Организация предметно пространственной среды
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Методические рекомендации
по созданию развивающей предметно-пространственной среды в старшей и подготовительной группе в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_predmetno-razvivayushchey_sredy.docx | 178.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 63 «Ёлочка» города Ногинска муниципального образования Богородский район
Методические рекомендации
по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС
Воспитатель Плюснина О.А.
2018-2019 учебный год
Аннотация
Данные методические рекомендации предназначены педагогам для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы до-школьного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка при-родного, социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности — образовательной среде (Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л. П. Печко, Н. П. Сакулина, Е. О. Смирнова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий и др.).
Данные методические рекомендации включают в себя:
- Основные требования к организации среды.
- Основные принципы организации среды.
- Особенности организации предметно-пространственной среды.
- Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областями.
- Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
- Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.
- Примерное содержание центров развития детской активности в зависимости от возрастной группы.
- Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.
Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО
Основные требования к организации среды.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически-привлекательной.
Основные принципы организации среды.
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста разивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
- младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двига-тельной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.
- старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- уголок ряжения (для театрализованных игр);
- книжный уголок;
- зона для настольно-печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- уголок для игр с водой и песком;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом). Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как
динамичное | пространство, | подвижное и | легко | изменяемое. При |
проектировании предметной | среды следует | помнить, | что «застывшая» |
(статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка.
В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).
Особенности организации предметно-пространственной среды для
обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Для обеспечения
эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.
Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения.
Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности. Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель. В течение дня необходимо выделять время, чтобы дети могли выбрать пространство активности (площадку) по собственному желанию.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности. Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности. Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.).
Особенности организации предметно-пространственной среды для
развития проектной деятельности. Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.
Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства. Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных
инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.
Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.
Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).
- соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда группы должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа и учёта особенностей коррекции недостатков развития.
Зонирование группового пространства должно учитывать эти требования, в связи с чем, размещение игровых зон должно быть взаимодополняющим, например уголок книги лучше всего разместить рядом
- уголком изобразительной и театрализованной деятельности. А в уголке по подготовке к обучению грамоты можно использовать материалы, побуждающие детей к её освоению.
- Предметно-пространственной развивающей среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: – рабочую, – активную и спокойную зоны, и в каждой из них, при правильной организации, наполняемости и обеспечении комфортного взаимодействия, речевое развитие детей будет прогрессировать.
Насыщение группового пространства в соответствии с требованиями ФГОС и направлениями развития дошкольников, включает определённые центры развития.
Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областями
Направления
Речевое | Познавательн | Физическое | Социально – | Художественн |
развитие | ое развитие | развитие | коммуникати | о- |
вное | эстетическое | |||
развитие | развитие | |||
Центры | ||||
Речевой центр | Центр науки, | Центр | Центр игры | Центр |
Центр книги | экологии и | двигательной | Центр | изодеятельност |
Центр | экспериментир | активности | безопасности | и или уголок |
речевого | ования | Центр | (Центр ППД. | творчества |
развития или | Центр «Мы | сохранения | Центр | «Умелые |
уголок речи | познаём мир» | здоровья | пожарной | руки» |
грамотности | или Уголок | Спортивный | безопасности) | Центр |
Центр | краеведения | уголок «Будь | Центр | музыкально- |
«Здравствуй, | Центр | здоров!» | социально – | театрализованн |
книжка! » | сенсорного | эмоциональног | ой | |
Центр «Будем | развития | о развития | деятельности | |
говорить | Центр | Центр труда, | ||
правильно» | конструктивно | уголок | ||
Логопедически | й деятельности | дежурств | ||
й уголок | Центр | Центр | ||
математическо | активности | |||
го развития | (центр | |||
Центр | сюжетно- | |||
экспериментир | ролевых игр) | |||
ования |
Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.
Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды ДОУ, определив проблемные области.
Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей каждой группы.
Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 5. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых материалов.
Анализ среды, с целью выявления проблемных зон: прежде чем приступить к оформлению групп, необходимо провести оценку предметной среды и составить список имеющихся материалов и оборудования. Таким образом можно выявить, так называемые дефицитарные области и определить чем надо пополнить развивающую предметно-пространственную среду с учетом возрастных и гендерных особенностей детей группы, их потребностей и интересов, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью.
По итогам аналитической деятельности можно сделать количественный анализ предметно-развивающей среды и заполнить таблицу (Составляется в соответствии с требованиями к предметно-пространственной среде).
