Перспективный недельный план театрализованной деятельности
план-конспект занятия (младшая группа)

Спесивцева Ирина Викторовна

перспективный недельный план 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota.docx55.55 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный недельный план театрализованной деятельности

«Неделя театра»

Цель и задачи:

  • Познание: Познакомить детей с театром через игры- драматизации по произведениям детской литературы. Дать представление об атрибутике театра (зрительный зал, билеты, сцена, занавес).
  • Учить правилам поведения в театре: зрители рассаживаются строго по своим местам, в театре нельзя разговаривать и шуметь во время представления.
  • Чтение художественной литературы: Воспитывать умение слушать  сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать небольшие отрывки из сказок.
  • Коммуникация: Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор после просмотра спектакля.
  • Социализация: Способствовать возникновению игр по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов).
  • Развивать стремление импровизировать, самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.
  • Музыка: Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения, умение различать веселую и грустную музыку.
  • Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных.

Понедельник «Идем в театр ».

Цель : Познакомить детей с театром, вызвать интерес к театрализованной деятельности, развивать эмоционально- чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению, учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку. Утро: Беседа «Ура! Идём в театр! » - расширят знания о правилах поведения в театре, развивать умения применять свои знания в беседе -Речевая ситуация «Театральные секреты» -расширять знания о правилах поведения в театре, развивать диалогическую речь, самостоятельность суждений -Упражнение на обогащение словарного запаса: «Медведь-медведи», «Заяц-зайцы», «Волк-волки»… - обогащать словарный запас, умение образовывать существительные во множественном числе -Д/игра «Собери сказку»- закреплять знания о содержании сказки «Теремок», последовательности событий -Мимические этюды: «Заяц испугался», «Голодный, злой волк», «Добрая лисичка»-развивать умение при помощи мимики передавать эмоциональное состояние, характер персонажа Вечер: Инсценировка «Репка » (с куклами бибабо) . Работа с родителями Консультация «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений  в семье»заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми Вторник «Мы артисты»

Утро: Игровое упражнение «Мы артисты»  (имитация движений под музыку: мишки косолапые, зайки – попрыгайки, мышки, лисички, лошадки… .) -Игра-загадка «Угадай и скажи, о ком я говорю»-развивать образное мышление, узнавать персонажа по характерным признакам -Упражнения на интонационную выразительность: «Я-хитрая лиса», «Я-грустный заяц»-упражнять в умении интонационно передавать эмоциональное состояние героя. -Д/игра (ТРИЗ) «Теремок»- развивать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения, расширять знания о диких животных Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника.  Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и по очереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается  хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку  и просятся к нему в домик (на примере сказки): - Тук, тук, кто в теремочке живет?  Я, Гитара. А ты кто?  А я - удочка. Пусти меня в теремок?  Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

(Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и  гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. ) -Нарисуем теремок (рисование кистью) -продолжать учить рисовать прямые линии красками, правильно держа кисть Вечер: Театр игрушек - сказка «Лиса и заяц». Цель: дать детям представление о театре игрушек на ковре. Учить внимательно слушать сказку, следить за сюжетом. Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Работа с родителями Папка-передвижка «Как воспитать юного театрала»-рекомендации для родителей как правильно приобщать ребёнка к театру

Среда. «Пальчиковые игры»

Утро: Пальчиковые игры «Зайка серенький», «Курочка-тараторочка» и др. Игры с пальчиковым театром «Теремок»-расширять словарный запас, творческие и артистические способности -Подвижная игра «Звери» -тренировать в умении действовать по сигналу воспитателя, подражать повадкам животных Игра «Занавес»- развивать у детей образное мышление, умение передавать характер персонажа при помощи мимики, жестов -Отгадывание загадок о животных- развивать логическое, образное мышление Чтение сказки «Колобок»,  драматизация сказки с помощью настольного театра Цель: Напомнить содержание сказки, Учить детей напевать песенку Колобка, способствовать развитию воображения у детей. Вызвать радость и желание помочь главному герою сказки. Вечер:

