Что необходимо для успешной адаптации в детском саду
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Активность ребенка является важнейшим условием его успешной адаптации. Рассмотрим теперь, классическое понятие адаптации. Адаптация -процесс (и рензультат) взаимодествия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности. В конце XIX -начале XX века это понятие из чисто биологического перешло в социально-психологическое. Его стали применять к личности человека и к коллективному поведению. Основная функция адаптации состоит в том, что она компенсирует недостаточность поведения в новых условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что необходимо детям

для успешной адаптации?

Активность ребенка является важнейшим условием его успешной адаптации. Рассмотрим теперь, классическое понятие адаптации. Адаптация — процесс (и результат) взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности. В конце XIX — начале XX века это понятие из чисто биологического перешло в социально-психологическое. Его стали применять к личности человека и к коллективному поведению. Основная функция адаптации состоит в том, что она компенсирует недостаточность поведения в новых условиях.

Социально-психологическая адаптация — это приспособление к обществу, в котором мы живем, процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладение социально-психологическими функциями. В этом процессе мы стремимся достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. Активное взаимодействие с миром развивает адаптивные способности человека, повышает степень соответствия между теми требованиями, которые предъявляет к нему ситуация, и его возможностями, поведением.

Достижение состояния социально-психологической адаптации приводит к ослаблению и устранению внутреннего психического напряжения, беспокойства, которые возникали у человека при взаимодействии с другими людьми, окружающей средой в целом. Важно учитывать, что часто главная роль в образовании у человека дестабилизационных состояний, неадекватного психического напряжения в общении принадлежит травмирующим событиям в сфере межличностных отношений и особенно в раннем детстве.

К функциям социально-психологической адаптации специалисты относят:

  • достижение оптимального равновесия в динамичной, постоянно изменяющейся системе «личность—социальная среда»;
    регулирование общения и взаимоотношений; формирование эмоционально-комфортных позиций; повышение эффективности деятельности как адаптирующейся личности,
    так и социальной среды, коллектива;
  • самореализацию личности, максимальное проявление творческих возможностей и способностей личности, повышение ее социальной активности; самопознание и самокоррекцию; психологическую защиту и сохранение психического здоровья.

Различают два типа социально-психологической адаптации:

*        прогрессивный — при котором происходит достижение всех функций и целей полной адаптации, в ходе реализации которой достигается единство интересов, целей личности,
с одной стороны, и групп общества в целом — с другой. За счет этого единства устремленности интересов и целей жизнь в обществе, принятие установленных в нем норм воспринимаются личностью как важнейшее условие раскрытия своих возможностей, как гарантия возможности самореализации;

* регрессивный — он проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности. Иногда регрессивную адаптацию психологи обозначают как конформную, основанную на формальном принятии личностью социальных норм и требований. Это ведет к созданию проблемных ситуаций и отнимает у личности возможность самореализоваться, проявить свои творческие способности, испытать  чувство широкого общественного признания и собственного достоинства.



Б.А. Куган рассматривает четыре стадии социально-психологической адаптации.

  Первая стадия— уравновешивание. Оно характеризуется минимальной степенью включенности индивида в процесс адаптации к новой среде и связано с узнаванием новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его психологической атмосферы. Здесь устанавливается как бы «равновесие» между средой и индивидом, которые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипов поведения друг друга.

Вторая стадия — псевдоадаптация. Отличительные черты этого этапа: сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой стороны. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне, в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

Третья стадия — приноровление. Базируется на признании и принятии основных систем ценностей новой ситуации и связана со взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.

Четвертая стадия— уподобление. Характерной особенностью рассматриваемого этапа является психологическая переориентация индивида, т. е. трансформация прежних взглядов, установок, ориентации в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения [Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. Курган, Челябинск, 1995].

