"Тренируем память"
методическая разработка

Ковшар Ольга Петровна

Практикум  в Родительском клубе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_klub_praktikum.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский клуб в Семейной гостиной

Практикум «Память должна трудиться»

Подготовила Старший воспитатель  Ковшар О.П.

Форма проведения встречи: практикум.

Принцип проведения встречи: сотрудничество.

Материал: карандаши, листы бумаги, магнитная доска, магниты, стимульный материал, столы. Оформление зала.

Задачи встречи:

  1. Объединить и скоординировать усилия всех участников встречи и включить их в активную творческую работу по воспитанию детей.
  2. Создать при встрече психологически благоприятный климат для родителей.
  3. Активизировать процессы восприятия материала, запоминания и воспроизведения. Познакомить с мнемическими приёмами.
  4. Продолжить обучение общению в группах.

План:

1.  Вступительное слово.

 Словесная игра "Баржа" – ассоциативная память.

 "Случайный человек" – непроизвольная память, наблюдательность.

2. Правила запоминания.

"Пиктограммы" – ассоциативная память.

"Запомни и передай" – механическая память.

 Приёмы, повышающие уровень запоминания.

"Чемодан" – слуховая, ассоциативная память.

3. Мнемические приёмы.

"Сочиняем и запоминаем" – образная память.

Методы облегчения запоминания.

Проверка слов в игре "Пиктограммы".

4. Заключительное слово.

 Рефлексия родителей о прошедшей встрече.

Приветствие.

Вступительное слово.

Мы храним свою жизнь в отблесках воспоминаний. Мы помним даты, лица, виды городов, где мы когда-либо были, мелодии, звуки, запахи и даже ощущения, например, от прикосновения шершавого песка. Что-то мы вскоре забываем, что-то помним до конца своих дней. Какие-то воспоминания греют нас, и мы возвращаемся к ним снова и снова. Какие-то мы рады забыть, да не получается. Память. Что это? Учёные до сих пор не найдут зону в коре головного мозга, которая отвечает за деятельность памяти. Не знаем мы ни куда, ни где, ни как. Никому нет входа в кладовые нашей памяти. Итак, расслабьтесь. Не будет тестов, анкет и опросников. А будут игры. В них мы играем с детьми. И им они очень нравятся. Надеюсь, что и вы проведёте время не только интересно, но и с пользой для себя. Потому что "Память должна трудиться!

Словесная игра в круге «Баржа».

Предложить участникам вспомнить, с чем у них ассоциируется такое понятие как «детство». Помощником является мягкая игрушка, передаваемая из рук в руки по кругу.

Игра «Случайный человек».

Во время выступления психолога входит в зал, и, пройдя насквозь, выходит человек (любой сотрудник учреждения). Закончив выступление, психолог просит вспомнить и описать внешность и одежду человека.

Правила запоминания. Составлены на основе методического пособия И.В. Вачкова, А.Х. Поповой.

- Приступая к запоминанию, надо поставить перед собой цель – запомнить надолго.

- При запоминании будь внимателен, не отвлекайся.

- Всё, что ты запоминаешь, попробуй представить в виде картинок, образов.

- Хорошо «ложатся» на память схемы и таблицы, в которые вы заложите информацию.

- При запоминании текста необходимо придерживаться следующих шагов: понять основное содержание текста; разбить его на смысловые части; найти в каждой части ключевую фразу, опорный пункт для передачи её содержания; запомнить их в определённой последовательности.

- Лучше два раза прочесть текст и два раза его воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.

- Заданный материал лучше повторять сразу, по "горячим следам".

- Применение – мать учения. Запоминание будет более успешным, если ты сможешь использовать то, что хочешь запомнить, в своей повседневной жизни.

Игра «Пиктограммы».

Предложить участникам схематично зарисовать, не используя букв и слов, следующие слова: семья, море, наказание, праздник, космос, настроение, сон, горе, рождение, детский сад.

Приходилось ли вам передавать какую-то информацию своим коллегам через учеников или других лиц? Наверное, бывало и так, что эта информация искажалась, изменялась, неправильно понималась. Скажем, учительница говорит во время перемены пятикласснику: "Сбегай-ка, дружок, на второй этаж в кабинет физики, передай Марье Петровне, что я сегодня после шестого урока буду её в учительской ждать".

Мальчишка честно пытается выполнить порученное дело. Правда, вместо второго этажа попадает на третий, и не в кабинет физики, а в кабинет химии, и передаёт информацию не Марье Петровне, а Наталье Сергеевне. При этом прийти её просит не после шестого, а после пятого урока, и не в учительскую, а к директору, и не сегодня, а завтра.

И видит бог, всё это делается не со злым умыслом, а в силу странных метаморфоз памяти. Почему и как это происходит?

Давайте попробуем смоделировать ситуацию, в которой определённая информация будет проходить через несколько стадий, и понаблюдаем за тем, что будет происходить.

Игра «Запомни и передай».

Эта игра преследует такие цели, как знакомство с основными закономерностями запоминания, изучение характерных особенностей запоминания, обучение способам логической обработки информации.

Попросить пять участников выйти за дверь. Первому зашедшему предлагается прочитать записку и как можно ближе к тексту передать следующему участнику.

Оставшихся обратить внимание на следующие вопросы:

- на каком этапе передачи информации произошло наиболее сильное её искажение?

- что «выпало», забылось прежде всего?

- что сохранилось в памяти каждого из участников упражнения?

- удалось ли сохранить основной смысл текста?

- что предприняли участники, чтобы лучше запомнить информацию?

- какие приёмы могут быть полезны в реальной жизни в подобных ситуациях, чтобы лучше запомнить нужную информацию?

