Коллективная лепка как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке (средняя группа)

Аммосова Тамара Яковлевна

Сфера общения – самый мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка, его здоровье. Поэтому требуется особая осторожность и предусмотрительность как в общении взрослых в присутствии детей, так и в общении с самими детьми.             В современном обществе стоит большая проблема в развитии у детей коммуникативных способностей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а просмотр мультфильмов или компьютерные игры – любимое занятие, от которого очень трудно бывает ребенка отвлечь. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь умение общаться с самыми разными людьми всегда поможет во взрослой жизни, научит простым правилам мирного сосуществования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektivnaya_lepka.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективная лепка как средство развития коммуникативных способностей  детей     старшего дошкольного возраста

                              Выполнила: Аммосова Тамара Яковлевна

                           Воспитатель МДОУ ЦРР - Д/с №89 «Парус» г.Якутск

      Актуальность.  Сфера общения – самый мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка, его здоровье. Поэтому требуется особая осторожность и предусмотрительность как в общении взрослых в присутствии детей, так и в общении с самими детьми.             В современном обществе стоит большая проблема в развитии у детей коммуникативных способностей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а просмотр мультфильмов или компьютерные игры – любимое занятие, от которого очень трудно бывает ребенка отвлечь. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь умение общаться с самыми разными людьми всегда поможет во взрослой жизни, научит простым правилам мирного сосуществования.

       Одним важнейшим условием развития коммуникативных способностей является занятие по изо - деятельности в частности коллективная лепка. Коллективные работы – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач, которые  активно воздействуют на формирование сознания личности в целом. Коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

       На занятиях в старшей группе дети учатся договариваться, распределять работу, придумывать общую композицию, лепить поделки для игр, создавать панно для  группы, холла. В процессе работы дети убеждаются, что коллективные работы получаются большого размера и «нарядней» индивидуальных. Их можно разместить в группе, раздевалке, музее.

       На коллективных занятиях появляется возможность создавать благоприятные условия для формирования у детей таких качеств, как ответственность, организованность. Общее задание, которое дают им, создается предпосылки к переходу от труда для себя к труду для родных, сверстников, малышей. В этом основа воспитания бескорыстия, желания просто так – ни за что и ни зачем – делать доброе дело.

       Овладение способами и средствами лепки идет постепенно, дети накапливают их, начиная с младших групп. В старшей группе усиливается внимание к изображению формы и динамики фигур. Вначале дети лепят наиболее простые и знакомые для них предметы, разные по характеру формы, размеру. Основную форму этих предметов дети знают, их внимание нужно направить на более точное изображение. В старшей группе несколько по-иному, чем в предшествующей группе, решается лепка фигуры человека. Их внимание направляется на более четкое изображение формы, а также на правильную передачу пропорций.

       Воспитатель уточняет пропорции: голова маленькая по сравнению с туловищем, имеющим в основе конусообразную форму, руки – столбики. Одновременно дети учатся находить положение рук, сгибая их в зависимости от изображаемого действия.

       Следующим этапом обучения может быть лепки фигурки, устанавливающейся на ногах. Это получается у детей не сразу, ребята обычно лепят очень тонкие ноги, которые не держат фигурку. Нужно предложить такую тему, при которой ноги у фигурок должны быть толстыми и плотными: вылепить девочку или мальчика в зимней одежде (в шубке, валенках). Изображение этих фигур проводится комбинированным способом. Голову и туловище дети лепят из целого куска, а руки и ноги делают отдельно и примазывают к туловищу. Шапку можно вылепить в виде ушанки или вязаной шапочки с помпоном. Если изображается мальчик, то на пальто накладывается воротник, пуговицы, а если девочка – наряд дополняется опушкой и манжетами. Сложных движений дети еще не изображают, но они могут сделать фигурку шагающей или наклонить ей корпус. Поэтому возможны такие темы, как «Мальчик катит снежный ком», «Дети гуляют», «Дети гуляют с воспитателем». Педагог лепит фигуру воспитателя, а ребята устанавливают около нее свои фигурки. Таким образом, дети постепенно подводятся к сюжетной и коллективной лепке. Темы, поставленные подобным образом, направляют мысль ребенка на изображение определенного предмета, его действия, положения в пространстве.

