уголок

«Волшебный мелок», «Королевство кисточки»

1.Закрепление умений и навыков в

художественного

1.Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь,

рисовании, лепке, аппликации.

творчества

акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры,

2.Развитие мелкой моторики,

шариковые ручки, сангина, пастель, глина, пластилин.

творческого воображения и

2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки,

фантазии.

ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.

3.Расширение представлений о

3.Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки,

цвете, свойствах и качествах

клише, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды,

различных материалов.

салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски

4.Обучение различным техникам

(20х20), розетки для клея, подносы, щетинные кисти.

вырезания.

4.Материал для нетрадиционного рисования: сухие

5.Освоение новых способов

листья,

шишки, колоски, тычки и т.п.

изображения.

5.Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы

изображения человека, животных и т.д.

Книжный уголок

«Полка умных книг», «Читальный зал», «Наша

1.Приобщение к

библиотека»

общечеловеческим ценностям.

1.Стеллаж или открытая витрина для книг, стол, два

2.Воспитание духовной культуры.

стульчика, мягкий диван.

3.Формирование представлений о

2.Детские книги по программе и любимые книги детей,

культуре через ознакомление с


два-три постоянно меняемых детских журналов,

книгой.

детские энциклопедии, справочная литература по всем

4.Развитие способности к

отраслям знаний, словари и словарики, книги по

сочинительству.

интересам, по истории и культуре русского и других

народов.

3.Иллюстративный материал в соответствии с

рекомендациями программы.

4.Альбомы и наборы открыток с видами

достопримечательностей Ногинска и Москвы.

Музыкальный

«Музыкальный салон»

1.Развитие музыкально-сенсорных

уголок

1.Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки,

способностей и творческих

свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен,

проявлений в музыкальной

губная гармошка, гармошка.

деятельности.

2.Магнитофон.

2.Воспитание устойчивого

3.Аудиокассеты с записью детских песенок, музыки

интереса к музыкальным

М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта,

произведениям, расширение

С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др.

музыкальных впечатлений.

4.Нетрадиционные музыкальные инструменты (см.

«Обруч».-2003.-№ 1.-с.-21).

Спортивный

«Мини-стадион», «Уголок здоровья»

1.Формирование потребности в

уголок

1.Мячи большие, малые, средние.

ежедневной активной

2.Обручи.

двигательной деятельности.

3.Толстая веревка или шнур.

2.Развитие ловкости, координации

4.Флажки.

движений, произвольной

5.Гимнастические палки.

регуляции в ходе выполнения

6.Кольцеброс.

двигательных заданий.

7.Кегли.

3.Развитие глазомера.

8. «Дорожки движения» с моделями и схемами

4.Развитие быстроты,

выполнения заданий.

выносливости, ловкости, точности,

9.Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков

выдержки, настойчивости.

и мячиков на «липучках».

5.Развитие умения быть

10.Детская баскетбольная корзина.

организованными.

11.Длинная и короткая скакалки.

6.Формирование правильной

12.Бадминтон.

осанки.

13.Городки.

7.Поддержание интереса к

14. «Летающие тарелки».

различным видам спорта.

15.Мешочек с грузом малый и большой.

16.Серсо.

17.Гантели детские.

18.Нетрадиционное спортивное оборудование (см.

«Обруч».-2002.-№ 1.- с.-12, «Игра и дети».-2004.-№ 3.-с-

22).

Театральный

«Театр сказок»

1.Развитие речевого творчества

уголок

1.Ширма, две маленькие ширмы для настольного

детей на основе литературных

театра.

произведений.

2.Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.

2.Обучение перевоплощению с

3.Куклы и игрушки для различных видов театра

использованием мимики,

(плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо),

пантомимики, голоса, интонации.

настольный, пальчиковый).

3.Обучение использованию в речи

4.Атрибуты для теневого театра

слов, необходимых для

5.Наборы масок (сказочные, фантастические

характеристики персонажей.

персонажи).

6.Корона, кокошник (2-4 шт.).

