Кружок "Теремок"
методическая разработка (средняя группа)
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Теремок»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 4-5 лет
Составитель: воспитатель
Пьянзина Т.А.
п. Комсомольский
2018 г.
Содержание:
1.Титульный лист
2. Содержание
3.Пояснительная записка
4. Учебно-тематический план обучения
5. Содержание учебного материала первого года обучения
6. Материально-техническое обеспечение.
7. Методическое обеспечение
8. Список источников
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в нашей группе я веду театральный кружок «Теремок».
Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Актуальность.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4-5 лет (средняя группа).
Цель: Развивать коммуникативно - творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.
Обучающие: развить у детей навыки общения и коллективного творчества;
Развивающие: развивать познавательный интерес к театральной деятельности;
Воспитывающие: содействовать воспитанию эстетических способностей у детей.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра.
8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Программа предполагает проведение два занятия в неделю во второй половине дня 15:40 - 16:00.
- Продолжительность занятия -20 минут
Срок реализации программы – 1 год:
Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.
Проводятся под руководством педагога.
Формы и методы обучения:
- Словесные – объяснение;
- Наглядные – показ;
- Креативные – творческий подход.
Используются:
- Игровые упражнения;
- Этюды;
- Игры - драматизации;
- Сюжетно-ролевые игры.
Ожидаемый результат:
- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
- Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
Формы подведения итогов:
- Театрализованные представления для детей;
- Досуги;
- Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.
Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы:
месяц | №
| Наименование тем | Количество часов |
С Е Н Т Я Б Р Ь
| 1 | Сюжетно – ролевая игра «Театр». | 20 мин. |
2 | Игра «Театр». | 20 мин. | |
3 | Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо). | 20 мин. | |
4 | Просмотр кукольного театра сказка «Репка». | 20 мин. | |
5 | Ритмопластика. | 20 мин. | |
6 | Чтение сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы). | 20 мин. | |
7 | Драматизация сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы). | 20 мин. | |
8 | Ритмопластика. | 20 мин. | |
О К Т Я Б Р Ь
| 1 | Инсценировка сказки «Колобок». | 20 мин. |
2 | Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. | 20 мин. | |
3 | Психогимнастика. | 20 мин. | |
4 | Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». Работа над речью (интонация, выразительность). | 20 мин. | |
5 | Инсценировка р. н. с. «Лисичка со скалочкой» (пальчиковый театр). | 20 мин. | |
6 | Знакомство со сказкой. | 20 мин. | |
7 | Выразительные средства общения. | 20 мин. | |
8 | Техника речи. | 20 мин. | |
Н О Я Б Р Ь
| 1 | Знакомство с понятием «ролевой диалог» | 20 мин. |
2 | Техника речи. | 20 мин. | |
3 | Чтение р.н.сказки «Зимовье» | 20 мин. | |
4 | Распределение и разучивание ролей по сказке «Зимовье» | 20 мин. | |
5 | Творчество детей. Лепка «Зимовье» | 20 мин. | |
6 | Инсценировка сказки «Зимовье» | 20 мин. | |
7 | Психогимнастика | 20 мин. | |
8 | Песня | 20 мин. | |
Д Е К А Б Р Ь
| 1 | Знакомство с теневым театром. | 20 мин. |
2 | Показ взрослыми Л . Земсков «Кто нужнее» (теневой театр). (мордовский писатель) | 20 мин. | |
3 | Знакомство с видом театральной деятельности (мягкая игрушка). | 20 мин. | |
4 | Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос». | 20 мин. | |
5 | Знакомство с понятием «ролевой диалог». | 20 мин. | |
6 | Техника речи. | 20 мин. | |
7 | Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. | 20 мин. | |
8 | Изготовление настольного театра. | 20 мин. | |
Я Н В А Р Ь
| 1 | Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» | 20 мин. |
2 | Распределение ролей (сказка Ш. Перро «Красная шапочка»). Работа над речью. | 20 мин. | |
3 | Инсценировка сказки Ш. Перро «Красная шапочка» (настольный театр – для детей своей группы). | 20 мин. | |
4 | Игра «Веселый клоун». | 20 мин. | |
5 | Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала». | 20 мин. | |
6 | Настольный театр м. н. с. «Как собака друга искала» | 20 мин. | |
7 | Драматизация м. н. с. «Как собака друга искала» | 20 мин. | |
8 | Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок. | 20 мин. | |
Ф Е в Р А Л Ь
| 1 | Чтение р.н.с. «Заяц-хваста». Подготовка масок для зайчат (каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку). | 20 мин. |
2 | Подготовка спектакля по р.н.с. «Заяц-хваста». | 20 мин. | |
3 | Подготовка спектакля по р.н.с. «Заяц-хваста». | 20 мин. | |
4 | Рисование «Зайчик» | 20 мин. | |
5 | Инсценировка спектакля по р.н.с «Заяц-хваста» (для детей младшей группы). | 20 мин. | |
6 | Игра-стихи | 20 мин. | |
7 | Игра «Что мы делали , не скажем, но зато мы вам покажем» | 20 мин. | |
8 | Игра «У зеркала» | 20 мин. | |
М А Р Т
| 1 | Сказка «Теремок». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.
