Мастер-класс «Формирование доброжелательных взаимоотношений в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Денисова Галина Ивановна

Формирование доброжелательных взаимоотношений в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon denisova_g.i.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Собинского района детский сад № 5 «Берёзка»

 присмотра и оздоровления

Мастер-класс

«Формирование доброжелательных взаимоотношений

 в совместной деятельности у детей

старшего дошкольного возраста»

Руководитель:

Воспитатель Денисова Г.И.

1 квалификационная категория

2013 год

Актуальность

      Одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в РФ – достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволяет ему быть успешным в школе.

      Успешный ребенок всесторонне развитый ребенок, который умеет вести себя в коллективе сверстников, в общественных местах.

      Большинство детей к 5-ти годам отличают «хорошие» поступки от «плохих». Однако в реальной жизни это не всегда соответствует правилам поведения. От того, как складываются отношения детей в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития.

Актуальность моей работы отражена в образовательных областях: «социализация» и «коммуникация». Согласно ФГТ, содержание образовательной области «социализация»  направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

                      - развитие игровой деятельности;

                      - приобщение к элементарным общепринятым  нормам

                        и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

                      - формирование положительного отношения к себе.

     Содержание образовательной области «коммуникация» направлено на достижение целей, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

                      - развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

                      - всех компонентов устной речи;

                      - практическое овладение нормами речи.

Из наблюдений за детьми было отмечено, что зная правила поведения, нередко  наблюдаются определенные нарушения в общении детей – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с личными желаниями другого, демонстративность, жалобы педагогу.      

Диагностика «Метод вербальных выборов»

1

Популярные – дети получат небольшое количество

                           положительных  выборов (более 4х)    

19%

2

Предпочитаемые – дети получают один – два

                            положительных выбора

43%

3

Игнорируемые – дети не получают ни положительных,

                            ни отрицательных выборов (они

                            остаются как бы незамеченными своими

                            сверстниками)

24%

4

Отверженные – дети получают в основном

                            отрицательные выборы

14%

       Большое влияние исследованию межличностных отношений дошкольников уделяли Т.В. Антонова, Т.А. Репина и Л.А. Рояк. Первая исследовала возрастные тенденции проявления некоторых особенностей общения, вторая изучала отношения мальчиков и девочек, работа третьей посвящена изучению детей с особыми трудностями общения. Р.Б. Стеркина проводила исследования по изучению самооценки в дошкольном возрасте. Важное направление в научных исследованиях -  изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.П. Бухиарова, Р.А. Иванова и Л.А. Кричевская.

    «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!»

                                                                         В.А. Сухомлинский

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

                                                                        (словарь – С.И. Ожегов)

Совместная деятельность – понимается как совместная партнерская деятельность, обусловленная равноправным участием и взаимным уважением участников.

                                                                        ( Н.А. Короткова)

    Для реализации задачи формирования доброжелательных взаимоотношений  в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста был использован метод проектов. Преимущества данного метода заключается в том, что в ходе проектной деятельности повышается эффективность образовательного процесса, обеспечивается тесная взаимосвязь всех субъектов: детей, родителей, педагогов. Проектный метод способствует развитию познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков, стимулирование развития самостоятельности и ответственности.

Проект «Твои добрые поступки и к тебе добром придут»

Тип проекта:

по содержанию:  социально-личностое  

 по ведущему методу: практико-ориентированный

по характеру  участия ребёнка в  проекте:  как  «заказчик проекта»

по характеру контактов:  внутри одной возрастной группы

по длительности: среднесрочный 

Участники проекта: дети, родители, педагог

1 этап:  целеполагание

Цель: Воспитание у детей положительных качеств характера,

          способствовать сплочению коллектива, мотивирование детей

          на совершение добрых поступков, добрых дел во благо

          других людей.

Линии развития

Задачи

Воспитательные

Развивающие

Образовательные

Физическое развитие

Воспитывать интерес к физической активности, приобщать к здоровому образу жизни.

Развивать физические качества: выносливость.

Развивать эмоционально волевую сферу в игровой деятельности.

Формировать умение участвовать в коллективных играх, устанавливая положительное взаимоотношение со сверстниками.

Социально – личностное

развитие

Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

Развивать у детей навыки партнерской деятельности и сотрудничества, умение взаимодействовать друг с другом.

Сформировать представление о понятиях: «Добро», «Дружба», «Сочувствие».

Познавательно – речевое развитие

Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.

Развивать речевую активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других.

Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения.

(Умение выслушать, высказать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других).  

Художественно – эстетическое развитие

Воспитывать интерес к музыке и художественным произведениям по данной теме.

Развивать творческую инициативу, воображение детей.

Совершенствовать изобразительные навыки и умения.

