Консультация для воспитателей "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников"
консультация

Кочетова Марина Игоревна

Информация для воспитателей по особенностям воспитания культурно-гигиенических навыков у детей различного дошкольного возраста в различные режимные моменты. Может быть полезна и для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kgn_u_doshkolnikov.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культурно-гигиенических навыков в режимных моментах

Младшая группа

Умывание: Картинка с изображением умывающихся детей должна быть возле умывальников, чтобы ребята имели возможность видеть ее. Уточнить у них, что они видят (что делают дети, что сначала, что в последнюю очередь).

Предложить ребятам сделать так же. Еще раз обратить внимание детей на последовательность умывания (проговаривать во время выполнения данного действия): «закатываем рукава, открываем кран с водой, мочим руки, намыливаем руки мылом, убираем мыло на место «в домик» - мыльницу, тщательно моем их НЕ под водой до образования «белой пены» с обоих сторон ладоней, затем так же тщательно смываем мыло с рук водой, закрываем кран с водой, встряхиваем воду с рук в раковину, не разбрызгиваем ее по сторонам, вытираем руки полотенцем».

В ходе умывания можно читать детям веселые потешки:

«Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды, чисто умываемся, маме улыбаемся»;

«Щечки? Мыли. Носик? Мыли? А глазки? Забыли»;

«Водичка, водичка, умой моё личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок»,

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки. Чистые ладошки, вот вам хлеб и ложки!»

Не забывать объяснять и показывать детям, как намыливать руки с обеих сторон и как отжимать воду с рук «в замочек». Обязательно хвалить детей при помощи игрушек, которые «не умеют мыть руки, но очень хотят научиться», за правильное выполнение действия: «Спасибо! Теперь я тоже всегда буду мыть руки правильно!».

Питание: По возможности не забывать читать потешки детям, можно перед едой, можно во время приема пищи:

«Ножками потопали: топ-топ-топ! Ручками похлопали: хлоп-хлоп-хлоп! Сели! Встали! Снова сели! А потом всю кашу съели!»;

«Каша вкусная дана, с витаминами она»;

«Котик выпил молока (облизываемся язычком), откусил он пирога (хлопаем в ладошки), лапки вытер (трем ручки друг о друга), нос помыл (обтираем носик), «Мяу, мяу!» — говорил (говорим: «Мяу»);

«Супчик ели, супчик ели, поскорей бы супчик съели! Много кушать? Ну так что ж, ай да супчик! Ай, хорош!»

Всегда говорить детям, как называется блюдо: пшеничная каша, творожная запеканка, суп «Метелица» и т.п. Показывать детям, как правильно держать ложку, как правильно набирать в нее суп, кашу. Беседовать с детьми про правила поведения за столом: не вертеться, сидеть прямо, ноги под столом, руки обе на столе, не разговаривать во время еды, не напихивать в рот еды много, тщательно прожевывать пищу, после еды рот вытирать салфеткой. Создавать игровые ситуации «Покормим Мишку кашей», «Научим куклу Катю правильно держать ложку» и т.п. Обязательно хвалить детей за правильно выполненное действие, за старание.

Одевание на прогулку: Желательно повесить перед глазами детей картинку с изображением последовательности одевания. Обращать внимание детей на рисунок-алгоритм, напоминать последовательность одевания, проговаривая во время действия, что сейчас ребенок одевает: «колготки, кофточка, теплая кофточка, штаны, носочки, сапоги, куртка, шапка, шарф, варежки».

Читать детям потешки:

«Вот они сапожки - этот с правой ножки, этот с левой ножки»;

«Шапка с шарфиком сейчас нам подходят в самый раз, чтоб случайно не простыть и здоровенькими быть»;

«На мою малышку наденем мы штанишки. Повторяй за мной слова: ножка – раз, и ножка – два!»;

«А теперь на ножки – носочки и сапожки! Повторяй за мной слова: ножка – раз, и ножка – два!»

«Хоть устали одеваться, но не будем возмущаться! Что осталось – голова? Вот и шапочка – раз, два!»

«Застегнем застежки на твоей одежке: пуговки и кнопочки, разные заклепочки».


