Консультация для воспитателей "Конструирование из бросового материала"
консультация

Сулейманова Зилара Минисламовна

выступление на семинаре по теме "Конструирование в детском саду"- консультация для воспитателей "Консультация из бросового материала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_konstruirovanie.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

        детский сад  № 16 г. Туймазы          

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

        

Консультация для воспитателей

«Конструирование из бросового материала»

(выступление на семинаре)

Выполнил:

                                 воспитатель

                                                                                 Сулейманова З. М

 категория: высшая

стаж:27 лет 6 месяцев

г. Туймазы-2019 г.

           Конструирование из бросового материала — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов, позволяющий дать вторую жизнь миру вещей, которые обычно выбрасываются.

          Как писал И.П. Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга».

Основные цели конструирования из бросового материала — это развитие детских творческих, интеллектуальных и художественных способностей, а также экологическое воспитание.

          Что такое бросовый материал? Бросовый материал — это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии (О. Шлосс).

            Конструирование из бросового материала очень интересное и полезное занятие для развития мелкой моторики детей. Использование бросового материала приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку сделанную своими руками..

            На занятиях по конструированию из бросового материала дети получают углублённые знания о свойствах и структуре различных материалов (цветной пластик, пробка, дерево, бумага), учатся видеть образ в бросовом материале, приучаются к бережному отношению к игрушкам и предметам, как к результатам своего труда.

При работе с бросовым материалом необходимо:

  • Учитывать возрастные особенности детей.
  • Правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом.
  • Продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений.
  • Процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции.
  • Дети должны быть уверены в помощи педагога, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы.

         В конструировании используется, как индивидуальная, так и коллективная форма организации работы.

        Изготавливая разнообразные поделки (игрушки, мебель, транспорт), дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу: пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, упаковочным коробкам, фантикам, пенопласту, поролону и т. д.

        Часто идею поделки подсказывает сам бросовый материал. В нашей группе собралась уже довольно внушительная коллекция из бросового материала. Перед тем, как сделать новые поделки, важно задуматься, какие привычные материалы можно заменить  бросовыми, какими свойствами, формой, цветом обладает имеющийся у нас материал.

        Вот лишь несколько вариантов того, как можно с пользой применить бросовый материал в детском саду:

-  пособия для занятий;

-  дидактические игры;        

-  атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

-  театральные куклы и декорации;

-  кулоны с чесноком (профилактика простудных заболеваний);

- подарки к праздникам;

-  элементы маскарадных костюмов;

-  художественный труд;

-  лепка;

- для занятий по экспериментированию;

- музыкальные инструменты.

        В процессе конструирования детьми поделок из бросового материала педагоги стремятся реализовать такие задачи:

3-4 года:

познакомить детей с интересными возможностями необычного материала (поролон, пенопласт, пластиковые бутылки и т. д.);

учить пользоваться для соединения частей и деталей пластилином, клеем, проволокой, нитями и т. д.;

развивать мелкую моторику.

4-5лет:

развивать познавательную и исследовательскую деятельность;

обучать приёмам изготовления простейших поделок из бросового материала, дополняя образ игрушки деталями из пластилина, цветной бумаги или природного материала (ягоды, листья, ракушки, жёлуди и т. д.).

5-7 лет:

учить детей согласовывать свои действия в процессе коллективного труда;

знакомить с приёмами изготовления поделок сложных конструкций;

учить придавать художественную выразительность образу, придумывая декоративные детали и украшения;

развивать творческие способности;

воспитывать бережное отношение к природе.

Приёмы обучения конструированию из бросового материала традиционно выстраиваются на подражательной основе и имеют свои особенности на разных этапах:

Этап первый — детальный анализ образца будущего изделия:        

в младшей группе в качестве образца используется поделка, заранее изготовленная педагогом;

в средней группе детям можно предложить рассмотреть картинку или нарисованное изображение;

в шестилетнем возрасте дети уже способны анализировать схему или модель игрушки, аналитическая деятельность детей включает определение основных частей игрушки и материала, из которого она изготовлена, обсуждение уточняющих вопросов, например:

какой материал для поделки ещё можно рассмотреть;

какие варианты крепления деталей будут оптимальными;

какие дополнительные техники можно использовать для оформления деталей, например, лепку из пластилина, рисование фломастерами, карандашами, красками или элементы аппликации.

Этап второй — детей обучают планированию и обдумыванию пошагового продвижения к цели, учат целостному восприятию всего процесса работы. Конкретизируется, в какой последовательности изготовляются детали, из какого материала, какой инструмент будет предпочтительнее. Выбор педагогических приёмов осуществляется с учётом возраста детей:

в младших группах воспитатель подробно демонстрирует все этапы конструирования поделки, сопровождая его понятными и детальными комментариями;

в средней группе педагог постепенно сокращает процесс полного показа и обстоятельного пояснения, подключая активную работу со схемами и опорными планами в виде самостоятельно нарисованными детьми схематических зарисовок.

Этап третий — продумывается способ скрепления деталей и частей конструкции:

в средней группе в качестве соединительного материала используется пластилин;

дети старшего возраста пользуются клеем, нитками, проволокой и т. д.

Этап четвёртый предусматривает, что дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы.

Этап пятый — дети самостоятельно справляются со всем процессом изготовления поделок от зарождения мыслительного прообраза игрушки до предметного воплощения творческой идеи. На этом этапе важно поощрять проявления творческой фантазии и стремление ребёнка к самостоятельности в процессе практической реализации.

