Поощрять или наказывать?
консультация

Все родители мечтают вырастить «хорошего ребенка». В действительности же очень часто под словом «хороший» подразумевается «удобный», то есть такой, который всегда слушается, исполняет любые требования, проявляет ответственность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_vospitanie.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Правовое воспитание

Родительское собрание

МБДОУ "Детский сад № 18 "Вишенка"

2016

Предварительная работа

Анкетирование родителей.

 Анкеты раздаются за две недели до родительского собрания.

Анкета для родителей

  1. Откуда вы получаете информацию, на основе которой принимаете меры по поощрению и/или наказанию своего ребенка?

- из телевизионных (радио-) передач

- из лекций для родителей

- руководствуюсь рекомендациями воспитателей

- руководствуюсь жизненным опытом

- из педагогической литературы

- другое

  1. Какие методы воспитания вы считаете наиболее эффективными? Выберите не более трех вариантов ответа:

- убеждение

- наказание

- требование

- поощрение

- приучение

- другое

  1. Чаще всего я поощряю своего ребенка:

- словесной похвалой

- лаской

- подарками

- другое

  1. Какое наказание, исходя из опыта, вы считаете наиболее эффективным в отношении собственного ребенка?

- словесную угрозу

- лишение развлечения (игры)

- проявление вами обиды

- физические наказания

-другое

Анкетирование детей

  1. Когда родители довольны твоим поведением, как они поступают?
  2. Как тебя дома наказывают за плохое поведение?
  3. Как должны родители наказывать ребенка за плохое поведение?
  4. Чего ты ждешь от родителей за хорошее поведение?

Обработка результатов анкетирования.

Изготовление пригласительных билетов

на родительское собрание.

Составление памятки для родителей.

Восемь правил для взрослых.

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Оно должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
  3. За один раз не применяйте больше одного наказания, даже если ребенок одновременно совершил несколько проступков.
  4. Лучше не наказывать, чем наказывать с запозданием.
  5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. О «старых грехах» - ни слова.
  6. Наказание без унижения. Что бы ни было, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество силы взрослого над его (ребенка) слабостью. Если ребенок считает, что наказание несправедливо, то оно будет иметь противоположный эффект.
  7. Ребенок должен бояться не наказания, не гнева родителя, а родительского огорчения.
  8. Наказание – не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды!

Ход родительского собрания:

Воспитатель: Все родители мечтают вырастить «хорошего ребенка». В действительности же очень часто под словом «хороший» подразумевается «удобный», то есть такой, который всегда слушается, исполняет любые требования, проявляет ответственность. И все же вряд ли можно предположить, что мамы и папы, задаваясь целью вырастить «хорошего ребенка», мечтают о бездушном роботе, беспрекословно подчиняющемся и выполняющем все приказания. Проблема в том, что многие качества, которые взрослые хотят  видеть в ребенке (способность творчески мыслить, смелость, целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели), в повседневной жизни затрудняют общение с малышом.

Вопрос родителям: Нужно ли ограничивать ребенка во всех его желаниях или лучше обходиться без контроля, который сужает рамки свободы?

Обсуждение проводится с заполнением мини-плакатов.

Обобщение воспитателя:  Только разумный баланс между строгими ограничениями и свободой действия позволит вашему ребенку гармонично развиваться.

Взрослые создают правила и запреты, а дети их нарушают. Дети не всегда послушны, а родители не всегда справедливы. Иной раз подзатыльник оказывается основным или даже единственным методом выхода из кризисной ситуации. Умеете ли вы наказывать? Какой ценой вы готовы отстаивать родительский авторитет? В каких случаях наказание идет на пользу? Сегодня мы поговорим о том, как вводить в жизнь ребенка требования и запреты и добиваться его послушания. Для начала попробуем разобраться, почему маленькие дети должны слушаться. Понятно, что родители только выигрывают от детского послушания, а какая польза детям от того, что взрослые контролируют их поведение? Рассмотрим это с позиции правового воспитания.

Демонстрируется и обсуждается первый мини-плакат «Контроль и правила в жизни ребенка». Чтобы ребенок приобрел навыки самодисциплины, правила на первом этапе должны быть навязаны ему извне. У дошкольников, которых родители не научили следовать правилам, будут проблемы с адаптацией в образовательных учреждениях.

Второй плакат «Для развития отношений между детьми ребенок должен быть способен подчиняться правилам и следовать им».  Детей без таких навыков сверстники могут не принимать в игры, отвергать. Потом это очень сложно изменить, даже если навыки появятся.

Третий плакат «Задержки в развитии навыков самообслуживания возникают по вине родителей». Родители часто сами выполняют задачи самообслуживания плохо слушающихся детей, предпочитая быстро и качественно сделать что-то сами, чем выслушивать отговорки ребенка.

Четвертый плакат «Дети действительно хотят, чтобы их контролировали». Полная свобода привлекательна, но вызывает большую тревогу у детей, безопасность и выживание которых зависит от их родителей.