Музыкальная шкатулка «Серенькая кошечка… » Цель: Побуждать детей к народной музыке, способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов. -Подвижная игра «Мышеловка»-развивать быстроту реакции, ловкость, выносливость Работа с родителями Беседа «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье»

Четверг «Как у птичьего двора собралась детвора…»

Утро: Дети водят  хоровод «Как у птичьего двора собралась детвора… Воспитатель: Ребята, как мы весело играли и на птичий двор попали. (На подставках размещены картинки с изображением петушка, курочки, гуся, утки, индюка.Воспитатель подводит детей по очереди к каждой картинке.) Воспитатель: Наша курочка в окно: "Ко-ко-ко". Дети: Ко-ко-ко! Воспитатель: Наша уточка с утра: "Кря-кря-кря!" Дети: Кря-кря-кря! Воспитатель: Гусь гогочет у пруда: "Га-га-га!" Дети: Га-га-га! Воспитатель: А индюк среди двора: "Бал-бал-бал!" Дети: Бал-бал-бал! Воспитатель: А как Петя-петушок раным-рано поутру нам поет? Дети: Ку-ка-ре-ку! Воспитатель: Вот как он кукарекает. Какие вы молодцы, присаживайтесь на стульчики, у меня для вас сюрприз. (Дети садятся на стулья вокруг ковра, воспитатель перед ними за столом.На столе ширма.) Воспитатель: Ребята, а вы любите загадки? Дети: Да! Воспитатель: Тогда, отгадайте, ребята, о ком я говорю: "Рано встает, Голосисто поет, Деткам спать не дает".  Кто это? Дети: Петушок! Воспитатель: Правильно. А как он голосисто поет? Дети: Ку-ка-ре- ку!

 Дидактическая игра «Петушок и его семья». Цель: Продолжить знакомство детей с фольклорными произведениями. Рассказать детям о домашних птицах (внешний вид, повадки, голос). Петя, Петя, петушок, Ты подай свой голосок.

Через поле, через реку Прокричи нам «КУ – КА – РЕ – КУ! » Настольный театр. Обыгрывание русской народной сказки «Курочка Ряба». Цель: Рассказать сказку, сопровождая текст показом фигурок настольного театра. Вызвать у детей желание послушать сказку ещё раз. Вечер: Игры со строительным материалом «Построй домик для Петушка и его семьи». Цель: Создание сказочной игровой ситуации. Вызвать у детей желание принимать участие в затее взрослого. Воспитывать заботливое отношение к домашним животным. Дать возможность самостоятельно действовать с постройкой. Подвижная игра «Наседка и цыплята». Цель: Развивать внимание, быстроту и ловкость у детей.

Пятница. «В гостях у сказки»

Утро: Подвижное упражнение «Медведь и дети». Цель: Продолжать учить детей бегать в заданном направлении, действовать в соответствии со словами сказочного текста. Вызвать у детей удовольствие от совместных действий со сказочным персонажем. Мишка по лесу гулял. Мишка деточек искал. Долго, долго он искал, Сел на травку, задремал. Стали деточки плясать, Стали ножками стучать. Мишка, Мишенька, вставай, Наших деток догоняй. Подвижное упражнение «Заиньки перебегают». Цель: Развивать у детей внимание, умение быстро бегать в разных направлениях. Заиньки перебегают То лужок, то лесок. Землянику собирают. Скок да скок! Скок да скок! Заиньки уснули сладко. Лес шумит! Лес поёт! – Убегайте без оглядки! Волк идёт, волк идёт! Дидактическая игра «Расскажем сказку вместе». Цель: Воспитывать у детей чувство взаимопомощи. Научить детей соотносить мимику лица с состоянием героя, учить детей правильно воспроизводить последовательность появления каждого героя, осознать событие, предшествующее их появление. Дидактическая игра «Угадай, из какой я сказки? ».

Работа с родителями

Консультация для родителей

«Театральная деятельность в детском саду»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.      Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.          

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.          

 «Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».  

Содержание театрализованных занятий

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.      

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
  • Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;  

 Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.  

Построение среды для театрализованной деятельности.  

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

  • Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  • Особенности его эмоционально-личностного развития;
  • Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • Возрастные и полуролевые особенности.

