Сказкатерапия для дошкольников
статья (подготовительная группа)

Сказка как своеобразное отображение жизни дает возможность раскрыть жизненные явления в художественной форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkaterapiya_dlya_doshkolnikov.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия для дошкольников.

Дети — существа капризные и требовательные. Что не так, они не поверят. не захотят. А вот сказка, которую не обязательно только читать, а и сочинять, может помочь в воспитании ребенка.

Есть такая присказка: народ скажет, как завяжет. А ведь и правда, житейская мудрость, познанные истины, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколения в поколение в виде сказаний, стихотворных строк, сказок, пословиц, присказок и поговорок, имеют величайшую силу и смысл. Например, вот такие выражения: «слово может больно ударить, а может и спасти», или «сказка ложь, да в ней – намек – добрым молодцам урок». Что это, как не психологическая помощь тем, кто попал в затруднительное положение или ищет ответы на свои вопросы? Другими словами — терапия.

Сказка как своеобразное отображение жизни дает возможность раскрыть жизненные явления в художественной форме. В педагогических исследованиях, направленных на изучение сказки в разных видах художественной деятельности ( литературной, изобразительно, музыкальной, театральной), неизменно подчеркивается важная роль сказки в воспитании и развитии детей. 
Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Социально – педагогическое значение сказки обусловлено тем, что слушающий ее имеет возможность, опираясь на реально-бытийные моменты сказки, психологически принять ее «небытийную», ирреальную сторону. Она создает богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному, ирреальному плану.
В сказках даются новые знания о мире, о предметах, их свойствах, о количестве, числе, величине и т. д., что очень важно для познавательного процесса ребенка, который в доступной форме начинает знакомиться с миром.
Спецификой сказки является то, что она всегда является продуктом творчества определенного народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуаций, которые специфичны для определенного этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях растений и животных, в особенностях места действия и т. д. 
Эти элементы могут переходить из сказки в сказку ( « жил да был», « в некотором царстве, в некотором государстве», « добрый молодец», « красная девица» и т. п.), от сказателя сказателю, от этноса к этносу.
Сказка - это , прежде всего произведения искусства, живое, увлекающее детей необычность повествования, динамикой событий, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, что чрезвычайно импонирует ребенку, соответствует его психологическим особенностям. Трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с самого раннего детства к устной народной поэзии.
Сказка зародилась как жанр устного народного творчества. Народная сказка является отражением аксиологических (ценностях) представлений того или иного этноса, через образы сказочных персонажей выражает требуемую модель поведения человека в социуме. Одной из жанровых особенностей сказки является свойственное для фольклорных произведений вообще четкое разграничение хорошего и плохого, добра и зла. Именно это свойство – аксиологическая однозначность –делает сказку незаменимой в процессе воспитания, закладывания стереотипов поведения да же совсем маленьких детей. Известное « сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок» подтверждает воспитательную функцию сказки- она не только развлекает, но и учит ребенка, облегчает ему дальнейшую личностную социализацию.

За что же дети так любят сказку? В чем ее обаяние и впечатляющая сила воздействия? Сказки о животных носят аллегорический, иносказательный характер: в рассказе о животных подразумеваются люди . Звери в сказках разумны, они живут и действуют, разговаривают и ссорятся, любят, дружат и враждуют между собой. Курочка-ряба уговаривает деда и бабу не плакать по разбитому яйцу. Котя–коток с петушком дружно живут в избушке, кот ходит на охоту. Все это сказочно, фантастично, необычно и поэтому особенно привлекательно для детей.

Сказка – не обман, а тайна

Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные премудрыми цитатами, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание.

Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть свои страхи, комплексы, потерю веры в себя или друзей. Например, когда садиковская подружка вдруг ни за что ни про что подняла на смех (да еще и перед всей группой!) за привычку спать с любимой игрушкой, у которой уже потрепались ушки! Или дружок, хвастаясь новым трансформером, наступил на обожаемого солдатика! Когда мама никак не понимает, что пенка на горячем молоке — невообразимо ужасное, никак не проглатывающееся нечто, от чего еще страшнее.

Вот тут-то и выручает сказкотерапия для дошкольников!

Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.

Читаем, обговариваем, разыгрываем — моделируем

Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны всякие сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь знакомим его с предметами, понятиями, традициями. Это отстранённая – не жизненная ситуация, участвовать в которой для ребенка попросту нет смысла.

Сказкотерапия дает им возможность поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей дошколенка ситуации, корректируем модель его поведения, набело переписывая сценарий разбушевавшихся в его маленькой, но личной жизни проблемы.

Примеряя роль главного (конечно же!) героя на себя ребенок, во-первых:

  • четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;
  • показывает, каким он видит решение проблем;
  • сам (!) выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.

Во-вторых, подбирая примеры сказок, мы можем:

  • акцентировать внимание ребенка на конкретной — сиюминутной ситуации;
  • корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;
  • помочь ему избавиться от той или иной привычки;
  • показать, что существует и другая линия поведения — возможность добиться желаемого результата.

Скажем, ребенок катастрофически боится темноты – находим или придумываем мужественного героя, который одним своим взглядом и вздохом побеждает самые черные козни темного царства. Ребятенок любит приврать, и ему уже никто не верит на слово? — рассказываем сказку об овечьем пастушке и волках. Или же вместе с ним создаем героя, который до того заврался, что забыл как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни.

Придумывая, а главное – детально обговаривая (!) с малышом сказочные истории, в которых эгоистичные или подлые поступки имеют ярко негативную окраску, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем очень настойчиво формируем его неприятие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кричит, не читает какие-то непонятные взрослые морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и дает ответ на любой вопрос! И вместе с тем помогаем крохе, обнаружившему в своем окружении несправедливость или обман, другие какие-то отрицательные качества, находить в себе силы противостоять им с достоинством и добром.

В-третьих, сказкотерапия помогает укрепить связь между ребятней и их родителями. Они же вместе творят волшебную историю — чудо. И только от их совместного решения зависит судьба героев!

Как Саша и Маша познакомились (Эта история поможет развить

 в Вашем ребенке дружелюбие и общительность.)

 

Маша очень любила гулять в парке. Там ей особенно нравилось озеро. Ведь в нем жили красивые разноцветные утки! Маша бросала им в воду хлебные корочки. А потом смотрела, как забавно они едят. Самым красивым уткам Маша даже давала имена!

Однажды Саша проходил мимо озера. Он увидел Машу. И ему тоже очень захотелось покормить этих ярких птиц. Саша немного стеснялся подойти к незнакомой девочке. Но все-таки решился.

Он попросил поделиться с ним хлебными корочками. Маша улыбнулась. Потом протянула ему горсточку и сказала: «Держи! Вместе веселее!».

Саша с Машей до вечера играли вместе в парке. Кормили уток и воробьев! С тех пор они стали настоящими друзьями! Ребята вместе узнали много нового и интересного! Побывали в захватывающих приключениях и даже чему-то научились. Ведь вместе веселее!

 

 

Как леопард Ленивка научился считать

(эта сказка поможет воспитать в Вашем ребенке интерес

к учебе, а также отзывчивость и стремление помочь другу.)

 

Одним теплым солнечным днем Саша и Маша сидели в тени деревьев в джунглях. Они вместе решали задачу по математике. Мимо проходил леопард по имени Ленивка. Ему было скучно. Все его друзья были в школе. А он слонялся по джунглям без дела. Не знал, чем себя занять.

Ленивка увидел Сашу и Машу. Он решил познакомиться с ними.

«Возможно, они развлекут меня?», – подумал леопард.

– Привет! Что делаете? – обратился Ленивка к ребятам.

– Привет! Мы готовимся к уроку по математике, – ответила Маша.

– Ну вот, – расстроился леопард, – это скучно. Мне лень учиться. Я больше люблю играть!

– Скучно?! – удивился Саша.

– Это очень интересно! – сказала Маша и улыбнулась.

– Что может быть интересного в математике? – спросил Ленивка.

– Много всего. Ну, например, тебе интересно узнать, сколько у тебя пятен?

– Конечно! – обрадовался леопард, – а как это можно сделать?

– Очень просто! – сказала Маша, – их надо сосчитать!

