Кружок "Теремок"
методическая разработка (средняя группа)

 

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Теремок»

 

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 4-5 лет

 

 

Составитель: воспитатель

Пьянзина Т.А.

                                                                                                            

                                                     

п. Комсомольский

2018    г.

       Содержание:

1.Титульный лист

2. Содержание

3.Пояснительная записка

4. Учебно-тематический план обучения

5. Содержание учебного материала первого года обучения

6. Материально-техническое обеспечение.

7. Методическое обеспечение

8. Список источников 

                                                                                                                                                                                 Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в нашей группе я веду театральный кружок «Теремок».

Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Актуальность.

Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4-5 лет (средняя группа).

 

Цель: Развивать коммуникативно - творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.

 

Обучающие: развить у детей навыки общения и коллективного творчества;

Развивающие: развивать познавательный интерес к театральной деятельности;

Воспитывающие: содействовать воспитанию эстетических способностей у детей.

 

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и

воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить

имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

7. Познакомить детей с различными видами театра.

8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.

9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

 

Программа предполагает проведение два занятия в неделю во второй половине дня    15:40 - 16:00.

  • Продолжительность занятия -20 минут

Срок реализации программы – 1 год:

 

Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.

Проводятся под руководством педагога.

 

Формы и методы обучения:

 

  • Словесные – объяснение;
  • Наглядные – показ;
  • Креативные – творческий подход.

 

Используются:

  • Игровые упражнения;
  • Этюды;
  • Игры - драматизации;
  • Сюжетно-ролевые игры.

 

Ожидаемый результат:

  • Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
  • Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
  • Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

 

Формы подведения итогов:

  • Театрализованные представления для детей;
  • Досуги;
  • Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.

 

Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы:

 

месяц

 

 

Наименование тем

Количество часов

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

 

1

 Сюжетно – ролевая игра «Театр».

20 мин.

2

 Игра «Театр».

20 мин.

3

 Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).

20 мин.

4

Просмотр кукольного театра сказка «Репка».

20 мин.

5

Ритмопластика.

20 мин.

6

Чтение сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы).

20 мин.

 

7

 Драматизация сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы).

20 мин.

8

 Ритмопластика.

20 мин.

 

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

 

 

1

 Инсценировка сказки «Колобок».

20 мин.

2

Знакомство с пальчиковым театром.

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

20 мин.

3

Психогимнастика.

20 мин.

4

 Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».

 Работа над речью (интонация, выразительность).

20 мин.

5

Инсценировка р. н. с. «Лисичка со скалочкой» (пальчиковый театр).

20 мин.

6

Знакомство со сказкой.

20 мин.

7

Выразительные средства общения.

20 мин.

8

Техника речи.

20 мин.

 

Н

О

Я

Б

Р

Ь

 

1

Знакомство с понятием «ролевой диалог»

20 мин.

2

Техника речи.

20 мин.

3

Чтение р.н.сказки «Зимовье»

20 мин.

4

Распределение и разучивание  ролей по сказке «Зимовье»

20 мин.

5

Творчество детей. Лепка «Зимовье»

20 мин.

6

Инсценировка  сказки «Зимовье»

20 мин.

7

Психогимнастика

20 мин.

8

Песня

20 мин.

    

   Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

 

 

1

Знакомство с теневым театром.

20 мин.

2

Показ взрослыми  Л . Земсков «Кто нужнее»

 (теневой театр).   (мордовский писатель)

20 мин.

3

Знакомство с видом театральной деятельности (мягкая игрушка).

20 мин.

4

Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос».

20 мин.

5

Знакомство с понятием «ролевой диалог».

20 мин.

6

Техника речи.

20 мин.

7

Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

20 мин.

8

Изготовление настольного театра.

20 мин.

  

   Я

Н

В

А

Р

Ь

 

1

Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка»

20 мин.

2

Распределение ролей (сказка Ш. Перро «Красная шапочка»). Работа над речью.

20 мин.

3

Инсценировка сказки Ш. Перро «Красная шапочка» (настольный театр – для детей своей группы).

20 мин.

4

Игра «Веселый клоун».

20 мин.

5

Чтение мордовской  народной сказки  «Как собака друга искала».

20 мин.

6

Настольный театр м. н. с. «Как собака друга искала»

20 мин.

7

 Драматизация м. н. с. «Как собака друга искала»

20 мин.

8

 Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок.

20 мин.

 

Ф

Е

в

Р

А

Л

Ь

 

1

Чтение р.н.с. «Заяц-хваста». Подготовка масок для зайчат (каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку).

