Статья: "Оздоровление и физическое воспитание детей дошкольного возраста по методике игрового стретчинга".
статья (старшая группа)

Васильева Светлана Семеновна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetlana_semyonovna_3.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоровление  и  физическое  воспитание  детей  дошкольного  возраста  по  методике  игрового  стрейчинга.

Растяжка сопутствует нам всю жизнь.

Рождение – это растяжка.

Глубокий вдох, улыбка,

любое движение тела – растяжка.

Растяжка – это гибкость,

гибкость – это молодость,

молодость – это здоровье, активность,

хорошее настроение, раскрепощённость,

уверенность в себе.

     Число заболеваний увеличивается с каждым годом, несмотря на все достижения медицины. Уже среди воспитанников детских садов большинство страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку, нарушение опорно-двигательного аппарата, умственную и эмоциональную заторможенность.

     Настоящего физического здоровья и душевного равновесия достигает лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с собой, окружающими, природой, научился управлять своим разумом, способен реализовывать свои физические и духовные способности. Стрейчинг направлен на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом, психологической саморегуляции, развитие и высвобождение скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

     Именно игра, работа с образом, различные упражнения по развитию творческих способностей помогают раскрыть эти возможности, потенциально имеющиеся в той или иной степени практически у всех детей. Наши дети раньше времени уходят из мира детских игр в мир взрослых. Игра – определённое качество деятельности, отличающееся от обыденной жизни, это преображение действительности самого играющего.

     Игра – это творческая деятельность детей. И хотя в нашем сознании игра – это дело несерьёзное, дети живут в игре, действие образов игры не прекращается с её окончанием. Дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализовать этот мир игры в целях оздоровления и развития ребёнка является целью методики.

    Все занятия проводятся в виде сложно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач.

    Широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, где педагог – режиссёр, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу головного мозга ребёнка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

     Тело и его процессы – фундамент личности. Через тело можно понять личность, сущность человека. Стабильный полноценный человек представляется нам прямым, энергичным, с хорошей осанкой, посадкой, умением пластично двигаться, танцевать, управлять своим телом. Свобода, раскованность внешних движений неразрывно связана с внутренней свободой, естественным чувствованием, телесным и душевным покоем. Всё в человеке связано с работой мышц: и движение, и дыхательная система, управляющая ими.

     В организме каждая мышца имеет свою строго определённую функцию и должна нести полную нагрузку и хорошо отдыхать. Мышечное бездействие, особенно в сочетании с нервным напряжением, губительно сказывается на здоровье, провоцируя нарушения деятельности вегетативной нервной системе, желез внутренней секреции и внутренних органов. Человек  на 35 – 40% состоит из мыщц. Почти все остальные системы организма служат для приведения мышц в движение, обеспечивают их работоспособность. Недостаток мышечной деятельности приводит так же к дискоординации работы мозга.  Просто много двигаться – не значит задействовать все мышцы организма. Мало кто может заниматься спортом систематически, начиная с детства и на протяжении всей жизни. К тому же все виды спорта действуют на 1/3 мышц, оставляя не развитыми жизненно важные для поддержания осанки мышцы спины, живота, стоп, внутренних органов.

      Хорошая осанка – это не только привлекательный внешний вид. Из-за её нарушения, зажатости позвоночника, вызванного неправильностью похлдки, возникают многие заболевания. Позвоночник – ключ ко всему организму. Позвоночник должен оставаться подвижным и гибким в течении всей жизни. Отчего происходит деформация позвоночника, нарушение осанки? У детей позвоночник гибкий, но довольно скоро теряет это свойство. Наши дети рано начинают длительно сидеть, их спина при этом напрягается, вызывая перегрузку отдельных мышц.

     Для профилактики различных деформаций позвоночника, чтобы укрепить его связочный аппарат, рекомендуется выполнять физические упражнения с разнообразными движениями позвоночника, мышц спины и живота. При растягивании позвоночника увеличиваются межпозвоночные промежутки, уменьшается сдавливание нервов, восстанавливается циркуляция крови. Предлагаемые упражнения основаны на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушение осанки и исправлять её, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

     Эти упражнения доступны всем. Для их выполнения не требуются спортивные снаряды, большие залы. Упражнения стрейчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания.

    Сочетание динамичных и статичных физических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим методом тренировки для выработки силы, выносливости.

    Медленные движения воздействуют на мышцы и суставы по всей их глубине. Упражнения стрейчинга позволяют, почти не отнимая времени, творить чудеса. Занятие стрейчинга не имеет возрастных ограничений, можно начинать с 4-х лет. И очень важно заниматься с детьми дошкольного возраста. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры. На каждом занятии даётся новая сказка – игра , в которой дети превращаются в различных животных, насекомых.

     Стрейчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоционально-психические напряжения. Форма и последовательность упражнений таковы, что если данная группа мышц недостаточно развита, упражнения попросту невозможно выполнить, т.е. само тело регулирует уровень нагрузки.

     Помимо общего оздоровительного эффекта, умения управлять своим телом, запас целенаправленных двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создаёт чувство внутренней свободы.

                        Методические рекомендации по проведению занятий.

      Стрейчингом можно заниматься индивидуально или в группе.

Группа должна составлять из детей одного возраста.

В каждой группе занимается не более 15 человек. Время проведения 30 минут.

Занятия проводятся в чистом и проветренном помещении, дети занимаются на ковриках, одеты легко, лучше без обуви ( в носках ).

Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение к занятиям, улыбка, радость, делают занятия особенно эффективными.

Управление вниманием, начинается с концентрации на реальных ощущениях, восприятия ( мышечных, зрительных, слуховых ).

В каждом занятии обязательно сочетание динамических статических форм работы мышц.

Все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц.

Не следует выполнять несколько упражнений подряд на сходные группы мышц.

Позвоночник должен растягиваться в различных направлениях, чтобы не стать скованным.

Растягивание должно быть нерезким, без лишнего усилия.

Движения мягкие, медленные.

В одном занятии должны быть упражнения на все группы мышц.

Чтобы научиться расслабляться – нужно научиться напрягаться.

Развивать мышечное чувство лица, контроль тонуса мимической мускулатуры.

Вводить сюжетно-ролевые игры, мимические упражнения ( удивление, страх, гнев, презрение, радость ).

Все упражнения выполняются под соответствующую музыку.