| 20 мин. |
2 | Репетиция спектакля по сказке «Теремок». | 20 мин. | |
3 | Репетиция спектакля по сказке «Теремок». | 20 мин. | |
4 | Зеркальное. | 20 мин. | |
5 | Знакомство с видом театральной деятельности – куклами – Петрушками. | 20 мин. | |
6 | Освоение детьми навыков управления куклами – Петрушками. | 20 мин. | |
7 | Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Отработка диалогов. | 20 мин. | |
8 | Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (показ детям младших групп). | 20 мин. | |
А П Р Е Л Ь
| 1 | Познакомить детей куклой БИ-БА-БО. | 20 мин. |
2 | Этюды: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинившийся» (М. Чистяковой).
| 20 мин. | |
3 | Психогимнастика. | 20 мин. | |
4 | Сказочники. | 20 мин. | |
5 | Чтение сказки «Заюшкина избушка». Подготовка маски для зайчика». | 20 мин. | |
6 | Инсценировка спектакля по сказке «Заюшкина избушка» (для детей младшей группы). | 20 мин. | |
7 | «Мы - актеры» | 20 мин. | |
8 | Обыгрывание мордовских потешек, закличек о весне . | 20 мин. | |
М А Й
| 1 | Ритмопластика. | 20 мин. |
2 | Сказка «Репка на новый лад». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. | 20 мин. | |
3 | Работа над речью | 20 мин. | |
4 | Игры, диалоги. | 20 мин. | |
5 | Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад». | 20 мин. | |
6 | Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад». | 20 мин. | |
7 | Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для родителей). | 20 мин. | |
8 | Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для детей младшей группы), чаепитие. | 20 мин. |
Перспективное планирование.
Сентябрь
1. Тема. Сюжетно – ролевая игра «Театр».
Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материал: атрибуты к с. р. игре.
2. Тема. Игра «Театр».
Цель: закрепить с детьми правила поведения в театре; обыгрывание ролей; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материал: атрибуты к игре.
3. Тема. Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).
Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.
Материал: театры: теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо.
4. Тема. Просмотр кукольного театра «Репка» (вместе с родителями).
Цель: активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.
Материал: кукольный театр.
5. Тема. Ритмопластика.
Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.
Материал: иллюстрации.
6. Тема. Чтение сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы).
Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.
Материал: иллюстрации к сказке.
7. Тема. Драматизация сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы).
Цель: учить понимать эмоциональное состояние героев; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе.
Материал: маски.
8. Тема. Ритмопластика.
Цель: закрепить у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.
Материал: иллюстрации.
Октябрь
1. Тема. Инсценировка сказки «Колобок».
Цель: учить детей понимать эмоциональное состояние героев; развивать у детей умение пользоваться жестами; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе.
Материал: маски.
2. Тема. Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
Материал: пальчиковый театр.
3. Тема. Психогимнастика.
Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.
Материал: иллюстрации.
4. Тема. Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». Работа над речью (интонация, выразительность).
Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.
Материал: иллюстрации к сказке.
5. Тема. Инсценировка р. н. с. «Лисичка со скалочкой» (пальчиковый театр).
Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.
Материал: пальчиковый театр.
6. Тема. Знакомство со сказкой.
Цель: познакомить детей со сказкой, воспитывать добрые и гуманные чувства, развивать речь, умение высказываться.
Материал: книги- сказки.
7. Тема. Выразительные средства общения.
Цель: активизировать использование в речи детей понятия «мимика» и «жест». Развивать умение согласованно действовать в коллективе.
Материал: иллюстрации.
8. Тема. Техника речи.