20 мин.

2

Подготовка спектакля по р.н.с.                              «Заяц-хваста».

20 мин.

3

Подготовка спектакля по р.н.с. «Заяц-хваста».

20 мин.

4

Рисование «Зайчик»

20 мин.

5

 Инсценировка спектакля по р.н.с «Заяц-хваста» (для детей младшей группы).

20 мин.

 

6

Игра-стихи

20 мин.

7

Игра «Что мы делали , не скажем, но зато мы вам покажем»

20 мин.

8

Игра «У зеркала»

20 мин.

 

М

А

Р

Т

 

 

1

 Сказка «Теремок». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.

 

20 мин.

2

Репетиция спектакля по сказке «Теремок».

20 мин.

3

Репетиция спектакля по сказке «Теремок».

20 мин.

4

Зеркальное.

20 мин.

5

Знакомство с видом театральной деятельности – куклами – Петрушками.

20 мин.

6

Освоение детьми навыков управления куклами – Петрушками.

20 мин.

7

Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Отработка диалогов.

20 мин.

8

Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (показ детям младших групп).

20 мин.

А

П

Р

Е

Л

Ь

 

1

Познакомить детей куклой БИ-БА-БО.

20 мин.

2

Этюды: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинившийся» (М. Чистяковой).

 

20 мин.

3

Психогимнастика.

20 мин.

4

Сказочники.

20 мин.

5

Чтение сказки «Заюшкина избушка». Подготовка маски для зайчика».

20 мин.

6

 Инсценировка спектакля по сказке «Заюшкина избушка» (для детей младшей группы).

20 мин.

7

«Мы - актеры»

20 мин.

8

Обыгрывание мордовских потешек, закличек о весне .

20 мин.

М

А

Й

 

1

Ритмопластика.

20 мин.

2

Сказка «Репка на новый лад». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.

20 мин.

3

Работа над речью

20 мин.

4

Игры, диалоги.

20 мин.

5

Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад».

20 мин.

6

Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад».

20 мин.

7

Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для родителей).

20 мин.

8

Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для детей младшей группы), чаепитие.

20 мин.

 

Перспективное планирование.

 

Сентябрь

 

1. Тема. Сюжетно – ролевая игра «Театр».

Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: атрибуты к с. р. игре.

 

2. Тема. Игра «Театр».

Цель: закрепить с детьми правила поведения в театре; обыгрывание ролей; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: атрибуты к игре.

 

3. Тема. Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).

Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.

Материал: театры: теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо.

 

4. Тема. Просмотр кукольного театра «Репка» (вместе с родителями).

Цель: активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.

Материал: кукольный театр.

 

5. Тема. Ритмопластика.

Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.

Материал: иллюстрации.

                      

6. Тема. Чтение сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы).

Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

Материал: иллюстрации к сказке.

 

7. Тема. Драматизация сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы).

Цель: учить понимать эмоциональное состояние героев; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе.

Материал: маски.

 

8. Тема. Ритмопластика.

Цель: закрепить у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.

Материал: иллюстрации.

 

Октябрь

1. Тема. Инсценировка сказки «Колобок».

Цель: учить детей понимать эмоциональное состояние героев; развивать у детей умение пользоваться жестами; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе.

Материал: маски.

 

2.   Тема. Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Материал: пальчиковый театр.

 

3.   Тема. Психогимнастика.

Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.

Материал: иллюстрации.

 

4.   Тема. Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». Работа над речью (интонация, выразительность).

Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.

Материал: иллюстрации к сказке.

 

 5.   Тема. Инсценировка р. н. с. «Лисичка со скалочкой» (пальчиковый театр).

Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.

Материал: пальчиковый театр.

 

6. Тема. Знакомство со сказкой.

Цель: познакомить детей со сказкой, воспитывать добрые и гуманные чувства, развивать речь, умение высказываться.

Материал: книги- сказки.

 

7. Тема. Выразительные средства общения.

Цель: активизировать использование в речи детей понятия «мимика» и «жест». Развивать умение согласованно действовать в коллективе.

Материал: иллюстрации.

 

8. Тема. Техника речи.

Цель: учить пользоваться интонацией, произносить фразы грустно, радостно; учить строить диалоги; воспитывать выдержку, терпение.

Материал:иллюстрации.

 

Ноябрь

1.   Тема. Знакомство с понятием «ролевой диалог».

Цель:  развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.