– Мы поможем тебе, – сказал Саша, – Маша, ты считай пятна на левом боку, а я посчитаю на правом!

– Хорошо! Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, - сосчитала Маша пятна на одной стороне Ленивки.

– Десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, – продолжил Саша считать на другой стороне.

Не забудьте про пятна на животе и хвосте! – забеспокоился леопард. Очень уж ему хотелось узнать точное число своих пятен!

– Девятнадцать, двадцать, двадцать один, двадцать два, двадцать три, двадцать четыре, двадцать пять, – вместе досчитали оставшиеся пятна ребята.

– На тебе ровно 25 пятен! – радостно воскликнула Маша.

– Здорово! А 25 – это много или мало? – уточнил Ленивка.

– Это сложный вопрос. Нужно сначала сосчитать пятна других леопардов. А потом сравнить числа.

– Я хочу знать, сколько пятен у всех моих друзей! Научите меня, пожалуйста, считать! – попросил Ленивка.

Саша и Маша до самого вечера учили леопарда Ленивку считать. А на следующее утро они втроем отправились в школу. Там оказалось действительно интересно! Ленивке особенно понравились уроки математики. Он научился считать самостоятельно. И смог пересчитать пятна у всех своих друзей леопардов и даже полоски у зебр! А еще Ленивка встретил в школе много новых друзей!

 

Как Саша и Маша научили жирафа Упрямку носить шапку

(Эта сказка поможет развить у Вашего ребенка ответственное

отношение к своему здоровью и разумный подход к выбору

одежды без упрямства и капризов, привычку заботиться об окружающих и приходить им на помощь в трудную минуту.)

 

В марте на улице стало солнечно, начал таять снег. Поэтому жираф по имени Упрямка решил не надевать шапку на прогулку. Перед выходом из дома он заупрямился: «Я уже большой, мне не холодно! Да и вообще, где это видано: жираф в шапке? В моей родной Африке звери не носят ушанок!». Маша только покачала головой, но промолчала. Зебра ничего не услышала, потому что наматывала на шею полосатый шарф. А Саша даже подумал, что завтра он тоже пойдет гулять без шапки.

На детской площадке друзья катались на карусели и лепили снеговика из остатков снега. Но вот солнышко ушло за облака, подул холодный ветер. Жираф Упрямка повел ушами и вдруг как-то странно шмыгнул носом. Маша сразу

поняла, что надо делать. Она достала из кармана пачку носовых платочков, протянула их жирафу и предложила скорее вернуться домой. А добрая Зебра накинула жирафу Упрямке на голову конец своего большого шарфа. И ребята побежали! По дороге Саша приговаривал: «Где это видано, жираф в шапке… А где это видано: жираф с насморком?».

Дома жираф грелся и пил горячий чай с малиновым вареньем. Друзья заботились о нем, и он быстро поправлялся. Правда, на следующий день ему все-таки пришлось пропустить прогулку, чтобы вылечиться до конца. С тех пор жираф Упрямка больше не отказывается надевать шапку, а летом носит панаму от солнца. Он говорит так: «В Африке это очень модно! И вообще, я уже не маленький и знаю, что всегда надо одеваться по погоде, если не хочешь заболеть!». Вот какая история. А ты никогда не упрямишься и правильно одеваешься перед выходом на улицу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по лечебной физкультуре с элементами сказкатерапии "Сказка Волшебного моря" старшая группа

Конспект открытого занятия по лечебной физкультуре с элементами сказкатерапии "Сказка Волшебного моря" старшая группа...

Природная сказкатерапия

Презентация о природе в стихах, о природных объектах и их влиянии на ребенка...

Сказкатерапия.

Сказкотерапия в детском садуЗанятия в детском саду сказкотерапией – метод, успешно применяемый психологами ДОУ. Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у мален...

педагогический проект "Сказкатерапия"для старших дошкольников

Актуальность проекта.Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства об...

Сказкатерапия. Виды Сказкатерапии.

Данный материал поможет педагогам и родителям правильно простроить свою работу и действия при работе с детьми....

Сказкатерапия для развития речи для дошкольников.

Сказкатерапия - это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов вза...