Доклад на педагогическом совете "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников".
консультация

Романова Мария Альбертовна

Одним из средств экологического воспитания дошкольников является опытно-экспериментальная деятельность. В данном материале говорится об основных принципах и методах экспериментальной деятельности. Приводится классификация детского экспериментирования. Представлен опыт работы: опытно -экспериментальная деятельность по ознакомлению с водой и ее свойствами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников.

Мы любим все красивое,  мы любим всё яркое, мы любим животных, мы любим цветы, мы любим ягоды. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой и разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой  опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.

 Задача взрослых  в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.

Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организованный педагогами, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно-экспериментальной деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать  причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.

С другой стороны, как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает воспитателя строить процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным способом, а путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.

В своей работе по экспериментированию я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В.А.Сухомлинский).

Основные принципы:

  1. Постепенное – в течение учебного года и от возраста к возрасту – наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;
  2. Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности;
  3. Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их сходству;
  4. Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ.

Основные методы:

– элементарные опыты;
– экологические проекты; 
– проблемные и поисковые ситуации;
– моделирование объектов природы.

Классификация детского экспериментирования:

1.По характеру объектов, используемых в эксперименте:

-опыты с растениями;

-опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы.

2.По месту проведения:

в групповой комнате, на участке, в лаборатории.

3.По причине их проведения:

случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

4.По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

5.По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, циклические.

6.По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (от случая к случаю), систематические.

7.По продолжительности: кратковременные (5-15 минут) и длительные (более 15 минут).

Сегодня я познакомлю вас со своим опытом работы. Это опытно-экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с водой. Данная работа проводилась и проводится на занятиях кружка «Юный эколог». У меня разработан цикл занятий, который так и называется «Волшебница – вода».

На первом занятии, которое называется «Царица – водица», мы говорим  о значении воды и о ее свойствах. Проводятся следующие опыты:

-Имеет ли вода цвет? (у каждого ребенка стаканчик с водой и с апельсиновым соком. Дети опускают ложку сначала в один стаканчик, затем в другой. Делают вывод, что вода прозрачна).

-Имеет ли вода запах? (Дети нюхают сначала стаканчик с водой, затем стаканчик с соком. Делают вывод, что вода не имеет запаха. Далее опыт продолжается и дети нюхают воду, в которую добавлен лимон и чеснок. Отгадывают, что за вещества добавлены в воду и делают вывод, что если в воду добавить какие-либо вещества, то она запах приобретает).

-Имеет ли вода вкус? (Дети пробуют сначала воду из стаканчика, затем – сок. Делают вывод, что вода не имеет вкуса).

Следующее занятие называется «Ходит капелька по кругу» о круговороте воды в природе. К нам приходит капелька и все занятие проводится в виде большого эксперимента, где я становлюсь мамой-тучкой, а дети моими капельками. Они образуют маленькие ручейки, длинную речку и большой океан. Потом испаряются и опять возвращаются к маме-тучке.

Третье занятие «Какой бывает вода?» о трех состояниях воды.    Проводится опыт превращения воды в пар. Опыт демонстрационный, проводит его воспитатель, соблюдая технику безопасности. Кипятим воду в чайнике, над паром держим кусок стекла. На стекле осядут капельки воды.

Опыт превращения воды в лед «Цветные льдинки». У каждого-заготовка для приготовления льда. Из большой емкости дети наливают воду в ячейки, добавляют цветные краски, и ставим в холодильник, либо на улицу. Вода превращается в лед.

Четвертое занятие называется «Сказка о матушке-водице», у которой росли сыновья – Снег, Лед и Дождь, и дочери – Роса и Снежинка. У детей были разные характеры и каждый любил свое время года. И к нам приходят те, кто любили Зиму: Снег и Лед.

-Первый опыт со снегом. У каждого в емкости снег. Дети берут в руки комочек и делают вывод, что он белый, холодный и мягкий. Затем кладут на ладонь и наблюдают, как снег превращается в воду.

-Второй опыт со льдом. Каждый получает кубик льда и кладет на тарелку. Говорят, что лед прозрачный, холодный, твердый, скользит по поверхности. Далее берут в руки и наблюдают, как лед начинает таять.

-Далее говорим о том, что в гололед на улице очень скользко и нужно быть аккуратным. Дворники посыпают лед солью. Зачем? У каждого в крышечке соль, дети высыпают ее на лед и наблюдают, что лед начал таять очень быстро.

-А как еще сделать так, чтобы лед растаял очень быстро? Опыт «Освобождение бусинки из ледяного плена». У каждого бусинка, замороженная во льду. Дети предлагают разбить лед об пол, держать лед на теплой ладони, просто оставить на тарелке таять. Вместе приходим к выводу, что лед нужно опустить в очень теплую воду; что мы и делаем и освобождаем бусинки из ледяного плена.

Следующее занятие «Вода – растворитель». Свойство воды растворять в себе некоторые вещества. Добавляли в воду речной песок (не растворяется); добавляли соль, размешивали (соль быстро растворяется в воде, при этом цвет воды не меняется);затем добавляли муку, размешивали (мука растворяется в воде, при этом цвет воды меняется) и добавляли растит.масло (масло не растворяется в воде, плавает по поверхности в виде капелек).

-«Очищение воды с помощью бытового фильтра». Опыт демонстрационный, проводит воспитатель. Наливали раствор марганцовки и смотрели, как очищается вода.

На следующем занятии мы говорили о свойстве воды смачивать предметы и проверяли, какие предметы пропускают воду. Мы представляли, что на улице попали под сильный дождь, и у нас зонтик из салфетки (опускали салфетку в воду), из тетрадного листа, из картона, из целлофана.

И на этом же занятии исследовали плавучесть предметов. У каждого на тарелке были: монетка, пенопласт, винтик, камушек, кусочек пробки, крышка от пластиковой бутылки, деревянная палочка. Дети опускали в воду и наблюдали, тонет или нет.

Еще одно занятие «Вода вокруг нас. Я и река». Про папу, маму и мальчика Костю, которые не умели отдыхать. Мы превращались в плохого Костю и загрязняли реку, которая была у каждого ребенка в своем стаканчике. Далее мы рассуждали о том, что в грязной воде погибнет рыба и т.д. Дети делали фильтр для очищения воды с помощью бумажного конуса и кусочка ваты, и очищали свою реку. Когда речка очистилась,радости не было предела.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". 

Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

В консультации я кратко раскрываю актуальность данной темы, а так же основные принципы и приёмы работы. Консультация будет полезна воспитателям,а так же методистам МБДОУ....

Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Исследовательская деятельность -  это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. —Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...

Методические рекомендации "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает ...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Опыт работы по теме : "Опытно-экспериментальная   деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Консультация для родителей о том, как организовать эксперментальную деятельность дома....

Доклад "Проектная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Доклад по окружающему миру рассматривает одну из  современных педагогических  технологий, внедряемых в условиях ФГОС ДО. Материал описывает проект как форму   продуктивной деятельн...

Доклад. Тема: Природоохранная акция «Берегите воду» как средство экологического воспитания дошкольников.

Согласно ФГОС образовательный процесс необходимо строить на основе комплексно- тематического принципа, приближенного к «событийному», что позволит сделать жизнь детей детском саду более ин...