Консультация для педагогов "Значение сенсорного развития детей"
консультация

Консультация для педагогов об организации сенсорных маршрутов в ДОУ и на территории детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_sensornogo_razvitiya_detey.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение сенсорного развития детей»

                                             Мир входит в сознание человека

                                                 лишь через дверь органов внешних

                                           чувств. Если она закрыта, то он

                                             не может войти в него, не может

                                               вступить с ним в связь. Мир тогда

                                     не существует для сознания.

Б. Прейер

    Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.

   Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и различных явлениях окружающего мира.

   Сенсорное развитие – условие успешного овладения любой практической деятельностью.

   Сенсорное воспитание, направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первая ступень которого – чувственный опыт.

   Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

   Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

   Основной метод сенсорного воспитания – обследование, в процессе которого дети учатся различать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет и т.д.

Организация сенсорных маршрутов в ДОУ и на территории детского сада.

Сенсорное воспитание детей осуществляется  через разные формы работы:

  • организации НОД
  • игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
  • интерактивные выставки;
  • коллекционирование;
  • мини-музеи;
  • развлечение;
  • работа на маршрутах.

Особый интерес представляют полисенсорные маршруты, созданные как на территории детского сада, так и в его помещениях. 

Организация сенсорных маршрутов на территории ДОУ.

Вся территория ДОУ можно поделить на станции (тематические площадки):

  • "Облачко" (развитие зрительного восприятия);
  • "Колокольчик" (развитие слухового восприятия);
  • "Любознайка" (развитие осязательного восприятия);
  • "Цветочная" (развитие обонятельного восприятия).

Для обозначения каждой станции можно разработать символику и указатели. Деление на станции условно, т. к. учитывая принцип полисенсорности, любой объект  способствует развитию нескольких видов восприятия. Например, на станции "Цветочная" есть уголок леса, клумба (развитие обонятельного восприятия), подвесные звучащие колокольчики (развитие слухового восприятия), спилы деревьев (для развития тактильных ощущений).

С общим маршрутом дети знакомятся в начале сезона и посещают его в конце квартала для закрепления полученных на каждой станции знаний и выполнения диагностических заданий. Еженедельно дошкольники посещают одну из станций. Каждый маршрут развивает определенный вид восприятия. Общий сенсорный         маршрут  объединяет все объекты, расположенные на территории детского сада (тематические площадки, природные объекты, сенсорные центры на групповых площадках, функциональные зоны). Проходя по сенсорным маршрутам, дети трогают кору деревьев, обследуют на ощупь камешки, любуются цветами.

Организация сенсорных маршрутов в помещении ДОУ.

  На основе этого же принципа можно организовать работу по маршруту в помещениях ДОУ. Здесь в рамках сенсорных маршрутов могут быть созданы:

  • сенсорные центры в групповых комнатах;
  • функциональные зоны.

Назначение сенсорного центра в группах – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям с ними.

Оформление сенсорного центра для детей младшего дошкольного возраста может быть сюжетным. Здесь организуется самостоятельная деятельность (различные игры по желанию детей). Время игр в сенсорном центре не регламентируется.

  Сенсорный центр условно имеет несколько станций. Например,

на первой станции (развитие зрительного восприятия), могут находиться: пособия для развития восприятия цвета, формы и размера, наблюдательности, зрительной памяти, внимания, концентрации взгляда, зрительномоторной координации; игры-экспериментирования со светом, водой, стеклом; создаются коллекции типа "Гора самоцветов".

На второй станции (развитие слухового восприятия) вы можете разместить пособия для развития слухового анализатора, слуховых ощущений, слухового внимания, пространственного слуха: музыкальные инструменты, аудиозаписи с детскими, женскими, мужскими голосами, звучащие коробочки с разными наполнителями, предметы из материалов, издающими различные шумы.

На третьей станции (развитие осязательного восприятия) – это пособия для развития тактильных анализаторов, тактильных ощущений,

наблюдательности, осязательной памяти, внимания, мелкой моторики; игры и упражнения "Сухие и липкие материалы", "Разные поверхности", массажные мячики, бусинки, спички, крупы, конструкторы и мозаики различных видов и т.п.; коллекции " Мир бумаги", "Мир ткани" и т. п.

 Благодаря созданию в детском саду единого образовательного пространства на полисенсорной основе будет осуществляться качественное сенсорное развитие и воспитание дошкольников, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Консультация для родителей: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (примерный текст выступления)....

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Консультация для родителей. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольствием рассматривают яркие игрушки. Именно поэтому так в...

Консультация для родителей: "Сенсорное развитие детей 3-4 лет. Игры для сенсорного развития детей".

Сенсорное развитие детей 3-4 лет - необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольств...