Консультация для воспитателей "Конструирование из бросового материала"
консультация
выступление на семинаре по теме "Конструирование в детском саду"- консультация для воспитателей "Консультация из бросового материала"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_konstruirovanie.docx | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Консультация для воспитателей
«Конструирование из бросового материала»
(выступление на семинаре)
Выполнил:
воспитатель
Сулейманова З. М
категория: высшая
стаж:27 лет 6 месяцев
г. Туймазы-2019 г.
Конструирование из бросового материала — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов, позволяющий дать вторую жизнь миру вещей, которые обычно выбрасываются.
Как писал И.П. Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга».
Основные цели конструирования из бросового материала — это развитие детских творческих, интеллектуальных и художественных способностей, а также экологическое воспитание.
Что такое бросовый материал? Бросовый материал — это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии (О. Шлосс).
Конструирование из бросового материала очень интересное и полезное занятие для развития мелкой моторики детей. Использование бросового материала приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку сделанную своими руками..
На занятиях по конструированию из бросового материала дети получают углублённые знания о свойствах и структуре различных материалов (цветной пластик, пробка, дерево, бумага), учатся видеть образ в бросовом материале, приучаются к бережному отношению к игрушкам и предметам, как к результатам своего труда.
При работе с бросовым материалом необходимо:
- Учитывать возрастные особенности детей.
- Правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом.
- Продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений.
- Процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции.
- Дети должны быть уверены в помощи педагога, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы.
В конструировании используется, как индивидуальная, так и коллективная форма организации работы.
Изготавливая разнообразные поделки (игрушки, мебель, транспорт), дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу: пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, упаковочным коробкам, фантикам, пенопласту, поролону и т. д.
Часто идею поделки подсказывает сам бросовый материал. В нашей группе собралась уже довольно внушительная коллекция из бросового материала. Перед тем, как сделать новые поделки, важно задуматься, какие привычные материалы можно заменить бросовыми, какими свойствами, формой, цветом обладает имеющийся у нас материал.
Вот лишь несколько вариантов того, как можно с пользой применить бросовый материал в детском саду:
- пособия для занятий;
- дидактические игры;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- театральные куклы и декорации;
- кулоны с чесноком (профилактика простудных заболеваний);
- подарки к праздникам;
- элементы маскарадных костюмов;
- художественный труд;
- лепка;
- для занятий по экспериментированию;
- музыкальные инструменты.
В процессе конструирования детьми поделок из бросового материала педагоги стремятся реализовать такие задачи:
3-4 года:
познакомить детей с интересными возможностями необычного материала (поролон, пенопласт, пластиковые бутылки и т. д.);
учить пользоваться для соединения частей и деталей пластилином, клеем, проволокой, нитями и т. д.;
развивать мелкую моторику.
4-5лет:
развивать познавательную и исследовательскую деятельность;
обучать приёмам изготовления простейших поделок из бросового материала, дополняя образ игрушки деталями из пластилина, цветной бумаги или природного материала (ягоды, листья, ракушки, жёлуди и т. д.).
5-7 лет:
учить детей согласовывать свои действия в процессе коллективного труда;
знакомить с приёмами изготовления поделок сложных конструкций;
учить придавать художественную выразительность образу, придумывая декоративные детали и украшения;
развивать творческие способности;
воспитывать бережное отношение к природе.
Приёмы обучения конструированию из бросового материала традиционно выстраиваются на подражательной основе и имеют свои особенности на разных этапах:
Этап первый — детальный анализ образца будущего изделия:
в младшей группе в качестве образца используется поделка, заранее изготовленная педагогом;
в средней группе детям можно предложить рассмотреть картинку или нарисованное изображение;
в шестилетнем возрасте дети уже способны анализировать схему или модель игрушки, аналитическая деятельность детей включает определение основных частей игрушки и материала, из которого она изготовлена, обсуждение уточняющих вопросов, например:
какой материал для поделки ещё можно рассмотреть;
какие варианты крепления деталей будут оптимальными;
какие дополнительные техники можно использовать для оформления деталей, например, лепку из пластилина, рисование фломастерами, карандашами, красками или элементы аппликации.
Этап второй — детей обучают планированию и обдумыванию пошагового продвижения к цели, учат целостному восприятию всего процесса работы. Конкретизируется, в какой последовательности изготовляются детали, из какого материала, какой инструмент будет предпочтительнее. Выбор педагогических приёмов осуществляется с учётом возраста детей:
в младших группах воспитатель подробно демонстрирует все этапы конструирования поделки, сопровождая его понятными и детальными комментариями;
в средней группе педагог постепенно сокращает процесс полного показа и обстоятельного пояснения, подключая активную работу со схемами и опорными планами в виде самостоятельно нарисованными детьми схематических зарисовок.
Этап третий — продумывается способ скрепления деталей и частей конструкции:
в средней группе в качестве соединительного материала используется пластилин;
дети старшего возраста пользуются клеем, нитками, проволокой и т. д.
Этап четвёртый предусматривает, что дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы.
Этап пятый — дети самостоятельно справляются со всем процессом изготовления поделок от зарождения мыслительного прообраза игрушки до предметного воплощения творческой идеи. На этом этапе важно поощрять проявления творческой фантазии и стремление ребёнка к самостоятельности в процессе практической реализации.