Театр и родители?!

 Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.        Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.      Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.  

Родительское собрание: «Театр – наш друг и помощник»Цели: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду; содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества; развитие творческих способностей родителей.

Форма проведения: круглый стол.

План проведения:  

1.Развитие детей в театрализованной деятельности.

2.Анкетирование родителей.  

3.Играем, как дети.

 А)Волшебные средства понимания.

 Б) Игры со скороговорками

В) Пальчиковые игры со словами.

Г) Пантомимические этюды и упражнения.

4.Наш театральный уголок.

5.Подведение итогов собрания.

Принятие решения.  

Подготовительный этап:

 1.Разработка сценария.

2.Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения круглого стола. 3.Оформления групповой комнаты.

4.Подготовка памятки для родителей.

5.Оформление цитат: Константин Сергеевич Станиславский «Театр начинается с вешалки». Николай Гоголь «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Вольтер. «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге». Александр Герцен. «Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов».  

Развитие детей в театрализованной деятельности

Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.  Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки  (имитация движений различных животных).Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!  Предварительно было проведено анкетирование родителей. Результаты анкетирования были оглашены на родительском собрании.  

Анкета для родителей  

1.Сколько лет вашему ребенку?

2. В течение какого периода он посещает дошкольное учреждение?

3.В каких формах у ребенка проявляется творчество?

 4.Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях, праздниках, проводимых в детском саду?

5.Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли?

6.Есть ли в доме детские кассеты, диски с записями сказок?

7.Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?

 8.Были ли вы со своим ребенком в театре?

 9.Ваши пожелание и предложения по театрализованной деятельности  в нашем саду.  Большое спасибо!  

Уважаемые родители!

Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на занятий по театрализованной деятельности. Но вначале ответьте на вопросы.

*Если бы все люди не могли говорить, но знали слова, как бы они понимали друг друга? (С помощью жестов, мимики, позы туловища).

*Меняется ли голос человека в зависимости от его настроения? Как?

 *Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как? (По позе, жестам.) *Можем ли мы назвать интонацию, мимику, пантомимику (жесты, поза человека) «волшебными» средствами понимания?

 *Вспомните, какие  жесты вы знаете и используете при общении? (Приветствие, прощание и др.) Игра «Узнай по голосу»  

Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами: Мы немножко поиграли,  А теперь в кружок мы встали. Ты загадку отгадай. Кто назвал тебя – узнай! Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»  

Игра «Иностранец»  

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту. Упражнения 1.      С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление. 2.      Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).  

Игры со скороговорками  

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз).Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Варианты скороговорок: Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Король –орел, орел-король. У Сени и Сани в сетях сом с усами.  

Испорченный телефон  

Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух. (Играют две команды)  

Пальчиковые игры со словами  

Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.  

Два щенка,                            

 Кулаки правой и левой руки поочередно становятся на стол ребром Щека к щеке,                                 Кулачки трутся друг о друга. Щиплют щетку                            

 Правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.

Пантомимические этюды и упражнения  

Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений. Покажите, как : -вратарь ловит мяч; -зоолог ловит бабочку; -рыбак ловит большую рыбу; -ребенок ловит муху.  

Попробуйте изобразить:  

-парикмахера; -пожарника; -строителя; -космонавта. Наш театральный уголок Благодарность. Большое спасибо всем родителям, кто откликнулся на нашу просьбу и помог материально пополнить базу уголка театрализованной деятельности!  

Теперь у нас есть несколько видов театра: театр картинок, настольный театр,  театр масок, тактильный театр, пальчиковый театр, варежковый театр, магнитный, театр оригами, йогуртовый театр, театр помпонов, театр на нитках, на палочках. А какие у нас красивые верховые куклы на гапите и картонные и сшитые, из мягких игрушек, причем разных размеров. Так же имеются у нас ширмы и различные домики. Кроме видов театра, изготовленного своими руками, имеется и театр фабричного производства, который также востребован детьми. Все это способствует театральной деятельности детей, умению перевоплощаться, способности к импровизации, коммуникативности и расширению словарного запаса.  

В родительский уголок поместить памятку для родителей.

