«Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей»
материал
Для детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности, а игрушки, которые дети используют в своих трах, становятся настоящими воротами во взрослый мир, позволяющими развить необходимые практические навыки и научиться взаимодействовать с различными предметами и явлениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 13.63 КБ |
rol_igr_i_igrushek.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Игрушка в жизни ребенка».
Цель: расширение представлений педагогов и психологов об игрушке, как источнике социально – психологического климата в группе детей.
Задачи:
- знакомство педагогов с особенностями, видами и критериями выбора игрушек;
- самоанализ педагогами себя, своей деятельности;
- познакомить с возрастными особенностями выбора игрушек;
- анализ современных игрушек и их влияния на психику.
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 56»
консультации для воспитателей
в форме выступления с докладом
по теме:
«Роль игр и игрушек в формировании
социально-психологического
климата в группе детей»
Подготовил воспитатель: Мохно В.Г.
2015 год
Содержание:
Введение
1.Что такое игрушка?
2. История игрушки.
3. Роль игрушки в развитии ребенка дошкольного возраста.
Введение:
История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Что такое игра? Развлечение, скажут взрослые, а некоторые добавят к этому несерьезное занятие. Это правда, но лишь отчасти. Психологи определяют тру как непродуктивную деятельность, задача которой доставить участникам определенные эмоции и дать определенный опыт. Игра необходима для развития физических качеств и интеллектуальных способностей. Для детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности, а игрушки, которые дети используют в своих трах, становятся настоящими воротами во взрослый мир, позволяющими развить необходимые практические навыки и научиться взаимодействовать с различными предметами и явлениями.
1.Что такое игрушка:
Игрушки специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета. Игрушка, по образному выражено А. С. Макаренко, «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию .
2. История игрушки.
Все мы с раннего возраста играем в различные игры, а игрушки всегда были связаны с игрой, через которую у нас формируется: ум, физические и нравственные качества. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности тоже была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному и матери и кормилицы напевали колыбельные песни, постукивая этими погремушками. А также эти погремушки имели и другое назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что погремушки ”трещотки" своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Можно сказать, что игрушки появились одновременно С появлением человека. Надо же было как-то занимать детей в первобытном племени -и их мамы давали им высохшие камушки, деревяшки необычной формы это и были первые игрушки. Постепенно появились первые обработанные каменные и деревянные фигурки, куклы, погремушки.
Но несомненно, первой игрушкой в жизни ребенка, являет по погремушки. Уже в те далекие времена кого ? „ отличались разнообразием. При раскопках древнеримского города Помпеи были найдены игрушки, очень напоминающие современные. Трещотка – диск с бубенчиками, закрепленный на рукоятке, соединенные на одном конце деревянные или металлические пластинки. Систра погремушка с несколькими поперечными стержнями, на кофры; звенели металлические пластинки.
Такая погремушка предназначалась для взрослых родителей, чтобы успокоить своих детей, современная игрушка гораздо меньше и легче, но принцип остался такой же: быстрее успокоить ребенка. И в основном систр предназначался для обрядов в Древнем Египте, данный инструмент отгонял злых духов и издавал хорошие звуки. Возраст самых древних погремушек, обнаруженных при раскопках в Древней Греции и Риме, составляет около 4000 лет.
А какие были русские игрушки? Древние русские игрушки появились еще [Х в, они выполнялись из дерева и глины, и их называли - потешки. Это были деревянные кони, коровы, олени, лебеди, птички и другие. То есть игрушки делали в форме разных животных, людей или неодушевленных предметов. Их использовали для игр, и в качестве талисманов.
А из чего только не делали погремушки на Руси! Их " плели из бересты и лозы, вырезали из дерева или кости. А для создания шума внутрь закладывались камешки, горошины, маковые головки. Назывались русские погремушки по-разному: шаркунки или шуршунки, грематушки или побрякушки. По форме они могли быть круглыми, цилиндрическими и даже крестообразными.
Тем не менее, несмотря на это разнообразие, первые погремушки были детям не игрушки! Оказывается, прошлое у погремушек очень религиозное. В древности они активно использовались в различных ритуалах. У одних народов считалось, что своим шумом они отпугивают злых духов. Другие с их помощью призывали защитные силы.
Самая древнейшая из всех игрушек это кукла. Какие только формы она не имела и как только не видоизменялась на протяжении истории! Самые первые египетские куклы имели настоящие волосы, подвижные руки и ноги.
В России большие мастерские игрушки были в Москве и Петербурге
3.Роль игрушки в развитии ребенка дошкольного возраста.
Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире. Игрушка одно из важных средств воспитания и обучения. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.
Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. У игрушки много сторон педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.
Для ребёнка игрушка неотъемлемая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!
Русские народные игрушки: Тряпичные куклы, бирюльки, эстетика игрушки.
Народная игрушка не только радует, забавляет, но и эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике, несет ребенку большую художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа.
