Патриотическое воспитание в ДОУ
план-конспект занятия (средняя группа)

Фоминова Екатерина Викторовна

Конспекты занятий с детьми среднего возраста по патриотическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

День народного единства

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:
закрепление представлений детей  о том, что наша страна огромная, многонациональная, называется РФ, Россия;

- расширение  представлений детей о государственных праздниках, о празднике «День народного единства», значении и истории его возникновения;

- закрепление знаний о флаге, гербе и гимне России;

- воспитание уважения к другим народам и культурам;

Средства:  листы бумаги по количеству детей, проектор, ноутбук,  магнитная доска, презентация «День народного единства», аудиозапись гимна России, флаг и  герб России.

Способы:

  - чтение стихотворения «Родина» (Татьяна Бокова);

- вопросы к детям;

-беседа о празднике «День народного единства»;

-просмотр презентации «День народного единства»;

-рассматривание флага и герба России;

-прослушивание гимна России;

- физкультминутка «Наша Родина»;

-экспериментирование.

Ход НОД:

Воспитатель:
- Наслаждаться не устану
  Песней жавороночка,
  Ни на что не променяю
  Милую стороночку! 
  Теплый ветер принесет
  Аромат смородины,
  Так чего дороже нет? —
   Нет дороже… (Родины)

- Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. Что же такое Родина?

Родина.

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.


(автор Татьяна Бокова)

- А как называется наша Родина? (Россия)

Просмотр презентации «День народного единства».

Воспитатель:
- Много разных прекрасных стран есть в мире и каждый народ больше всего любит свою Родину. Мы с вами родились в России, мы россияне.
- А вы любите свою страну? (ответы детей) А за что? (дети дают свои варианты ответов, некоторые затрудняются ответить на вопрос).

Воспитатель:
- Кто может ответить на этот вопрос? Любовь к родине граждане страны испытывают просто потому, что живут в ней. Ведь родина у нас всех одна.
Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. (Рассматривают карту).


Воспитатель:
- Только ли русские живут в России? (нет)

- Какие народы населяют нашу страну? (ответы детей)

Воспитатель:
Да, нашу страну населяют люди разных национальностей - украинцы, белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы, мордва, коми, удмурты, ханты, манси, немцы, таджики, армяне, азербайджанцы, грузины, шорцы и многие – многие другие - всего более ста национальностей.

Воспитатель:
- Как вы думаете, какая национальность лучше? (ответы детей) 

- Разные народы населяют Россию, но всех их связывает в единую семью общая Родина, взаимное уважение и дружба. Поэтому невозможно сказать какая из народностей лучше - мы все равны, все особенные.

Физ. минутка:

В нашей стране горы высокие, (руки вверх, на носочках)

Реки глубокие (присели),

Степи широкие (руки в стороны),

Леса большие (руками описываем круг),

А мы - ребята вот такие! (поднимаем большой палец вверх)

Воспитатель:
- 4 ноября вся Россия будет отмечать праздник «День народного единства». Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов.

- Ребята, как вы понимаете, что такое – единение? (Единение – это когда все люди вместе) 

Экспериментирование: предлагается одному ребенку разорвать стопку бумаги напополам (у ребенка не получается разорвать бумагу), затем предлагается каждому ребенку по одному листу бумаги порвать на две части. Воспитатель проводит аналогию: когда мы все вместе, дружны и едины, нас нельзя победить, если же мы будем одни, как один листок бумаги, то победить нас будет легко.

- А кто такие патриоты? (Это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту)

Воспитатель: 

- Ребята давайте проверим, кто из вас является самым настоящим гражданином нашей страны?(Прослушивание аудиозаписи гимна РФ стоя)

- Скажите, пожалуйста, как называется эта музыка? (Гимн) Правильно – это гимн - главное музыкальное произведение нашей страны. Он исполняется по самым торжественным случаям и все люди при этом встают в знак уважения и гордости за свою страну.

- Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб и флаг. Гимн мы уже слышали. Вот перед нами – герб России. Что изображено на нашем гербе? (ответы детей).

- Обратите внимание, что на нашем гербе у орла две головы, значит, он не пропустит ни одного врага. В лапах орла символы власти скипетр и держава, такие в старину были у русских царей.

- А это – наш флаг. Ребята, перечислите из каких цветов он состоит (называют). Белая полоса – символ чистоты намерений и благородства – означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса – символ миролюбия - говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.