Формирование культурно-гигиенических навыков в режимных моментах

Средняя группа

Умывание: В данном возрасте с детьми уже закрепляется последовательность умывания, лучше всего использовать игровые ситуации: «Напомним Зайке, как мы умываемся», «Покажем Чебурашке, как мы правильно намыливаем руки до «мыльных белых перчаток», «Научим куклу Машу аккуратно вытирать руки и вешать полотенце». Можно просить детей показать своим друзьям как они «аккуратно встряхивают воду с рук, не брызгая по сторонам». Задача воспитателя следить за тем, чтобы дети не забывали выполнять все действия уже самостоятельно, напоминать им об этом только по необходимости. Поощрять ситуации, когда ребята сами напоминают друг другу о последовательности умывания, хвалят друг друга за правильно выполненное действие, радуются тому, что кто-то из ребят тоже научился «правильно встряхивать воду» и т.п.

В свободной совместной деятельности обязательно читать художественную литературу (К Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе» и др.), проводить беседы-обсуждения  с детьми о прочитанном: «почему важно следить за гигиеной», «как бы сами ребята поступили на месте героя», «что неправильно сделал главный герой».

 В свободной деятельности: во время сюжетно-ролевых игр предлагать ребятам игровые действия «напоминалки»: «мама спрашивает дочку, помыла ли она руки перед едой», «как мама будет одевать своего сыночка на прогулку» и т.д.; использовать дидактические игры, к примеру, дети - «Друзья Мойдодыра» рассказывают, что им помогает соблюдать чистоту, перечисляют предметы-помощники, рассказывают своим друзьям (кто еще не совсем справляется или забывает, или не хочет научиться навыкам гигиены), что нужно делать, чтобы руки и лицо были чистыми и т.д.

Питание: Следует продолжать работу по формированию навыков правильного обращения со столовыми приборами (ложка, вилка), по воспитанию правильного поведения за столом. Используя различные игровые приемы следует помочь детям сформировать навык аккуратного приемы пищи (не крошить на стол, отламывать куски от котлет, есть маленькими порциями, не набивая рот, тщательно пережевывать пищу, во время пользоваться салфеткой): «На дне рождении у куклы Ани», «Научим Мишку правильно вести себя за обедом» и т.д. Обязательно в свободной деятельности нужно с детьми беседовать, проигрывать ситуации, которые помогут ребятам запомнить назначение предметов посуды, правильно называть их.

Одевание после сна: Закреплять навыки самостоятельного одевания (раздевания), используя отдельные указания («сначала нужно снять сандалики, потом колготки» и т.п.) Инструкции педагога должны быть четкими и понятными для ребенка (сняли футболки – повесили на спинку стульчиков и т.п.)

Индивидуально напоминать ребятам, как выворачивать одежду на лицевую сторону с помощью игровых упражнений «Найди домики у штанишек», «Поезд поехал в туннель» и др. Спрашивать, сколько полосок на колготках должно быть впереди, помогать правильно надевать их. Одевшимся детям предложить проверить свой внешний вид, помочь своим друзьям, которые еще не совсем справляются с действиями (вывернуть с изнанки налицо, переодеться, если что-то надели задом наперед, застегнуть застежки на сандаликах и др.

Настольные дидактические игры (шнуровки и т.д.) помогают ребятам формировать и закреплять навык застёгивания и расстегивания всех видов застёжек (на пуговицах, кнопках, липучках), тренироваться в завязывании шнурков и т.д.

Также в свободной деятельности следует продолжать читать литературу, загадки про ребят в детском саду (рассказы А. Потаповой, стихи Е. Благининой, А. Барто «Девочка чумазая» и др.). Можно пробовать с детьми инсценировать прочитанное произведение (короткие сценки по ролям), благодаря которым дети не только закрепляют наглядно культурно-гигиенические навыки, но и учатся анализировать действия и поступки героев.


Формирование культурно-гигиенических навыков в режимных моментах

Старшая и подготовительная группа

Умывание: Основная задача воспитателя: помочь ребятам совершенствовать навыки умывания, расширить их знания по предметам гигиены, их назначению и возможностями использования (различные полотенца, махровое, вафельное, льняное и др.). Закрепляются и совершенствуются навыки самостоятельного и быстрого умывания уже без напоминания со стороны взрослого по мере необходимости (после посещения туалета, перед едой, после улицы, когда руки и лицо испачкались). Совершенствуется умение правильного использования носового платка и полотенца. Воспитывается у детей желание следить за чистотой себя и своей одежды.