Согласно мнению данного автора, каждая из выделенных стадий социальной адаптации фиксирует разные степени включенности индивида в новую ситуацию. Индивид может последовательно пройти все этапы, постепенно адаптируясь к социальной среде, а может одну из них миновать или остановиться на какой-то из них. Б. А. Куган отмечает также, что охарактеризованные стадии адаптации могут быть интерпретированы как типы приспособления, которые более или менее соответствуют определенным типам личности [Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. Курган, Челябинск, 1995].

В жизни ребенка иногда возникают резкие изменения наиболее существенных условий его жизни и деятельности. Такие ситуации возникают нередко при разводе родителей, при переходе ребенка из одного образовательного учреждения в другое и т. д. В таких случаях в последние годы, наряду с термином «адаптация», используют термин «переадаптация», под которым понимают процесс перестройки личности при коренных изменениях условий жизни, ее содержания и деятельности (переход из детского сада в школу, из семьи в детские дома и т. д.). При невозможности переадаптации личности происходит ее дезадаптация. Если процесс адаптации связан с коррекцией, достройкой, деформированием, частичной перестройкой отдельных функциональных систем психики, то переадаптация связана с перестройкой на противоположные по содержанию способы и средства реализации либо с их изменениями в значительной степени.

В последние десятилетия проблема развития адаптационных механизмов у детей стала одной из наиболее актуальных. Это вызвано как процессами, происходящими в российском обществе, так и трудностями адаптации самих взрослых, которые сложились в результате разрушения имеющейся у них системы жизненных стереотипов, привычной социальной среды, расширения зоны социальных конфликтов и их углубления. Может быть, самой существенной из этих перемен с точки зрения воспитания детей является разрушение системы ценностей, которая в любом обществе служит фундаментом формирующейся жизненной ориентации личности. Сегодня многие взрослые переживают кризис в определении смысла собственной жизни и испытывают существенные затруднения в общении с детьми на такого рода темы. Невозможно отрицать наличие реальной угрозы в современном обществе социальному, эмоциональному благополучию личности, а часто и ее физическому существованию. В этой связи повышаются требования к адаптационным ресурсам детей.

Что нужно знать, чтобы помочь ребенку в его развитии?

На психическое здоровье ребенка и его социальную адаптацию оказывают влияние как жизненные события, так и определенный комплекс сформированных в процессе воспитания и обучения социально-психологических характеристик, которые рассматриваются в специальной литературе как психосоциальные факторы социальной адаптации.

Когда встает вопрос об оценке результатов социально-психологической адаптации и особенностей нарушения поведения, представляется необходимым изучение следующего:

*        опыта социализации на ранних этапах развития ребенка;
* жизненных событий настоящего времени;

   * их соотношения с особенностями личности ребенка и его психического здоровья.

Как показывают исследования, наиболее существенными факторами, влияющим на появление поведенческих расстройств у детей и вызывающим комплекс нарушений на ранних этапах социализации, являются:

*        неадекватность поведения матери в конкретных ситуациях;
      *оценка ребенком этого поведения как жестокого (суровые наказания, жесткость воспитания) и авторитарного (властность, чрезмерные требования к ребенку, навязывание другим своих взглядов).

В тех случаях, когда у ребенка наблюдаются психосоматические расстройства, в основе нарушения ранней социализации, как правило, лежат проявление слабости и эмоциональной неустойчивости родителей, противоречивые тенденции в воспитании, слабость к отрицательным проявлениям личности пессимизм, безволие, безразличие к судьбе своего ребенка.

Таким образом, у детей с проблемами в адаптации наблюдаются нарушения в формировании основных механизмов ранней социализации:

*создании чувства базисного доверия к миру и безопасности;

  1. формировании эталонов поведения;
  2. моделировании собственного поведения.

