Семинар-практикум для педагогов "Технология ТРИЗ. Игры на развитие воображения и словесного творчества для детей дошкольного возраста"
статья

Имангулова Жанна Геннадьевна

Подобраны игры на развитие творческого воображения, коммуникативных навыков, обогащения словарного запаса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx672.15 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов:

 «Использование технологии ТРИЗ»

«Игры на развитие воображения и словесного творчества для детей дошкольного возраста»

- Добрый день уважаемые коллеги.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Альберт Эйнштейн считал, что: «Без воображения нет соображения». Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления. Дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети "изобретают свои велосипеды". Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений. Их много, но я познакомлю вас с теми, в которые играем мы с детьми. 

Итак, первая игра называется «Увеличение, уменьшение» Она начинается с таких слов: Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? (Предложить педагогам ответить на эти вопросы)

А вот как отвечали мои дети: Увеличила бы обувь, чтобы не покупать новую. Не тратить деньги. Увеличила бы мячик, чтобы он не потерялся

Увеличил бы банку, чтоб положить в нее много огурцов и засолить на зиму

Уменьшил бы дерево, чтобы было легко достать яблоки

Уменьшил бы крапиву, чтоб она стала маленькой и не обжигала

Следующая игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

Например, мои дети отвечали так: Оживила бы чайник, чтобы он сам наливал воды в чашку; Оживила бы ручку, чтобы она сама писала за меня уроки.

Следующая игра называется «Подарок» 

Дети встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: «Я дарю тебе коробку конфет, потому что знаю, что ты любишь сладкое», или «Я дарю тебе котёнка, о котором ты мечтал»

Еще одна игра: «Мы по кругу идем»

Дети встают в круг, идут со словами:

Мы по кругу идем и вопросы задаем, после отвечаем, речь нашу развиваем.

По окончании останавливаемся, я показываю карточку с изображением вопросительного знака. Дети придумывают вопросы, начиная со слов Почему? Зачем? Отчего? И отвечают на них. Далее поднимается карточка с вопросами: Что? Где? Когда?

Есть другой вариант этой игры: в середину кладется стрелка, по окончании слов на кого она укажет отвечает на любой вопрос воспитателя или ребенка.

Игра «Угадай, кто ты»

Перед ребенком раскладывается небольшое количество картинок, он запоминает их, надевает ободок, закрывает глаза, другой ребенок кладет картинку в ободок и просит угадать кем он стал. Водящий задает наводящие вопросы: Я игрушка, животное, насекомое? Я мягкий? Съедобный? И т.д, пока не угадает.

Игра «Найди общее»

На столе выкладываются в две стопки перевернутые картинки. Ребенок переворачивает две, кладет на стол и ищет похожие признаки предметов. (Игра с педагогами)

Следующая игра «Я еду и беру с собой»

На столе кладется стопка перевернутых карточек. Игра начинается со слов : Я, например, еду на море и беру с собой…Далее берется первая карточка переворачивается и ребенок договаривает, что он берет с собой называя предмет на карточке и придумывает, зачем он ему нужен. (Игра с педагогами)

Игра «Как мне повезло»

Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.

Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.

Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.

Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

(Предложить поиграть педагогам)

Игра «Ассоциации»

Воспитатель или ребенок называет любое слово и по цепочки называются слова-ассоциации. Например: стол- деревянный- дом-высокий-столб-стоит-человек. Игра проводится в быстром темпе. (Игра с педагогами)

Игра «Представь себе» Игра начинается со слов: «Представь себе, что люди могли бы ходить только на руках. Что бы тогда было?» Перечень тем может быть самым разнообразным и касаться человека, его привычек и характера, явлении природы, животных, предметов быта. Например: что было бы, если бы...:

... вместо дождя с неба падали конфеты?

... снег лежал круглый год?

... тридцать три дня шел дождь не переставая?

... в водопроводе водились крокодилы?

... по небу можно было ходить пешком?

... люди умели летать?

... медведи жили в гнездах?

... на деревьях росли батоны?

... по реке плавали арбузы?

... на небе вместо Луны висел воздушный шарик?

... дома были сделаны из ваты?

... вилки были сделаны из шоколада?

... у человека глаза были на затылке?

Ну и последняя игра называется «Карусель».

Она больше на закрепление имен признаков предметов, детям она очень нравится. Хочу ее вам продемонстрировать. На полу раскладывается круг из ткани, я сделала из клеенки, на кружочки раскладываются карточки, посередине любой предмет. Вызываются трое детей, они бегут вокруг круга после слов: Раз, два, три беги. После слов: Раз два, три замри останавливаются напротив трех карточек и по очереди задают предмету вопросы, сами на них и отвечают. Например: Мячик, какой ты по форме? Какой температуры? (Ребенок трогает и определяет). Что ты умеешь делать? И так далее.

Все выше указанные игры помогают:

- развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей дошкольного возраста;

- обогатить словарный запас;

- сделать речь ребёнка более красочной, эмоциональной.

Надеюсь, игры вам понравились и вы будете использовать их в своей работе.

C:\Users\Пользователь\Desktop\etxr64pjlse.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\9kv3jtrrmnq.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\lmk57-3z_kk.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов Тема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Цель: познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».Задачи:• Активизировать знания педагогов о значимости ра...

Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум на тему: "Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста"

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работ...

Презентация "Игры на развитие воображения и словесного творчества"

Предоставлен фотоотчет игр на развитие воображения и словесного творчества...