Сюжетно- ролевые игры детей младшей группы детского сада.
консультация (младшая группа)

Кирсанова Пелагея Ивановна

Игра - одна из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.  Игра имеет огромное значение доя воспитания и развития личности. Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связано с рядом условий: наличием разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частого общения, развитием самостоятельности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevye_igry.docx207.14 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно- ролевые игры детей младшей группы детского сада

 Игра - одна из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.  Игра имеет огромное значение доя воспитания и развития личности.

 Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается  с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

 Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связано с рядом условий: наличием разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частого общения, развитием самостоятельности детей.

 Первые сюжетные игры малышей протекает как игры безролевые или игры со скрытой ролью. действие детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно повторяется. Основным содержанием, как и в предметной игре, являются разнообразные действия с предметами. Неизменной остается и форма игры: или как индивидуальная , или как игра «рядом». Действия с предметами, игрушками осуществляется каждым из играющих самостоятельно, и основания доя объединения у них еще нет совместные игры малышей возможны лишь при участии взрослых.

 Формирование у детей третьего года жизни условных предметно-игровых действий прежде всего должно быть совмещено с организацией предметного игрового взаимодействия, что облегчает детям в дальнейшем вступление в совместную сюжетную игру с другом.  С этой целью воспитатель должен использовать любые катающиеся предметы (мячик, тележку, и т.п.) – ковровую дорожку или скамейку , направляющие движения игрушки. Очень важно, что бы первоначально взаимодействие двух партнеров осуществлялись с одним большим предметом (один мяч, одна машина и т.п.).

 Дальнейшая игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принимать разнообразные формы: это совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т. П. например, воспитатель предлагает   двоим малышам: « давайте вместе построим башню. Я первый кубик положила. Саша, теперь ты клади кубик сверху. А теперь-Света. Теперь-опять Саша. Получилась высокая башня.» параллельно с организацией парного предметного взаимодействия воспитатель формирует у детей простейшие условие действия с сюжетными игрушками и предметами= заместителями. Для этого он развертывает сюжетную игру на глазах у детей, он может одушевлять кукол и другие игрушечные персонажи.  

 По мере того, как идет усвоение детьми действий с сюжетными игрушками воспитатель переходит к показу игры, включающей уже не одну , а две смысловые ситуации, например, варит суп на игрушечной плите, а затем кормит им кукол; стирает кукольные платья в игрушечном тазике, а затем гладит его утюгом и д.п. все эти сюжеты должны непременно включать в себя действия, уже известные детям, которые они неоднократно наблюдали в реальной жизни.

 Сначала воспитатель сам разыгрывает такой «двухфазный» сюжет на глазах у детей. При следующим повторении игры он подключает к игре одного-двух малышей: «Коля, я зайку покормила, теперь ему спать пора. Уложить его спать?» и т.п.

 На этом этапе работы воспитатель должен наряду с сюжетными игрушками вводит в совместную игру с детьми предметы- заместитель (например, палочку вместо ложки, кубик вместо пирожка и т.п.). постепенно в разных играх педагогу необходимо расширять круг действий с предметами-заместителями: использовать один и тот же предмет для выполнения разных игровых действий ( например, в одной игре - это ложка, а в другой- карандаш, а в третьей- расческа); использовать разные предметы для выполнения одного и того же игрового действия ( например, в одной игре вместо мыла предлагается кубик, в следующий раз брусочек и т.п.).

 Педагогами и психологами было замечено, что во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачек- в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде:  ребенок, действуя определенным образом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре ребенок обозначает словом ( мама, доктор, строитель), но после того, как им был совершен ряд соответствующих действий. Через некоторое время уже в самом начале игры ребенок берет себе роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью.

 Чтобы переход к ролевым играм произошел, необходимо, прежде всего, что бы ребенок умел выделять специфические для определённого взрослого действия, воспроизводить их в игре с игрушками. Педагог должен отчётливо представлять, такие роли целесообразно вводить в детскую игру на данном этапе. Самое главное, это должны быть роли взрослых, знакомые ребенку по его жизненной практике, реализующиеся через понятное для него действия, имеющие яркий отличительный внешний атрибут. Например роль «доктора» ( доктор измеряет температуру, делает уколы, дает лекарство; внешним атрибутом роли «доктора» может быть белая шапочка или халат), роль «шофера» (шофер водит машину, автобус, возит пассажиров, грузы; специфическим предметом, обозначающим эту роль, может быть руль). Воспитатель должен предварительно подготовить несколько наборов игрушек и ролевых атрибутов и постепенно вводить их в игры.  Каждый набор обязательно обыгрывается педагогом. Например, воспитатель достаёт заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями» , надевает белую шапочку и на глазах у детей начинает игра, принимая на себя роль «доктора»: «Я доктор. Буду лечить детей. Здесь у меня больница. Зайка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас температуру тебе измерим. 9 ставит зайке градусник.) Теперь  послушаю тебя. У тебя ангина».

 Обогащение ролевых действий в играх отдельных действий постепенно приводит к появлению совместных игры, объединяющей вначале двух-трех, а затем более количество детей. Вначале они группируются на основе действия по  направленности: ведет машину шофер, а пассажир едет в ней; врач лечит больного, парикмахер стрижёт маму и т.п. такие объединения еще очень кратковременны, быстро распадаются. Сюжет игры малышей не сложен6 в нем дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада.

Основными задачами руководства играми воспитанников младших групп детского сада являются:

  1. Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.
  2. Развитие и обогащение сюжетов игры.
  3. Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе.

 Одним  из основных приемов руководства играми малышей является участие воспитателя в их играх. Совместная  игра с воспитателям способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевые игры в младшей группе детского сада

Сюжетно-ролевые игры в младшей группе детского сада...

Сюжетно-ролевые игры детей младшей группы детского сада

В младшей группе действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно повторяется. Основным содержани...

Конспект сюжетно-ролевой игры в младшей группе детского сада «Парикмахерская»

Программные задачи:1 Закреплять знания детей о работе парикмахера, о правилах поведения в парикмахерской;2 Создать игровую обстановку;3 Формировать дружеские взаимоотношения в игре;4 Вызвать интерес и...

Конспект сюжетно-ролевой игры в младшей группе детского сада «Поездка на автобусе»

Сюжетно - ролевая игра в младшей группе "Поездка на автобусе"...

Конспект сюжетно-ролевой игры в младшей группе детского сада «Ветеринарная клиника»

Конспект  сюжетно-ролевой игры в младшей группе детского сада «Ветеринарная клиника» Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», &laq...

Как провести сюжетно-ролевую игру в младшей группе детского сада

Игра — это естественный способ освоения ребёнком окружающей действительности, который единогласно признаётся превалирующей формой деятельности в детском саду и используется как основа для воспит...

Сюжетно-ролевые игры в младшей группе детского сада.

Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связано с рядом условий: наличием разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, част...