Цель: учить пользоваться интонацией, произносить фразы грустно, радостно; учить строить диалоги; воспитывать выдержку, терпение.
Материал:иллюстрации.
Ноябрь
1. Тема. Знакомство с понятием «ролевой диалог».
Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.
Материал: маски героев из сказок.
2. Тема. Техника речи.
Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.
Материал: иллюстрации,картинки.
3. Тема. Чтение р.н.с. «Зимовье».
Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Материал: книга « Зимовье».
4. Тема. Распределение и разучивание ролей по сказке «Зимовье».
Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.
Материал: иллюстрации к сказке.
5. Тема. Творчество детей. Лепка «Зимовье».
Цель: развивать умение согласовывать действия в коллективе; воспитывать дружеские и уважительные отношения.
Материал: пластилин, стек, доска ,салфетка, иллюстрации к сказке.
6. Тема. Инсценировка р. н. с. «Зимовье»
Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материал: маски.
7. Тема. Психогимнастика.
Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.
Материал: картинки.
8. Тема. Песня.
Цель: отрабатывать интонационную выразительность речи и пения; создавать целые и полные образы персонажей сказки.
Материал:сказки(книги)
Декабрь
1. Тема. Знакомство с теневым театром.
Цель: продолжать знакомить детей с разными видами театров; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать творческие способности.
Материал: теневой театр.
2. Тема. Показ взрослыми Л. Земсков «Кто нужнее» (мордовская), (теневой театр).
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; побуждать интерес к театральной деятельности; обеспечить более яркое восприятие сказки.
Материал: теневой театр.
3. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности (мягкая игрушка).
Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности (мягкая игрушка); навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать моторику рук в сочетании с речью.
Материал: мягкие игрушки.
4. Тема. Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос».
Цель: развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.
Материал: платок.
5. Тема. Знакомство с понятием «ролевой диалог».
Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.
Материал: иллюстрации к сказкам.
6. Тема. Техника речи.
Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.
Материал: картинки.
7. Тема. Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
Цель: продолжать знакомить детей с настольным театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; воспитывать любовь к театру.
Материал: настольный театр.
8. Тема. Изготовление настольного театра.
Цель: изготовить фигуры для настольного театра. Развивать творческие способности. Воспитывать интерес к театру.
Материал: клей, цв. Бумага,ножницы, цв. Карандаши, салфетка.
Январь
1.Тема. Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка»
Цель: продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Материал: иллюстрации к сказке.
2. Тема. Распределение ролей (сказка Ш. Перро «Красная шапочка»). Работа над речью.
Цель: учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.
Материал: иллюстрации к сказке.
3. Тема. Инсценировка сказки Ш. Перро «Красная шапочка» (настольный театр – для детей своей группы).
Цель: учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества.
Материал: настольный театр.
4. Тема. Веселый клоун.
Цель: развивать мимику, игровую деятельность, способствовать раскрепощению детей.
Материал: маска –клоун, колпак клоуна.
5. Тема. Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».
Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Материал: иллюстрации к сказке
6. Тема. Драматизация м. н. с. «Как собака друга искала» настольный театр.
Цель: вызвать желание участвовать в настольном театре; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материал: настольный театр.
7. Тема. Драматизация м. н. с. «Как собака друга искала».
Цель: продолжать участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материал: иллюстрации к сказке.
8. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок.
Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности – театром масок; развивать творческий интерес.
Материал: театр масок.
Февраль
1. Тема. Чтение р. н. с. «Заяц - хваста». Подготовка масок для зайчат (каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку).
Цель: развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты; воспитывать аккуратность в работе; развивать творчество и фантазию.
Материал: иллюстрации
2. Тема. Подготовка спектакля по р. н. с. «Заяц - хваста».
Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.
Материал: маски.
3. Тема. Подготовка спектакля по р. н. с. «Заяц - хваста».
Цель: продолжать развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.
Материал: маски.
4. Тема. Рисование «Зайчик».
Цель: Учить рисовать зайчика, передавать характерные особенности внешнего вида (овальное туловище, голова, длинные уши, короткий хвост).
Материал: лист А-4 голубого цвета, гуашь белая, салфетки, кисть, иллюстрации, игрушка – заяц.
5. Тема. Инсценировка спектакля по р. н. с. «Заяц - хваста».
Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в детях артистичность.
Материал: маски.
6.Тема. Игры–стихи.
Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, поз.
Материал: иллюстрации.
