Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО
статья

Артемук Ирина Вячеславовна

консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО

    «От того, как прошло детство, кто вёл    ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким       человеком станет сегодняшний малыш.»

                                        В.А. Сухомлинский

.          

       

         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагога на другой уклад образовательной практики, на пересмотр его профессиональных компетенций и на другой тип содержания образования, что в свою очередь, требует пересмотра обязательных требований к  образовательной области «Физическое развитие».

В соответствии со Стандартом физическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе  физкультурных занятий, в режимных моментах, в  различных видах двигательной деятельности ребенка и в т. ч.,  при взаимодействии с семьями воспитанников.

Очень важно,  чтобы  у  родителей  была  возможность  принимать непосредственное участие в образовательном процессе, а при необходимости  и обратиться  за  квалифицированной  помощью  в построении эффективных  детско-родительских  отношений и  коррекции методов воспитания по мере взросления детей.  

Образовательная программа ДОУ ставит следующие задачи:

  • Охранять и укреплять здоровье детей, формируя у них привычку к здоровому образу жизни;
  • Содействовать становлению деятельности путём развития основных движений;
  • Способствовать становлению сознания  путём   формирования основ культуры здоровья;
  • Способствовать созданию содружества  «родители  –  дети  –  педагоги» через активное включение родителей в образовательный процесс в рамках сохранения и укрепления здоровья детей и их физического развития.  

     Практика  доказывает,  что  семья играет  определяющую  роль  в  формировании  личности ребенка. Поэтому особое внимание следует уделить разнообразным формам по вовлечению родителей в физкультурно-образовательный процесс по направлениям:

  • Психолого-педагогическое образование родителей по вопросам физического развития ребенка;
  • Включение родителей в физкультурно-оздоровительный процесс ДОУ;
  • Помощь  в  освоении  родителями способов построения  детско-родительских  отношений в контексте физического развития.

На основании данных направлений можно  озвучить следующие задачи:

  • Совершенствовать работу с родителями по их осознанному  вхождению в образовательную деятельность ДОУ в рамках физического развития ребенка;
  • Создавать условия для непосредственного включения родителей в физкультурно-оздоровительный процесс;
  • Оказывать родителям квалифицированную  помощь  в  освоении  способов построения  эффективных  детско-родительских  отношений через физическую культуру;
  • Оказывать психолого-педагогическую  поддержку  родителям с целью их педагогического образования.

      Система работы с родителями по каждому из направлений.    

      Структурно каждое направление можно представить тремя  разделами:

- задачи;

- блоки работы с родителями;

- содержание работы.

        В рамках первого направления «Психолого-педагогическое образование родителей»  

по вопросам физического развития ребенка решаются следующие задачи:

  • Использование различных форм общения с родителями, направленных на их активное участие  в образовательном процессе дошкольного учреждения;
  • Оказание психолого-педагогической помощи родителям  в повышении  компетентности в вопросах физического развития, охраны и укрепления здоровья детей.

Проведение первичного мониторинга (анкетирование и опросы родителей, самоанализ

родителей «Становление в родительстве»). Благодаря анализу полученных результатов можно выявить информационные запросы и образовательные потребности семей по вопросам физического развития детей.

      Формировать у родителей понимание смысла  повышения  своей  психолого-педагогической компетентности.

          В целях формирования мотивации к пониманию важности родительского участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях детского сада важен организационный блок. В него входит проведение родительского собрания, где родители выбирают родительский         комитет, мы сознательно ставим их в условия самостоятельного планирования своего участия в спортивных мероприятиях на месяц, квартал, год.

 В содержании просветительского блока, с моей точки зрения, интерес для родителей представляют такие формы: работа клуба «Счастливая семья», организация круглого  стола  «Педагоги и родители в процессе физического воспитания детей», работа «Родительской почты»; информационные письма для родителей.

        Работая в рамках второго направления «Включение родителей в физкультурно-оздоровительный процесс ДОУ» решаются следующие задачи:

  • Формирование личностного  смысла  в  саморазвитие  и  повышение педагогической компетентности  родителей через участие в спортивно-оздоровительной жизни собственного ребенка.
  • Формирование доверительных,  партнерских  отношения  инструктора по ФК с  семьёй.
  • Мотивировать родителей для активного участия в жизни ребенка ДОУ.

       Организационно-деятельностный блок. По этому направлению предусматривается активное включение родителей в мероприятия ДОУ.

Привлечение родителей к мониторингу успешности физического развития детей. Эта работа позволяет им сравнить фактическое состояние здоровья своего малыша с общепринятыми возрастными нормами развития детей дошкольного возраста.

Интересна и многогранна для привлечения родителей к жизни ребенка в детском саду работа в режиме проектов «Моя дружная семья», «Витамины на грядке», а так же участие в выставках: «День матери», «День Победы», «Люблю тебя, мой край родной» и т.д. Через проектную деятельность решаются разнообразные задачи. Привлечение родителей к выпуску стенгазет: «Вместе дружная семья», «Наши рекорды», «На прогулке всей семьёй», к созданию библиотеки «Книжки – малышки» о спорте, о дружбе и т.д. Сделать традицией организацию силами родителей выставок и вернисажей «Спорт в нашей жизни»,  «Спортивная семья», «Спортивная Сибирь». Формировать у родителей  удовлетворенность от причастности к жизни детей в ДОУ.

     Работа по третьему направлению - «Помощь  в  освоении  детско-родительских  отношений» организуется педагогом-психологом и инструктором по физической культуре и должна быть нацелена на поддержку  семьи по вопросам физического развития и сохранения психического здоровья ребенка.

     Данная работа осуществляется через консультирование - групповое, очное и дистанционное, индивидуальное по запросу родителей.

     Актуальная тема для родителей проблема гендерного воспитания детей. «Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному». В работе с родителями эффективны мастер-классы и игровые тренинги - «Родители «глазами» детей», «Как уйти от гиподинамии», «Учимся регулировать психоэмоциональное состояние ребенка средствами физической культуры».

     Таким образом, родители учатся умению видеть причины   несформированности физических качеств ребенка, малоподвижности, гиперактивности, проявления негативных эмоций.  И при этом учатся осваивать различные способы построения детско-родительских отношений по активизации  двигательной активности, удовлетворения детских спортивных интересов как условия вовлечения детей в спортивные мероприятия в соответствии с их возрастными и индивидуальными склонностями.

     Необходимо проводить с родителями большую работу по использованию ими сайта ДОУ и использования информационных сайтов по вопросам физического развития и здоровья детей, которые должны выкладываться на сайте или на  странице «Инструктор по ФК».

         Такая  работа по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ позволит им  увидеть личностный  смысл  в повышении  своей  психолого-педагогической  компетентности  в  интересах  физического развития  и успешной социализации собственного ребенка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Роль образовательного учреждения и семьи в сохранении физического и психического здоровья ребенка»

Эффективные формы и новые технологии при организации оздоровительной работы в ДОУ и семье....

Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества образовательного процесса при сохранении физического и психического здоровья детей.

Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества ОП при сохранении физического и психического здоровья детей....

Презентация "Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагога на другой уклад образовательной практики, на другой тип содержания образования, что в свою очередь, тр...

Воспитательно-образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО.

Воспитательно-образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО....

Выступление на педагогическом совете «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей». Тема: "Условия для охраны и укрепления здоровья дошкольников"

Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...

«Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО в рамках программы воспитания. Взаимодействие с родителями по данному вопросу»

Данный материал раскрывает пути сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, создание устойчивой мотивации и в сохранени...