Воспитателям на заметку
консультация

Сыроватская Наталия Владимировна

Развитие познавательного интереса детй дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_detyatelnost.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность,

как средство  формирования  познавательного интереса.

Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от самого педагога. Умственное воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование познавательных мотивов, развитие мыслительных операций, поэтому одной из его задач является воспитание любознательности, познавательных интересов.

Проблема формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста рассматривается мной в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 года. В данном Стандарте в качестве одного из принципов дошкольного образования (п. 1.4) выделено формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Практика показывает, что не успешность обучения в школе чаще всего связана с интеллектуальной пассивностью детей, с неразвитой познавательной активностью. Самостоятельная интеллектуальная задача, не связанная с игрой или практической ситуацией, не вызывает у этих детей интереса, усилия мысли. Они не привыкли думать и стремятся избегать активной интеллектуальной деятельности. Поэтому в школе у них появляется желание использовать различные обходные пути: заучивать материал без понимания, угадывать, пользоваться подсказкой.

Чтобы этого избежать, интерес к самостоятельному поиску знаний необходимо сформировать еще в дошкольном возрасте.

Когда и как закладывается образ мира у каждого человека? Формируется он и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека с момента его рождения. Человек появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Постепенно (достаточно быстро) познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности, которая, как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами (по А.Н. Леонтьеву) являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции) [5, с. 80].

Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у воспитанников постоянно возникают вопросы, ответы на которые они сами должны найти. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего «действенного» экспериментирования с предметами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей «заглохнуть», но и развить его познавательные интересы.

Развитие познавательного интереса осуществляется поэтапно. Учёные называют следующие этапы/стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес [1, 2, 5]. И хотя их выделение считается в значительной степени условным, наиболее характерные признаки каждого из них являются общепризнанными.

Среди возможных средств развития познавательного интереса, а также исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Педагоги все больше делают акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» [14, c. 5].

Таким образом, перечисленные средства формирования у дошкольников познавательного интереса относятся к поисковой деятельности, которая основывается на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов и является эффективным подходом к построению воспитательно-образовательного процесса. Решая познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети учатся сомневаться, мыслить критически. Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых) повышают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний, к проверке имеющихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитателям на заметку: «Игры, развивающие изобразительные способности и творческое воображение у детей».

Дидактические игры, проводимые в непринуждённой обстановке с использованием наглядного и изобразительного материала способствуют развитию творческого изображения, художественного мышления, специ...

Заметки воспитателя о социально-личностном развитии ребенка-дошкольника.

Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку осуществлять разные виды свободной деятельности - играть, рисовать,музицировать,слушать сказки и рассказы, конструировать и т.д. Многообразие...

Воспитателям на заметку

Наглядная информация в методический уголок для воспитателей....

Воспитателю на заметку. Значение логических дидактических игр в умственном развитии старшего дошкольного возраста.

Значение логических дидактических игр в умственном развитии старшего дошкольного возраста. ...

Памятка "Воспитателю на заметку"

Памятка "Воспитателю на заметку"...