Актуальность взаимодействия воспитателя с родителями в пространстве детского сада
статья

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Воспитателю, начинающему работу в новой группе детей, волнуют вопросы: как найти общий язык с родителями детей? Как сделать воспитание детей нашим общим делом? Такого контакта педагог может достичь, проявляя постоянную доброжелательность, заинтересованность в сотрудничестве с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_vzaimodeystviya.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность взаимодействия воспитателя с родителями в пространстве детского сада.

               

                   Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. В современном социуме родители детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.

 В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

 Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Воспитателю, начинающему работу в новой группе детей, волнуют вопросы: как найти общий язык с родителями детей? Как сделать воспитание детей нашим общим делом? Как, о чем вести разговор с родителями, когда они утром торопятся на работу и когда уставшие возвращаются с работы? Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к словам воспитателя, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребенок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя? Такого контакта педагог может достичь, проявляя постоянную доброжелательность, заинтересованность в сотрудничестве с семьей. Также для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия проходит в несколько этапов:

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.

Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

     Цель совместной деятельности с родителями — повышение эффективности осознанного включения в родителей в единый совместный с педагогами процесс воспитания ребенка. Постановка задач помогает выделять основные блоки работы с родителями:

• информационный;

• педагогический;

• просвещение, включения родителей в деятельность.

I. Информационный блок может включать в себя следующие мероприятия:

• системное анкетирование родителей по всем направлениям работы ДОУ, отслеживание удовлетворенностью работы детского сада;

• родители получают информацию о деятельности детского сада через групповые газеты;

• информационные стенды;

• видеоинформацию на родительских собраниях (снимать на видеокамеру занятия, режимные моменты, праздники, мероприятия по здоровью сбережению, затем показывать видео родителям на собрании. Особенно должна быть востребована эта форма деятельности в 1 младшей группе, когда родители в виду возраста ребенка не могут участвовать в мероприятиях лично). Для закрепления новых форм работы по информированию родителей можно объявить конкурс газет во всех группах детского сада, составлять публичный отчет о деятельности детского сада.

II. Педагогическое просвещение можно реализовать через:

• организацию общих родительских собраний, конференций;

• представление опыта семейного воспитания на родительских собраниях (где родители заранее готовятся по тематике собрания), и имеют возможность представить свой опыт воспитания другим родителям;

• оформление папок опыта воспитания в семье;

• праздник «День рождения», который подготовят родители;

• организацию выставок «Любимые занятия ребенка», «общение ребенка в семье» и прочее;

• участие родителей в усилении материально — технической базы ДОУ: в каждой группе родители могут принимать участие в создании дидактических игр, постройке мебели, обновлении театральных уголков, кукол, а также участие родителей обновить прогулочные участки для детей.

     Отчетные собрания с концертом воспитанников детского сада. Участие родителей в подготовке и выступления на районах фестивалях детского дошкольного творчества. Родительский комитет должен работать системно. Результативность работы с родителями должна отслеживаться в двух направлениях: посещаемость и включенность. Важно, чтобы модель взаимодействия детского сада и семьи в первую очередь, позволяла реализовывать интересы ребенка. Ребенок и его интересы должны находиться в центре внимания всех субъектов образования. Если построить работу с родителями таким образом, то можно повысить педагогические знания и компетенции родителей, а также включать их в развивающее педагогическое пространство, как равноправных субъектов (на ряду с воспитателем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя с родителями в гармонизации детско – родительских отношений, влияющих на социализацию детей.

Существует множество причин материального, социального, нравственного порядка, создающих препятствия для полноценной реализации обществом своих обязанностей перед детьми.В соответствии с Законом "Об о...

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников сельского детского сада как основа профессиональной компетентности педагога

laquo;ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ,А ДЕТСКИЙ САД С ФОЙЕ…»   Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для детей. А свой дом всегда хочется видет...

Методы и приемы взаимодействия педагога с родителями в современном детском саду.

В статье расматриваюся наиболее современные методы и приемы работы педагогов с родителями. Статья написана в соавторстве двух педагогов....

Методы и приемы взаимодействия педагога с родителями в современном детском саду.

В статье рассматриваются наиболее современные методы и приемы работы педагогов с родителями. Статья написана в соавторстве двух педагогов....

Психолого-педагогические условия вовлечения родителей в пространство детского сада посредством проектной деятельности

В педагогике при изучении условий придерживаются близкой к психологической позиции, рассматривая условие как совокупность переменных, природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, которые в...

Проектная деятельность как средство вовлечения родителей в пространство детского сада.

Среди разных форм взаимодействия детского сада и семьи, на наш взгляд, обладает достаточно широкими возможностями и позволяет решать задачи вовлечения родителей в пространство детского сада проектная ...