Приступая к оформлению развивающей предметно-пространственной среды детского сада, необходимо упорядочить предметно-развивающую среду: привести количество материалов и оборудования в соответствие с
требованиями | основной образовательной | программы | детского сада; | ||
продумать | поло-ролевую | направленность | оборудования | и материалов, | |
исходя из | реального количества имеющихся в | группе мальчиков и девочек; | |||
выявить | и | удовлетворить | индивидуальные интересы, | склонности и |
потребностей детей.
Кроме того, предметное наполнение группы должно соответствовать не только принципам, обозначенным в Стандарте, но, так же, быть эстетичным и воспитывать у детей художественный вкус. При этом необходимо учитывать психофизиологические факторы, т.е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные), которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды.
Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.
Размещение материалов в группе для детей младшего возраста.
В младшей группе необходимо размещать материал для познавательно-исследовательской деятельности мозаичном порядке: в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаются в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года заменяется, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного «подзабытым» материалам.
Размещение материалов в группе для детей среднего возраста.
В средней группе размещение материала принципиально иное. Для объектов исследования в действии выделяется рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом расположена полка (низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно берут и располагаются с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).
Размещение материалов в группе для детей старшего возраста. Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста
примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же
находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал расположен поблизости от магнитной доски. Стены группового помещения широко используются для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т.п.
Примерное содержание центров развития детской активности в зависимости от возрастной группы представлено в Приложение:
Книжный уголок:
Основные задачи книжного уголка: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем мире
Уголок природы:
Основные задачи уголка природы: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами.
Уголок строительных игр:
Основные задачи уголка строительных игр: развитие мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развитие воображения, логического и образного мышления.
Уголок ролевых игр:
Задачи уголка сюжетно-ролевых игр: обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками. В Центре сюжетно-ролевых игр можно создать дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Т. о. у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.
Музыкальный уголок:
Задачи музыкального уголка: формирование интереса к музыке, знакомство с музыкальными инструментами.
Уголок театрализации:
Задачи уголка театрализации: формирование интереса к миру театра, театрализованным играм, обогащение игрового опыта детей, развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной сферы.
Уголок детского творчества:
Задачи уголка детского творчества: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование
эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности
Физкультурно-оздоровительный уголок:
Задачи физкультурно-оздоровительного уголка: развитие двигательной активности и физических качеств детей
Уголок занимательной математики:
Задачи уголка занимательной математики: формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления, памяти, смекалки, интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами и т.д.
Уголок безопасности:
Задачи уголка безопасности: знакомство с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в природе; формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми правил безопасного поведения.
- Центр ПДД.
- Центр пожарной безопасности.
Так, в центре ПДД в старшей группе, в соответствии с требованиями, может находиться:
- «Хозяин» – регулировщик или светофорик.
- Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения.
- Набор дорожных знаков.
- Дидактические игры: «Уроки безопасности», «Правила дорожного движения» и т.д.
- Атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В центре Пожарной безопасности могут содержаться: картинки с сюжетами по теме "Пожар", различные дидактические игры, книги по данной теме, средства для тушения пожара.
Уголок уединения:
Задачи уголка уединения: обеспечение возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.
Центр труда, уголок дежурств:
Задачи уголка дежурств, центра труда: обеспечить условия для трудового воспитания дошкольников:
- Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка.
- Организации труда в уголке природы.
- Организации трудовых поручений и работы с дежурными.
- Организации ручного труда.
Можно создать дидактические пособия («Куб выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений), что предопределит характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности.
Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей:
- принять цель труда;
- выделить предмет труда;
- предвидеть результат труда;
- спланировать трудовой процесс;
- отобрать необходимое оборудование;
- довести начатое дело до конца.
Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли, необходимо разработать тематические альбомы, подборку презентаций для детей, дидактические игры.
Для мальчиков необходимо создать в группе условия для работы с деревом: сколачивания, распиловки, окраски при изготовлении игрушек и т.д.
Центр Юный краевед
Задачи Центра Юный краевед: обеспечение возможности познакомить детей с особенностями и традициями Краснодарского края края, с природными условиями региона, сформировать представления о родном городе, улицах, профессиях;
- уголок «От зёрнышка до булочки», где дети могут проследить весь путь от зёрнышка до каравая через разнообразные экспонаты с использованием фотографий;
- мини - музеи: «Богатства земли Кубанской», «Родной город»;
- спортивный уголок с использованием фотографий знаменитых спортсменов города Ногинска.
Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.
- Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
- Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
- Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
- Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
Список нормактивных документов и научно-методической литературы.
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях — Сан-ПиН
2.4.1.3049-13.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приложение
Примерное содержание центров развития детской активности старшей группы (5-6 лет)
Микроцентр, | Примероное оборудование | Цели | |||||||||||||
микрозона | |||||||||||||||
Раздевалка | 1.Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности: (именами детей), скамейки | 1.Формирование навыков | |||||||||||||
самообслуживания, умение друг другу оказать помощь | |||||||||||||||
2.Информационные стенды для «Картинная галерея» (постоянно обновляющаяся выставка достижений детей в разных областях); | . | ||||||||||||||
«Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяс фотовыставка о жизни группы; «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических мероприятиях проводимых в ДОУ | умения приветствовать друг друга | ||||||||||||||
«Игротека» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и | |||||||||||||||
домашних занятий); | |||||||||||||||
мини-библиотека методической литературы для родителей и детской литературы «Визитная книга» информационный стенд (режим работы ДОУ и группы, расписание работы и рекомендации специалистов, объявления) | |||||||||||||||
«Книга жалоб и предложений», «Бюро находок», | |||||||||||||||
«Календарь жизни группы» - отмечают дни рождения, праздники, экскурсии, родительские | |||||||||||||||
собрания, развлечения | |||||||||||||||
Уголок | «Конструкторское бюро» | 1.Развитие пространственного и | |||||||||||||
конструирования | 1.Крупный строительный конструктор. | конструктивного мышления, | |||||||||||||
2.Средний строительный конструктор. | творческого воображения. | ||||||||||||||
3.Мелкий строительный конструктор. | 2.Обучение элементарному | ||||||||||||||
4.Тематические строительные наборы (для мелких | планированию действий. | ||||||||||||||
персонажей): город, мосты, крестьянское подворье | 3.Формирование умения работать | ||||||||||||||
(ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж, | по заданной схеме, модели. | ||||||||||||||
бензозаправка, маяк. | |||||||||||||||
5.Конструкторы типа «Лего». | |||||||||||||||
6.Металлический конструктор. | |||||||||||||||
7.Небольшие игрушки для обыгрывания построек | |||||||||||||||
(фигурки людей и животных, макеты деревьев и | |||||||||||||||
кустарников). | |||||||||||||||
8.Схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи | |||||||||||||||
9. «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный. | |||||||||||||||
Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран), корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета, трансформер, железня дорога, луноход. | |||||||||||||||
10.Сборно-разборные автомобиль, самолет, корабль. | |||||||||||||||
Уголок ПДД | Площадка «Светофорика» | 1.Закрепление знаний о правилах | |||||||||||||
(наклеить светофор, жезл) | поведения пешеходов и водителей | ||||||||||||||
1.Полотно с изображением дорог, пешеходных | в условиях улицы, умений пользоваться полученными знаниями | ||||||||||||||
переходов из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать | |||||||||||||||
2.Мелкий транспорт. | |||||||||||||||
3.Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор | |||||||||||||||
.4. Небольшие игрушки, фигурки людей |
Примерное содержание центров развития детской активности подготовительной группы (6-7 лет)
Микроцентр, | Примерное оборудование | Цели | ||||
микрозона | ||||||
Раздевалка | 1.Шкафчики | с | определением | индивидуальной | 1.Формирование навыков | |
принадлежности (именами, фотографиями детей), | самообслуживания, умение | |||||
скамейки. | одеваться и раздеваться, оказывать | |||||
2.Информационные стенды для взрослых: | друг другу помощь. | |||||
«Картинная | галерея (постоянно | обновляющаяся | 2.Формирование | |||
выставка достижений детей в разных областях); | коммуникативных навыков, | |||||
«Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяся | умения приветствовать друг друга | |||||
фотовыставка о жизни в группе); | и прощаться друг с другом. | |||||
Фотоальбом | «Моя | семья», | «Семейный | 3.Привлечение к воспитательной | ||
очаг» (постоянно обновляющаяся фотовыставка); | работе родителей. Создание | |||||
«Здоровейка» (информация | о | лечебно- | единого сообщества педагогов и | |||
профилактических мероприятиях, проводимых в группе | родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."
Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."
В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."
Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."
У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...
«Современные подходы к организации предметно - пространственной среды в дошкольной образовательной организации»
Авторские методические пособия по безопасности дорожного движения для дошкольников в контексте с ФГОС....