Этап шестой — подведение итогов, анализ и оценка готовых изделий. Важно найти положительные моменты в работе каждого ребёнка, поддержать и вдохновить. Отличным приёмом на этом этапе станет увлекательная сюжетно-ролевая или театрализованная игра с использованием игрушек, изготовленных детьми, это поможет им ощутить значимость своего труда.
Как правильно провести начало занятия
чтение фрагмента произведения художественной литературы;
дидактические и подвижные игры;
музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрацию презентаций, видео или мультипликационных фильмов.
Вариантов для создания поделок своими руками очень много. Для этого используются разнообразные материалы в зависимости от возраста и навыков исполнителя. Одним из удобных и интересных для работы вариантов будет изготовление поделок из фольги. Ее можно приобрести в рулонах относительно недорого. При этом именно из обычной пищевой фольги получаются изящные и очень интересные вещицы, которые можно отнести на выставку в школу либо в детский сад или же просто использовать в качестве домашних декораций. Если хорошо постараться, из цветной бумаги и фольги можно изготовить красивое украшение и даже подарок, который обязательно произведет положительное впечатление на получателя.
Таким образом, конструирование из бросового материала вносит свой вклад в гармоничное развитие ребёнка, поэтому необходимо уделять ему должное внимание всегда: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставлять его без пищи» К. Паустовский.
Значение конструирования из бросового материала
Конструирование из бросового материала очень интересное и полезное занятие для развития мелкой моторики детей. Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
1 слайд. Конструирование из бросового материала — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов, позволяющий дать вторую жизнь миру вещей, которые обычно выбрасываются.
2 слайд. Как писал И.П. Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга».
3 слайд. Что такое бросовый материал? Бросовый материал — это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.
4 слайд. Конструирование из бросового материала очень интересное и полезное занятие для развития мелкой моторики детей. Использование бросового материала приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку сделанную своими руками..
5 слайд. На занятиях по конструированию из бросового материала дети получают углублённые знания о свойствах и структуре различных материалов (цветной пластик, пробка, дерево, бумага), учатся видеть образ в бросовом материале, приучаются к бережному отношению к игрушкам и предметам, как к результатам своего труда.
6 слайд. Влияние на развитие ребенка: развивается мелкая моторика рук, внимательность, усидчивость, самостоятельность, творческие способности, фантазия, воображение, труд навыки и умения
7 слайд. При работе с бросовым материалом необходимо:
- Учитывать возрастные особенности детей.
- Правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом.
- Продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений.
- Процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции.
- Дети должны быть уверены в помощи педагога, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы.
8 слайд. В конструировании используется, как индивидуальная, так и коллективная форма организации работы.
9 -10 слайд. Требования к подбору материала.
11 слайд. Какие дополнительные материалы можно применять.
12 слайд. Этапы обучению констр-ю из брос материала:
1) Детальный анализ образца будущего изделия.
2) Планирование и обдумывание пошагового продвижения к цели.
3) Продумывается способ скрепления деталей и частей конструкции
4) дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы.
5) Дети самостоятельно справляются со всем процессом изготовления поделок от зарождения мыслительного прообраза игрушки до воплощения идеи.
6) Подведение итогов, анализ и оценка готовых изделий
13 слайд. Практическое применение поделок.
14 слайд Транспорт из бросового материала.
15 слайд Животные из бросового материала.
16 слайд - Я хотела познакомить вас с фольгопластикой
Фольга- прекрасный материал для изготовления поделок.
Фольга имеет прекрасные свойства сминаться, рваться, скручиваться, сжиматься, сгибаться и т. д. Фольге можно придать любой силуэт, любую форму.
Этот материал можно рвать, придавая интересные формы, а так же разрезать ножницами. Все прекрасно понимают, как важно развивать мелкую моторику рук у детей. В данное время существует множество методик и упражнений для укрепления мышц пальцев рук. Техника фольгопластики не только прекрасно справляется с этой задачей, но и развивает творческие способности ребенка. .
17-18 – 19 мастер класс. Работа с педагогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: "Изготовление музыкальных инструментов из бросового материала"
Как можно изготовить с детьми музыкальные инструменты из подручных средств....
Консультация для родителей: "Использование бросового материала в творческом развитии ребёнка".
В данной консультации разъясняется, почему можно и нужно использовать бросовый материал в играх, конструировании и творческой деятельности дошкольников....
Материал для родителей Консультация с родителями «Развитие моторики и творчества дошкольников с помощью бросового материала»
Занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей....
Консультация для педагогов "Использование бросового материала в творчестве детей"
Консультация , как использовать бросовый материал в творчестве детей....
мастер-класса для родителей и детей по изготовлению игрушек из бросового возраста материала « Новогодние чудеса из бросового материала»
Цель: развитие художественно-творческих способностей.Задачи:- способствовать совершенствованию мелкой моторики пальцев;- формирование волевых умений, доводить ее до завершения;- закрепление умения раб...
Сценарий конкурса костюмов из бросового материала «Эколята- дошколята - показ моды из бросового экологически чистого материала»
Сценарий конкурса костюмов из бросового материала«Эколята- дошколята - показ моды из бросового экологически чистого материала» ...
Консультация для родителей "Использование бросового материала с детьми дошкольного возраста"
В статье описаны варианты использования различного бросового материала с детьми дошкольного возраста....