Материал: маски героев из сказок.

 

2.   Тема. Техника речи.

Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.

Материал: иллюстрации,картинки.

 

3.   Тема. Чтение р.н.с. «Зимовье».

Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Материал: книга « Зимовье».

 

4. Тема.   Распределение  и разучивание ролей по сказке «Зимовье».

Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.

Материал: иллюстрации к сказке.

 

5. Тема. Творчество детей. Лепка «Зимовье».

Цель: развивать умение согласовывать действия в коллективе; воспитывать дружеские и уважительные отношения.

Материал: пластилин, стек, доска ,салфетка, иллюстрации к сказке.

 

6. Тема. Инсценировка р. н. с. «Зимовье»

Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: маски.

 

7. Тема. Психогимнастика.

Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.

Материал: картинки.

 

8. Тема. Песня.

Цель: отрабатывать интонационную выразительность речи и пения; создавать целые и полные образы персонажей сказки.

Материал:сказки(книги)

 

Декабрь

 

 1.   Тема. Знакомство с теневым театром.

Цель: продолжать знакомить детей с разными видами театров; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать творческие способности.

Материал: теневой театр.

 

2.   Тема. Показ взрослыми Л. Земсков  «Кто нужнее» (мордовская), (теневой театр).

Цель: создать положительный эмоциональный настрой; побуждать интерес к театральной деятельности; обеспечить более яркое восприятие сказки.

Материал: теневой театр.

 

3.   Тема. Знакомство с видом театральной деятельности (мягкая игрушка).

Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности (мягкая игрушка); навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать моторику рук в сочетании с речью.

Материал: мягкие игрушки.

 

4.   Тема. Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос».

Цель: развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.

Материал: платок.

 

5. Тема. Знакомство с понятием «ролевой диалог».

Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.

Материал: иллюстрации к сказкам.

 

6. Тема. Техника речи.

Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.

Материал: картинки.

 

7. Тема. Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Цель: продолжать знакомить детей с настольным театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; воспитывать любовь к театру.

Материал: настольный театр.

 

8. Тема. Изготовление настольного театра.

Цель: изготовить фигуры для настольного театра. Развивать творческие способности. Воспитывать интерес к театру.

Материал: клей, цв. Бумага,ножницы, цв. Карандаши, салфетка.

 

Январь

 

1.Тема. Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка»

Цель: продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Материал: иллюстрации к сказке.

 

2. Тема. Распределение ролей (сказка Ш. Перро «Красная шапочка»). Работа над речью.

Цель: учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

Материал: иллюстрации к сказке.

 

3. Тема. Инсценировка сказки Ш. Перро «Красная шапочка» (настольный театр – для детей своей группы).

Цель: учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества.

Материал: настольный театр.

 

4. Тема. Веселый клоун.

Цель: развивать мимику, игровую деятельность, способствовать раскрепощению детей.

Материал:  маска –клоун, колпак клоуна.

 

5. Тема. Чтение мордовской народной сказки  «Как собака друга искала».

Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Материал: иллюстрации к сказке

 

6. Тема. Драматизация м. н. с. «Как собака друга искала» настольный театр.

Цель: вызвать желание участвовать в  настольном театре; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: настольный театр.

 

7. Тема. Драматизация м. н. с. «Как собака друга искала».

Цель: продолжать участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал:  иллюстрации к сказке.

 

8.   Тема. Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок.

Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности – театром масок; развивать творческий интерес.

Материал: театр масок.

 

Февраль

 

1. Тема. Чтение р. н. с. «Заяц - хваста». Подготовка масок для зайчат (каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку).

Цель: развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты; воспитывать аккуратность в работе; развивать творчество и фантазию.

Материал: иллюстрации

 

2. Тема. Подготовка спектакля по р. н. с. «Заяц - хваста».

 Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.

Материал: маски.

 

3. Тема. Подготовка спектакля по  р. н. с. «Заяц - хваста».

 Цель: продолжать развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.

Материал: маски.

 

4. Тема. Рисование «Зайчик».

 Цель: Учить рисовать зайчика, передавать характерные особенности внешнего вида (овальное туловище, голова, длинные уши, короткий хвост).

Материал: лист А-4 голубого цвета, гуашь белая, салфетки, кисть, иллюстрации, игрушка – заяц.

 

5.   Тема. Инсценировка спектакля по  р. н. с. «Заяц - хваста».

Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в детях артистичность.

Материал: маски.

 

6.Тема. Игры–стихи.                                                                             

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, поз.