(Формировать художественные – творческие способности).

Мотивация

      Выбор темы обусловлен детской заинтересованностью к устному народному творчеству. Содержание пословицы «Твои добрые поступки – и к тебе добром придут» вызвал у дошкольников вопрос: «Что такое добрый поступок?» Это и стало начальной точкой в создании проекта.

Ожидаемый результат

1. Дети получат представления о понятиях «Добро», «Дружба»,

    «Сочувствие».

2. Возрастет способность анализировать свои поступки и поступки других

    людей.

3. Дошкольники научатся практиковать навыки взаимопомощи при

    решении различных проблем.

4. Активное участие родителей в реализации проекта, в результате  

    которого происходит преемственность между д/с и семьей по

    нравственному воспитанию.

5. Развивается внимательное, бережное отношение к окружающим людям,

    которое проявляется в речи и деятельности.

2 этап: подготовительный

1. Наметить план действия

2. Познакомить родителей с планом реализации проекта.

3. Провести социометрию «Метод вербальных выборов» Абрамова Т.А.

    (совместно с педагогом – психологом) + результаты.

4. Анкетирование родителей «Способы воспитания».

5. Подбор литературы:

           - для педагогов «Страна добра»;

           - для родителей «Посеять в детских душах доброту»;

           - для детей: библиотека художественной литературы.

6. Подбор наглядно-дидактического материала.

7. Картотека пословиц, поговорок «В мире мудрых пословиц»,

    «Копилка народной мудрости».

8. Пополнение развивающей среды:

            - «Центр активности детей»;

            - «Урок добрых дел»;

            - пиктография «Мое настроение».

9. Интервью с сотрудниками ДОУ на тему: «Что такое добро?»

3 этап: выполнение проекта

Линии развития

Интеграция образовательных областей

Тема

Виды детской деятельности

Участники

Физическое развитие

Здоровье

- Гимнастика после сна

- Релаксация

Педагог, дети

Ситуативный разговор

«Вредные привычки», «Мой внешний вид»

Педагог, дети, родители

Физическая культура

Подвижные игры

«Мы веселые ребята», «Прыгаем через лужи»,

  «Отдай ленточку», «Ручеёк», «Чей кружок быстрее соберется».

Педагог, дети, инст.физ.восп.

Игры – эстафеты

«Мы дружная команда»

Педагог, дети, инст.физ.восп

Игровые упражнения

«Кто быстрее?»

Педагог, дети, инст.физ.восп

Социально-личностное развитие

Социализация

Труд

 Акция «Сотвори Добро».

Совместные игры с малышами: «Карусели», «Колпачок».

- Драматизация р.н.с. «Теремок» для детей 1 младшей группы

 - Подарки малышам «Веселое солнышко»

 - Постройка снежной горки на участке детей 2 младшей группы

- Изготовление кормушек для птиц

 - Подарки своим друзьям: поделки, рисунки, стихи.

Педагог, дети, родители

Социализация

Сюжетно-ролевые игры

«Путешествие на корабле», «Больница»

Дети, педагог

Дидактические игры

«Добрые слова», «Комплименты»,

 «Цветик – семицветик»

Дети, педагог

Игровые упражнения

«Изобрази эмоцию», «Выручи из беды»,

 «Дружба начинается с улыбки»

Педагог, дети, родители

Проблемные ситуации

«В группе новенький», «Сердитка», «Поссорились – помирились»

Дети, педагог

Труд

 Совместная трудовая деятельность

Педагог, дети, родители

Экспериментирование.

Опыты с водой (тонет -не тонет, льдинки). «Микроскоп»

Дети, педагог

Безопасность

Моделирование ситуаций

«Сломанная игрушка»

Дети, педагог

Познавательно-речевое развитие

Познание

Конструктивная деятельность

«Наш детский сад»

Дети, педагог

Моделирование ситуаций

Дети, педагог, педагог-психолог

Экспериментирование

 «Превращение воды», «Цветные льдинки»

Дети, педагог

Коммуникация

 Этические беседы

«Что такое Добро?», «Наши добрые поступки»

Дети, педагог, родители

Проблемные ситуации

«Что такое хорошо и что такое плохо».

Дети, педагог, родители

Игровые упражнения

«Закончи предложение», «Волшебный мешочек»

Дети, педагог

Конкурс

«Кто знает больше добрых слов»

Дети, педагог, родители

Художественная литература

В. Катаев «Цветик – семицветик»;

Н.Носов «Карасик»; В. Осеева «Волшебное слово»; З. Топелиус

«Три ржаных колоска»; В. Осеева «Сыновья»; «Просто старушка»;

 С.Маршак «12 месяцев»

Дети, педагог, родители

Просмотр мультфильмов

 «Крошка Енот», «Тимка и Димка

Дети, педагог, родители

Пословицы и поговорки

«Копилка народной мудрости»

Дети, педагог, родители

Художественно-эстетическое творчество

Художественное творчество

Коллективное творчество

аппликация «Птицы на кормушке».