Домашний театр  

Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Семейный театр – особая среда для развития творческих способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребенка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре общения. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Театральная деятельность активно применяется в детском саду, но сколько радости получает ребенок, когда его папа вдруг становится волком, мама – лисой, а дедушка – медведем!  Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.  

Вариант решения родительского собрания:

1.Использовать информацию, полученную на родительском собрании, в рамках развития детей в театрализованной деятельности. 2.Поддерживать интерес детей к театральной деятельности в детском саду и дома. 3.Позаботиться родителям о технических средствах(диски, кассеты), способствующих развитию творческого потенциала детей. 4.Уделять серьезное внимание выбору художественной литературы для чтения детям.    

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

В связи с тем, что в настоящее время мы анализируем проблему по вопросу эффективного и планомерного использования театрализованной деятельности с детьми 3-5  лет, просим Вас ответить на следующие вопросы.

Конфиденциальность гарантируем.

1. Сколько лет вашему ребенку?

2. В каких формах у ребенка проявляется творчество?

3. Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях,

занятиях, праздниках, проводимых в детском саду?

4. Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли?

5. Есть ли в доме детские кассеты, диски с записями сказок?

6. Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?

7. Были ли вы со своим ребенком в театре?

8. Любит ли ребенок смотреть сказки?

9. Обсуждаете ли Вы что-нибудь из прочитанного Вами с ребёнком?

10. Какая форма педагогической помощи Вас бы устроила? (собрания, консультации, открытые занятия, индивидуальные беседы, наглядная агитация)?

11. Какие знания по театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Вам необходимы?

Спасибо Вам огромное!

«Значение театрализованной деятельности в воспитании   и развитии детей дошкольного  возраста»

(консультация   для родителей)

Пока ребенок мал, мы взрослые не задумываемся, что станет в его жизни главным, вырастит ли он ответственным, целеустремленным, уверенным в себе, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее, предоставлять воле случая.

Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами потребует от ребенка правильно их понимать и соответственно на них реагировать. Эмоции  регулируют  восприятие, внимание,  память, мышление и другие психические процессы, а так же его деятельность. И важно научить ребенка управлять своими эмоциями, пользоваться языком эмоций, как  для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей. Такие умения позволяют малышу произвольно контролировать свое поведение, и будут способствовать положительной  коммуникации с окружающими. Уверенность в себе является  важным качеством человека как личности. Она позволяет иметь собственное мнение, позволяет    доверять себе  и  своим чувствам.

Эмоциональное благополучие человека, уверенность в себе, чувство защищенности, положительное  самоощущение и жизненные  успехи  во  многом   зависят от того, как складываются  его отношения с окружающими людьми.

 Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, дети учатся  жить рядом с другими  людьми, учитывать их интересы, усваивают правила и нормы поведения в обществе, то есть становятся социально компетентными.  Именно в общении и совместной  деятельности ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения,  духовные ценности  и потребности, закладывается характер.

Одной из таких совместных видов деятельности является театрализованная деятельность.

          Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.

Большое и разностороннее влияние на личность ребенка театрализованных игр позволяет использовать их  как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и  радость.

-Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Участвуя в ней,  дети знакомятся с окружающим миром во всем  его многообразии через образы, краски, звуки. Дети учатся проявлять любознательность, наблюдательность, а умело, поставленные вопросы заставляют  их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, четко формулировать свои мысли и излагать их публично.

-С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованные занятия позволяют расширить и активизировать словарь ребенка. В процессе работы над  выразительностью реплик персонажей совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационных строй.  Каждая новая роль, особенно диалог персонажей,  ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. В работе над этим  у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

 -Кроме того,  именно театрализованные игры, досуги, праздники, подготовка к спектаклю и сам спектакль дают  возможность ребенку проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

-Известно, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные /интонация,  лексика и синтаксис/ и  невербальные  (мимика, жесты, поза) средства.  

Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче  выразить свои чувства и эмоции через пластику  своего тела.

 Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки, при передаче образов персонажей постановок. Можно с уверенностью сказать, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка умения владеть своим телом, его пластики.

-Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка. Благодаря детскому воображению  ребенок воспринимает происходящие в сказке, в постановке как реальность,  он сопереживает разыгрываемые события, сочувствует, переживает и радуется за героев,  дает моральные оценки их действиям и поступкам. А это значит, что театрализованная деятельность  является важнейшим средством развития у детей эмпатии.

-Театрализованная деятельность позволяет формировать социальные навыки поведения, коммуникативные способности.

 Во-первых,  тематика и содержание театрализованных игр  имеют нравственную направленность, которая всегда заключена в каждой сказке, литературном произведении и  конечно находит место  в театрализованных постановках. Это дружба, честность, доброта, отзывчивость, смелость, справедливость, щедрость … . Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.  И не только познает, но  и выражает свое собственное  отношение к добру и злу, к поступкам  героев, к различным событиям и ситуациям. Герои театрализованных игр становятся образцами для подражания, ребенок отождествляет себя с полюбившимися образами. Способность к такой  идентификации с полюбившимся  образом позволяет    оказывать позитивное  влияние на детей.

Во-вторых, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие собственные проблемные ситуации опосредованно от лица, какого- либо персонажа. Это помогает детям преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе.

В- третьих, театрализованные игры позволяют развивать у детей умение  взаимодействовать для достижения общих целей. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников и детей из других групп. Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях. А расширение кругозора общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества.  Это придает ему  уверенности в себе.

Кроме того театрализованная деятельность способствует   формированию положительных черт характера (щедрость, смелость, верность, сочувствие, трудолюбие …) и отрицательного отношения  к проявлению  негативных черт характер.

Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

«Развитие детей в театрализованной деятельности».

Консультация для родителей

Испокон веков театр всегда завораживал зрителей.

Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир».

На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки.

Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы.

 Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных).

Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки.

 Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность.

 Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаются в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.

Разнообразие тематики.

Средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Игра «Узнай по голосу»

Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай.

Кто назвал тебя – узнай!

Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»

Игра «Иностранец»

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

Упражнения

1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

Игры со скороговорками

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Король – орел, орел-король.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Испорченный телефон

Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух. (Играют две команды)

Пальчиковые игры со словами

Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

Два щенка, Кулаки правой и левой руки поочередно становятся на стол ребром

Щека к щеке, Кулачки трутся друг о друга.

Щиплют щетку Правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот. В уголке.

Пантомимические этюды и упражнения

Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как :

-вратарь ловит мяч;

-зоолог ловит бабочку;

-рыбак ловит большую рыбу;

-ребенок ловит муху.

Попробуйте изобразить:

Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.

Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений.

Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта.

Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

Памятка для родителей

по организации театрализованной деятельности в семье.

Мамы и папы! Бабушки и дедушки!

   Если Вы хотите развивать творческие способности своего ребенка и желаете, чтобы Ваш ребёнок был успешен в жизни, чаще предлагайте ему поучаствовать вместе с вами в театрализованной деятельности!

 Благодаря этой деятельности у ребёнка будут развиваться:

психофизические способности (мимика и пантомимика) ;

психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память);

речь (монологическая и диалогическая);

творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).    

Для этого Вы можете вместе с ребёнком:

разыгрывать стихи, сказки, рассказы, мини-сценки по ролям с использованием различных видов театров: игрушек, картинок или использовать предметы- заместители (кубики, камешки и другие подручные материалы).

Особое внимание уделяйте интонационной выразительности речи, выразительности жестов, движений;

во время досуга организовывать речевые игры и упражнения, занятия ритмопластикой, сочинять стихи и сказки;

учиться владеть куклами би-ба-бо и тростевыми куклами, другими доступными видами театров;

изготавливать и подбирать атрибуты к сказкам, элементы костюмов, оформлять декорации к представлениям;

на семейных праздниках чаще организовывайте театрализованные представления с использованием различных видов театров (плоскостным, пальчиковым и др.) или организуйте игры- драматизации по мотивам сказок.

 Желаем Вам всем творческих успехов!

Помните: чтобы развивать творческие способности ребёнка, ему необходимо предлагать особую деятельность, в которой он сможет активно проявить свою индивидуальность и самостоятельность

Рекомендации для родителей

"Театр и родители".