7.Магнитофон.

8.Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей.

 Уголок сюжетно-        ролевой игры

1.Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф.

1.Закрепление в игре примеров

2.Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина.

эмоционального, социального,

3.Игрушечная посуда: набор чайной посуды (средний и

речевого поведения.

мелкий), набор кухонной посуды(средний),набор

2.Активизация ролевой речи.

столовой посуды(средний).

Обогащение речевого

4.Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).

сопровождения сюжетной игры.

5.Коляски для кукол (2 шт.)

Формирование различных видов


6.Комплекты одежды и постельных принадлежностей

словесной регуляции в ходе игры.

для кукол.

3.Создание условий для развития

7.Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы,

партнерских отношений детей в

сарафаны, юбки и т.п.)

игре.

8.Предметы-заместители.

4.Обогощение опыта

9.Набор мебели «Школа».

моделирования различных типов

10.Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад»,

социальных отношений.

«Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская»,

«Повара», «Летчики», «Строители», «Зоопарк» и др.

Игры с общественным сюжетом: «Библиотека»,

«Школа», «Автосервис», «Морской порт»,

«Железнодорожная станция», «Пожарная станция»,

«Спасатели», «Банк» и др.

Математический

«Островок размышлений»

1.Уточнение и расширение

уголок

1.Счетный материал: игрушки, мелкие предметы,

представлений о количественных

предметные картинки.

отношениях в натуральном ряду

2.Комплекты цифр и математических знаков для

чисел в пределах десяти.

магнитной доски и ковролинового полотна, набор

2.Уточнение и расширение

карточек с гнездами для составления простых

представлений о временных

арифметических задач.

отношениях.

3.Занимательный и познавательный математический

3.Совершенствование навыков

материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-

ориентировки в пространстве и на

математические игры: блоки Дьенеша, палочки

плоскости.

Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.

4.Упражнения в измерениях с

4.Схемы и планы: групповая комната, кукольная

помощью условной меры и

комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от

сравнении предметов по длине,

детского сада до библиотеки и др.

ширине, высоте, толщине.

5.Рабочие тетради по математике.

5.Закрепление знаний о частях

6.Наборы геометрических фигур для ковролинового

суток.

полотна и магнитной доски.

6.Упражнения в решении и

7.Наборы объемных геометрических фигур.

придумывании задач, головоломок,

8.«Волшебные часы»: модели частей суток, времен

загадок.

года, месяцев, дней недели.

7.Обучение классификации

9.Счеты напольные и настольные.

геометрических фигур по наличию

10.Счетные палочки.

(отсутствию) признаков.

11.Учебные приборы: линейки(10 шт.), сантиметры,

8.Обучение формулировке

ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.

арифметических действий.

12.Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы,

различные игрушки со шнуровками и застежками.

13.Набор проволочных головоломок; головоломки

объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со

схемами последовательных преобразований; игры-

головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-

лабиринты.

14.Система наклонных плоскостей для шариков.

15.Термометр спиртовой.

16.Часы песочные (на разные отрезки времени); часы

механические с прозрачными стенками (с зубчатой

передачей).

17.Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором

разновесов.

18.Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-

схематическими изображениями для классификации по

2-3 признакам одновременно (логические таблицы).

19.Настольно-печатные игры.

20.Наборы моделей: деление на части (2-16).

21.Разнообразные дидактические игры.

Центр

«Знайкины университеты»

1.Развитие способностей к

дидактической

Грамматический уголок.

словесному творчеству,

игры

1.Пособия для воспитания правильного

экспериментированию со словом.

физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные

2.Формирование грамматически

пузыри», надувные игрушки).

правильной речи.

2.Материалы для звукового и слогового анализа и

3.Автоматизирование


синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные

произношения звуков речи и их

фишки или магниты).

дифференциации.

3.Игры для совершенствования навыков языкового

4.Закрепление интереса

анализа («Слоговое лото», «Определи место звука»,

самостоятельно моделировать

«Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

содержания произведения,

4.Игры для совершенствования грамматического строя

создавать собственные.