Примерный текст: «Утром из докладной записки завуча директор школы узнал, что вчера пять учеников седьмого "В" класса пропустили урок биологии у молодой учительницы Петровой Анны Ивановны, протестуя против оскорбления их товарища из шестого "Б" класса учителем физики Ивановым Петром Васильевичем, с которым у учительницы биологии сложились дружеские отношения».

По окончании игры напрашивается вывод о том, что проявившийся в этом упражнении "закон деформации информации" является универсальным и действует всегда в тех ситуациях, когда информация передаётся более чем через одну ступень.

Наиболее сильное искажение и забывание происходит уже на первых этапах игры. В первую очередь забываются цифры и имена. Последнее – особенно, потому что они сходны между собой и не привязаны к конкретным живым людям ("Если бы речь шла об учителях из нашей школы!").

Довольно часто наблюдается действие "правила края" – дольше всего (почти до конца) сохраняются в памяти первые и завершающие слова из текста.

Забывается количество учеников, класс, уроки, имена учителей и их специализация, но суть проблемы – пропуск уроков – часто проносится через все этапы упражнения.

Педагоги говорят, что это помнится, поскольку эмоционально значимо для них (ещё одна закономерность запоминания), так же как эмоционально значима информация о "дружеских отношениях" между учителем физики и учительницей биологии. Однако к концу прохождения информации очень часто эти два факта оказываются никак логически не связанными между собой. Это можно объяснить тем, что в самом тексте остаётся "поле домысливания", поскольку с самого начала не вполне ясны причинно-следственные связи между описываемыми событиями.

Существуют приёмы, с помощью которых можно повысить уровень запоминания.

Среди прочих выделяется очень простой и очень важный приём самоконтроля при запоминании, реализуемый через волшебную фразу "Правильно ли я тебя понял...". Повторение вслух текста позволяет не только обнаружить пробелы в запоминаемом материале, но и ошибки запоминания.

Не стоит пренебрегать письменной речью. При передаче информации через ряд ступеней стоит вспомнить известный афоризм – "Самые плохие чернила лучше самой хорошей памяти".

Игра «Чемодан».

Участникам предлагается, повторяя фразу «Я кладу в чемодан...», называть любой предмет. Следующие участники повторяют её и все предметы по порядку называния, в конце добавляя своё слово. Игра по принципу «снежного кома».

Обратить внимание на то, что, вспоминая очередное слово, мы направляем свой взгляд на человека, который его назвал. Это включается ассоциативная память: каждое слово в данной ситуации у нас ассоциируется с определённым человеком.

Предложить вниманию мнемические приёмы, которые советую использовать в предстоящей игре «Сочиняем и запоминаем».

Если вы хотите запомнить какое-то слово, можете увеличить число предметов (например, запоминая слово "спичка", представьте много спичек, рассыпанных на столе). Можно также увеличить предмет в размерах. Нужно запомнить, например, слово "книга". Представьте гигантскую старинную книгу в кожаном переплёте. Чем подробнее описание образа, которое дают вам ученики, тем больше вероятность, что они запомнили это слово. Хорошо запоминаются движущиеся образы. Так, запоминая слова "сундук, мяч, птица", представьте, как распахивается огромный сундук, из него выпрыгивает мяч, лопается, и оттуда вылетает птица. Здесь использован мнемонический метод "матрёшки", когда одно появляется из другого. Попробуйте развить нехарактерные способы запоминания. И ещё: чтобы что-нибудь вспомнить, нужно вернуться в то состояние сознания, в котором была получена информация. Вот интересный пример с обучением в школе: если в начале урока ребёнок был огорчён или обижен учителем, а затем получил новые сведения, то для того, чтобы вспомнить материал, он должен вернуться в пережитое грустное состояние. Поскольку он не хочет чувствовать себя плохо, то и вряд ли что-то вспомнит. Возможно, именно этим объясняется "тотальная амнезия" у большинства людей на все десять лет учёбы.

Рефлексия.

В заключении предложить участникам сформулировать самим правила мнемоники.

И традиционная просьба написать вопросы, пожелания и отзывы о встрече.


Возможный вариант объявления для родителей

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

МЫ ХРАНИМ СВОЮ ЖИЗНЬ
В ОТБЛЕСКАХ ВОСПОМИНАНИЙ.

В ДНЕВНИКЕ НАШИХ НЕЙРОНОВ ЗАПИСАНЫ
НОМЕР ШКОЛЫ, ГОД СВАДЬБЫ,
ТЕЛЕФОН И АДРЕС РОДИТЕЛЕЙ,

ПРИКОСНОВЕНИЕ НАГРЕТОГО ШЕРШАВОГО ПЕСКА К ЩЕКЕ.
ДЫМНЫЙ ВКУС УХИ ПОСЛЕ ДОЛГОЖДАННОЙ РЫБАЛКИ.
СЫРОЙ ЗАПАХ КОРЗИНЫ ОПЯТ.

ПОМНИТЕ? ВСПОМНИЛИ?

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ

 ПРИГЛАШАЕТ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ

 НА ВСТРЕЧУ, ТЕМА КОТОРОЙ:


«ПАМЯТЬ ДОЛЖНА ТРУДИТЬСЯ!»

МЫ ЖДЁМ ВАС!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "тренируем память"

Яркая, красочная консультация для родительского уголка, в формате JPG...

Тренируем память

Развивая память, развиваем речь....

Тренируем память детей по методике Эйдетика

данная консультация поможет с егкостью запоминать детям большой объем информации и правильно использовать свою память...

Консультация для родителей "Тренируем память ребёнка"

Консультация раскрывает особенности памяти,её виды.Содержит игровой материал по развитию детской памяти....

Тренируйте память ребенка!

Рекомендации родителям....

Консультация для родителей на тему: «Тренируем память ребёнка»

Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей....

Тренируйте память своих дошколят!

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят с...