        Обучение лепке детей старшей группы требует от воспитателя применения многих методов и приемов обучения, выбор их зависит от характера задачи, решаемой на занятии, от сложности темы.

       На первом этапе обучения лепке тех или иных предметов можно использовать лепку с натуры, которая не исключает показа способов изображения, но в то же время и не снимает задач творческого характера.    Целью этих занятий является: 

- расширение представления детей о форме и пропорциях;

- научить их изображать форму, вспоминая и самостоятельно применяя знакомые способы лепки;

- научить сравнивать свою скульптуру с натурой на протяжении всего занятия, а во время анализа работ сравнивать с натурой не только свою работу, но и работы товарищей, т.е. воспитывать активность и самостоятельность мышления.  

        При организации коллективной лепки детей необходимо соблюдать следующие условия:

а) эмоционально объяснить цель предстоящей деятельности, его необходимость; вызвать у дошкольников желание в ней участвовать;

б) обеспечить активность каждого участника в процессе деятельности; привлечь к планированию ее, распределению работы, точно определить обязанности;

в) четко выделить этапы работы и дать возможность детям пережить чувство удовлетворения полученными промежуточными результатами и достигнутым общим успехом.

        Исследования путей формирования детского творчества, проведенное А.П. Усовой, Н.Б. Халезовой и др., дало возможность определить три этапа в усложнении заданий.

        На I этапе детям дают задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: по установке воспитателя (сочини, придумай, найди, измени) дети действуют совместно с педагогом, проявляя при этом элементы творчества.

        II этап. Детям дают задания, которые ведут ребят к целенаправленным действиям и поискам. Ребенок, действуя вместе воспитателем, начинает понимать, что приобретенные умения можно комбинировать и видоизменять.

        III этап – это задания ведущие ребенка к самостоятельным действиям по обдумыванию замысла в различных видах деятельности, к планированию своих действий, отбору выразительных средств.

        В старших группах дети при создании изделия идут от образа, который они наблюдали. На занятиях дети планируют, подбирают материал, выбирают доступные выразительные средства осуществления художественного образа.                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Таким образом, целенаправленный процесс развития коммуникативных способностей  детей старшего дошкольного возраста посредством коллективных занятий по лепке будет успешным, если:

- создать благоприятное условие для развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста;

        - правильно подобрать систему работы по организации руководства занятий по коллективной лепке для детей старшего дошкольного возраста;

        - занятия будут проводиться с учетом принципа систематичности и последовательности от простого к сложному.

Использованная литература

  1. Андрус, Н.Я., Андрус, Л.А. Невелев, Л.А. Искусство общения / Н.Я. Андрус, Л.А. Андрус, Л.А. Невелев – Челябинск, 1993.
  2. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников / С.С. Бычкова – М.; 2003, 96 с.
  3. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.; 2003 – 240 с.
  4. Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов / В.С. Горичева – Ярославль, 1998, 192 с.
  5. Казакова, Т.Г. Мир природы и детское творчество / Т.Г.Казакова // дошкольное воспитание, 2006, №7, с. 88.
  6. Казакова, Т.Г.Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т.Г. Казакова – М., 1983.
  7. Карамзина, У.А. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб.-метод.комплекс/ У.А. Карамзина – Якутск, 2001,120 с.
  8. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебн.пособие / Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина, Н.Б. Холезова и др. М., 1992.
  9. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. Рузской А.Г. – М.; 1988.
  10. Халезова, Н.Б., Курочкина, Н.А., Пантюхина, Г.В.  Лепка в детском саду / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. – М.; 1986, 142с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействи...

Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС

В презентации дана информация о значении сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста....

«Словесные дидактические игры как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

Методическая разработка включает комплекс дидактических игр подобраных с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, которую могут использовать воспитатели, педагоги-психологи, а также ...

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность как средстворазвития коммуникативных способностейдетей дошкольного возраста....

Сообщение из опыта работы «Музыкальная деятельность, как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"

Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного возраста....