Материал: иллюстрации.

 

7. Тема. Игра  «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем».

Цель: научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.

Материал: платок.

8.Тема. Игра: «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала.

Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

Материал: зеркало.

Март

 

1.Тема. Сказка «Теремок». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.

Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

Материал: иллюстрации.

 

2. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Теремок».

Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.

Материал: маски.

 

3. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Теремок».

Цель: продолжать развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.

Материал: маски.

 

4. Тема. Зеркальное.

Цель: продолжать знакомить с миром чувств и эмоций, развивать умение передавать их, умение владеть ими. Воспитывать интерес к театру.

Материал: зеркало, иллюстрации.

 

5. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности – куклами – Петрушками.

Цель: продолжать знакомить детей с различными видами театральной деятельности; развивать творческий интерес.

Материал: кукла- Петрушка.

 

6.   Тема. Освоение детьми навыков управления куклами – Петрушками.

Цель: учить детей управлять куклами – Петрушками; воспитывать любовь к театральной деятельности.

Материал: кукла- Петрушка.

 

7.  Тема. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Отработка диалогов.

Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; следить за выразительностью образа.

Материал: иллюстрации к сказке.

 

8. Тема. Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (показ детям младших групп).

Цель: создать радостное настроение у детей; учить имитировать голоса животных; воспитывать нравственность и духовность.

Материал: маски.

 

Апрель

 

1.Тема. Познакомить детей куклой БИ-БА-БО.

Цель: Показать ее строение, особенности вождения. Желающим ребятам предложить поговорить за персонажа. Воспитывать заинтересованность происходящим. Вызывать желание играть с куклой, имитировать ее голос.

Материал: куклы би-ба-бо.

 

2.Тема. Этюды: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинившийся» (М. Чистяковой).

 Цель: Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Материал: иллюстрации.

 

3.Тема. «Психогимнастика».

Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.

Материал: шапочки –героев сказок.

 

4.Тема: «Сказочники».

Цель: побуждать детей сочинять новые сказки, используя персонажей хорошо знакомой сказки, изменяя характеры героев на противоположные.

Материал: книга- сказки.

 

5.Тема: «Чтение сказки «Заюшкина избушка». Подготовка маски для зайчика».

Цель: Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты, воспитывать аккуратность в работе, развивать творчество и фантазию.

Материал: иллюстрации к сказке, клей цв. бумага, ножницы, фломастеры, клеенка, салфетки.

 

6. Тема: Инсценировка спектакля по сказке «Заюшкина избушка» (для детей младшей группы).

Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности, формировать в детях артистичность.

Материал: маски.

 

7.Тема: «Мы - актеры»

Цель: развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей, используя работу у зеркала и этюдный тренаж. Закреплять понятия: «мимика», «жест», «пантомима».

Материал: зеркало.

 

8. Тема. Обыгрывание мордовских потешек, закличек о весне .

Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; следить за выразительностью образа.

Материал: иллюстрации к потешкам.

 

 

Май

 

1. Тема. Ритмопластика.

Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.

Материал: иллюстрации.

 

2. Тема. Сказка «Репка на новый лад». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.

Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

Материал: илююстрации.

 

3. Тема. Работа над речью.

 Цель: Цель: учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

Материал: иллюстрации.

 

4. Тема. Игры, диалоги.

Цель: воспитание выразительности и речи, умение изменять тембр голоса, совершенствовать диалогическую речь.

Материал: маски.

 

5. Тема.  Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад».

Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.

Материал: маски.

 

6. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад».

Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса. Материал: маски.

 

7. Тема. Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для родителей).

Цель: создать положительный эмоциональный настрой;  воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Материал: маски.

 

 8. Тема. Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для детей младшей группы), чаепитие.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой;  воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Материал: маски.

                                      Список литературы:

  1. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Посвещение», 1991г.
  2. Генов Г. В. «Театр для малышей»
  3. Журналы «Дошкольное воспитание»: № 1/95г., №8,9,11/96г., № 2,5,6,7,9,11/98г., №5,6,10,12/97г., № 10,11/99г., № 11/2000г., № 1,2,4/2001г.
  4. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.
  5. Короткова Л. Д. «Сказка – для светлова ума закваска», М. 2001. изд. «Педагогическое общество России»
  6. В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.
  7. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.
  8. Л. М. Шипицына «Азбука общения»,Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г..
  9. Мордовские народные сказки / собр. и обраб. К. Т. Самородов; сост.: А. А. Долгачев, А. Д. Шуляев.- 2-е изд., доп. и прераб. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2006. - 386с.
  10. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования / [О. В. Бурляева и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. – 104 с.
  11. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
  12. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.
  13. Е. В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду», Москва, Творческий центр “сфера”, 2009г.
  14. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», Москва, «ВАКО», 2007г.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx55.38 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Теремок»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 4-5 лет

Составитель: воспитатель

Пьянзина Т.А.

