Консультация "Организация сюжетно-ролевой игры в средней группе".
консультация (средняя группа)

Организация сюжетно-ролевой игры в средней группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_syuzh._rol.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Организация сюжетно-ролевой игры в средней группе.

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни - переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.                    На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры.      Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предлагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Воспитатель предлагает сюжетно- ролевую игру "шофера" :"Саша, давай с тобой играть. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофер? А я - пассажир". Во время "поездки" развертывает ролевой диалог с "шофером", а затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появления нового персонажа:"Давай, мы как будто на красный свет поехали, и полицейский нас остановил. Я теперь буду полицейским". После выяснения обстоятельств с "полицейским" вводит третье событие, требующее появления еще одного персонажа:"Давай, рядом с твоей машиной ехала еще одна - грузовик. Я теперь шофер грузовика. Моя машина вдруг сломалась. Я тебе сигналю, чтобы ты остановился и помог ее починить!".                                                                      Если у ребенка возникают собственные предложения в ходе игры - необходимо их принять. По возможности воспитатель должен использовать их, включая в общую схему сюжета. Например, ребенок может  отвергнуть предложение о встрече с полицейским и выдвинуть свое:" Нет, мы на заправку поехали, за бензином". В таком случае взрослый в соответствии с желанием ребенка вводит не полицейского, а другого персонажа:"Хорошо. Я теперь бензозаправщик, па станции бензин наливаю. Шофер, сколько вам бензина?" Важен сам факт смены роли, а "запланированным" полицейским можно пренебречь (если же для воспитателя это по каким-либо причинам важно, предложение можно повторить чуть позже).                                              Играя с ребенком, воспитатель использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия. Если по ходу игры требуется изменение предметной ситуации (обозначение бензоколонки, второго автомобиля), взрослый делает это быстро(с помощью детских стульев, веревочек, ширмочек) или просто называет новую ситуацию("здесь будет дом, а здесь двор"), так, чтобы ролевое взаимодействие практически не прерывалось. Не нужны в такой игре и специальные ролевые атрибуты, они слишком жестко "закрепляют" роль за участником, мешают возможной смене роли. Меняя свои роли в ходе игры, взрослый все время фиксирует на этом внимание ребенка ("Я теперь тоже шофер, я уже не пассажир"), активизирует его ролевую речь своими вопросами и репликами из каждой новой роли, стимулирует ролевые обращения к последовательно появляющимся персонажам.                                                                                                 Сюжетно - ролевая игра "Больница".                                                                                    Педагог не всегда располагает реальными возможностями часто играть с каждым ребенком, поэтому важно уметь охватить формирующими воздействиями сразу несколько детей - играть с небольшой подгруппой. Каким образом можно это сделать? Воспитатель выбирает одного из детей в качестве своего основного партнера. Если ребенок уже занят игрой, взрослый подключается к ней, если нет - предлагает ребенку основную в сюжете роль (например "врача"), а себе берет дополнительную ("пациента"). Начав игру, воспитатель предлагает такую же роль, как у него самого, еще нескольким детям:"Давайте, вы тоже заболели и пришли к доктору!" Сам воспитатель активно взаимодействует с ребенком, выполняющим основную роль. "Полечившись" у доктора и уступив место следующему пациенту, взрослый меняет свою роль: "Я теперь медсестра. Доктор, давайте, я вам дуду помогать". Затем на роль "медсестры" снова привлекается кто - нибудь из детей ( из пациентов, ожидающих своей очереди), а взрослый становится "другим врачом".                                                  Меняя роли в игре, воспитатель каждый раз развертывает новый диалог со своим основным партнером (разговаривает с врачом как пациент, как подчиняющаяся ему медсестра, как равный товарищ по работе). При этом последовательная смена ролей взрослым и его изменяющееся взаимодействие с ребенком - "врачом" являются как бы моделью развертывания игры для других, включенных в нее детей. В такую игру можно намеренно вовлечь от трех до семи детей. Однако стихийно к ней могут присоединиться и другие: не следует этому мешать ("пациентов" может быть сколько угодно).                                                                                                                                        Часть детей при смене роли воспитателем, подражая ему, такие меняют роли. Поэтому ребенок может овладеть умением менять роль даже без индивидуальной работы педагога с ним.

Воспитатель в общем виде может спланировать такую игру (наметить примерный состав ролей, кого-то из детей в качестве основного партнера), но реальный процесс всегда выходит за рамки этого плана. Характер игры зависит от того, какая конкретно сложится ситуация в этот день в группе, во что начнут играть дети самостоятельно. В процессе игры инициатива детей может придать сюжету совершенно неожиданный поворот. Воспитателю следует быть готовым к этому, поддерживать детскую творческую инициативу, ни в коем случае не отвергая ее в угоду собственному плану.

Вовлечение детей в игру (или подключение к их игре) осуществляется педагогом только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу "выхода" из игры, перемещения по групповой комнате и переключения на другие игры и занятия. Если игра с воспитателем не увлекает ребенка (он не обнаруживает инициативных действий, эмоционального оживления), продолжение ее бессмысленно, так как в этом случае игра уже превращается в обязательное занятие. Воспитатель не "диктует", а предлагает детям в игре ту или иную роль, событие как равный партнер.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы

Картотека оформлена в виде презентации, с целями, с осписанием предварительной работы и возможных сюжетов....

Карточки сюжетно-ролевых игр для детей средней группы

Карточки сюжетно-ролевых игр для детей группы 4 до 5 лет...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы «Сказка»

Очень интересные сюжетно-ролевые игры для детей средней группы...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы.

Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию....

Комплекс сюжетно-ролевых игр на год. Средняя группа детского сада.

Сюжетно-ролевые игры это - игры, в которых ребенок, входе игры, примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей. Таких игр невероятно много, потому что сюжеты для них ...

Методическая разработка Статья "Роль и особенности сюжетно-ролевых игр в воспитании средней группы дошкольников с ОВЗ" ( нарушение зрения)

Л. С. Выготский выделял основу ролевой игры в воображаемой ситуации – «Ребенок сам создает игровую среду, берет на себя выбранную роль взрослого и выполняет скопированные действия».И...