Итог:
- Молодцы ребята, вы много знаете о нашей родине России. Сегодня вы больше узнали о празднике «Дне Народного Единства», о нашей Родине - России, о государственной символике Российского государства. Я надеюсь, что вы всегда будете любить, гордиться нашей Родиной и когда вырастете, прославите ее своими делами. Россия всегда будет гордиться вами.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: «Какие народы живут в России»

Цель: Расширение знаний детей о Родине. 

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.

Словарная работа: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, калфак, куйлак, чапан, малица, ягушка, чак-чак, строганина.

Оборудование: Карта РФ, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, мольберт, предметы национальных промыслов народов России, аудиозапись песни о Родине.

Предварительная работа: чтение сказок народов России, знакомство с народными промыслами, с бытом и традициями народов, прослушивание песен разных народов, разгадывание загадок.  Прослушивание песен разных народов. Мини-концерт с родителями где были представлены национальности группы: татары, русские, узбеки, ханты.

Ход НОД: Звучит в аудиозаписи песня о Родине.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

(читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

                    На карте мира не найдёшь

                    Тот дом, в котором ты живёшь.

                    И даже улицы родной

                    Ты не найдёшь на карте той,

                    Но мы всегда с тобой найдём

                    Свою страну, наш общий дом.

Воспитатель: Ребята, а как называется наша страна?

Дети: Россия

Рассматривание карты России.

Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна многонациональна,  сильна дружбой разных народов. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции?

Дети: это праздники, игры

Воспитатель: Правильно, это народные праздники, свадебные традиции. Это то, что передаётся из поколения в поколение. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Воспитатель: Ребята, на прошлой неделе в нашей группе прошел «Фестиваль национальных культур»  Давайте вспомним, люди каких национальностей приходили к нам в гости.

Дети: Русские, татары, узбеки, ханты

Воспитатель: Какие русские народные праздники вы знаете?

Дети: Масленица, Рождество, Пасха

Воспитатель: А у татарского народа есть праздник посвященный  окончанию посевных работ. Как он называется?

Дети: Сабантуй

Воспитатель: А у хантов  самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник?

Дети: Посвящён медведю.

Воспитатель: А чем славится узбекский народ?

Дети: Гостепреимством, чаепитием (чайхана) восточными базарами.

Воспитатель: У каждого народа свои народные традиции, сказки и игры. И сейчас мы поиграем в татарскую национальную игру « Продаем горшки»

Физминутка: Звучит татарская музыка, дети играют в игру.

Воспитатель: У каждого народа свои песни, сказки, игры, национальные костюмы.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Воспитатель: Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?

Дети: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.

Воспитатель: Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме?

Дети: На голове у мужчины тюбетейка, у женщины калфак. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает растительный орнамент.

Воспитатель: А вот национальная одежда узбеков. Повседневной мужской одеждой в Узбекистане была традиционная рубаха - куйлак, Другой принадлежностью мужского костюма были штаны - иштон. Дополнял мужской костюм халат - чапан. Одежду людей знатного рода украшало золотое шитье. Халаты, тюбетейки и даже обувь вышивали  золотой нитью. Еще один элемент мужского костюма - головной убор тюбетейка - дуппи. Традиционная одежда женщин живущих в Узбекистане - это платья куйлак и шаровары лозим. Платья были длинные, прямой, но иногда расширяющейся книзу формы. Рукава тоже длинные, закрывающие кисть.

Воспитатель: Вы уже знаете где мы с вами живем?

Дети: ХМАО-ЮГРА

Воспитатель: А какие коренные жители населяют наш округ?

Дети: ханты и манси

Воспитатель: Ребята, а как называется мужская верхняя одежда?

Дети: Малица – мужская меховая одежда из оленьих шкур.  

Воспитатель: А женская?

Дети: Ягушка – женская меховая одежда из оленьих шкур

Воспитатель: Ребята, а чем расшита одежда хант?

Дети: орнаментом, узором.

Воспитатель: У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России.

Ребёнок читает стихотворение.

                    В день солнечный июльский –

                    Цветы, цветы вокруг!

                    Красив язык мой русский,

                    Как этот летний луг.

                    Иду тропинкой узкой –

                    Деревья до небес!

                    Могуч язык наш русский,

                    Как этот русский лес.

                    И в радости, и в грусти –

                    Он всякий час со мной,

                    Родной язык мой русский,

                    Как Родина родной!