7. Тема. Игра «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем».
Цель: научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.
Материал: платок.
8.Тема. Игра: «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала.
Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.
Материал: зеркало.
Март
1.Тема. Сказка «Теремок». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.
Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.
Материал: иллюстрации.
2. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Теремок».
Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.
Материал: маски.
3. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Теремок».
Цель: продолжать развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.
Материал: маски.
4. Тема. Зеркальное.
Цель: продолжать знакомить с миром чувств и эмоций, развивать умение передавать их, умение владеть ими. Воспитывать интерес к театру.
Материал: зеркало, иллюстрации.
5. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности – куклами – Петрушками.
Цель: продолжать знакомить детей с различными видами театральной деятельности; развивать творческий интерес.
Материал: кукла- Петрушка.
6. Тема. Освоение детьми навыков управления куклами – Петрушками.
Цель: учить детей управлять куклами – Петрушками; воспитывать любовь к театральной деятельности.
Материал: кукла- Петрушка.
7. Тема. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Отработка диалогов.
Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; следить за выразительностью образа.
Материал: иллюстрации к сказке.
8. Тема. Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (показ детям младших групп).
Цель: создать радостное настроение у детей; учить имитировать голоса животных; воспитывать нравственность и духовность.
Материал: маски.
Апрель
1.Тема. Познакомить детей куклой БИ-БА-БО.
Цель: Показать ее строение, особенности вождения. Желающим ребятам предложить поговорить за персонажа. Воспитывать заинтересованность происходящим. Вызывать желание играть с куклой, имитировать ее голос.
Материал: куклы би-ба-бо.
2.Тема. Этюды: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинившийся» (М. Чистяковой).
Цель: Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Материал: иллюстрации.
3.Тема. «Психогимнастика».
Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.
Материал: шапочки –героев сказок.
4.Тема: «Сказочники».
Цель: побуждать детей сочинять новые сказки, используя персонажей хорошо знакомой сказки, изменяя характеры героев на противоположные.
Материал: книга- сказки.
5.Тема: «Чтение сказки «Заюшкина избушка». Подготовка маски для зайчика».
Цель: Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты, воспитывать аккуратность в работе, развивать творчество и фантазию.
Материал: иллюстрации к сказке, клей цв. бумага, ножницы, фломастеры, клеенка, салфетки.
6. Тема: Инсценировка спектакля по сказке «Заюшкина избушка» (для детей младшей группы).
Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности, формировать в детях артистичность.
Материал: маски.
7.Тема: «Мы - актеры»
Цель: развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей, используя работу у зеркала и этюдный тренаж. Закреплять понятия: «мимика», «жест», «пантомима».
Материал: зеркало.
8. Тема. Обыгрывание мордовских потешек, закличек о весне .
Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; следить за выразительностью образа.
Материал: иллюстрации к потешкам.
Май
1. Тема. Ритмопластика.
Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.
Материал: иллюстрации.
2. Тема. Сказка «Репка на новый лад». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.
Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.
Материал: илююстрации.
3. Тема. Работа над речью.
Цель: Цель: учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.
Материал: иллюстрации.
4. Тема. Игры, диалоги.
Цель: воспитание выразительности и речи, умение изменять тембр голоса, совершенствовать диалогическую речь.
Материал: маски.
5. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад».
Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.
Материал: маски.
6. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад».
Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса. Материал: маски.
7. Тема. Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для родителей).
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.
Материал: маски.
8. Тема. Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для детей младшей группы), чаепитие.
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.
Материал: маски.
Список литературы:
- Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Посвещение», 1991г.
- Генов Г. В. «Театр для малышей»
- Журналы «Дошкольное воспитание»: № 1/95г., №8,9,11/96г., № 2,5,6,7,9,11/98г., №5,6,10,12/97г., № 10,11/99г., № 11/2000г., № 1,2,4/2001г.
- Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.
- Короткова Л. Д. «Сказка – для светлова ума закваска», М. 2001. изд. «Педагогическое общество России»
- В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.
- Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.
- Л. М. Шипицына «Азбука общения»,Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г..
- Мордовские народные сказки / собр. и обраб. К. Т. Самородов; сост.: А. А. Долгачев, А. Д. Шуляев.- 2-е изд., доп. и прераб. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2006. - 386с.
- Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования / [О. В. Бурляева и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. – 104 с.
- Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
- Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.
- Е. В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду», Москва, Творческий центр “сфера”, 2009г.
- Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», Москва, «ВАКО», 2007г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 55.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Теремок»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 4-5 лет
Составитель: воспитатель
Пьянзина Т.А.
п. Комсомольский
2018 г.
Содержание
1.Титульный лист
2. Содержание
3.Пояснительная записка
4. Учебно-тематический план обучения
5. Содержание учебного материала первого года обучения
6. Материально-техническое обеспечение.
7. Методическое обеспечение
8. Список источников
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в нашей группе я веду театральный кружок «Теремок».
Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Актуальность.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4-5 лет (средняя группа).
Цель: Развивать коммуникативно - творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.
Обучающие: развить у детей навыки общения и коллективного творчества;
Развивающие: развивать познавательный интерес к театральной деятельности;
Воспитывающие: содействовать воспитанию эстетических способностей у детей.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра.
8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Программа предполагает проведение два занятия в неделю во второй половине дня 15:40 - 16:00.
- Продолжительность занятия -20 минут
Срок реализации программы – 1 год:
Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.
Проводятся под руководством педагога.
Формы и методы обучения:
- Словесные – объяснение;
- Наглядные – показ;
- Креативные – творческий подход.
Используются:
- Игровые упражнения;
- Этюды;
- Игры - драматизации;
- Сюжетно-ролевые игры.
Ожидаемый результат:
- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
- Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
Формы подведения итогов:
- Театрализованные представления для детей;
- Досуги;
- Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.
Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы:
месяц | № | Наименование тем | Количество часов |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1 | Сюжетно – ролевая игра «Театр». | 20 мин. |
2 | Игра «Театр». | 20 мин. | |
3 | Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо). | 20 мин. | |
4 | Просмотр кукольного театра сказка «Репка». | 20 мин. | |
5 | Ритмопластика. | 20 мин. | |
6 | Чтение сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы). | 20 мин. | |
7 | Драматизация сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы). | 20 мин. | |
8 | Ритмопластика. | 20 мин. | |
О К Т Я Б Р Ь | 1 | Инсценировка сказки «Колобок». | 20 мин. |
2 | Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. | 20 мин. | |
3 | Психогимнастика. | 20 мин. | |
4 | Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». Работа над речью (интонация, выразительность). | 20 мин. | |
5 | Инсценировка р. н. с. «Лисичка со скалочкой» (пальчиковый театр). | 20 мин. | |
6 | Знакомство со сказкой. | 20 мин. | |
7 | Выразительные средства общения. | 20 мин. | |
8 | Техника речи. | 20 мин. | |
Н О Я Б Р Ь | 1 | Знакомство с понятием «ролевой диалог» | 20 мин. |
2 | Техника речи. | 20 мин. | |
3 | Чтение р.н.сказки «Зимовье» | 20 мин. | |
4 | Распределение и разучивание ролей по сказке «Зимовье» | 20 мин. | |
5 | Творчество детей. Лепка «Зимовье» | 20 мин. | |
6 | Инсценировка сказки «Зимовье» | 20 мин. | |
7 | Психогимнастика | 20 мин. | |
8 | Песня | 20 мин. | |
Д Е К А Б Р Ь | 1 | Знакомство с теневым театром. | 20 мин. |
2 | Показ взрослыми Л . Земсков «Кто нужнее» (теневой театр). (мордовский писатель) | 20 мин. | |
3 | Знакомство с видом театральной деятельности (мягкая игрушка). | 20 мин. | |
4 | Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос». | 20 мин. | |
5 | Знакомство с понятием «ролевой диалог». | 20 мин. | |
6 | Техника речи. | 20 мин. | |
7 | Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. | 20 мин. | |
8 | Изготовление настольного театра. | 20 мин. | |
Я Н В А Р Ь | 1 | Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» | 20 мин. |
2 | Распределение ролей (сказка Ш. Перро «Красная шапочка»). Работа над речью. | 20 мин. | |
3 | Инсценировка сказки Ш. Перро «Красная шапочка» (настольный театр – для детей своей группы). | 20 мин. | |
4 | Игра «Веселый клоун». | 20 мин. | |
5 | Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала». | 20 мин. | |
6 | Настольный театр м. н. с. «Как собака друга искала» | 20 мин. | |
7 | Драматизация м. н. с. «Как собака друга искала» | 20 мин. | |
8 | Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок. | 20 мин. | |
Ф Е в Р А Л Ь | 1 | Чтение р.н.с. «Заяц-хваста». Подготовка масок для зайчат (каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку). | 20 мин. |