В связи с проблемой адаптации употребляется понятие «социальная компетенция» — о ней говорят, если ребенок обладает достаточными способностями для реализации задач, стоящих перед ним в повседневности в данном периоде жизни. Компетенция может пониматься как эффективная модель действия. Ее эффективность рассматривается с точки зрения развития определенных качеств личности, факторов окружения и культурного контекста. Всю совокупность влияющих на адаптацию факторов подразделяют на две группы:

* положительно влияющие на состояние равновесия (например, гибкость и защитные свойства);

*        негативно влияющие и нарушающие равновесие (в том числе стрессовые ситуации и патология).

Примером качеств, которые помогают детям и подросткам успешно приспосабливаться, несмотря на риск и неудачи, быть менее восприимчивыми к негативным влияниям извне, могут являться такие свойства, как умение ориентироваться в среде, уверенность в себе (чувство, что трудности преодолимы), а также целый ряд личных качеств (позитивный образ себя, легкий характер, самостоятельность, развитый интеллект и т. д.).

В социальной ситуации развития ребенка могут в той или иной степени присутствовать так называемые защитные факторы. К ним относят такие аспекты окружения индивида, которые его защищают от риска и неудач, например:

  • референтная (значимая, авторитетная для ребенка) личность, которая предоставляет ребенку возможности для самореализации и помогает определить смысл жизни, а в критические моменты развития и дает его;
  • поддержка, исходящая от родных и близких, и хорошие, устойчивые взаимоотношения с ними;
  • положительный опыт (например, школьный или трудовой);
  • вступление в общественные организации и тесная связь с ними;
  • хорошие отношения с воспитателем и др.

        Таким образом, в задачи каждого взрослого — и родителей, и педагогов — входит создание таких условий общения с ребенком и совместной с ним деятельности, которые давали бы возможность прогнозировать последовательное усиление адаптивных возможностей ребенка. В первую очередь здесь следует идти путем формирования актуальных и необходимых для его возраста психологических качеств личности, ведущего вида деятельности и способностей, позволяющих ребенку успешно решать встающие перед ним жизненные задачи.

Мини-практикум

Для того чтобы своевременно заметить изменения состояния ребенка, полезно развивать в себе такое качество, как педагогическая наблюдательность. С этой целью мы предлагаем вам использовать для этого приведенный ниже опросник.

Процедура работы с ним проста.

Сначала отвечаете на вопросы, исходя из воспоминаний о ребенке. На следующем этапе проводите целенаправленное наблюдение за ребенком (например, в течение 5 дней по 1 часу), отмечая в соответствующей графе проявление указанных особенностей поведения. Подведя итог наблюдений, можете сравнить результаты первого и второго заполнения опросника и оценить, таким образом, насколько вы внимательны к ребенку и знаете его. Также можно использовать данный опросник для составления сравнительной характеристики двоих и более детей. Эти сведения помогут организовать индивидуальный подход к ребенку, определив специфические особенности его поведения и отношения к происходящему, оценить особенности и динамику уровня его социальной адаптации.

Систематически проводя оценку качества социальной адаптации своего ребенка с помощью данного опросника, взрослый получает возможность качественно оценить происходящие перемены в поведении, отношениях и самочувствии ребенка, а при необходимости точно сформулировать свой запрос к психологу.

Опросник социальной адаптации

Имя, фамилия ребенка_

Возраст        

Пол

№ п/п

Вопрос

Да

Нет

I

Обидчив ли ваш ребенок?

2

Он склонен обижаться?

3

Упрям или нет ребенок?

4

Легко ли вступает в контакт с другими людьми?

5

Стремится ли к контактам с другими людьми?

6

Любознателен или нет?

7

Добр или нет ваш ребенок по отношению к окружающим?

8

Как ведет себя в трудных ситуациях:

а) справляется сам

б) просит о помощи

в) избегает преодоления трудностей

9

Как реагирует на критику:

а) спокойно

б) раздражается

10

Как переживает неудачу:

а) плачет, расстраивается

б) ищет причину в себе

в) ищет причину в других

11

Хвастлив или нет ребенок?

