"Учим детей поступать нравственно"
статья

Обзор методической литературы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_programm_nravstvennogo_vospitaniya_doshkolnikov_.docx7.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Как научить поступать ребенка нравственно»

Обзор методической литературы по данной проблеме

В рамках педагогического совета

по теме: "Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в различных областях ОД"

подготовила воспитатель "Детского сада № 186" Несмеянова Елена Юрьевна

Анализ программ нравственного воспитания дошкольников

Главный акцент в «Программе обучения и воспитания в детском саду» под ред. М.А. Васильевой делается на формирование коллективистской направленности детей.

«Радуга». Это - комплексная программа воспитания, образования и развития детей. Она направлена на решение трех основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребенка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Это достигается путем формирования моральных норм: ритуалов приветствия и прощания, ритуалов празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав.

программа «Детство», разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена [12].

В отличие от других программ в ней нравственное развитие ребенка и формирование гуманных отношений с другими детьми является одной из центральных задач. Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить».

Основным средством решения поставленных задач авторы считают «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатель посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении.

Во многих детских садах широко используется программа «Дружные ребята», разработанная авторским коллективом под руководством Р.С. Буре. Формирование гуманных чувств, по замыслу авторов, достигается путем осознания ценности доброжелательного отношения к другим и через обучение эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков [37]. Авторы предлагают следующие методы и средства воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников [37]:

    · рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания;

    · чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;

    · игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы;

    · положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.

Отзывчивость характеризуется в программе как умение замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт. Так накапливается опыт практических действий, направленных на оказание помощи другому; дети побуждаются к проявлению отзывчивости и доброжелательности. Воспитатель разъясняет причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие сверстника, и непосредственно включается во взаимодействие детей, демонстрируя способы проявления отзывчивости.

базисная программа «Истоки». Целью программы является разностороннее и полноценное развитие ребенка. Одна из четырех линий развития дошкольника (наряду с физическим, познавательным и эстетическим) является социально-личностное развитие. В качестве основы такого развития выступает общение ребенка со взрослыми и сверстниками, которое является «главным условием усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания».

Обзор методической литературы

Также педагогам помогут в работе книги:

  • С.И. Семенака "Учим детей сочувствовать и сопереживать",
  • Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, А.Г. Ахтян "Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет" Конспекты занятий.
  • Л.В. Куцакова "Нравственно-трудовое воспитание в детском саду" Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
  • В.В. Малова "Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры" Пособие для пегагогов дошкольных учреждений.
  • Т.А. Шорыгина "Беседы о хорошем и плохом поведении"
  • М.Д. Маханева "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" Методическое пособие
  • Т.А. Андреенко "Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников"

Ирина Курочкина

"Как научить ребенка поступать нравственно"

Это ценное практическое пособие состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой вы найдете увлекательные беседы, поучительные истории для детей о том, как вести себя в различных ситуациях. Вторая часть – примерный план работы по формированию нравственной культуры дошкольников с учетом их возрастных особенностей и времени года. Книга предназначена для детей, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. 130 стр. Цена 90 руб. на ЛитРес

Психолог Марина Аромштам в книге "Как решать проблемы воспитания не теряя самообладания"  отвечает на самые типичные, самые горячие и самые трудные вопросы о воспитании дошкольника. Здесь и профессиональные советы, и жизненные примеры, и разбор самых частых конфликтов из серии «отцы и дети». В чем причины поведения вашего ребенка? Кризисы дошкольного периода не так страшны, как кажется, если у вас есть эта книга.

Из отзыва.   У Марины Аромштам прекрасный дар сочинять истории для самой нежной и чувствительной аудитории… Видимо, Марина Аромштам знает какие-то волшебные слова, которые проникают прямо в детские души.

Новое издание бестселлеров профессора Ю.Б. Гиппенрейтер. И если вы не читали такие книги как «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»

и хрестоматию «Родителям. Как быть ребенком», то тут вы найдете выжимку из самых важных советов для молодых родителей. Как научиться говорить с современными детьми и как сделать так, чтобы дети вас слышали, а не слушали? На эти вопросы есть ответы. Книги просто и доступно рассказывает о взаимодействии взрослого и ребенка, раскрывает «тайны развития».

Чтение художественной литературы. Детей увлекают захватывающие сюжеты и образы главных героев, они видят их достоинства и недостатки, их черты характера и качества, а также следят за тем как плохо влияют на персонажей отрицательные качества и поступки. Все это уводит детей в «книжное путешествие» и помогает прийти к истокам нравственности, с помощью чего у детей формируются нравственные понятий и чувства, и они хотят подражать главным героям, быть хорошими и поступать только правильно, и воздерживаться от отрицательных поступков.

Выбор произведении для чтения очень большой, писатели прошлого и настоящего создали настоящие литературные шедевры о проявлениях всех нравственных качеств.

Дошкольники, например, хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А. Барто «Вовка - добрая душа»), понимают смысл «волшебных слов» из рассказа В. Осеевой, добродушно смеются над трусливым мальчишкой из рассказа («Живая шляпа» Н. Носова). И, конечно же, осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н. Носова) и не хотят быть похожими на неряшливого Федора («Федорино горе» К. Чуковского). Старшие дошкольники очень любят сказки Пушкина и Андерсена, веселые стихи С.Маршака, поучительные поэмы В.Маяковского.

Художественные творения сильно воздействуют на детей, вызывая сильны чувства, например, любви, уважения к честным, добрым и правдивым людям, и наоборот вызывают чувства неприятия к плохим поступкам людей.

Педагоги создают условия для усвоения положительного нравственного опыта, подбирают литературу по возрасту и тематике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей,чьи дети поступают в ДОУ

Разработанная мною анкета, для вновь поступивших детей ,поможет воспитателям скорректировать свою работу по облегчению детям адаптации к условиям детского сада....

Консультация для родителей, чьи дети поступают в детский сад. Ранее рисование как начало общего развития детей.

Консультация для родителей, которые обеспокоенны, тем,  как рекомендуется подготовить ребёнка к посщению детского сада....

Памятка учителя-логопеда для родителей детей, поступивших в детский сад компенсирующего вида.

В детский сад компенсирующего вида поступают дети с заключением ТПМПК "Радуга" : Общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрией....

Как научить детей поступать правильно.

В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ВОПРОСЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА УСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ, НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ РЕБЕНОК ПОСТЕПЕННО НАУЧИТЬСЯ ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ПОСТУПКИ....

Консультация логопеда для родителей, чьи дети поступили на коррекцию и обучение в логопункт.

Данный матреиал полезен для родителей, чьи дети имют речевую паталогию. Поставленный диагноз неврологом,не всегда ясен  для родителей и они не понимают, что у ребенка не так,кроме того,что он не ...

Родительское собрание " Как научить ребенка поступать нравственно"

Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу,необходимо, чтобы идеи этого воспитанияпереходили в убеждения воспитанников,убеждения в привычки, а привычки в наклонности. К....

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему: «Учимся быть дружными».

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему: «Учимся быть дружными».Программное содержание:- Рас...