2 | Подготовка спектакля по р.н.с. «Заяц-хваста». | 20 мин. | |
3 | Подготовка спектакля по р.н.с. «Заяц-хваста». | 20 мин. | |
4 | Рисование «Зайчик» | 20 мин. | |
5 | Инсценировка спектакля по р.н.с «Заяц-хваста» (для детей младшей группы). | 20 мин. | |
6 | Игра-стихи | 20 мин. | |
7 | Игра «Что мы делали , не скажем, но зато мы вам покажем» | 20 мин. | |
8 | Игра «У зеркала» | 20 мин. | |
М А Р Т | 1 | Сказка «Теремок». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. | 20 мин. |
2 | Репетиция спектакля по сказке «Теремок». | 20 мин. | |
3 | Репетиция спектакля по сказке «Теремок». | 20 мин. | |
4 | Зеркальное. | 20 мин. | |
5 | Знакомство с видом театральной деятельности – куклами – Петрушками. | 20 мин. | |
6 | Освоение детьми навыков управления куклами – Петрушками. | 20 мин. | |
7 | Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Отработка диалогов. | 20 мин. | |
8 | Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (показ детям младших групп). | 20 мин. | |
А П Р Е Л Ь | 1 | Познакомить детей куклой БИ-БА-БО. | 20 мин. |
2 | Этюды: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинившийся» (М. Чистяковой). | 20 мин. | |
3 | Психогимнастика. | 20 мин. | |
4 | Сказочники. | 20 мин. | |
5 | Чтение сказки «Заюшкина избушка». Подготовка маски для зайчика». | 20 мин. | |
6 | Инсценировка спектакля по сказке «Заюшкина избушка» (для детей младшей группы). | 20 мин. | |
7 | «Мы - актеры» | 20 мин. | |
8 | Обыгрывание мордовских потешек, закличек о весне . | 20 мин. | |
М А Й | 1 | Ритмопластика. | 20 мин. |
2 | Сказка «Репка на новый лад». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. | 20 мин. | |
3 | Работа над речью | 20 мин. | |
4 | Игры, диалоги. | 20 мин. | |
5 | Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад». | 20 мин. | |
6 | Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад». | 20 мин. | |
7 | Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для родителей). | 20 мин. | |
8 | Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для детей младшей группы), чаепитие. | 20 мин. |
Перспективное планирование.
Сентябрь
1. Тема. Сюжетно – ролевая игра «Театр».
Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материал: атрибуты к с. р. игре.
2. Тема. Игра «Театр».
Цель: закрепить с детьми правила поведения в театре; обыгрывание ролей; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материал: атрибуты к игре.
3. Тема. Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).
Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.
Материал: театры: теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо.
4. Тема. Просмотр кукольного театра «Репка» (вместе с родителями).
Цель: активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.
Материал: кукольный театр.
5. Тема. Ритмопластика.
Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.
Материал: иллюстрации.
6. Тема. Чтение сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы).
Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.
Материал: иллюстрации к сказке.
7. Тема. Драматизация сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы).
Цель: учить понимать эмоциональное состояние героев; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе.
Материал: маски.
8. Тема. Ритмопластика.
Цель: закрепить у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.
Материал: иллюстрации.
Октябрь
1. Тема. Инсценировка сказки «Колобок».
Цель: учить детей понимать эмоциональное состояние героев; развивать у детей умение пользоваться жестами; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе.
Материал: маски.
2. Тема. Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
Материал: пальчиковый театр.
3. Тема. Психогимнастика.
Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.
Материал: иллюстрации.
4. Тема. Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». Работа над речью (интонация, выразительность).
Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.
Материал: иллюстрации к сказке.
5. Тема. Инсценировка р. н. с. «Лисичка со скалочкой» (пальчиковый театр).
Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.
Материал: пальчиковый театр.
6. Тема. Знакомство со сказкой.
Цель: познакомить детей со сказкой, воспитывать добрые и гуманные чувства, развивать речь, умение высказываться.
Материал: книги- сказки.
7. Тема. Выразительные средства общения.
Цель: активизировать использование в речи детей понятия «мимика» и «жест». Развивать умение согласованно действовать в коллективе.
Материал: иллюстрации.
8. Тема. Техника речи.
Цель: учить пользоваться интонацией, произносить фразы грустно, радостно; учить строить диалоги; воспитывать выдержку, терпение.