12

Какое настроение преобладает:

а) грустное

б) веселое

II

Часто ли у ребенка меняется настроение?

14

Что острее переживает ваш ребенок:

а) события, связанные с отношениями

б) события, связанные с вещами

15

Из-за чего больше всего переживает ребенок:

I) если прервать его в разгар игры или приготовления уроков

б) если не купите вещь, которую он просит

в) если его не приняли в игру товарищи

г) если родители не берут его с собой на прогулку, в гости

д) если не даем ему для работы или игры какой-нибудь предмет, инструмент

е) если не разрешаем помогать на кухне или в другом деле

ж) если требуем, чтобы ребенок убрал за собой

и) если родители ссорятся

к) из-за несправедливости

л) совсем не переживает

16

Умеет ли ребенок думать о себе, оценивать себя?

17

Каким он себя считает:

а) смотрит ли ребенок на себя вашими глазами

б) у него собственное представление о себе

18

Как ребенок строит отношения с товарищами:

а) любит командовать

б) любит подчиняться

19

Знаете ли вы, что думает ваш ребенок о вас?

20

Есть ли в жизни вашего ребенка конфликты:

а) со взрослыми

б) со сверстниками

С.Л. Колосова «Детская агрессия». М., СПб, «Питер», 2004г.

Дезадаптация и ее признаки.

Наверное, каждому из родителей хоть раз воспитатель делал замечание по поводу поведения его ребенка. Дети шумят, бегают, дерутся и ссорятся из-за игрушек и т. п., и это не устраивает взрослого. С другой стороны, назовите хотя бы одного ребенка, который за свое довольно продолжительное детство ни разу никого не укусил, не толкнул, не выкрикнул чего-нибудь не вовремя?! Давайте разберемся, всегда ли есть необходимость применять дисциплинарное, воздействие к ребенку в таких случаях и тем более вести его к психологу, психотерапевту? И при каких условиях действительно появляется основание для тревоги и педагогического вмешательства в поведение ребенка.

Итак, что такое дезадаптация, как она возникает и в чем проявляется?

В кратком словаре семейного воспитания дается такое определение. Психическая дезадаптация это нарушение приспособительного поведения индивида в силу действий тех или иных внешних или внутренних причин: непосильных или несправедливых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей и возникающего в ответ несогласия, сопротивления, самозащиты. Ее_основу составляет эмоциональное напряжением под его влиянием возникающее неадекватное реагирование на условия или требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении.

Дезадаптация личности — деструктивный процесс, в ходе которого развитие внутрипсихических процессов и поведение индивида приводит не к разрешению проблемных ситуаций в его жизни и деятельности, а к усугублению трудностей существования и неприятных переживаний, их вызывающих. Дезадаптация бывает:

*патологической — когда дезадаптация приводит к необратимой трансформации (изменению, перерождению, распаду) психических и физиологических функций, поведения, к глубокому конфликту личности со средой и с самим собой и даже к аутоагрессии. Чаще всего это происходит по причине психических расстройств личности, а также в результате длительного, непереносимого стресса, сильного травмирующего воздействия и т. д.;

* не патологической — это дезадаптация, смысловое содержание которой отличается тем,

что человек не может принять ситуацию, испытывает чувство субъективной непереносимости существующей ситуации. Многочисленные примеры такой дезадаптации предоставляют кризисы трехлетнего и подросткового возраста, когда ребенок сопротивляется требованиям взрослого, считая их неприемлемыми для себя, непереносимыми. Однако чем упорнее взрослый не желает замечать перемен в ребенке и изменять систему отношений с ним, тем вероятнее, что закономерные и временные нарушения поведения ребенка перерастут в устойчивые формы дезадаптации.

Означая нарушение процесса взаимодействия человека с окружающей средой, дезадаптация, следовательно, представляет собой двусторонний процесс. В целом выделяют две группы факторов дезадаптации личности — средовые и интрапсихические, связанные с особенностями психики человека, чаще всего с акцентуированными чертами его характера. В то же время проблема дезадаптации как процесса, протекающего вне патологии, рассматривается авторами по-разному. Единого мнения по поводу большей или меньшей значимости средовых и интрапсихических факторов в развитии дезадаптации сегодня нет. Каждый из ученых и практиков акцентирует внимание на тех или иных аспектах, чаще всего таких как:

  • наличие акцентуаций характера и психогений;
  • следствие отвыкания от привычных условий жизни и т. д. [Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. – М., 2003].

В каждом случае дезадаптация представляет собой совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Усвоение ребенком этих требований или овладение новой ситуацией в целом по ряду причин затруднено, или, что тоже встречается, невозможно. Внешними признаками социальной дезадаптации выступают «плохое» (девиантное) поведение, режимные нарушения, слабое усвоение новых социальных норм. Эти признаки могут встречаться как в совокупности, так и по отдельности. Часто наличие одного из этих признаков влечет за собой наличие других.

Например, нарушения поведения, в основе которых могут лежать различные причины, порождают психологический дискомфорт у ребенка, нарушая привычные взаимоотношения со взрослым. Это побуждает его к поиску средств компенсации, а так как выбор этих средств у детей часто бывает ограничен, то в результате такой поиск приводит к еще более серьезным нарушениям (например, развивается привычка бравировать, скрывая свое неблагополучие) и проступкам и, соответственно, к дальнейшему ухудшению отношений.

В качестве наиболее характерных для дезадаптации симптомов С. А. Беличева называет:

  • агрессию по отношению к людям, вещам;
    * чрезмерную подвижность;
  • чувство собственной неполноценности;
  • постоянные фантазии;
  • упрямство;

* неадекватные страхи;

  • сверхчувствительность;
  • неспособность сосредоточиться на работе;
  • неуверенность в принятии решения;
  • частые эмоциональные расстройства;
  • лживость;

* достижения, не соответствующие нормам хронологического возраста;

  * неадекватную, чрезмерно завышенную самооценку;

  * говорение с самим собой и т. д. [Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1994].

Основу дезадаптации, как уже отмечалось выше, составляет эмоциональное напряжение, которое испытывает ребенок в силу несоответствия его возможностей и уровня развития адаптационных механизмов требованиям жизненной ситуации. Однако необходимо отметить, что диагностическая ценность указанных признаков повышается с возрастом: чем старше ребенок, тем в большей степени наличие данных особенностей поведения свидетельствует именно о дезадаптации, а не просто о трудностях роста, которые часто бывают преходящими, временными.

М. Раттер предлагает следующие критерии оценки тяжести дезадаптивных расстройств у детей.

Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка. Ряд особенностей поведения является нормальным только для детей определенного возраста.

Длительность сохранения расстройства. У детей довольно часто отмечаются различные страхи, припадки, другие расстройства. Однако случаи длительного сохранения этих состояний редки и поэтому должны вызывать тревогу у взрослых.

Жизненные обстоятельства. Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей — явление обычное и нормальное, так как развитие никогда не происходит гладко, а временный регресс встречается довольно часто. Однако все эти явления и колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка. Так, регрессом в поведении многие дети реагируют на появление младшего брата или сестры, а ростом тревожности — на перемену детского сада. Вообще стресс усиливает имеющиеся у ребенка эмоциональные или поведенческие трудности.

Социокультурное окружение. Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. Поведение должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственной социокультурной среды. Культурные различия, существующие в обществе, значительно влияют на вариативность в целом норм поведения.

Степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд симптомов одновременно. Более пристального внимания требуют дети с множественными эмоциональными и поверхностными расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни. Тип симптома. Одни симптомы бывают вызваны неверным воспитанием, другие — психическим расстройством. Нарушение отношений со сверстниками значительно чаще бывает связано именно с психическим расстройством и поэтому требует более пристального внимания.