 - рисование «Мой лучший друг».

 - выставка – вернисаж рисунков «От края до края вам добра желаю».

   - рисование «Продолжи рисунок»

Дети, педагог,

Коллаж

«Мы дружные ребята»

Дети, педагог,

«Рисуем музыку

Дети, педагог, муз.рук.

Музыка

Совместная музыкальная деятельность

слушание музыки «Л.И. Чайковского»

Дети, педагог, муз.рук.

Исполнение песен

«Улыбка» В. Шаинский

Дети, педагог, муз.рук.

Хоровод

«Круг друзей» (И. Мирошниченко)

Дети, педагог, муз.рук.

 Оркестр

игра на музыкальных инструментах

Дети, педагог, муз.рук.

Сотрудничество с родителями

1. Анкетирование по теме: «Формирование доброжелательных

    взаимоотношений в совместной деятельности у детей старшего

    дошкольного возраста».

2. Консультация «Уроки добра»

3. Презентация семейного опыта «Наша дружная семья».

4. Выставка – вернисаж «Герб моей семьи».

5. Круглый стол «Воспитание добротой».

6. Участие в акции «Сотвори добро»

    (изготовление кормушек для птиц)

7. Совместные праздники, развлечения.

8. Картотека «В мире мудрых пословиц».    

4 этап: презентация проекта

1. Презентация семейного опыта «Наша дружная семья»

2. Книга «Наши добрые дела»

3. Коллаж «Мы дружные ребята»

4. Итоговое мероприятия:

           - игра путешествие: «Дорогого добра»

5 этап: результативность

1. .Дети имеют представление об этических понятиях: «Добро», «Дружба»,

    «Сочувствие».

2. Приобрели навыки партнерской деятельности и сотрудничества,

    умение взаимодействовать друг с другом.

3. Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия

    педагог-родитель, родители принимали активное участие в реализации

    проекта.

Диагностика «Метод вербальных выборов»

1

Популярные – дети получат небольшое количество

                           положительных  выборов (более 4х)    

19%

2

Предпочитаемые – дети получают один – два

                            положительных выбора

43%

3

Игнорируемые – дети не получают ни положительных,

                            ни отрицательных выборов (они

                            остаются как бы незамеченными своими

                            сверстниками)

 24%

4

Отверженные – дети получают в основном

                            отрицательные выборы

14%

6 этап: определение задач для новых проектов

Продолжить проектную деятельность по образовательным областям «Социализация», «Коммуникация» с целью развития  умения самостоятельно решать конфликты между сверстниками: проект « Друг за дружку держаться – ничего не бояться».

Методическая литература

1. «Учим детей разрешать конфликт» О.В. Нифонтова.

2. «Играем и учимся дружить» Е.Ю. Кукушкина, Л.В. Самсонова.

3. Социально-личностное развитие дошкольника Л.А. Закуменная.

4. «Страна Добра»: социализация детей 5 – 7 лет Е.О. Севостьянова.

5. Социально-эмоциональное развитие детей 3 – 7 лет Т.Д. Пашкевич.

6. «Совместная деятельность взрослых и детей» О.В. Акулова, Т.Н. Грузик.

7. Коммуникативное развитие детей 5 – 7 лет Ю.В. Авдеева.

8. «Уроки Добра» С.И. Семинака.

9. ФГТ дошкольное образование. Типовое положение о ДОУ 2012г.

    О.А. Скоролупова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми дошкольного возраста с диагнозом моторная алалия по теме "Дорога в весенний лес"

Конспект занятия с детьми дошкольного возраста с диагнозом моторная алалия по теме "Дорога в весенний лес"....

Конспект совместной деятельности с детьми дошкольного возраста с диагнозом заикание по теме "Зоопарк"

Конспект логоритмического занятия с детьми с диагнозом заикание по теме "Зоопарк", этап: свободная самостоятельная речь....

Проект "Ими гордится Сернурская земля" для совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и родителей

Данный проект реализован в МДОУ  "Сернурский детский сад общеразвивающего вида "Ромашка" п.Сернур Республики Марий Эл. Главная цель проекта: расширить представление старших дошкольников о св...

Каталог «Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста ОО «Художественное творчество» на тему: «Изучаем с детьми Правила Дорожного Движения»

       Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей пе...

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Опыт использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми....

Мастер-класс "Формирование нравственного и эстетического воспитания через экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым объектам является желание детей ухаживать за ними, что позволяет дошкольникам наглядно прослеживать и пон...