Материал:иллюстрации.
Ноябрь
1. Тема. Знакомство с понятием «ролевой диалог».
Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.
Материал: маски героев из сказок.
2. Тема. Техника речи.
Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.
Материал: иллюстрации,картинки.
3. Тема. Чтение р.н.с. «Зимовье».
Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Материал: книга « Зимовье».
4. Тема. Распределение и разучивание ролей по сказке «Зимовье».
Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.
Материал: иллюстрации к сказке.
5. Тема. Творчество детей. Лепка «Зимовье».
Цель: развивать умение согласовывать действия в коллективе; воспитывать дружеские и уважительные отношения.
Материал: пластилин, стек, доска ,салфетка, иллюстрации к сказке.
6. Тема. Инсценировка р. н. с. «Зимовье»
Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материал: маски.
7. Тема. Психогимнастика.
Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.
Материал: картинки.
8. Тема. Песня.
Цель: отрабатывать интонационную выразительность речи и пения; создавать целые и полные образы персонажей сказки.
Материал:сказки(книги)
Декабрь
1. Тема. Знакомство с теневым театром.
Цель: продолжать знакомить детей с разными видами театров; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать творческие способности.
Материал: теневой театр.
2. Тема. Показ взрослыми Л. Земсков «Кто нужнее» (мордовская), (теневой театр).
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; побуждать интерес к театральной деятельности; обеспечить более яркое восприятие сказки.
Материал: теневой театр.
3. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности (мягкая игрушка).
Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности (мягкая игрушка); навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать моторику рук в сочетании с речью.
Материал: мягкие игрушки.
4. Тема. Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос».
Цель: развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.
Материал: платок.
5. Тема. Знакомство с понятием «ролевой диалог».
Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.
Материал: иллюстрации к сказкам.
6. Тема. Техника речи.
Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.
Материал: картинки.
7. Тема. Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
Цель: продолжать знакомить детей с настольным театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; воспитывать любовь к театру.
Материал: настольный театр.
8. Тема. Изготовление настольного театра.
Цель: изготовить фигуры для настольного театра. Развивать творческие способности. Воспитывать интерес к театру.
Материал: клей, цв. Бумага,ножницы, цв. Карандаши, салфетка.
Январь
1.Тема. Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка»
Цель: продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Материал: иллюстрации к сказке.
2. Тема. Распределение ролей (сказка Ш. Перро «Красная шапочка»). Работа над речью.
Цель: учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.
Материал: иллюстрации к сказке.
3. Тема. Инсценировка сказки Ш. Перро «Красная шапочка» (настольный театр – для детей своей группы).
Цель: учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества.
Материал: настольный театр.
4. Тема. Веселый клоун.
Цель: развивать мимику, игровую деятельность, способствовать раскрепощению детей.
Материал: маска –клоун, колпак клоуна.
5. Тема. Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».
Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Материал: иллюстрации к сказке
6. Тема. Драматизация м. н. с. «Как собака друга искала» настольный театр.
Цель: вызвать желание участвовать в настольном театре; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материал: настольный театр.
7. Тема. Драматизация м. н. с. «Как собака друга искала».
Цель: продолжать участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материал: иллюстрации к сказке.
8. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок.
Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности – театром масок; развивать творческий интерес.
Материал: театр масок.
Февраль
1. Тема. Чтение р. н. с. «Заяц - хваста». Подготовка масок для зайчат (каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку).
Цель: развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты; воспитывать аккуратность в работе; развивать творчество и фантазию.
Материал: иллюстрации
2. Тема. Подготовка спектакля по р. н. с. «Заяц - хваста».
Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.
Материал: маски.
3. Тема. Подготовка спектакля по р. н. с. «Заяц - хваста».
Цель: продолжать развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.
Материал: маски.
4. Тема. Рисование «Зайчик».
Цель: Учить рисовать зайчика, передавать характерные особенности внешнего вида (овальное туловище, голова, длинные уши, короткий хвост).
Материал: лист А-4 голубого цвета, гуашь белая, салфетки, кисть, иллюстрации, игрушка – заяц.
5. Тема. Инсценировка спектакля по р. н. с. «Заяц - хваста».
Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в детях артистичность.
Материал: маски.
6.Тема. Игры–стихи.
Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, поз.
Материал: иллюстрации.
7. Тема. Игра «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем».
Цель: научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.
Материал: платок.
8.Тема. Игра: «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала.
Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.
Материал: зеркало.
Март
1.Тема. Сказка «Теремок». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.
Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.
Материал: иллюстрации.
2. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Теремок».
Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.
Материал: маски.
3. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Теремок».
Цель: продолжать развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.
Материал: маски.
4. Тема. Зеркальное.
Цель: продолжать знакомить с миром чувств и эмоций, развивать умение передавать их, умение владеть ими. Воспитывать интерес к театру.
Материал: зеркало, иллюстрации.
5. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности – куклами – Петрушками.
Цель: продолжать знакомить детей с различными видами театральной деятельности; развивать творческий интерес.
Материал: кукла- Петрушка.
6. Тема. Освоение детьми навыков управления куклами – Петрушками.
Цель: учить детей управлять куклами – Петрушками; воспитывать любовь к театральной деятельности.
Материал: кукла- Петрушка.
7. Тема. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Отработка диалогов.
Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; следить за выразительностью образа.
Материал: иллюстрации к сказке.
8. Тема. Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (показ детям младших групп).
Цель: создать радостное настроение у детей; учить имитировать голоса животных; воспитывать нравственность и духовность.
Материал: маски.
Апрель
1.Тема. Познакомить детей куклой БИ-БА-БО.
Цель: Показать ее строение, особенности вождения. Желающим ребятам предложить поговорить за персонажа. Воспитывать заинтересованность происходящим. Вызывать желание играть с куклой, имитировать ее голос.
Материал: куклы би-ба-бо.
2.Тема. Этюды: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинившийся» (М. Чистяковой).
Цель: Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Материал: иллюстрации.
3.Тема. «Психогимнастика».
Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.
Материал: шапочки –героев сказок.
4.Тема: «Сказочники».
Цель: побуждать детей сочинять новые сказки, используя персонажей хорошо знакомой сказки, изменяя характеры героев на противоположные.
Материал: книга- сказки.
5.Тема: «Чтение сказки «Заюшкина избушка». Подготовка маски для зайчика».
Цель: Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты, воспитывать аккуратность в работе, развивать творчество и фантазию.
Материал: иллюстрации к сказке, клей цв. бумага, ножницы, фломастеры, клеенка, салфетки.
6. Тема: Инсценировка спектакля по сказке «Заюшкина избушка» (для детей младшей группы).
Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности, формировать в детях артистичность.
Материал: маски.
7.Тема: «Мы - актеры»
Цель: развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей, используя работу у зеркала и этюдный тренаж. Закреплять понятия: «мимика», «жест», «пантомима».
Материал: зеркало.
8. Тема. Обыгрывание мордовских потешек, закличек о весне .
Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; следить за выразительностью образа.
Материал: иллюстрации к потешкам.
Май
1. Тема. Ритмопластика.
Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.
Материал: иллюстрации.
2. Тема. Сказка «Репка на новый лад». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.
Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.
Материал: илююстрации.
3. Тема. Работа над речью.
Цель: Цель: учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.
Материал: иллюстрации.
4. Тема. Игры, диалоги.
Цель: воспитание выразительности и речи, умение изменять тембр голоса, совершенствовать диалогическую речь.
Материал: маски.
5. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад».
Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.
Материал: маски.
6. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад».
Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса. Материал: маски.
7. Тема. Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для родителей).
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.
Материал: маски.
8. Тема. Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для детей младшей группы), чаепитие.
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.
Материал: маски.
Список литературы:
- Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Посвещение», 1991г.
- Генов Г. В. «Театр для малышей»
- Журналы «Дошкольное воспитание»: № 1/95г., №8,9,11/96г., № 2,5,6,7,9,11/98г., №5,6,10,12/97г., № 10,11/99г., № 11/2000г., № 1,2,4/2001г.
- Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.
- Короткова Л. Д. «Сказка – для светлова ума закваска», М. 2001. изд. «Педагогическое общество России»
- В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.
- Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.
- Л. М. Шипицына «Азбука общения»,Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г..
- Мордовские народные сказки / собр. и обраб. К. Т. Самородов; сост.: А. А. Долгачев, А. Д. Шуляев.- 2-е изд., доп. и прераб. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2006. - 386с.
- Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования / [О. В. Бурляева и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. – 104 с.
- Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
- Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.
- Е. В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду», Москва, Творческий центр “сфера”, 2009г.
- Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», Москва, «ВАКО», 2007г.