Воспитатель: Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. Какие русские народные промыслы вы знаете?

Дети:Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда

Воспитатель: Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: резьбой по кости, шитьём одежды из меха, бисером, делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы.

Рассматривание изделий народных промыслов

Воспитатель: У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа?

Дети: блины

Воспитатель: У хантов и манси блюдо из замороженной рыбы или оленины.

Дети: страганина

Воспитатель: Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. А любимое блюдо узбеков –это плов.

Воспитатель: Что сегодня вы узнали на занятии?

Дети: что в нашей стране – России живут люди разных национальностей.

Воспитатель: Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

                    Берегите Россию,

                    Нет России другой.

                    Берегите её тишину и покой,

                    Это небо и солнце,

                    Этот хлеб на столе,

                    И родное оконце

                    В позабытом селе!

                         



Предварительный просмотр:

В гостях у народных мастеров

  1. Цель:
  • закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городецком, хохломском;
  1. Задачи:
  • учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию;
  • совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму;
  • развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади;
  • воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству;
  • продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
  1. Тип занятия: закрепление знаний, умений, навыков.
  2. Форма занятия: групповое
  3. Продолжительность: 30 минут.
  4. Участники: подготовительная группа.
  5. Возраст обучающихся: 6-7лет.
  6. Оборудование и материалы  для занятия:

изделия Хохломы, Гжели, Городца, Дымково и т.д., картины, иллюстрации. Бумага тонированная разных форм. Скульптура малых форм – барышни, кони, посуда, покрытые белилами, сделанные руками детей. Гуашь, кисти, клеенки, тряпочки, подставки для кистей, банки с водой, палитра.

  1. Предварительная подготовка: 

игровой элемент «горница в русской избе». Рассматривание изделий народных промыслов, организация беседы о них, используя стихи, вопросы, рассказ, беседу.  Выделить разнообразие композиций по строению, колориту, составным элементам росписи. В процессе работы предложить детям вновь обратиться к рассматриванию экспонатов.

  1. Методы и приемы работы с детьми: наблюдение, игровые, наглядность, словесные ,показ.
  2. Структура НОД:

Этап занятия

Содержания

Время

  1. Водная часть
  2. Основная часть
  3. Рефлексия

«Посещение выставки»

Практическая работа

Рассматривание работ, подведение итогов

5 мин

20 мин

  1. мин

  1. Ход занятия.

Воспитатель: 

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир приданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь.

Отгадайте- ка загадку:

Ребёнок: 

Игрушки эти не простые, а волшебно – расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

 Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Воспитатель: 

Правильно! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Какие краски используют мастера?

Дети: 

Красную, зеленую, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.

Воспитатель: 

Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?

Дети: 

клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, налепы, волнистые линии.

Воспитатель (показывает на водоноску):

Посмотрите, ребята, какая красивая барышня. Вы знаете, как называется эта игрушка?

Дети: 

Это водоноска!

Воспитатель:

За студеною водицей водоноска – молодица

Как лебедушка плывет, ведра красные несет.

Воспитатель: 

А сейчас мы отправимся в Подмосковье.

Есть в России такое местечко,

Ребёнок: Где белая рощица, синяя речка.

                В этой негромкой российской природе

                Слышится эхо негромких мелодий.

                И светлеет вода родниковая,

                И дыхание ветра свежей,

                Расцветает Гжель васильковая,

                Незабудковая Гжель.

Воспитатель: 

Ребята, а почему в стихотворении Гжель называется васильковой и незабудковой?

Дети: 

Потому что мастера используют в росписи синие и голубые цвета.

Воспитатель: 

Где расположен узор?

Дети: 

В центре изделия.

Воспитатель: 

С чего начинали расписывать узор?

Дети: 

С крупных деталей: лепестков, сердцевинки, стебля, листьев, бутона.

Воспитатель: 

А что раскрашивали потом?

Дети: 

Край, дно, затем ручку. Их часто закрашивали сплошь синей краской.

Воспитатель: 

Молодцы! Напомню вам только, что мастера Гжели применяли разный нажим на кисть, чтобы получить разные оттенки синего цвета: чтобы получить темный оттенок, надо нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый – слабее.

Ребёнок:

Как волшебница жар-птица не выходит из ума

Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.

 Хохломская роспись – алых ягод россыпь

 Отголоски лета в зелени травы.