                                                                                                             

        

п. Комсомольский

2018        г.

        Содержание

1.Титульный лист

2. Содержание

3.Пояснительная записка

4. Учебно-тематический план обучения

5. Содержание учебного материала первого года обучения

6. Материально-техническое обеспечение.

7. Методическое обеспечение

8. Список источников

                                             

                   

             

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в нашей группе я веду театральный кружок «Теремок».

Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Актуальность.

Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4-5 лет (средняя группа).

Цель: Развивать коммуникативно - творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.

Обучающие: развить у детей навыки общения и коллективного творчества;

Развивающие: развивать познавательный интерес к театральной деятельности;

Воспитывающие: содействовать воспитанию эстетических способностей у детей.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и

воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить

имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

7. Познакомить детей с различными видами театра.

8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.

9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Программа предполагает проведение два занятия в неделю во второй половине дня    15:40 - 16:00.

  • Продолжительность занятия -20 минут

Срок реализации программы – 1 год:

Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.

Проводятся под руководством педагога.

Формы и методы обучения:

  • Словесные – объяснение;
  • Наглядные – показ;
  • Креативные – творческий подход.

Используются:

  • Игровые упражнения;
  • Этюды;
  • Игры - драматизации;
  • Сюжетно-ролевые игры.

Ожидаемый результат:

  • Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
  • Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
  • Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Формы подведения итогов:

  • Театрализованные представления для детей;
  • Досуги;
  • Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.

Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы:

месяц

Наименование тем

Количество часов

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

 Сюжетно – ролевая игра «Театр».

20 мин.

2

 Игра «Театр».

20 мин.

3

 Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).

20 мин.

4

Просмотр кукольного театра сказка «Репка».

20 мин.

5

Ритмопластика.

20 мин.

6

Чтение сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы).

20 мин.

7

 Драматизация сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы).

20 мин.

8

 Ритмопластика.

20 мин.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1

 Инсценировка сказки «Колобок».

20 мин.

2

Знакомство с пальчиковым театром.

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

20 мин.

3

Психогимнастика.

20 мин.

4

 Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».

 Работа над речью (интонация, выразительность).

20 мин.

5

Инсценировка р. н. с. «Лисичка со скалочкой» (пальчиковый театр).

20 мин.

6

Знакомство со сказкой.

20 мин.

7

Выразительные средства общения.

20 мин.

8

Техника речи.

20 мин.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1

Знакомство с понятием «ролевой диалог»

20 мин.

2

Техника речи.

20 мин.

3

Чтение р.н.сказки «Зимовье»

20 мин.

4

Распределение и разучивание  ролей по сказке «Зимовье»

20 мин.

5

Творчество детей. Лепка «Зимовье»

20 мин.

6

Инсценировка  сказки «Зимовье»

20 мин.

7

Психогимнастика

20 мин.

8

Песня

20 мин.

        

   Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1

Знакомство с теневым театром.

20 мин.

2

Показ взрослыми  Л . Земсков «Кто нужнее»

 (теневой театр).   (мордовский писатель)

20 мин.

3

Знакомство с видом театральной деятельности (мягкая игрушка).

20 мин.

4

Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос».

20 мин.

5

Знакомство с понятием «ролевой диалог».

20 мин.

6

Техника речи.

20 мин.

7

Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

20 мин.

8

Изготовление настольного театра.

20 мин.

        

        Я

Н

В

А

Р

Ь

1

Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка»

20 мин.

2

Распределение ролей (сказка Ш. Перро «Красная шапочка»). Работа над речью.

20 мин.

3

Инсценировка сказки Ш. Перро «Красная шапочка» (настольный театр – для детей своей группы).

20 мин.

4

Игра «Веселый клоун».

20 мин.

5

Чтение мордовской  народной сказки  «Как собака друга искала».

20 мин.

6

Настольный театр м. н. с. «Как собака друга искала»

20 мин.

7

 Драматизация м. н. с. «Как собака друга искала»

20 мин.

8

 Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок.

20 мин.