Духовное содержание:
Дети изначально воспринимают все, с чем соприкасаются в мире, символически. Игрушка является неподвижной точкой, капитанским мостиком, откуда дитя начинает познавать мир. Она своя, родни, «покусанная», прижатая к сердцу, ей можно доверять, она не изменит свой облик, не оставит в беде, и поэтому игрушка лежит как бы на границе этих двух противоречивых модусов восприятия жизни. Она принадлежит больше душевному космосу ребенка, чем внешней нейтральной действительности. Отсюда становится понятным, почему маленькие дети, подчас так драматически переживают потерю или поломку своей любимой куклы.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Не плюшевый зайчик остался под дождем, а сама девочка Маша, «до ниточки» души промокшая, была брошена на скамейке. Такое отношение ребёнка к своим игрушкам требует соответствующего и родительского отношения. Для игрушек у ребенка должен быть свой ящик и не малой вместимости. Издревле игрушки были необходимы для развития ребёнка во всех сферах его жизнедеятельности. Например, мяч. Он помогает на чувственном опыте познавать структуру материального мира и его предметов. От пола хорошо отскакивает. Почему? Пол крепкий. От песка, на берегу речки плохо. Песчинки не соединены друг с другом и поэтому песок «рассыпчатый». Вода собрана воедино, но она мягкая и принимает в себя мяч. Мяч ребенок воздействует на окружающую среду и учится постшать ее грашщы и свойства. Эта игрушка обладает прекрасными качествами для развития ловкости, быстроты реакции, умения вложить всю силу в один толчок, т.е. учит психофизической собранности. Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный социально-психологический климат.
Под социально-психологическим климатом понимается динамическое поле отношений в группе, которое влияет на самочувствие и активность каждого ребенка в группе и тем самым определяет личностное развитие ребенка и группы в целом.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования социально психологического климата в группе детей, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
Для формирования социально-психологического климата в группе хорошо использовать игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером, воспитывать любовь и уважительные отношения к близким и окружающим людям, помогают ребенку в накоплении социального опыта.
Не для кого, не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социально адаптированной и гармоничной.
Поэтому нар0дные игры нужно использовать во всех видах деятельности. Они способствуют утверждению добрых отношений, дают ребенку защиту от негативного влияния.
Эти игры помогают нам в проведении обрядовых праздников Колядки, масленица, Пасха, Рождество.
Хорошо применять игры‚ целью которых является воспитание нравственных качеств ребенка.
Игрушки ‚ как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рада проявителями детской индивидуальности.
Игрушка, является регулятором психического и физиологического развития ребенка.
Ведь ещё в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка. Ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им малыш усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество социально адаптированным человеком.
Ребёнку необходимо постоянное общение, его надо учить играть, Гармоничность развития маленького человека во многом зависит (и правильного выбора этих предметов, в том числе и игрушек.
Игрушка должна не только развлекать, но развивать и обучать малыша, доставляя при этом радость. Она должна подходить для конкретного возраста, быть эстетически привлекательной и ценной для развития.
Игрушки являются неотъемлемой частью в умственном, физическом и эстетическом развитии ребёнка. Исходя из истории создания игрушек, мы понимаем, что они не возникли неожиданно. Игрушки создавались в ходе целого исторического развития, отражая быт и атмосферу того времени, в котором создавались.
Список использованной литературы:
1.Бойко‚ С. Очерки по истории игрушки / С. Бойко// Домашнее воспитание. 2001. № 1. С. 52.
2. Бойко, С.Очерки по истории игрушки /С. Бойко// Домашнее воспитание. 2001. № 1. С. 52.
3. Игрушки: история, роль игрушки в развитии ребенка // Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Т.1 : А-М / гл. ред. В. В. Давыдов. М. : БРЭ, 1993. С. 338.
4. Варгасова, Е. Эта опасная игрушечная жизнь / Е. Варгасова // Вечерний Новосибирск. 2006. № 225.
5. Лосева, В. Игрушка в развитии ребенка и игровая коррекция /В. Лосева, А. Луньков // Домашнее воспитание. 2000. № 1. С. 28-31 ; № 2. С. 118.
6. Панина, Г . Игры и игрушки наших детей / Г. Пашша. // Начальная цпсола : методическая газета для учителей. 2004. № 30-31. С. 15.
7. Матвеева, М. Игры нежного возраста: игрушки в разные периоды детства/ М. Матвеева // Здоровье. 2006. № 12. С. 70.
8. Осорина, М. Психологическая концепция игрушки: какой предмет может стаи. игрушкой? /М. Осорина // Детсад со всех сторон. 2004. № 7-8. С. 2. 9. Решетникова, О. Играют все! : психологические концепции игрушки и проблемы экспертизы игрушек / О. Решетникова // Школьный психолог : методическая тега для учителей. 2003. № 37-38;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей: «Роль игр и игрушек в формировании социально - психологического климата в группе детей».
Консультация для родителей о роли игр в формировании социально-психологического климата в группе детей....
Консультация для педагогов на тему: " Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей"
Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в г...
Консультация для педагогов на тему "Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей"
Игры и игрушки способствуют успешному развитию ребенка....
Консультация «Роль игр и игрушек в формировании социально - психологического климата в группе детей»
дв...
Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей
Игра является не только ведущей деятельностью дошкольника, но и представляет собой отражение окружающей жизни. А также игра учит размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и во...
Консультация для родителей «Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей»
Краткое описание игр и игрушек и их роль в формировании социально-психологического климатат в группе детей....