Тяжесть и частота симптомов. Очень важно выявить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.

Изменения поведения. Анализируя детское поведение, следует сравнивать его проявления не только с чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует относиться внимательно к изменениям в поведении ребенка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания.

Ситуационная специфичность симптома. Считается, что симптом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающий только в определенной обстановке [61].

Таким образом, решая вопрос о степени выраженности социальной дезадаптации у ребенка, следует принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев, учитывая как общие закономерности развития, так и индивидуальные характеристики ребенка.

Социальная адаптация в обществе невозможна без овладения ребенком общепринятыми коммуникативными  навыками.

Следует заметить и выделить, что от самоутверждения ребенка среди своих сверстников зависят и его здоровье, и учеба, и формирование его личности в целом, которое происходит в общении и совместной деятельности с окружающими. Для профилактики дезадаптации_нужно не только научить ребенка идти на контакт, но и научить его сопереживанию, доброжелательности, терпимости, эмоциональной поддержке, умению проявлять инициативу и соглашаться с другими,_подчиняться, обмениваться опытом, знаниями, умениями, идеями для установления нормальных взаимоотношений в коллективе. Когда взрослый, общаясь с ребенком, помнит об этом, дети постепенно учатся согласовывать свои интересы и потребности с интересами и потребностями других, у них формируется способность быть заботливыми, чуткими, ласковыми, отзывчивыми и внимательными по мере приобретения ими социального и коммуникативного опыта.

Таким образом, нарушение механизмов социальной адаптации чревато развитием социальной дезадаптации. Круг причин и проявлений социальной дезадаптации очень широк и требует индивидуального анализа особенной социальной ситуации развития каждого конкретного ребенка. Одни и те же формы поведения, являясь закономерными и адаптивными в одних ситуациях и в конкретном возрасте, на другой возрастной ступени или в иных обстоятельствах способны привести к дезадаптации ребенка и являются ее признаками. Но, какими бы стартовыми возможностями и индивидуальными особенностями ни обладал ребенок, общие законы психологии и педагогики распространяются на всех детей в равной степени. Поэтому, только опираясь на знание этих общих законов, возможно найти правильные формы той индивидуализации воспитательного процесса, которая обеспечит успешность социальной адаптации каждого ребенка.

Мини-практикум

 Основным методом сбора сведений об уровне дезадаптированности ребенка является систематизированное наблюдение за особенностями поведения ребёнка и его эмоциональными проявлениями. Мы предлагаем воспользоваться с этой целью опросником. Он направлен на изучение уровня адаптации детей младшего школьного возраста и состоит из 46 утверждений: 45 касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, 1 — участия родителей в воспитании. Учитель, как наиболее компетентное лицо в школе, работая с бланком ответов, должен вычеркнуть номера тех высказываний, которые относятся к данному ученику. Психолог обобщит результаты и, дополнив их результатами личной беседы с ребенком и проведенной диагностики, имеет возможность получить достаточно полные и четкие представления о ребенке.

Работая с опросником, учитель вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка. Бланк разделен вертикальной чертой. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке засчитывается 1 балл, если справа — 2 балла. Максимально возможная сумма баллов — 70.

Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации: К = (П 4- 70) х 100 %, где П — количество баллов, набранных ребенком.

Интерпретировать значение коэффициентов можно следующим образом:

  • показатель до 14% является нормальным, не дает возможности говорить о каком-либо неблагополучии;
  • показатель от 15 до 30 % свидетельствует о средней степени
    дезадаптации;

* показатель свыше 30 % — серьезная степень дезадаптации;

* показатель свыше 40 % — эти дети, как правило, нуждаются в консультации психоневролога.

В бланке ответов все имеющиеся факторы поведения определенным образом сгруппированы. Такое построение бланка дает возможность достаточно быстро сориентироваться, определить, какой фактор (или группа факторов) лежит в основе дезадаптации конкретного ребенка [Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе// Начальная школа, 1996. - №7].