речи.

5.Рознообразные дидактические игры.

Материал по познавательной деятельности.

1.Наборы картинок для иерархической классификации

(установления родо-видовых отношений): виды

животных; виды растений; виды ландшафтов; виды

транспорта; виды строительных сооружений; виды

профессий; виды спорта и т.п.

2.Наборы «лото» (8-12 частей), в том числе с

соотнесением реалистических и условно-схематических

изображений.

3.Серии картинок (6-9) для установления

последовательности событий (сказочные и

реалистические истории, юмористические ситуации).

4.Наборы картинок по исторической тематике для

выстраивания временных рядов: раньше – сейчас

(история транспорта, история жилища, история

коммуникации и т.п.).

5.Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь

животных, характерные виды работ и отдыха людей).

6.Наборы парных картинок на

соотнесение(сравнение):найди отличия, ошибки

(смысловые).

7.Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей),

разделенные прямыми и изогнутыми линиями.

8.Иллюстрированные книги и альбомы познавательного

характера.

Экологический

Центр воды и песка: «Лаборатория»

1.Создание оптимальных условий

центр

1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей

для формирования всесторонних

поверхностью из пластика; пластиковый коврик,

представлений об окружающей

халатики, нарукавники.

действительности, ее объектах и

2.Природный материал: глина, камешки, ракушки,

явлениях с использованием всех

минералы, различные семена и плоды, кора деревьев,

видов восприятия детей.

мох, листья и т. п.).

2.Расширение чувственного опыта

3.Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль,

детей.

сахарный песок, крахмал.

3.Обогащение первичных

4.Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов,

естественно-научных

набор прозрачных сосудов разных форм и объемов),

представлений.

ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся

4.Развитие наблюдательности,

сосуды.

любознательности, активности,

5.Разнообразные доступные приборы: разные лупы,

мыслительных операций.

микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из

5.Формирование способов

пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта

познания путем сенсорного

радуги), компас, бинокли.

анализа.

6.Различные часы, безмен.

6.Формирование измерительных

7.Набор зеркал для опытов с симметрией, для

навыков.

исследования отражательного эффекта.

7.Формирование комплексного

8.Набор для опытов с магнитом.

алгоритма обследования

9.Вертушки разных размеров и конструкций (для

предметов.

опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный

змей, ветряная мельница (модель).

10.Оборудование и материалы для кулинарных

экспериментов из овощей и фруктов.

11.Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели,

вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.

12.Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и

плодов, растений (гербарий).


13.Более сложные схемы, модели, таблицы с

алгоритмами выполнения опытов.

Уголок природы «Мини-сад», «Розарий», «Чудесный

сад»

1.Должны быть растения:

1.Формирование системы знаний о

- приспособленные к разным условиям среды, имеющие

потребностях растений.

разные потребности в свете: светолюбивые – листья

2.Расширение, уточнение и

ориентированы на свет, окраска листьев пестрая или

конкретизация представлений о

ярко-зеленая (цикламен, бегония вечноцветущая,

комнатных растениях.

хлорофитум); теневыносливые – листья темно-зеленые,

3.Закрепление умения различать и

ориентация на свет не очень выражена (аспидистра,

называть растения уголка природы.

плющ и др.); влаголюбивые – листья нежные, быстро

4.Овладение навыками ухода за

вянут (традесканция, бальзамин, колеус, ципериус);

комнатными растениями и

засухоустойчивые – листья опушены или с колючками,

аквариумными рыбками.

многие имеют восковой налет, стебли и листья часто

5.Воспитание бережного

толстые (толстянковые, кактусы, алоэ);

отношения к растительному и

- дающие плоды (перец, лимон, гранат);

животному миру.

- имеющие разные способы размножения: семенами

(цикламен, бальзамин однолетний и др.); луковицами

(амариллис, зефирантес); делением куста (аспарагус);

листовыми черенками (бегонии, сансевьера);

стеблевыми черенками (фуксия, колеус, традесканция);

«усами» - размножение отпрысками (камнеломка,

хлорофитум);

- лекарственные и фитонцидные (алоэ, каланхоэ и др.).

Рекомендуемые растения: бегония-рекс и

вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями

верхних дыхательных путей; алоэ (фитонцидное

растение) или агава; хлорофитум – является хорошим

очистителем воздуха; аспарагус – поглощает тяжелые

металлы; плющ обыкновенный, сансевьера и каланхоэ –

являются фитонцидными растениями; амариллис или

зефирантес – от их фитонцидов некоторые бактерии,

вредные для человека, погибают быстрее, чем от

фитонцидов чеснока; циперус – хорошо увлажняет

воздух; лимон – его фитонциды стимулируют

умственную деятельность.

2.Растения характерные для различных времен года:

- осенью, летом, весной – сезонные композиции с

использованием живых растений цветников,

выполненные в разных художественных стилях

(икебана и др.);

- весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки

(мать-и-мачеха, подснежник);

- зимой – ветки хвойных деревьев (сосна, ель); зимний

огород: посадки рассады различных овощных культур

(огурцы, томаты, перец), цветочно-декоративных

растений; посадки и посевы для получения зелени и

проведения опытов (овощи, злаковые, пряности, семена

лимона, мандарина; экспериментальные посевы и

посадки.

3.Аквариум: в нем живородящие рыбы, икромечущие

рыбы, взрослые и мальки; рыбы, живущие на дне

(сомики); рыбы, плавающие в толще воды (золотые

рыбки, барбусы и др.); рыбы, плавающие на

поверхности – верховки.

4.Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы,

кисточки, тряпочки, фартуки.

1.Развитие наблюдательности и

Календарь природы: «Метеостанция»

творческих способностей.

1.Картина сезона, модели года и суток.

2.Совершенствование умения

2.Календарь погоды на каждый месяц, где дети

распознавать состояния погоды.

схематично отмечают состояние погоды и температуру

на каждый день. В конце месяца рисуется

температурный график.

3.Календарь наблюдения за птицами  ежедневно

схематично отмечают птиц, которые кормились, сидели

и ждали корма, пролетали мимо.

4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена

года».

5.Календарь наблюдения за солнцестоянием.

6.Дневник наблюдений  зарисовывают опыты,

эксперименты, наблюдения и т.п.

Уголок  краеведения

1.Альбомы: «Наша семья», «Наш город» (образование,

1.Формирование обобщенных

культура, спорт, медицина, промышленность);

представлений о истории

 «Россия»

образования родного города,

 (города, костюмы, песни, национальная кухня).

отраслях производства,

2.Декоративно-прикладное искусство.

промышленных и культурных

3.Предметы одежды и быта русского народа.

объектах.

4.Художественная литература: стихи, рассказы, русские

2.Знакомство ребенка с

народные сказки.

известными людьми города,

5.Традиции, обычаи, фольклор русского народа.

страны.

6.Флаги, гербы и другая символика России, г. Ейска.

3.Воспитание любви к родному

7.Макет «Город Ейск» (плоскостной и объемный),

городу и Родине.

макет или план детского сада.

8.Аудио- и видеокассеты: «Моя Родина», «Город Ногинск»

и др.

9.Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о

различных праздниках и т.д.

10.Куклы в национальных костюмах.

11.Альбом одежды («всех времен и народов»).

12.Выставки работ родителей и детей: «Мы живем в

Ейске», «Моя родина - Россия».

Уголок уединения

«Страна неприкосновенности»

Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской.

Туалетная

«Хозяйство тетушки швабры», «Владения мыльного

1.Развитие опрятности, навыков

комната

Пузыря», «Уголок Чистюлькина»

самообслуживания.

1.Традиционная обстановка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."

Развивающая речевая среда.  Способствовать развитию речи как  средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...

«Современные подходы к организации предметно - пространственной среды в дошкольной образовательной организации»

Авторские методические пособия по безопасности дорожного движения для дошкольников в контексте с ФГОС....