 Рощи – перелески, шелковые всплески

 Солнечно-медовой золотой листвы.

Воспитатель:

Вот она какая, Хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно – вкусной. А какие элементы хохломской росписи вы знаете?

Дети:

Это разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябин, травка, завитки, листья, цветы.

Воспитатель: 

Ребята, остался еще один уголок в горнице, где мы с вами еще не были. Здесь представлены изделия из одного старинного русского города. Живет там веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Что это за город?

Дети: 

Городец!

Ребёнок:

Есть на Волге город древний, по названью – Городец.

Славится на всю Россию своей росписью, творец.

Распускаются букеты, ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Воспитатель: 

посмотрите на городецкие изделия, вспомните, какими красками и приемами пользуются городецкие мастера.

Воспитатель: 

Да, ребята, русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. А давайте-ка устроим веселое соревнование – кто больше вспомнит пословиц и поговорок о труде?!

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Делу – время, потехе – час.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Мешай дело с бездельем – проживешь век с весельем.

Терпенье и труд все перетрут.

Хорошая работа два века живет.

Красна птица опереньем ,а человек – уменьем.

Умелец да рукоделец себе и людям радость приносят.

Сделал дело – гуляй смело.

Кто работы не боится, тот и пляшет, и поет.

                                            Физкультминутка.

Воспитатель: 

Но на Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое ж веселье без игры! Вот и давайте-ка сейчас поиграем в русскую народную игру «Заря».

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры: Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ленту.

Д/и « Собери узор» (Дети собирают разрезные элементы росписей).

На столах лежат незаконченные изделия. Ребята, вы сейчас превратитесь в мастеров – кто в дымковских, кто в гжельских, кто в хохломских.

Практическая часть:

Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сейчас подумайте, кто что будет делать, проходите и садитесь.

                                                 

Ребята, наше занятие подошло к концу, мы сегодня узнали много нового о народных промыслах, и показали свои умения, пополнили выставку своими изделиями.

  1. Литература:

А.А.Грибовская" Коллективное творчество"-М., 2004.

Е.К. Брыкина "Творчество детей в работе с различными материалами"М.1997г.

 Т.С.Комарова"Занятие по изобразительной деятельности в детском саду"-М.: Просвещение,1991г.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД : "Путешествие по земле Рязанской".

Цель, задачи:

  • воспитывать интерес к русскому народному творчеству, стремлению подражать народным умельцам;
  • воспитывать уважение к труду людей;
  • закрепить знания об обычаях, традициях и обрядах, крестьянской одежде Рязанского  края;
  • развивать познавательную активность, любознательность, умение вести беседу, сочетать усвоенные знания с самостоятельной деятельностью.

Форма проведения:

  • игра-путешествие.

Методы и приёмы:

  • наглядность;
  • игры-инсценировки;
  • чтение стихотворений;
  • народные подвижные игры;
  •  дидактическая  игра "Чудесный сундучок".

Предварительная работа:

  • посещение музея, памятных мест г. Рязани;
  • рассматривание иллюстраций-альбомов о знаменитых людях г.Рязани.

Ход занятия.

(Звучит песня проРязань)

В зал входят дети и воспитатель, садятся полукругом (музыка стихает, но звучит).

Воспитатель:  

Я очень рада вас видеть. Вы такие нарядные, красивые и не случайно, у нас сегодня праздник, к нам приехало много гостей, и мы с вами расскажем ,чем  примечателен наш город. Хорошо, ребята?

Воспитатель:  

Давайте вместе с гостями поиграем в игру "Колесо истории".

(На полу лежит круг, разделённый на сектора (в середине стрелка), каждый сектор обозначает определённый этап развития города, звучит музыка,  вращается стрелка - по секторам).

Воспитатель:  

А пока вращается стрелка, я хочу рассказать о том, что город наш очень древний.

(Рассказ воспитателя о Рязани)

 (Стрелка останавливается на Фиолетовом секторе).

1. Фиолетовой сектор- костюмы рязанского края.

(входят под русскую народную музыку  входит взрослый, одетый в понёвный ансамбль и ребёнок, одетый в понёвный ансамбль).

Воспитатель  предлагает детям посмотреть на одежду гостей и одежду товарищей, назвать ее и сказать  чем она отличается.

Воспитатель:

 На что похожа понёва? (На юбку, только куски ткани не сшиты) Да, понёва - это "бабушка" юбки. Как вы уже заметили, что рубаха у наших гостей украшена вышивкой.для чего это делали?