Опросник Л.М. Ковалевой.

Опросник для педагога.

  1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
  2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы и т.п.)
  3. Не знает много из того, что известно большинству детей  его возраста (дни недели, времена года и т.п.).
  4. Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неравномерные буквы и т.п.).
  5. Пишет правой рукой, но является левшой.
  6. Пишет левой рукой.
  7. Бесцельно двигает руками.
  8. Часто моргает.
  9. Сосет палец или ручку.
  10. Иногда заикается.
  11. Грызет ногти.
  12. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.
  13. Ребенок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
  14. Очень любит играть, играет даже на уроках.
  15. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.
  16. Речь инфантильная, напоминает речь 4-5 летнего ребенка.
  17. Чрезмерно беспокоен на уроках.
  18. Быстро примиряется с неудачами.
  19. Любит шумные подвижные игры на переменах.
  20. Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.
  21. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьезную работу.
  22. Долго переживает неудачи.
  23. При неожиданном вопросе учителя час то теряется. Если дать время на обдумывание, может ответить хорошо.
  24. Очень долго выполняет любое задание.
  25. Домашнее задание выполнит гораздо лучше классных (разница очень существенна, больше, чем у других).
  26. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
  27. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещать (например, знает марки машин, но не может повторить самое простое правило).
  28. Требует постоянного внимания к себе со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения: «Пиши!» и т.п.
  29. Допускает много ошибок при списывании.
  30. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т.п.
  31. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.
  32. Никогда не делает ничего сверх положенного минимума, не стремится узнать что-то, рассказать.
  33. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.
  34. Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает только на переменах.
  35. Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и т.п.
  36. Не совсем здоровый вид (бледный, худенький).
  37. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
  38. Если что-то не получается, раздражается, плачет.
  39. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем «отключиться», бросить работу.
  40. Часто жалуется на усталость, головную боль.
  41. Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности.
  42. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы и т.п.).
  43. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
  44. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.
  45. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
  46. Такое впечатление, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия у него сформированы.

Бланк для ответов. Диагностируемые параметры адаптации.

1

РО – родительское отношение

2

3 4

НГШ – неготовность к школе

5 6

Л – леворукость

7 8 9

10 11

НС – невротические симптомы

12 13 14

15 16

И – инфантилизм

17 18 19

20 21

ГС – гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность

22 23

24 25 26

ИНС – Инертность нервной системы

27

28 29 30

НП – недостаточная произвольность психических функций

31 32 33

34 35

НМ – низкая мотивация учебной деятельности

36

37 38 39 40

АС – астенический синдром

41 42

43 44 45 46

НИД – нарушения интеллектуальной деятельности

С.Л. Колосова «Детская агрессия». М., СПб, «Питер», 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста для более успешной адаптации к детскому саду»

 На сегодняшний день тема взаимодействия детского сада и семьи в период адаптации детей раннего возраста достаточно актуальна.  За последнее время резко увеличился поток детей в...

Рекомендации родителям для успешной адаптации к детскому саду

Процесс привыкания к новому периоду в жизни ребенка довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем организма, а так как адаптивные возможности малыша ограничены, ...

"Создание условий в группе, способствующих успешной адаптации к детскому саду"

Опыт работы по теме: Создание условий в группе, способствующих успешной адаптации к детскому саду....

"Условия для успешной адаптации в детском саду"

Консультация для родителей группы раннего возраста....

Успешная адаптация в детском саду

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему:«Условия для успешной адаптации к детскому саду» Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт ко...

Игры для успешной адаптации в детском саду

В вашей жизни и в жизни вашего ребенка наступил очень ответственный период: поступление в детский сад — новое для него место с незнакомыми взрослыми. Естественная реакция на новизну — это не только фи...

Консультация для родителей детей раннего возраста: «Условия для успешной адаптации к детскому саду»

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняютс...