Консультация для родителей
консультация (старшая группа) на тему

«Развитие движений и пространственной ориентировки, обучение действиям с предметами детей с расстройствами аутистического спектра» У большинства детей с расстройствами аутистического спектра отмечается недостатки в развитии моторики. Двигательные нарушения, такие как частичные параличи, парезы, возникают в следствии поражения ЦНС. Их можно квалифицировать как первичные. Но существуют и другие недостатки двигательной сферы, в их основе нет органических поражений. Это вторичные дефекты, которые возникают как следствие образа жизни ребенка, так как многие малыши с РАС апатичны, неловки, малоподвижны. Дети, как правило, не могут бегать, прыгать, целенаправленно бросать мяч. Многие предметы их не привлекают, они не испытывают к ним интереса, и даже не пытаются взять их в руки и поиграть. Вследствие этого рекомендуют использовать на занятиях яркие, красочные предметы, заводные игрушки. Вы скорее заинтересуете ребенка игрушкой, если возьмете на себя роль полноценного участника ситуации. Навык считается сформированным если ребнок может выполнить его самостоятельно или хотя бы с минимальной помощью, поэтому чтобы добиться полного усвоения навыка нужно многократно повторять его, сочетать с показом Научите ребенка вставать, держась за какую-либо опору, покажите, как садиться на стул, сгибая ноги в коленях. Особенные трудности ребенк испытывает при подъеме и спуске по лестнице. Поэтому помогите ребенку научиться переставлять, переступать со ступеньки на ступеньку. Потом объясните и покажите назначение перил. Развивать равновесие вам помогут такие упражнения как ходьба между натянутыми веревками, между стульями по «коридору» и т. п. Формирование пространственной ориентировки занимает особое место в коррекции познавательной активности аутичного ребнка. Специалисты работающие с данной категорией детей выделяют несколько уровней формирования пространственной ориентировки Такими уровнями являются; • ориентировка в собственном теле; • ориентировка в расположении объектов по отношению к собственному телу; • ориентировка во взаимоотношения внешних объектов между собой; • ориентировка во временных представлениях. По мнению М. М. и Н. Я. Семаго [2000] формирование пространственных представлений у детей с аутизмом должно проходить поэтапно. Первый этап предполагает обучение детей умению различать отношения предметов и их частей по вертикали (знакомство с предлогами «на», «под»). На втором этапе рекомендуется приступать к формированию умения понимать отношения в горизонтальной плоскости («рядом», «около»). На третьем - работать над развитием понимания таких пространственных отношений, как «справа», «слева», «за», «перед», «между» и пр. После того как ребенок научится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения предметов по подражанию действиям взрослого, можно переходить к играм, где ему будет необходимо действовать по образцу, то есть осуществлять самостоятельный анализ образца с точки зрения пространственных отношений предметов и их частей. Ребенок благополучно справляется с этой задачей в процессе развития конструктивных умений, а также участвуя в специально организованных дидактических играх «Запомни и найди», «Найди и назови», где ребенку предлагаются карты с изображениями предметов, по-разному расположенных по отношению друг к другу. Формирование пространственных отношений и представлений необходимо сочетать с развитием осязательного восприятия. Имеется большое количество дидактических игр, которые позволяют через осязание совершенствовать восприятие формы, величины, объема, температуры, пространственного расположения предметов. На первом этапе детей обучают осязательному восприятию знакомых объемных предметов, желательно аффективно значимых для ребенка с аутизмом (например, используются палочка, бутылочка, любимая машинка; бытовые предметы ложка, тарелка; предметы одежды шарф, шапка, пуговица и пр.). На втором этапе детям предлагают для ощупывания и узнавания объемные геометрические формы (шар, куб, «кирпичик из строительного набора» и пр.). На третьем этапе дети ощупывают и называют плоские геометрические фигуры. На четвертом этапе можно уже предложить классифицировать объемные фигуры по величине. За специальной ширмой психолог раскладывает перед ребенком набор объемных фигур одинаковой фактуры, но разной величины. Например, шар большой и шар маленький, катушку большую и катушку маленькую, и пр. Взрослый просит ребенка дать ему одинаковые фигурки, например выбрать все шарики (по форме) или все большие или маленькие фигурки (по величине). Следует отметить, что многие дети с аутизмом сперва отказываются работать с ширмой, вынимают руки из рукавов, разбрасывают фигуры. Необходимо постепенно приучать ребенка к работе с ширмой. Если не удается приучить ребенка работать таким способом, можно предложить ему игру «Чудесный мешочек». Опыт нашей работы показывает, что такие занятия не только способствуют формированию пространственного восприятия у ребенка, но и повышают его психический тонус и поисковую активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dvizheniy_i_prostranstvennoy_orientirovki.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие движений и пространственной ориентировки, обучение действиям с предметами детей с расстройствами аутистического спектра»