Дети.

Чтобы уберечь человека от бед, болезней, неприятностей. Считалось, что круг оберегает человека, так как он похож на солнце. Если не будет солнца, то и не будет жизни на земле. Вот поэтому круг, имеющий форму солнца и считалиоберегом.

Воспитатель.

 А вот и передник,  а в старину его называли - занавеской.На нем много интересной вышивки. Кто знает, о чём она может нам рассказать?

Дети.

 Вышивка -  специальным рисунком рассказывает все о женщине: из какой она деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например, если в рисунке есть кони - значит, у нее сыночки, если птички - значит, дочки.

Воспитатель.

Да, передник был в старину, словно паспорт женщины. Посмотришь на него - и все узнаешь о хозяйке. А еще рязанские женщины любили украшать себя бусами, кольцами, височными подвесками и все они тоже считались оберегами, так как имели круглую форму. Посмотрите: вот они, височные подвески, пришиты к  головному убору. Все это не только ради красы. Все это обереги, потому что их форма - круг.

Аужкогдадевицазамужвыходила, токостюмееменялся. Становилсяпримернотаким, какна нашей гостьенадет, - понёвныйансамбль.

Интересныголовныеуборыдляженщин. Посмотритенаних. Это - кичкарогатая. Такойголовнойуборговоритотом, чтоженщинауженемолода, ноещеможетродитьребеночка. Волосызамужняяженщинаубиралаподголовнойубор. Ихниктонедолженбылвидеть. Даи удобноэтобыло. Женщинаведьхозяйствомзанималась, обед варила. Таквот, прикрытыеволосынепопадутнивщи, нив кашу.

Делали все это женщины - мамы, их дочки-девицы, бабушки. Целыми зимними днями трудились они не покладая рук. Это было нелегко, но они старались не унывать: шутили, пели и плясали.

Давайте и мы с вами немножко пошутим и попляшем, а поможет нам наш чудо-сундучок.

Игра "Чудо-сундучок"

(детям раздаются элементы русского народного костюма

 и они, вместе с гостями выполняют движения под русскую народную музыку).

2. Красный сектор - праздники.

Воспитатель.

Какие вы знаете праздники, которые отмечали в нашем старинном городе? (Рождество, Масленница, Вербное воскресенье, Пасха, Троица).

 Сегодня я расскажу вам о том, как праздновали Пасху в нашем городе.

Хозяйки тщательно, заранее к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога Пасху, готовили вкусные блюда, доставали из сундуков праздничные одежды. В праздничный день шли всей семьей в церковь, а потом кто у себя принимал гостей, кто в гости шел. Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу: "Христос воскрес"» - "Воистину воскрес!"

Воспитатель просит детей вспомнить, что они знают о празднике Масленица.

Воспитатель совместно с детьми вспоминают, что  принято было делать в каждый день недели.

Понедельник - встреча Масленицы

Масленица начинается в конце зимы и длится неделю. Это прощание с зимой и встреча весны. Масленица - это paдость, потому что прожит еще один год и впереди новый урожай.

На Масленицу пекуг блины. Блин - это символ солнышка такой же горячий и круглый. Люди как бы обращались к солнышку, чтобы оно было к людям добрым: ведь если солнышко будет очень сильно печь, урожай сгорит, а если солнышка весной и летом будет мало, урожай не вызреет.

В понедельник блины начинали печь только богатые люди, которых еще оставалось много муки после зимы. Первый блин положено быто отдавать нищим. Считалось, что если не отдать первый блин нищим, то на следующий год будет тюхой урожай.

В этот день ходят друг к другу в гости, поздравляют с началом праздника. На Масленицу делают куклу из соломы, Одевают ее, но лицо не разрисовывают, потому что раньше считалось, что если нарисовать лицо, то кукла будет живой. Эта кукла - Масленица - всю неделю там, где веселье.

Вторник - заигрьпп

В этот день начинались веселые игры, поэтому и название такое. По улицам ходили ряженые, останавливались возле домов, просили угощение. А еще в этот день катались с гор.

Среда - лакомка

Уже само название говорит о том, что в этот день лакомились, угощали друг друга блинами со сметаной, вареньем, медом.

Четверг - широкая масленица

Это самый веселый день Масленицы. Все выходили гулять на улицу. Устраивались кулачные бои, катания с горок, строили снежные крепости.

Люди славили весну, водили хороводы с бубнами, трешётками, рожками да свистульками. Ходили от дома к дому отгоняли несчастье, горе, зло.

Пятница - тещины вечерки

Воспитатель объясняет детям родственные отношения. Так вот, в пятниuу зятья приглашают тещ на блины.

Суббота - золовкины посиделки

        Золовка - это сестра мужа, то есть сестра вашего папы. Она приглашала к себе в гости родственников.

Воскресенье - Прощеное воскресенье

Если все дни Масленицы - веселые и озорные, то этот день серьезный. Люди просят друг у друга прощение за нанесенные в течение всего года обиды - вольные и невольные. Вот и вы, когда проснетесь в воскресенье, подойдите к маме, бабушке и другим членам семьи и скажите: "Простите меня". А если кто-то у вас попросит прощения, надо обязательно простить.

Воспитатель.

Ребята, я вам буду задавать вопросы, а вы угадаете когда это бывает?

- На какой праздник рапускается верба? (Вербное воскресенье).

- А что делают на Пасху? (красят яйца).

- Какой праздник начинается со слов: "Ау, ау, аукаем, посырымборкамприаукиваем, к берёзке пойдём, хоровод заведём"? (Троица).

- Что является символов Масленницы? (Блин).

- В какой день недели на Масленницу водят хоровод? (Четверг)

Воспитатель.

Давайте и мы с вами вспомним хоровод "Как намасленичной недели из печи блины летели".

Исполняют хоровод.

3. Синий сектор - промыслы древней Рязани и области.

Воспитатель.

Ребята, сейчас мы вместе с вами вспомним, какие промыслы были у нас в городе.

1. Гончарный - делали глиняную посуду "синюшки", которую обжигали на сильном огне, поэтому они получались сине-чёрными.

  • Фигуру какого зверя, можно считать родоначальником всей скопинской керамики? (лев, почему?)

Житеям  Скопина надоело делать "синюшки". Иван Оводов послал своих сыновей в Липецк, чтобы они узнали, как делают глазурь на игрушки. Те очень долго там были, а когда приехали на ворота повесили голову льва, ярко-жёлтого цвета, словно стекло блестело. Они рассказали как делать глазурь из свинцовых стружек, но сначало смазывали игрушку дёгтем, а потом свинцом и обжигали в печи. Вот и появилась глазурь.

Воспитатель.

Давайте продемонстрируем нашим гостям наши игрушки.

(под музыку дети показывают игрушки, в конце дарят гостям)

Воспитатель.

Но ещё какие были промыслы?

(дети берут со стола предметы и рассказывают на фоне музыки)

  • кружевоплетение - плели кружева для одежды императрицы.
  • угольный - уголь в нашем крае лежит поверхностно, неглубоко в земле.
  • кузнечныйпромысел(картинка)
  • каретный - делали кареты, средство передвижения, запрягали лошадей и возили для царского двора.
  • ремесленный - для обработки земли (плуг, лопата)
  • скорняжный- разводили коров, лошадей, а из их шкур шили сапоги, обувь.

Воспитатель.

Ребята, большое вам спасибо, а пойдёте в школу вы ещё узнаете, какие промыслы были в нашем крае, об этом вам расскажут учителя.

4. Зелёный сектор - русские народные игры.

Воспитатель.

Какие вы знаете русские народные игры? (перечисляют) В эти игры играли наши прабабушки и прадедушки. Хотите поиграть в русскую народную игру "Горшки"? Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки:

Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели.

Русская народная игра "Горшки".

5. Оранжевый сектор - знаменитости нашего города.

Воспитатель.

Ребята, мы знаем и говорим о том, что город наш красивый - его украшают храмы, здания. А сегодня давайте с вами поговорим о людях, которые прославили наш город, край.

Сергей Есенин - поэт, родился на Рязанщине с. Константиново. Много стихов писал о своей Родине. (ребёнок читает стихотвтрение С. Есенина)

Воспитатель.

Ребята, а давайте попросим наших гостей вспомнить и рассказать стихотворение С. Есенина.

Воспитатель.

Вот и закончилась наша игра, я вижу, вы очень много знаете об истории, традициях нашего города. А оценки за знания вам поставят ваши родители. Для того я сейчас  вам раздам листки, на которых вы подведёте итог ваших знаний, внимательно решите ребусы.(раздать листки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...