Ф

Е

в

Р

А

Л

Ь

1

Чтение р.н.с. «Заяц-хваста». Подготовка масок для зайчат (каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку).

20 мин.

2

Подготовка спектакля по р.н.с.                              «Заяц-хваста».

20 мин.

3

Подготовка спектакля по р.н.с. «Заяц-хваста».

20 мин.

4

Рисование «Зайчик»

20 мин.

5

 Инсценировка спектакля по р.н.с «Заяц-хваста» (для детей младшей группы).

20 мин.

6

Игра-стихи

20 мин.

7

Игра «Что мы делали , не скажем, но зато мы вам покажем»

20 мин.

8

Игра «У зеркала»

20 мин.

М

А

Р

Т

1

 Сказка «Теремок». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.

20 мин.

2

Репетиция спектакля по сказке «Теремок».

20 мин.

3

Репетиция спектакля по сказке «Теремок».

20 мин.

4

Зеркальное.

20 мин.

5

Знакомство с видом театральной деятельности – куклами – Петрушками.

20 мин.

6

Освоение детьми навыков управления куклами – Петрушками.

20 мин.

7

Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Отработка диалогов.

20 мин.

8

Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (показ детям младших групп).

20 мин.

А

П

Р

Е

Л

Ь

1

Познакомить детей куклой БИ-БА-БО.

20 мин.

2

Этюды: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинившийся» (М. Чистяковой).

20 мин.

3

Психогимнастика.

20 мин.

4

Сказочники.

20 мин.

5

Чтение сказки «Заюшкина избушка». Подготовка маски для зайчика».

20 мин.

6

 Инсценировка спектакля по сказке «Заюшкина избушка» (для детей младшей группы).

20 мин.

7

«Мы - актеры»

20 мин.

8

Обыгрывание мордовских потешек, закличек о весне .

20 мин.

М

А

Й

1

Ритмопластика.

20 мин.

2

Сказка «Репка на новый лад». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.

20 мин.

3

Работа над речью

20 мин.

4

Игры, диалоги.

20 мин.

5

Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад».

20 мин.

6

Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад».

20 мин.

7

Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для родителей).

20 мин.

8

Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для детей младшей группы), чаепитие.

20 мин.


Перспективное планирование.

Сентябрь

1. Тема. Сюжетно – ролевая игра «Театр».

Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: атрибуты к с. р. игре.

2. Тема. Игра «Театр».

Цель: закрепить с детьми правила поведения в театре; обыгрывание ролей; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: атрибуты к игре.

3. Тема. Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).

Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.

Материал: театры: теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо.

4. Тема. Просмотр кукольного театра «Репка» (вместе с родителями).

Цель: активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.

Материал: кукольный театр.

5. Тема. Ритмопластика.

Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.

Материал: иллюстрации.

         

6. Тема. Чтение сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы).

Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

Материал: иллюстрации к сказке.

7. Тема. Драматизация сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы).

Цель: учить понимать эмоциональное состояние героев; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе.

Материал: маски.

8. Тема. Ритмопластика.

Цель: закрепить у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.

Материал: иллюстрации.

Октябрь

1. Тема. Инсценировка сказки «Колобок».

Цель: учить детей понимать эмоциональное состояние героев; развивать у детей умение пользоваться жестами; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе.

Материал: маски.

2.   Тема. Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Материал: пальчиковый театр.

3.   Тема. Психогимнастика.

Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.

Материал: иллюстрации.

4.   Тема. Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». Работа над речью (интонация, выразительность).

Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.

Материал: иллюстрации к сказке.

 5.   Тема. Инсценировка р. н. с. «Лисичка со скалочкой» (пальчиковый театр).

Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.

Материал: пальчиковый театр.

6. Тема. Знакомство со сказкой.

Цель: познакомить детей со сказкой, воспитывать добрые и гуманные чувства, развивать речь, умение высказываться.

Материал: книги- сказки.

7. Тема. Выразительные средства общения.

Цель: активизировать использование в речи детей понятия «мимика» и «жест». Развивать умение согласованно действовать в коллективе.

Материал: иллюстрации.

8. Тема. Техника речи.

Цель: учить пользоваться интонацией, произносить фразы грустно, радостно; учить строить диалоги; воспитывать выдержку, терпение.

Материал:иллюстрации.

Ноябрь

1.   Тема. Знакомство с понятием «ролевой диалог».

Цель:  развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.

Материал: маски героев из сказок.

2.   Тема. Техника речи.

Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.