 

 

У большинства детей с расстройствами аутистического спектра отмечается недостатки в развитии моторики. Двигательные нарушения, такие как частичные параличи, парезы, возникают в следствии поражения ЦНС. Их можно квалифицировать как первичные. Но существуют и другие недостатки двигательной сферы, в их основе нет органических поражений. Это вторичные дефекты, которые возникают как следствие образа жизни ребенка, так как многие малыши с РАС апатичны, неловки, малоподвижны. Дети, как правило, не могут бегать, прыгать, целенаправленно бросать мяч. Многие предметы их не привлекают, они не испытывают к ним интереса, и даже не пытаются взять их в руки и поиграть. Вследствие этого рекомендуют использовать на занятиях яркие, красочные предметы, заводные игрушки. Вы скорее заинтересуете ребенка игрушкой, если возьмете на себя роль полноценного участника ситуации.

Навык считается сформированным если ребёнок может выполнить его самостоятельно или хотя бы с минимальной помощью, поэтому чтобы добиться полного усвоения навыка нужно многократно повторять его, сочетать с показом .

Научите ребенка вставать, держась за какую-либо опору, покажите, как садиться на стул, сгибая ноги в коленях. Особенные трудности ребенок испытывает при подъеме и спуске по лестнице. Поэтому помогите ребенку научиться переставлять, переступать со ступеньки на ступеньку. Потом объясните и покажите назначение перил. Развивать равновесие вам помогут такие упражнения как ходьба между натянутыми веревками, между стульями по «коридору» и т. п.

Формирование пространственной ориентировки  занимает особое место в коррекции познавательной активности аутичного ребёнка.

Специалисты работающие с данной категорией детей выделяют несколько уровней формирования пространственной ориентировки:

Такими уровнями являются;

• ориентировка в собственном теле;

• ориентировка в расположении объектов по отношению к собственному телу;

• ориентировка во взаимоотношения внешних объектов между собой;

• ориентировка во временных представлениях.

По мнению М. М. и Н. Я. Семаго  формирование пространственных представлений у детей с аутизмом должно проходить поэтапно.

Первый этап предполагает обучение детей умению различать отношения предметов и их частей по вертикали (знакомство с предлогами «на», «под»).

На втором этапе рекомендуется приступать к формированию умения понимать отношения в горизонтальной плоскости («рядом», «около»).

На третьем - работать над развитием понимания таких пространственных отношений, как «справа», «слева», «за», «перед», «между» и пр. После того как ребенок научится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения предметов по подражанию действиям взрослого, можно переходить к играм, где ему будет необходимо действовать по образцу, то есть осуществлять самостоятельный анализ образца с точки зрения пространственных отношений предметов и их частей.

Ребёнок благополучно справляется с этой задачей в процессе развития конструктивных умений, а также участвуя в специально организованных дидактических играх «Запомни и найди», «Найди и назови», где ребенку предлагаются карты с изображениями предметов, по-разному расположенных по отношению друг к другу. Формирование пространственных отношений и представлений необходимо сочетать с развитием осязательного восприятия. Имеется большое количество дидактических игр, которые позволяют через осязание совершенствовать восприятие формы, величины, объема, температуры, пространственного расположения предметов. На первом этапе детей обучают осязательному восприятию знакомых объемных предметов, желательно аффективно значимых для ребенка с аутизмом (например, используются палочка, бутылочка, любимая машинка; бытовые предметы: ложка, тарелка; предметы одежды: шарф, шапка, пуговица и пр.). На втором этапе детям предлагают для ощупывания и узнавания объемные геометрические формы (шар, куб, «кирпичик из строительного набора» и пр.). На третьем этапе дети ощупывают и называют плоские геометрические фигуры. На четвертом этапе можно уже предложить классифицировать объемные фигуры по величине. За специальной ширмой специалист раскладывает перед ребенком набор объемных фигур одинаковой фактуры, но разной величины. Например, шар большой и шар маленький, катушку большую и катушку маленькую, и пр. Взрослый просит ребенка дать ему одинаковые фигурки, например выбрать все шарики (по форме) или все большие или маленькие фигурки (по величине). Следует отметить, что многие дети с аутизмом сперва отказываются работать с ширмой, вынимают руки из рукавов, разбрасывают фигуры. Необходимо постепенно приучать ребенка к работе с ширмой. Если не удается приучить ребенка работать таким способом, можно предложить ему игру «Чудесный мешочек». Опыт нашей работы показывает, что такие занятия не только способствуют формированию пространственного восприятия у ребенка, но и повышают его психический тонус и поисковую активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...