Перспективное планирование на 2016- 2017 учебный год члена творческой группы «Познавательного развития»
календарно-тематическое планирование

*Изучение методической литературы по познавательному развитию.                                                                                                                                                                                                                                               *Пополнение копилки ДОУ по познавательному направлению                                                                                                                                                                                                                                                             *  Совместная деятельность с родителями

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx43.55 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование                                                                                             на 2016- 2017 учебный год                                                                                           члена творческой группы «Познавательного развития»                             воспитателя высшей квалификационной категории: Иванова Л.Н.

План участия в творческой группе «Познавательного развития».

Месяц

 

Содержание работы

Сентябрь

Изучение методической литературы по познавательному развитию: Л.Л.Тимофеева «Формирование культуры безопасности» «Детство – Пресс» 2015г.,                                                        И.Л. Соло «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада» Санкт –  Петербург ООО Издательство  « Детство – Пресс»2010г.

Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез,   2009

Октябрь

1.Подготовка к родительской встрече, организация и помощь при подготовке клуба, по теме: «Упрямство. Кризис трех лет».

2. Подбор дидактического, наглядного и мультимедийного пособия познавательного направления.

Ноябрь

Консультация для родителей на тему: «Веселые выходные»    Консультация  для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников»

Декабрь

1.Проектная деятельность: «Будь здоров».

2. Мастер- класс для родителей «Развитие мелкой моторики: Изготовление своими руками Новогодней ёлочки »/бумага оригами

Январь

1. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»                                                                           2.Открытый НОД по познавательной деятельности  с детьми средней группы  «Игралочка».                                                             3.Заседание творческой группы.

Февраль

Пополнение копилки ДОУ по познавательному направлению

Презентация «Лаборатория добрых дел»/ опыты с водой. воздухом

Март

Совместная деятельность с родителями, подготовка к конкурсу                 «Огород  на окне».

Апрель

Совместная деятельность с родителями                            «Благоустройство цветников и огородов» (подготовка семян, рассады, покраска прогулочного участка, субботник).

Май

Круглый стол – заседание творческой группы, подведение итогов учебного года, работы членов творческой группы.

Перспективное планирование

на 2016- 2017 учебный год

члена творческой группы «Познавательного развития»

воспитателя высшей квалификационной категории: Ивановой Л.Н.

План участия в творческой группе «Познавательного развития».

Месяц

 

Содержание работы

Сентябрь

Изучение методической литературы по познавательному развитию.

Октябрь

1.Подготовка к родительской встрече, организация и помощь при подготовке клуба, по теме: «Упрямство. Кризис трех лет».

2. Подбор дидактического, наглядного и мультимедийного пособия познавательного направления.

Ноябрь

Выпуск буклета «Элементарные опыты и эксперименты в детском саду» «Экспериментирование в домашних условиях», консультация для родителей и педагогов «Экспериментальная деятельность дошкольников» по познавательному развитию.

Декабрь

1.Проектная деятельность: «Превращение снежинки в цветную льдинку».

2. Мастер- класс для родителей «Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика для детей младшей группы».

Январь

1.Консультация для родителей: «Экспериментирование у дошкольников в детском саду и дома».

2.Открытый НОД по познавательной деятельности  с детьми младшей группы «Игралочка - эксперименталочка».

3.Заседание творческой группы.

Февраль

Пополнение копилки ДОУ по познавательному направлению

Презентация «Простые опыты».

Март

Совместная деятельность с родителями, подготовка к конкурсу« Уголка на окне».

Апрель

Совместная деятельность с родителями «Благоустройство цветников и огородов» (подготовка семян, рассады, покраска прогулочного участка, субботник).

Май

Круглый стол – заседание творческой группы, подведение итогов учебного года, работы членов творческой группы.

Консультация для воспитателей «Познавательное развитие ребёнка»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие                       его  ума, интеллектуально - творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Современные дети живут и развиваются                 в эпоху информационных технологий. В этих условиях мы считаем, что систему развивающего обучения математики необходимо направлять не                на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, воспринятых «на память», а на формирование и развитие собственной деятельности с передвигаемым математическим материалом.

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует в НОД и в повседневной жизни: утром, днем во время прогулок, вечером; 2-3 раза в неделю. Интеллектуальная и практическая деятельность ребёнка должна быть разнообразна. Однообразие информации и способов действия быстро вызывает утомление. Одной из характеристик воспитания детей дошкольного возраста является его динамичность, поэтому так необходимы переключения с разных видов воспринимающей деятельности на другие: с аудиальной – на зрительную, кинестетическую. Педагоги должны использовать все виды деятельности  для закрепления у ребят математических знаний. Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, об их пространственном расположении; пространственные представления,  счетные навыки, порядковый счет - на музыкальных и физкультурных занятиях, во время спортивных развлечений.

Широко используются возможности игры в процессе обучения: ролевых, дидактических, игр-путешествий, игр-загадок, подвижных игры, настольных. Игры позволяют организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер, что помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся невыполнимыми. Процесс развития логических приемов мышления представляет целенаправленную организованную деятельность детей с соблюдением следующих требований: непосредственный контакт воспитателя с детьми (воспитатель в кругу детей); усвоение нового материала непроизвольно на игровой основе; оперативная обратная связь, активное межличностное общение между детьми и детьми и воспитателем, т.е. субъект - субъектные отношения. Обучение с использованием игровых приемов строилось в соответствии с общедидактическими принципами:                                                                сознательности (обучение осознанное, немеханическое);                               активности (развитие у ребёнка волевого, произвольного познавательного интереса);                                                                                                       последовательности (от простого к сложному);                                        посильности и доступности (обучение должно осуществляться на верхних уровнях способностей и сил, чтобы процесс изучения математики представлял для них достаточную, но преодолимую трудность, и весь предложенный материал и методы его объяснения должны быть доступны по содержанию);                                                                                                         прочности; наглядности; «опережающих знаний» (ориентировка образовательного процесса на «зону ближайшего развития»);

Занятие математикой приобретает особое значение в связи с развитием познавательных интересов, умением проявлять волевые усилия в процессе решения обучающих задач.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ
«Комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования и самомассажа» 

Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок проснётся, зависит его настроение и самочувствие.

Гимнастике пробуждения после дневного сна далеко не всегда уделяется должное внимание. И напрасно — она важна ничуть не меньше, чем утренняя зарядка.
Такая гимнастика должна стать обязательной частью режима ребенка. Благодаря ей:                                                                                                                                         *пробуждение пройдет легко;                                                                                           *малыш получит положительный настрой;                                                                                *переход к играм или занятиям не будет таким резким.                                        Чтобы пробуждение наших ребят было максимально приятным и безболезненным, гимнастику мы начинаем  пока дети  еще находятся в кроватях, проводим ее под музыку. Длительность гимнастики в постели для детей младшего дошкольного возраста около 2-3-5 минут. Средний возраст 5-7-10 минут; старший возраст - до 15 минут.                                                                  И сейчас мы с вами проведем гимнастику пробуждения. Берем покрывало, расстилаем на пол и слушаем команду.                                                             Комплекс гимнастики называется: «Забавные котята»                                                                    
В кровати.                                                                                                                        1) «Котята просыпаются». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: поднимают правую руку, затем левую, потягиваются, в и. п. (потянули передние лапки).                                                                                                              2) «Потянули задние лапки». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.                                                                                                                               3) «Ищут маму-кошку»  И. п.: лежа на животе. В.: приподнять голову, поворот головой влево-вправо, в и. п.                                                                              4) «Котенок сердитый»  И. п.: стоя на четвереньках. В.: приподняться, выгнуть спину «дугой», голову вниз «фыр-фыр».                                                         «Котенок ласковый» И. п.: стоя на четвереньках. В.: голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.                                                                                      5) «Котята моют лапки»  И.п.: сидя по-турецки. В.: трите ладони друг о друга, пока они не стали тёплыми.                                                                                  6) «Котята умываются»  И.п.: то же. В.: мягкими движениями поглаживать шею от шейных позвонков к гортани (6—8 раз). Растирание: дети начинают с шеи, затем руки и ноги, голени, бедра.

Молодцы.

После гимнастики в постели переходим в игровую  комнату, где и выполняем упражнение по тропе здоровья.                                                                                             Идем по массажному коврику, далее проходим по ребристой доске, следы, хождение по пробкам. Молодцы. Закончили. Проходим делаем круг и становимся друг за другом.                                                                                              В старшем дошкольном возрасте в комплекс гимнастики пробуждения входит самомассаж.                                                                                                      Массаж спины «Дождик»                                                                                                  Движения выполняются в направлении сверху вниз.                                                       -Дождик бегает по крыше                                                                                                  *Бом! Бом! Бом! (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.)                                                       -По веселой звонкой крыше                                                                                                        *Бом! Бом! Бом!    (Постукивают пальчиками.)                                                                  -Дома, дома посидите                                                                                                             *Бом! Бом! Бом!  (Легко постукивают кулачками.)                                                  -Никуда не выходите                                                                                                              *Бом! Бом! Бом!  (Растирают ребрами ладоней, «пилят».)                              Почитайте, поиграйте -Бом! Бом! Бом!  (Кладут ладони на плечи ребенка, стоящего впереди, и разминают пальцами его плечи.)А уйду - тогда гуляйте...Бом... Бом... Бом...  (Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.)Затем дети поворачиваются на 180° и повторяют массаж. Молодцы. Надеюсь, вы получили положительный настрой.                                                     А я вам пожелаю - Будьте здоровы!

Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики в домашних условиях»                                                                                                                      Каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желание серьезно заняться этим полезным процессом. А ведь чем лучше ребенок владеет своими пальчиками, тем лучше развивается его интеллект и речь, рука готовится к письму. Сейчас в магазинах можно найти самые разнообразные игры для развития мелкой моторики, но не все родители могут позволить купить себе все это разнообразие, да и детям быстро надоедают современные игры. Поэтому помимо специальных упражнений и игр хочу вам рассказать, как использовать обычные действия с обычными предметами, которые принесут малышу не только пользу для развития мелкой моторики, но и удовольствие.    Ребенку можно предложить:

  • Сложить в пузырек из-под лекарства с широким горлышком разноцветные пуговицы - витаминки.
  • Уложить спички в коробок. Со спичек желательно заранее удалить серную головку.
  • Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы.
  • Отлеплять и прилеплять наклейки.
  • Изготовить бусы путем нанизывания на леску или толстую нить пуговиц, макароны, сушек и т.п.
  • Рисовать пальчиками на подносе с манкой.
  • Спрятать в чашку с гречневой крупой игрушки и предложить ребенку отыскать клад.
  • Лепить из слоеного теста фигурки.
  • Перебирать пшено, рис, гречку, фасоль, горох.
  • Отделить фасоль от гороха.
  • Катать ладошками карандаши, шарики, грецкие орехи по столу или другой поверхности.
  • Почистить отварные овощи.
  • Перелить воду из одного стакана в другой с помощью чайной ложки.
  • «Покататься на лыжах». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах».
  • Самостоятельно положить себе в чай сахар и размешать его в кружке.
  • Свернуть лист бумаги формата А4 двумя руками в трубочку (подзорную трубу) и рассмотреть в нее окружающие предметы.

«Дети и дороги»
Консультация для родителей 

Ребенок попал под автомобиль. Трудно себе представить более трагичную ситуацию! Между тем, мы сталкиваемся с ней в каждом городе. Маленькие Маши и Ванюши выбегают на проезжую часть улицы, перебегают дорогу там, где этого делать нельзя.

Окружающая ребенка среда – это не только семья, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка.

Попав на улицу, ребенок становится пешеходом, самым подвижным, самым непредсказуемым участником дорожного движения.

Приходится признать, что дети, впрочем, как и взрослые, нарушают правила, предписанные для пешеходов. Во многих случаях они являются участниками, а иногда даже и основными виновниками дорожно-транспортных происшествий.

Но среди всех детей мы выделяем основную группу, о которой можно было бы сказать так: «Они часто бывают нарушителями, (в нашем, взрослом понимании), но они никогда не являются «виновниками».

Речь идет о детях дошкольного возраста, 5-7 лет. Дети этого возраста никогда не бывают нарушителями правил дорожного движения по умыслу, сознательно. Их появление на дороге, столкновения с другими пешеходами, поведение в общественном транспорте – есть ни что иное, как наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста. И виновными в том, что происходит «по их вине», они не могут быть потому, что таковы их психологические и физиологические характеристики.

За все, что происходит на дороге с детьми дошкольного возраста, ответственны, прежде всего, взрослые - родители, воспитатели, водители, работники ГИБДД. Но эта ответственность возникает не тогда, когда что-то произошло. Взрослые ответственны за предупреждение несчастного случая, они должны прогнозировать возможность его возникновения, предвидеть эту возможность и ее предотвратить.

В детском саду ведется работа по ознакомлению с правилами дорожного движения. Но больше всего на улице, в транспорте с Вашими детьми бываете Вы сами. А, как известно, ребенок усваивает быстро то, что видит наглядно. Вы должны с ребенком не заучивать правила дорожного движения, а формировать у ребенка дисциплину поведения на улице, соблюдение им правил безопасности на собственном примере.

В дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:

  • Дорога предназначена для машин, а тротуар – для пешеходов;
  • Ходить по улицам следует спокойным шагом;
  • Переходить дорогу следует только по пешеходному переходу (наземному, подземному или надземного);
  • Без взрослых на дорогу выходить нельзя;
  • Переходя дорогу со взрослым, держать его за руку;
  • Прежде чем переходить дорогу, посмотреть на светофор: «коль зеленый свет горит – значит путь тебе открыт».

Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если Вы будете знакомить его с ними систематически, ненавязчиво. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге.

Например, почему в данный момент вы не переходите улицу, а стоите (горит красный сигнал светофора).

Используйте прогулки с детьми для объяснения им правил безопасного поведения на улице: покажите ребенку дорожные знаки, указатели, расскажите об их значении.

Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите ему самому найти дорогу домой из детского сада и привести вас. Это будет игра, но ребенок в ней будет главный.

Чаще обращайтесь к ребенку во время движения по улице с вопросами, как по его мнению, стоит поступить в том или ином случае.

Обучая ребенка поведению на улице, Вы не добьетесь результатов, если сами будете нарушать правила дорожного движения.

Для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения и сигналах светофора используйте:

  • Настольные игры – «Мы едем по улице», «Светофор», «Говорящие знаки», «Красный, желтый, зеленый»;
  • Прочитайте им книги и побеседуйте о прочитанном – «Дядя Степа – милиционер» С.Михалкова, «Красный, желтый, зеленый» А.Дорохова, «Про одного мальчика» С.Михалкова, «Автомобиль» Носова и другие;
  • Купите альбомы для раскрашивания – «Дорожная азбука».

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас, родители! Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей.

Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах, а себя от большой беды.

               Консультация для родителей на тему: «Веселые выходные»

Выходные дни – это время, когда родители и дети могут в полной мере испытать радость от общения друг с другом, поскольку в будние дни родители заняты на работе, а дети ходят в детский сад.                                                 «Сила природы велика»                                                                                                  Прогулка в лес – это отличный вариант приятного общения со своим ребёнком, при условии благоприятной погоды. Ведь где, как ни на природе, есть возможность обсудить погодные явления, слушать пение птиц. Зимой – слепить снежную бабу, поиграть в снежки и т. д. Летом посмотреть траву, понюхать цветы, полюбоваться на водоём. Осенью – собирать листья для гербария.                                                                                                                    «Спорт – это гораздо больше, чем набор упражнений. Это наша жизнь! Жизнь – это движение, а движение – это наше здоровье!»                                    Превосходно, если погода позволяет, не только подышать свежим воздухом, но и заняться спортом. Чем можно заинтересовать ребенка на улице?             Летом это могут быть ролики, велосипед, бадминтон. Даже вдвоем с ребенком можно поиграть в футбол, а если наберется целая команда, то это будет незабываемое впечатление. Небольшая пробежка пойдет только на пользу, после которой обязательно нужно восстановить дыхание, сделать дыхательную гимнастику.                                                                                                    Зимой – катание на лыжах, на коньках, на санках. В лес можно взять термос с чаем, это придаст прогулке особую атмосферу.                                                        «Искусство – одно из средств объединения людей»                                                                     Если погода не позволяет – хороший вариант посетить выставки, музей, театр. Желательно заранее обговорить, что вы готовы ему купить, чтобы избежать возможных ссор по этому поводу.                                                                     Ещё один вариант при плохой погоде – совместный поход в гости. Чтобы не разрываться между столом и ребенком (детьми), увлеките их игрой, посидите вместе с ними, вместе продумайте правила игры. Тогда не придется отвлекаться на детей. Не нужно сердиться, если ребенок призывает к помощи, лучше спокойно помогите или дайте совет.

"Мы не потому перестаем играть,                                                                              что постарели, — мы стареем,                                                                             потому что перестаем играть."
Джордж Бернард Шоу

Выходной день дома! Это тоже хороший вариант, ведь здесь можно уделить максимум внимания своему ребенку, которое ему так необходимо для полноценного развития.                                                                                                  Помните, что ребенок приобретает знания посредством игр и воображения. Игра — это способ приобретения навыков, присущих взрослым людям. Детские игры, по сути, могут сравниться с работой и учебой.