Материал: иллюстрации,картинки.

3.   Тема. Чтение р.н.с. «Зимовье».

Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Материал: книга « Зимовье».

4. Тема.   Распределение  и разучивание ролей по сказке «Зимовье».

Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.

Материал: иллюстрации к сказке.

5. Тема. Творчество детей. Лепка «Зимовье».

Цель: развивать умение согласовывать действия в коллективе; воспитывать дружеские и уважительные отношения.

Материал: пластилин, стек, доска ,салфетка, иллюстрации к сказке.

6. Тема. Инсценировка р. н. с. «Зимовье»

Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: маски.

7. Тема. Психогимнастика.

Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.

Материал: картинки.

8. Тема. Песня.

Цель: отрабатывать интонационную выразительность речи и пения; создавать целые и полные образы персонажей сказки.

Материал:сказки(книги)

Декабрь

 1.   Тема. Знакомство с теневым театром.

Цель: продолжать знакомить детей с разными видами театров; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать творческие способности.

Материал: теневой театр.

2.   Тема. Показ взрослыми Л. Земсков  «Кто нужнее» (мордовская), (теневой театр).

Цель: создать положительный эмоциональный настрой; побуждать интерес к театральной деятельности; обеспечить более яркое восприятие сказки.

Материал: теневой театр.

3.   Тема. Знакомство с видом театральной деятельности (мягкая игрушка).

Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности (мягкая игрушка); навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать моторику рук в сочетании с речью.

Материал: мягкие игрушки.

4.   Тема. Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос».

Цель: развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.

Материал: платок.

5. Тема. Знакомство с понятием «ролевой диалог».

Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.

Материал: иллюстрации к сказкам.

6. Тема. Техника речи.

Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.

Материал: картинки.

7. Тема. Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Цель: продолжать знакомить детей с настольным театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; воспитывать любовь к театру.

Материал: настольный театр.

8. Тема. Изготовление настольного театра.

Цель: изготовить фигуры для настольного театра. Развивать творческие способности. Воспитывать интерес к театру.

Материал: клей, цв. Бумага,ножницы, цв. Карандаши, салфетка.

Январь

1.Тема. Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка»

Цель: продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Материал: иллюстрации к сказке.

2. Тема. Распределение ролей (сказка Ш. Перро «Красная шапочка»). Работа над речью.

Цель: учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

Материал: иллюстрации к сказке.

3. Тема. Инсценировка сказки Ш. Перро «Красная шапочка» (настольный театр – для детей своей группы).

Цель: учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества.

Материал: настольный театр.

4. Тема. Веселый клоун.

Цель: развивать мимику, игровую деятельность, способствовать раскрепощению детей.

Материал:  маска –клоун, колпак клоуна.

5. Тема. Чтение мордовской народной сказки  «Как собака друга искала».

Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Материал: иллюстрации к сказке

6. Тема. Драматизация м. н. с. «Как собака друга искала» настольный театр.

Цель: вызвать желание участвовать в  настольном театре; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: настольный театр.

7. Тема. Драматизация м. н. с. «Как собака друга искала».

Цель: продолжать участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал:  иллюстрации к сказке.

8.   Тема. Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок.

Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности – театром масок; развивать творческий интерес.

Материал: театр масок.

Февраль

1. Тема. Чтение р. н. с. «Заяц - хваста». Подготовка масок для зайчат (каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку).

Цель: развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты; воспитывать аккуратность в работе; развивать творчество и фантазию.

Материал: иллюстрации

2. Тема. Подготовка спектакля по р. н. с. «Заяц - хваста».

 Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.

Материал: маски.

3. Тема. Подготовка спектакля по  р. н. с. «Заяц - хваста».

 Цель: продолжать развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.

Материал: маски.

4. Тема. Рисование «Зайчик».

 Цель: Учить рисовать зайчика, передавать характерные особенности внешнего вида (овальное туловище, голова, длинные уши, короткий хвост).

Материал: лист А-4 голубого цвета, гуашь белая, салфетки, кисть, иллюстрации, игрушка – заяц.

5.   Тема. Инсценировка спектакля по  р. н. с. «Заяц - хваста».

Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в детях артистичность.

Материал: маски.

6.Тема. Игры–стихи.                                                                              

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, поз.

Материал: иллюстрации.

7. Тема. Игра  «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем».

Цель: научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.

Материал: платок.

8.Тема. Игра: «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала.

Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

Материал: зеркало.

Март

1.Тема. Сказка «Теремок». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.

Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

Материал: иллюстрации.

2. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Теремок».

Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.

Материал: маски.

3. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Теремок».

Цель: продолжать развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.

Материал: маски.

4. Тема. Зеркальное.

Цель: продолжать знакомить с миром чувств и эмоций, развивать умение передавать их, умение владеть ими. Воспитывать интерес к театру.

Материал: зеркало, иллюстрации.

5. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности – куклами – Петрушками.

Цель: продолжать знакомить детей с различными видами театральной деятельности; развивать творческий интерес.

Материал: кукла- Петрушка.

6.   Тема. Освоение детьми навыков управления куклами – Петрушками.

Цель: учить детей управлять куклами – Петрушками; воспитывать любовь к театральной деятельности.

Материал: кукла- Петрушка.

7.  Тема. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Отработка диалогов.

Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; следить за выразительностью образа.

Материал: иллюстрации к сказке.

8. Тема. Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (показ детям младших групп).

Цель: создать радостное настроение у детей; учить имитировать голоса животных; воспитывать нравственность и духовность.

Материал: маски.

Апрель

1.Тема. Познакомить детей куклой БИ-БА-БО.

Цель: Показать ее строение, особенности вождения. Желающим ребятам предложить поговорить за персонажа. Воспитывать заинтересованность происходящим. Вызывать желание играть с куклой, имитировать ее голос.

Материал: куклы би-ба-бо.

2.Тема. Этюды: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинившийся» (М. Чистяковой).

 Цель: Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Материал: иллюстрации.

3.Тема. «Психогимнастика».

Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.

Материал: шапочки –героев сказок.

4.Тема: «Сказочники».

Цель: побуждать детей сочинять новые сказки, используя персонажей хорошо знакомой сказки, изменяя характеры героев на противоположные.

Материал: книга- сказки.

5.Тема: «Чтение сказки «Заюшкина избушка». Подготовка маски для зайчика».

Цель: Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты, воспитывать аккуратность в работе, развивать творчество и фантазию.

Материал: иллюстрации к сказке, клей цв. бумага, ножницы, фломастеры, клеенка, салфетки.

6. Тема: Инсценировка спектакля по сказке «Заюшкина избушка» (для детей младшей группы).

Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности, формировать в детях артистичность.

Материал: маски.

7.Тема: «Мы - актеры»

Цель: развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей, используя работу у зеркала и этюдный тренаж. Закреплять понятия: «мимика», «жест», «пантомима».

Материал: зеркало.

8. Тема. Обыгрывание мордовских потешек, закличек о весне .

Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; следить за выразительностью образа.

Материал: иллюстрации к потешкам.

Май

1. Тема. Ритмопластика.

Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.

Материал: иллюстрации.

2. Тема. Сказка «Репка на новый лад». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.

Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

Материал: илююстрации.

3. Тема. Работа над речью.

 Цель: Цель: учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

Материал: иллюстрации.

4. Тема. Игры, диалоги.

Цель: воспитание выразительности и речи, умение изменять тембр голоса, совершенствовать диалогическую речь.

Материал: маски.

5. Тема.  Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад».

Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.

Материал: маски.

6. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад».

Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса. Материал: маски.

7. Тема. Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для родителей).

Цель: создать положительный эмоциональный настрой;  воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Материал: маски.

 8. Тема. Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для детей младшей группы), чаепитие.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой;  воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Материал: маски.

        

        Список литературы:

  1. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Посвещение», 1991г.
  2. Генов Г. В. «Театр для малышей»
  3. Журналы «Дошкольное воспитание»: № 1/95г., №8,9,11/96г., № 2,5,6,7,9,11/98г., №5,6,10,12/97г., № 10,11/99г., № 11/2000г., № 1,2,4/2001г.
  4. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.
  5. Короткова Л. Д. «Сказка – для светлова ума закваска», М. 2001. изд. «Педагогическое общество России»
  6. В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.
  7. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.
  8. Л. М. Шипицына «Азбука общения»,Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г..
  9. Мордовские народные сказки / собр. и обраб. К. Т. Самородов; сост.: А. А. Долгачев, А. Д. Шуляев.- 2-е изд., доп. и прераб. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2006. - 386с. 
  10. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования / [О. В. Бурляева и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. – 104 с.
  11. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
  12. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.
  13. Е. В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду», Москва, Творческий центр “сфера”, 2009г.
  14. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», Москва, «ВАКО», 2007г.