Ситуативные разговоры и беседы с детьми («Микробы – вредны или полезны?», «Как помочь зубам оставаться белыми», «Почему руки нужно вытирать насухо» и др.) помогают не только воспитать привычку следить за чистотой своего тела самостоятельно, но и  понять детям причинно-следственные связи между своими действиями и результатами (чистишь зубы – они не болят, не моешь руки перед едой – заболел живот и т.д.)

Вместо прямых указаний и напоминаний можно использовать загадки:

«Белое или полосатое, гладкое или мохнатое (полотенце)»;

«Костяная спинка, жесткая щетинка, с мятной пастой дружит, нам усердно служит (зубная щетка)»;

«Говорит дорожка — два вышитых конца: помылься хоть немножко, чернила смой с лица! — иначе ты в полдня испачкаешь меня! (Полотенце)»;

«Мойдодыру я родня, отверни-ка ты меня, и холодною водою живо я тебя умою. (Водопроводный кран)»

Поощрять желание детей подсказывать друг другу последовательность действий, правильность выполнения того или иного действия.

Питание: С детьми старшей и подготовительной группы проводится работа по совершенствованию навыков правильного обращения со столовыми приборами (вилкой, ножом). С помощью наглядных приемов (как правило, индивидуально с ребенком) дети обучаются навыкам намазывания масла на хлеб, отрезания кусочков с помощью ножа, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке и др.

Можно обсуждать с детьми состав того или иного блюда, уточнить, знают ли они его название и из каких продуктов оно приготовлено. Про правила поведения за столом детям уже можно напоминать непосредственно перед самым приемом пищи, и при необходимости, индивидуально («Вспомни, как нужно правильно держать вилку», «Какая красивая прямая спина у Сережи» и т.п.). Провести беседу о том, почему после еды полезно прополаскивать рот водой, зачем люди пользуются салфеткой сразу после еды.

 Формированию и закреплению навыкам пользования во время приема пищи ножом и вилкой помогают различные дидактические упражнения «Покажем малышам, как правильно пользоваться ножом», «Кто быстрее и аккуратнее намажет масло на хлеб» и т.п.

После чтения и обсуждения художественной литературы (Н. Литвинова «Королевство столовых приборов» и др.) можно предложить детям проиграть услышанное, либо вспомнить случаи из личного опыта (сюжетные игры «Мы в кафе», «Накрываем гостям стол», «Чаепитие в честь дня рождения Тани» и т.д.) Это позволяет также совершенствовать диалогическую речь, воспитывать культурные дружеские отношения между воспитанниками.

Раздевание с прогулки (одевание на прогулку): Старшие дошкольники становятся более самостоятельными, поэтому в основном акцент делается на закрепление умений: аккуратно складывать одежду в шкаф, расправлять одежду, выворачивать снятую одежду на лицевую сторону, рукава, аккуратно ставить обувь, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле, одеваться в определённой последовательности. Здесь очень хорошо помогают игровые приемы, такие как игры-соревнования «Кто самый первый аккуратно повесит одежду на стул», «Кто быстрее всех сложит вещи аккуратно в шкаф» и т.д.

Наглядный показ самих детей друг другу, ситуативные беседы «Покажи другу, как правильно завязывать шнурки», «Покажем малышам, как мы умеем пользоваться разными видами застёжек на обуви и одежде» помогают быстро закрепить данные умения.

Создание ситуаций необходимости взаимопомощи («Я занята, помоги Сережа Ане расстегнуть замки на сапогах» и др.) позволяет сформировать у ребят желание самостоятельно предлагать помощь и оказывать ее товарищам, способствует воспитанию дружеских отношений, основанных на взаимовыручке.

Соревновательный прием можно использовать при одевании на прогулку (таймер или песочные часы), поощряя самых «шустрых ребят» к взаимопомощи другим детям. А дидактические игры и упражнения «Научи друга, как правильно и быстро сложить рубашку», «Покажи ребятам, как красиво уложить обувь в шкаф» и др. помогут спокойно и эффективно закрепить умение и воспитать желание соблюдать чистоту в одежде и в шкафчиках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом. Психическое ...

Консультация для родителей "Культурно-гигиенические навыки"

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя...

Консультация Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей.

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом ...

Консультация "Как развить культурно-гигиенические навыки дошкольника"

Консультация для родителей "Как развить культурно-гигиенические навыки дошкольника"...

Консультация "Как воспитывать культурно-гигиенические навыки у дошкольников"

Консулдьтация "Как воспитывать культурно-гигиенические навыки у дошкольников"...

Консультация по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыш...