Главные вкладки

    Статья:
    Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДО.

    Сегодня часто возникает вопрос, так ли необходимо гендерное воспитание дошкольникам? Есть ли в этом необходимость для детей? Что такое «воспитание с учётом гендерных ролей», как этот аспект должен реализовываться на практике?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gendernoe_vospitanie_doshkolnikov.doc27.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Гендерное  воспитание  дошкольников  в условиях  ДО.

    Гендер—это социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами  и женщинами (мальчиками и девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными. Тема гендерной идентификации детей дошкольного возраста в ДОУ особенно актуальна в настоящее время.

    Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

    Дошкольный возраст, согласно исследованиям Т.А. Репиной и ее учеников, является сензитивным периодом полоролевого развития и социализации ребенка, охватывающим все сферы личностного становления. Т.А. Репина считает, что многое в полоролевом развитии ребенка дошкольного возраста зависит от того, стимулируют ли воспитывающие взрослые у детей процесс полоролевой социализации или он протекает стихийно. В дошкольном детстве начинают формироваться представления о половой принадлежности и содержании ролевого поведения, соответствующего полу; возникают и активно развиваются полоролевые предпочтения, ценностные ориентации, потребности, мотивы, специфичные для пола, усваиваются модели поведения [3].

    Сегодня часто возникает вопрос, так ли необходимо гендерное воспитание дошкольникам? Есть ли в этом необходимость для детей? Что такое «воспитание с учётом гендерных ролей», как этот аспект должен реализовываться на практике? В последнее время педагоги говорят о воспитании как гармоничной картине, где учтены все аспекты развития личности, что подразумевает педагогическую работу с детьми, учитывающую не только их биологический пол, но и социальный — «гендер».

    Гендерный подход в воспитании детей — такая тактика в воспитании ребёнка, при которой непременно учитываются особенности и характеристики его или её пола, вследствие чего у ребёнка создаются гармоничные представления о качествах мужчин и женщин. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребёнка, не подстраивая педагогический процесс под обобщённые представления о девочках и мальчиках [1].

    Цель гендерного подхода — формирование способности к самореализации у детей в процессе воспитания независимо от их пола, а также усвоение ими ценностей, не зависящих от социальных ролей. Важность гендерного подхода заключается в формировании концепции стабильности собственного пола ребёнка — «я девочка», «я мальчик» [2].

    Как же реализовать гендерное воспитание в различных возрастных группах? Ведущим видом деятельности в возрасте от трёх до шести лет является игра. Игровой подход широко используется воспитателями, потому что именно с его помощью возможно наиболее эффективно создать педагогические ситуации, которые способствовали бы накоплению положительного опыта гендерного поведения.

    Цели игры:

    1. развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу;
    2. закрепить положительное эмоциональное отношение к собственному полу;
    3. развить гендерные представления (о лучших качествах, присущих мужчинам и женщинам, о толерантности, знания о семье и семейных ценностях).

    Для реализации этих целей педагог ставит задачи:

    1. образовательные;
    2. воспитательные;
    3. развивающие.

    В поле образовательных задач можно читать с детьми сказки, где в сюжете затронута тема семьи (например сказки Пушкина) или взаимоотношения между героями разного пола (например, в «Сказке о золотом ключике» — Буратино и Мальвина), а потом беседовать с детьми о том, как они понимают прочитанное. Можно также рассказывать детям об основных функциях и ценностях семьи, семейных традициях.

    К развивающему полю можно отнести:

    1. упражнения на логику и умение классифицировать (например, предметы гардероба — кто какую носит одежду, обувь, головные уборы и т.д.);
    2. задания на умение выделять отличительные признаки мальчиков и девочек (как они проявляются во внешнем виде. одежде, поведении, интересах и т.д.);
    3. музыкальные и физические развивающие игры.

    Так же необходимо стимулировать слабые стороны ребенка, сильные — развивать,  направлять энергию на трудовую деятельность и помощь другим детям, хвалить за достижения. Нельзя сравнивать мальчиков и девочек, ставить одних в пример другим.

    В поле воспитательных задач педагоги должны учитывать особенности эмоциональной сферы ребенка. Например, мама долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остаётся равнодушным. На самом деле он не равнодушен. Просто мальчик уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от мамы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. Ваши воспитательные усилия не действуют уже. Поэтому необходимо ограничить длину разговора и сделать её более ёмкой по смыслу. Объясните ему очень коротко и очень конкретно чем вы недовольны.

    Взаимодействия детского сада с семьей так же является необходимым условием успешного гендерного воспитания. Родители - это фундамент, без которого невозможно строить процесс воспитания ребенка.

    Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. Например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее.

    В заключение стоит отметить, что мальчиков и девочек нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному чувствуют, переживают и воспринимают окружающий мир. Педагоги и родители должны придерживаться гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря такому подходу из девочек вырастают нежные, заботливые, понимающие женщины, способные утешить в трудные минуты, а из мальчиков – бесстрашные, сильные мужчины, которые могут справиться со всеми трудностями и защитить близких и нуждающихся людей в случае опасности.

    Список литературы:

    1. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. – М., 1988.
    2. Репина, Т. А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек /Т.А. Репина //Дошкольное воспитание. - 1984. - №4.
    3. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей /Т.А. Репина. – М.: Академия, 2004.