Пятый плакат «Маленькие дети должны следовать правилам и быстро реагировать на указания родителей».  Это определяется простыми соображениями безопасности.

Обобщение воспитателя: Какой вывод мы сделаем? Ребенку необходимо уметь беспрекословно исполнять родительские требования и запреты. однако важно, чтобы их количество было минимально и они касались только  особенных  сфер. Если их будет очень много, и они будут распространяться на любую часть жизни ребенка, вы рискуете получить безвольного, безликого человечка. И очень скоро вам придется бить тревогу: «Что делать, ведь мой         ребенок совсем не приспособлен к жизни! Он не уверен в себе, всего боится. Он робок, замкнут, недоверчив, обидчив, не ладит со сверстниками».

Демонстрация и обсуждение слайдов «Сферы жизни, в которых запреты для ребенка просто необходимы».

Первый слайд  «Сфера здоровья ребенка». Необходимо запрещать те действия малыша, которые могут повредить его здоровью или несут угрозу его жизни.

Второй слайд «Физическая и личная безопасность других людей». Под запрет попадают действия ребенка, которые угрожают его жизни, здоровью или являются актом неуважения к другому человеку.

Третий слайд «Сохранность материальных, культурных и духовных ценностей». Необходимо запрещать ребенку любые разрушающие действия в отношении природной и культурной среды.

Обобщение воспитателя: Требований в этих сферах тоже не должно быть много, их необходимо соотносить с возрастом, индивидуальными особенностями ребенка и семейными ценностями. Как следует выдвигать требования и запреты, чтобы они были услышаны ребенком и приняты им к действию? Известный семейный психолог Шейла Айберг предлагает следовать следующим правилам (демонстрируются мини-плакаты):

  • Не давайте косвенных, уклончивых указаний, пусть они будут ясными и прямыми.

Ребенок должен сразу понимать, что вы требуете от него именно послушания. Пример:  прямое – сядь здесь, непрямое – не хотел бы ты здесь присесть?

  • Давайте отдельные и короткие указания, не давайте составных и сложных указаний.

Ребенку проще следовать коротким, нежели объемным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Пример: короткое – положи игрушку на полку; сложное – приберись в своей комнате.

  • Давайте позитивные указания: говорите ребенку о том, что ему делать, а не о том, что ему не делать.

Дети, настроенные негативно, оппозиционно по отношению к родителям, противятся указаниям, начинающимся с «прекрати», «не». Пример: негативное – прекрати качаться на стуле; позитивное – слезь со стула и подойди ко мне.

  • Давайте конкретные указания: не давайте смутных и неясных.

Это позволяет ребенку понять, что от него в точности ожидают. Пример: смутное – веди себя прилично; конкретное – пожалуйста, говори тише.

  • Не умоляйте и не кричите, используйте нейтральный тон голоса.

Это делает общение между вами и ребенком более приятным. Пример: немедленно встань рядом со мной!!! Или: пожалуйста, мой хороший, подойди к мамочке; нейтральное – пожалуйста, подойди и встань рядом со мной.

  • Будьте вежливы и проявляйте уважение, продолжая при этом давать ясные  и последовательные указания.

Это с меньшей вероятностью вызовет непослушание у ребенка, настроенного по отношению к вам негативно. Пример: передай мне соль, пожалуйста.

  • Используйте директивные указания только в том случае, если вы уверены, что ребенок сможет их выполнить.

Нечестно будет наказывать за непослушание, если ребенок не в состоянии выполнить ваше требование. Пример: невыполнимое указание – нарисуй знак «стоп», выполнимое указание – нарисуй картинку.

  • Сделайте так, чтобы послушание и непослушание всегда приводили к одним и тем же последствиям.

Это самый быстрый способ научить маленьких детей лучше слушаться. послушание не должно восприниматься как подарок, однако его нужно отмечать. Вы должны быть последовательны и в обеспечении последствий того или иного плохого поведения ребенка. Оно всегда должно вызывать одни и те же ваши действия.

Работа с памятками.

Родителям предлагается прочитать текст памятки и высказать свое мнение о содержании рекомендаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ругать или поощрять?

Ругать или поощрять?...

Поощряйте "Почемучек"

Эта статья поможет родителям правильно найти ответ на интересующий ребёнка вопрос....

Как поощрять ребенка в семье

1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, есл...

Памятки в помощь родителям "Как поощрять ребенка в семье", "Правила поведения за столом".

Памятка   для родителей   «Как поощрять ребенка в семье»1.Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими и...

Ругать или поощрять? Врёт или фантазирует?

В помощь молодым родителям....

"Добро поощряй, а зло порицай"

Цель: воспитывать бережное и гуманное отношение к животным, создать положительный эмоциональный настрой.Программные задачи:Обучающие: расширять знания и кругозор детей о домашних животных, учить поним...

"Как поощрять ребенка в семье"

Как поощрять ребенка в семье...