«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа)

Истомина Анжелика Петровна

статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_patrioticheskomu_klassika.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание  патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста».

Воспитатель МДОУ ЦРР –д /сад

 «Классика» Истомина А.П.

Нельзя говорить о социально – коммуникативном развитии  без патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.

Патриотизм выражается в  поступках и деятельности человека. Зарождаясь  из любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на  пути к своей зрелости, поднимается до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Начиная работу  по  патриотическому  воспитанию  детей старшего дошкольного возраста, я хотела добиться в конце учебного года следующих результатов:

1. Приобщить детей к традиционной народной отечественной культуре.

2. Дать первоначальные знания по географии, экономике, истории страны.

3. Воспитать потребность в эмоционально положительных, дружеских, товарищеских отношениях с детьми разных национальностей

В ходе работы обращала внимание, что люди разных национальностей вместе живут, трудятся, отдыхают, люди занимаются охраной природы.

Детям  давались первоначальные сведения  по географии, экономике, истории страны – рассказывала  о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.

        Патриотизм – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Поэтому  искала  для детей такую активную деятельность, чтобы ее содержание согласовывалось с задачами воспитания, а форма бала доступна каждому ребенку и соответствовала содержанию. Для этого мне  нужно было хорошо изучить  содержательную часть, особенность руководства и организацию всех видов деятельности, сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой цели, интегрировать разные  образовательные области.

      Конечно, это очень сложный и деликатный процесс. Патриота не может воспитать только образовательное учреждение, поэтому большую роль в нравственно – патриотическом воспитании  я  отвожу семье. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, заставляет  внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей. Поэтому был разработан проект «Моя семья». Работая над проектом, проводила беседы с детьми, опираясь на их рассказы о семье, работала над понятием «семья», создавала проблемные ситуации, из которых дети самостоятельно делали выводы, а затем приносили фотографии членов своей семьи, дома с родителями составляли генеалогическое дерево, а в  итоге проектной деятельности,  дети рисовали портрет своей семьи.

 Перед прохождением какой – либо темы предлагала  самостоятельно что – то выполнить, найти. К таким заданиям  активно подключались  родители.

Например,  перед занятием на тему «Москва – столица нашей Родины» дети подбирали  пословицы и поговорки о Москве. Родители вместе детьми находили их, рассматривали иллюстрации, а те дети, которые побывали в Москве, делились своими впечатлениями.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации.  Я использовала в работе не только иллюстрации, но и видеозаписи, которые помогали ребенку создать образ нашей страны. Чтобы ОД произвела на детей большее впечатление, я предлагала детям не просто «экскурсию», а игру – путешествие по Москве – реке, для этого использовала атрибуты.

  Последовательность работы по этому направлению  проводила по следующим   блокам:

«Историческое прошлое русского народа».  «Гражданство». «Мир людей»

 «Я такой». «Рукотворный мир».

       Каким бы видом деятельности мы не занимались с детьми,  я старалась прививать такие чувства, как доброта, справедливость, способность противостоять лжи и жестокости, умению прощать.

     Проводя занятия на тему «Я и мой город»,  прививала детям знания о неповторимой природе нашего края, о том, что в нашем городе живут замечательные  люди, которые не боятся трудностей, отбирала соответствующий материал, который позволял сформировать у детей представление о том, чем славен наш город.

Особенно интересна детям тема рассказа о строительстве нашего города. Они с удовольствием рассматривают иллюстрации последовательности построения города. На такое занятие я приглашала бабушек и дедушек, первооткрывателей города.

Проводила экскурсию по городу, так как  пятилетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей  я привлекала к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школе, кинотеатру, почте, аптеке и т.д.: рассказывала об их назначении, подчеркивала, что все это создано ради удобства людей.

    . На ОД со старшими детьми я ввела понятия «Родина большая и Родина малая», подвела их к пониманию, что город Нерюнгри – частица Родины, т.к. во всех местах, где живут люди, много общего: люди разных национальностей трудятся на благо общества.

Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордость за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.

.  Неотъемлемой частью патриотического воспитания я считаю знакомство с бытом северных народов якутов, эвенков. Знакомя с их традициями и обычаями, я использовала наглядный пример: колоритный рисунок северного сияния на стене, якутский балаган, предметы быта якутов, кукла в национальном костюме, а так же якутские панно ближе помогают познакомить детей с бытом, укладом людей,  живущих на крайнем севере – такой мини – музей   создали  наши педагоги.

Опора на устное народное творчество помогает детям в полном объеме представить, как живут якуты, эвенки и другие малочисленные народы Севера.

   Проводя занятие по теме «Я живу в Якутии», я не только знакомила детей с предметами быта, но и с якутскими народными играми, пословицами и поговорками, с песнями и танцами коренных жителей республики.

Большое внимание  уделяла и русской  народной культуре, т.к. представления детей старшего дошкольного возраста о русской культуре отрывочны и поверхностны. Для этого  широко использовала фольклор: (сказки, песни,  потешки, народные игры, пословицы, поговорки и.т.д.)   В свободное от занятий время я разучивала с детьми народные игры такие как «Жмурки», «Горелки», «Городки», «Заря», «Гори, гори ясно».                                                                                          

 В подготовительной к школе группе   опираюсь на уже имеющиеся знания детей. В нашем Центре устраиваются праздники, посвященные якутской  и русской культуре, в них  мои дети принимают активное участие.

          На ОД  использовала не только литературу, иллюстрации, но и «живые»  наглядные предметы и материалы.

 Мои  дети за эти годы приобщились к отечественной и народной культуре, что они владеют первоначальными знаниями по географии, знают азы истории страны, дети дружны, между детьми разных национальностей товарищеские взаимоотношения.

Я надеюсь, что работа, которую мы начали проводить в детском саду, найдет свое продолжение в школе, и наши дети вырастут патриотами своей страны,  будут любить и беречь свою Землю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Толерантному, интернациональному и патриотическому воспитанию детей в нашей стране уделяется большое внимание. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной кр...

Презентация проекта по развитию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста : "Имя твое бессмертно". Авторская разработка.

Знакомство детей с некоторыми историческими моментами города Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда, с тем, как увековечена память тех, кто погиб, защищая наш город....

Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам,...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.

Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....

Тематический план системы мероприятий по развитию чувства юмора детей старшего дошкольного возраста

СодержаниеВремяОбщее времяБлок 1   Занятие 11.Знакомство с клоуном3  2. Игра «Клоун Тяп-Ляп»7  3. Этюд «Делай как Я»5  4. Игра «Пушинка» ...

Годовой план по самообразованию воспитателя старшей «А» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»Цель: Изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.Актуальность темы:Воспитывать патриотизм ...