Игра в прятки с игрушкой. Договоритесь с ребенком, кто будет водящий. Водящий остается в комнате и прячет куда-нибудь игрушку, а другой игрок ждет за дверью. Затем он заходит в комнату и ищет игрушку, а водящий направляет его, говоря «горячо - холодно».                                                                   Творите! Рисуйте! Придумайте с ребенком поделку-аппликацию.              Кулинарные состязания. Если у вас дети-школьники, проведите кулинарный поединок. Команда родителей против команды детей. Испеките печенье или торт и дайте возможность детям приготовить что-то самостоятельно. А потом оцените результаты за дружным чаепитием.                                               Настольные игры – интересны и детям, и взрослым. Данный вид игр развивают интеллект, мышление, воображение.                                                       С более взрослыми детками можно играть в «Волшебный мешочек»: завяжите глаза ребенку, пусть он вынимает из сумки их на ощупь и пытается объяснить, что ему попалось. Такая игра хорошо тренирует мелкую моторику, а также стимулирует тактильные ощущения.                                           Как бы вы ни задумали провести выходной день с детьми, это должно нравиться и вам, и им. Родителям важно хоть на время выкинуть из головы все свои проблемы и расслабиться.                                                                                  Дайте себе слово, что сегодня вы снова превратитесь в ребенка и посмотрите на все широко раскрытыми глазами. Ваши дети это оценят.                       Психологи утверждают:  к общению с ребенком нужно относиться серьезно. Дети очень чувствительны и регулярно нуждаются в вашем стопроцентном внимании. Они действительно переживают, когда в процессе игры вы отвлекаетесь на приготовление, стирку или телефонный звонок. И пусть это будет всего час полноценного общения – с точки зрения вашего ребенка это лучше, чем целый день урывками. Тем более что любое количество времени можно провести интересно и незабываемо как для ребенка, так и для вас самих. (Только желательно закончить игру вовремя, чтобы не пришлось прекращать ее на середине и расстраивать ребенка.)

Хороших вам совместных выходных!

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ                                                                     РАЗВИТИЕ   ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Д.Лессинг.

Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит мыслить? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности, но умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который умеет организовывать своё мышление сам.

Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности. Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

В дошкольном возрасте важно  активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных  действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление.

Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который знает не только чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают  наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда.

Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью, мнение и жизненная позиция которой интересны окружающим; дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему.

Научившись с помощью игры, дети задумываться над своими ежедневными нуждами и анализировать их, а став взрослыми, смогут решать самые серьёзные и глубокие вопросы жизни. Изучение нового должно осуществляться как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.

Особо острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия, которое должно быть значимым для ребёнка. Только в этом случае проблемная ситуация является мощным источником мотивации всей познавательной деятельности детей, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного.

Например, ребёнок задумывается над вопросом: «Почему облака плывут по небу?» Движение в понимании ребёнка связано с ногами, крыльями, движением колёс у транспорта. Облака плывут сами, беспричинно. Возникает противоречие, начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы. Таким образом, я вижу следующую схему создания проблемной ситуации:

*Находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями).                                                                                                                      *Осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане порождается интерес, мотивация к решению).                                                                    *Ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование).                                                                                                           *Находим решение (радость, восторг).                                                                 *Проверяем решение (удовлетворение или досада в случае неправильного ответа).

*Схема одна, но проблемный материал должен быть разнообразный, неоднотипный.

Почему ребёнок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

 В ходе творческо - поисковой деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.

Регулярное столкновение с творческими задачами, в том числе такими, на которые пока нет ответа, так же необходимы формирующему уму, как витамины – растущему организму.

Многолетний исследовательский опыт показал, что ребёнок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения.                       Он умеет и хочет учиться. У него высокий уровень познавательной активности, развитое воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование НОД на I первый квартал 2016-2017 учебный год в подготовительной группе

Перспективно-тематическое планирование составлено по программе "От рождения до школы"....

Перспективное планирование НОД на 2016-2017 учебный год (первая младшая группа)

Перспективное планирование НОД на 2016-2017 учебный год (первая младшая группа)...

«Перспективный план работы с родителями на 2016-2017 учебный год в старшей группе МБДОУ»Солнышко» г. Буинска РТ

Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 5 – 6 лет. Психолога – педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка.Познакомить с новым...

Перспективный план работы по самообразованию на 2016 – 2017 учебный год. Тема: «Пластилинография, как средство развития речи и мышления у дошкольников».

Перспективный план работы по самообразованию на год для средней группы по технике пластилинография....

Перспективное планирование 2016-2017 учебный год

Перспективный комплексно-тематический план воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе "Капельки" 2016-2017 учебный год...

Перспективное планирование 2016-2017 учебный год

Перспективное тематическое планирование "Конструктивно-модельная деятельность". Средний дошкольный возраст2016-2017 учебный год...