Любите ли вы театр?  Несомненно, любите!  У многих из нас замирает сердце, когда раздвигаются кулисы и начинается волшебное действо. Погружаясь в мир спектакля, мы целиком отдаемся творчеству, мы плачем и смеемся как дети, мы верим актерам и сопереживаем героям. На время мы забываем обо всем, что осталось за порогом театра и все это – благодаря его великому таинству

Детство каждого из нас проходит в мире  игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в  которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в детском саду  можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить  его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Очень важно, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. В спектаклях роли исполняют сами дети, проявляя при этом огромную фантазию и творческую способность. Исполняя даже самую  маленькую, но свою  роль,   ребенок чувствует ответственность, проявляя самостоятельность, творческую активность.

Театрализованные представления вызывают разные эмоции, закрепляя знания детей об окружающем мире, в то же время развивают речь детей, эстетический вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности.отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия), а это особенно важно для наших детей.                        

Уважаемые родители!

Приучайте ребенка рассказывать и показывать с помощью пальчиков не только сказки, по и самые разные истории, которые малыш слышал или сочинил сам. Такие игры развивают не только подвижность и координацию пальцев рук, воображение и творческие способности, а также помогают легко пересказывать знакомые тексты.

Виды  кукол для «Театра на ладошке»

Пальчиковый театр.

Персонажи делаются из бумаги, из маленьких коробочек, в которых прорезаются отверстия для пальцев. Это могут быть миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, которые надеваются на пальцы или рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы.

Интересен пальчиковый театр из поролона, из которого вырезаются  головки персонажей. В том месте, где у головки должна быть шея, делается углубление для пальца. Детали лучше пришить, используя разноцветный поролон, кусочки ткани. Персонажи для пальчикового театра могут быть сделаны также из различных видов тканей. Если ткани несыпучие, детали сшиваются швом «вперед иголку» с лицевой стороны, обметочным швом «через край» или сшивать детали с изнанки, затем вывернуть на лицевую сторону. Используются пуговицы, шерстяные нитки, тесьма, кружево.

Куклы из перчаток.

 Персонажей можно сделать из старых перчаток. Из пальчиков перчаток можно смастерить любых сказочных персонажей, если пришить к ним  глазки, носик, ушки и т.д.  Когда надевают игрушку на руку, все ее части  становятся подвижными.

Куклы из варежек.

 Варежка может изображать голову куклы, при этом большой палец варежки служит персонажу носом. Варежку можно превратить в целую зверюшку, тогда большой палец варежки будет хвостиком, а сама варежка - туловищем, к нему пришиваются голова и другие детали. У такой куклы активно действует хвостик (большой палец руки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план театрализованной деятельности в подготовительной группе

Совершенствование умения детей драматизировать сказки с помощью разных видов театра, выразительно исполнять роли...

Перспективный план театрализованной деятельности старшей группы.

План помогает планировать работу в течении года...

Перспективное недельное планирование образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме " Наш город"

Тематическое  планирование  по  всем  образовательным  областям  по  теме  "Наш город" с  учетом  индивидуальной  работы  по  всем...

Перспективный план театрализованной деятельности

Перспективный план театрализованной деятельности. Подготовительная к школе группа....

Перспективный план театрализованной деятельности в соответствии с тематическим планом для детей 3 до 4 лет

Перспективно-тематический   план охватывает возраст  от 3 до 4 лет и реализуется через специально организованные занятия и самостоятельную, творческую деятельность детей.   За...

Перспективный план театрализованной деятельности в соответствии с тематическим планом для детей 4 до 5 лет

Перспективно-тематический   план охватывает возраст  от 4 до 5 лет и реализуется через специально организованные занятия и самостоятельную, творческую деятельность детей.   За...

Перспективный план театрализованной деятельности в соответствии с тематическим планом для детей 5 до 6 лет

Перспективно-тематический   план охватывает возраст  от 5 до 6 лет и реализуется через специально организованные занятия и самостоятельную, творческую деятельность детей.   За...