Этап шестой — подведение итогов, анализ и оценка готовых изделий. Важно найти положительные моменты в работе каждого ребёнка, поддержать и вдохновить. Отличным приёмом на этом этапе станет увлекательная сюжетно-ролевая или театрализованная игра с использованием игрушек, изготовленных детьми, это поможет им ощутить значимость своего труда.

        Как правильно провести начало занятия

            Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески. Яркое, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит желание экспериментировать и созидать. Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания своих маленьких воспитанников педагог во вводной части занятия обычно использует богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:

сюрпризный момент — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну.

стихотворения и загадки;

чтение фрагмента произведения художественной литературы;

дидактические и подвижные игры;

познавательную беседу;

проблемную ситуацию;

музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрацию презентаций, видео или мультипликационных фильмов.
Вариантов для создания поделок своими руками очень много. Для этого используются разнообразные материалы в зависимости от возраста и навыков исполнителя. Одним из удобных и интересных для работы вариантов будет изготовление поделок из фольги. Ее можно приобрести в рулонах относительно недорого. При этом именно из обычной пищевой фольги получаются изящные и очень интересные вещицы, которые можно отнести на выставку в школу либо в детский сад или же просто использовать в качестве домашних декораций. Если хорошо постараться, из цветной бумаги и фольги можно изготовить красивое украшение и даже подарок, который обязательно произведет положительное впечатление на получателя.

          Таким образом, конструирование из бросового материала вносит свой вклад в гармоничное развитие ребёнка, поэтому необходимо уделять ему должное внимание всегда: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставлять его без пищи» К. Паустовский.
Значение конструирования из бросового материала
          Конструирование из бросового материала очень интересное и полезное занятие для развития мелкой моторики детей. Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
                 

1 слайд. Конструирование из бросового материала — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов, позволяющий дать вторую жизнь миру вещей, которые обычно выбрасываются.

 2 слайд. Как писал И.П. Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга».

3 слайд. Что такое бросовый материал? Бросовый материал — это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.

4 слайд. Конструирование из бросового материала очень интересное и полезное занятие для развития мелкой моторики детей. Использование бросового материала приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку сделанную своими руками..

5 слайд. На занятиях по конструированию из бросового материала дети получают углублённые знания о свойствах и структуре различных материалов (цветной пластик, пробка, дерево, бумага), учатся видеть образ в бросовом материале, приучаются к бережному отношению к игрушкам и предметам, как к результатам своего труда.

6 слайд. Влияние на развитие ребенка: развивается мелкая моторика рук, внимательность, усидчивость, самостоятельность, творческие способности, фантазия, воображение, труд навыки и умения        

7 слайд. При работе с бросовым материалом необходимо:

  • Учитывать возрастные особенности детей.
  • Правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом.
  • Продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений.
  • Процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции.
  • Дети должны быть уверены в помощи педагога, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы.

8 слайд. В конструировании используется, как индивидуальная, так и коллективная форма организации работы.

9 -10 слайд. Требования к подбору материала.

11 слайд. Какие дополнительные материалы можно применять.

12 слайд. Этапы обучению констр-ю из брос материала:

1) Детальный анализ образца будущего изделия.

2) Планирование и обдумывание пошагового продвижения к цели.

3) Продумывается способ скрепления деталей и частей конструкции

4) дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы.

5) Дети самостоятельно справляются со всем процессом изготовления поделок от зарождения мыслительного прообраза игрушки до воплощения идеи.

6) Подведение итогов, анализ и оценка готовых изделий

13 слайд. Практическое применение поделок.

14 слайд  Транспорт из бросового материала.

15 слайд Животные из бросового материала.

16 слайд - Я  хотела познакомить вас с фольгопластикой

Фольга- прекрасный материал для изготовления поделок.

Фольга имеет прекрасные свойства сминаться, рваться, скручиваться, сжиматься, сгибаться и т. д. Фольге можно придать любой силуэт, любую форму.

Этот материал можно рвать, придавая интересные формы, а так же  разрезать ножницами. Все прекрасно понимают, как важно развивать мелкую моторику рук у детей. В данное время существует множество методик и упражнений для укрепления мышц пальцев рук. Техника фольгопластики не только прекрасно справляется с этой задачей, но и развивает творческие способности ребенка.  .

17-18 – 19 мастер класс. Работа с педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Изготовление музыкальных инструментов из бросового материала"

Как можно изготовить с детьми музыкальные инструменты из подручных средств....

Консультация для родителей: "Использование бросового материала в творческом развитии ребёнка".

В данной консультации разъясняется, почему можно и нужно использовать бросовый материал в играх, конструировании и творческой деятельности дошкольников....

Материал для родителей Консультация с родителями «Развитие моторики и творчества дошкольников с помощью бросового материала»

Занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей....

Консультация для педагогов "Использование бросового материала в творчестве детей"

Консультация , как использовать бросовый материал в творчестве детей....

мастер-класса для родителей и детей по изготовлению игрушек из бросового возраста материала « Новогодние чудеса из бросового материала»

Цель: развитие художественно-творческих способностей.Задачи:- способствовать совершенствованию мелкой моторики пальцев;- формирование волевых умений, доводить ее до завершения;- закрепление умения раб...

Сценарий конкурса костюмов из бросового материала «Эколята- дошколята - показ моды из бросового экологически чистого материала»

Сценарий конкурса костюмов из бросового материала«Эколята- дошколята - показ моды из бросового экологически чистого материала»  ...

Консультация для родителей "Использование бросового материала с детьми дошкольного возраста"

В статье описаны варианты использования различного бросового материала с детьми дошкольного возраста....