Особенности развития познавательных процессов детей 3 –4 лет.
консультация (младшая группа)

Титова Александра Игоревна

Особенности развития познавательных процессов детей 3 –4 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития познавательных процессов детей 3 –4 лет.

Подготовила: Титова А.И. педагог-психолог МАОУ «гимназии им. Н.В. Пушкова».

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики

ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные

изменения. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со

взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в

различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с

изменениями возникают сложные социальные формы психики, такие, как

личность и её структурные элементы (характер, интересы и др., способности и

склонности. Между познавательными процессами начинают устанавливаться

тесные взаимосвязи.

Речь. У детей 3-4 лет происходит интенсивное формирование речи, которое идет

В процессе совместной деятельности со взрослым. Речь перестраивает все

психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства и др. Овладение

речью позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать фантазировать,

строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия.

Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но

становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за

год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до

2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с

именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей

речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В

речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь

каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для

окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Эти «разговоры с

собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок

удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы,

обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия,

которые опускает в реальности.

Восприятие. Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и

восприятия. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение

восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент

для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания,

воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде

наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности

предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый.

В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться

впроцессе согласованной работы, направленной на развитие мышления,

воображения, речи.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер.

Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно

анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не

главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их

на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Таким образом,

восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то

есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не

отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их

нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все

характеристики предмета, а только наиболее яркие и по ним отличает предмет

от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с

предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать

разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от

предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.

Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще

слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами,

перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр, но

элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и

возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь

начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел

рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и

формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко

разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с

трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла

происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета. Малыши еще не умеют

направлять свое воображение.

В дошкольном возрасте воображение в основном является непроизвольным, у

ребёнка отсутствует сознательно поставленная цель создать какой-либо образ.

Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло

его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. На

протяжении всего дошкольного возраста воображение нуждается во внешней

опоре, функцию которой могут выполнять различные реальные предметы,

игрушки, роли, взятые ребёнком на себя в игре, иллюстрации к литературным

произведениям и т. д.

Внимание. Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной

деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания.

Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является

то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами.

Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к

воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в

дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной

цели, т. е. является непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает как

бы само собой, без усилия воли. В сознании маленьких детей фиксируется то,

что ярко, эмоционально. Ребенок неспособен длительное время удерживать свое

внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной

деятельности на другую.

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает

формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от

человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание

необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В

игре, на занятиях в детском саду ребенок учиться принимать словесное задание

и переводить его в самоприказ, овладевая простейшими навыками

самоконтроля.

И все же уровень развития внимания еще невысок. Ребенок легко отвлекается,

может бросить начатое дело и заняться другим. Способность детей управлять

своим вниманием очень невелика. Сложно направить внимание ребенка на

предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с

объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию.

Мышление. В младшем дошкольном возрасте мышление функционирует в

предметной деятельности. Ребенок решает практические задачи с помощью

орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно -действенного

мышления.

В три-четыре года ребенок, пытается анализировать то, что видит вокруг себя;

сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их

взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за

окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно

получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам

стремится объяснить то, что видит вокруг. Трёхлетним детям ясна лишь

конечная цель, которая должна быть достигнута (надо вытащить из высокого

сосуда конфету, починить игрушку, но они не видят условий решения этой

задачи. Поэтому их действия имеют беспорядочно – пробовательный характер.

Уточнение задачи делает действия проблемными, поисковыми.

Во всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные

операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация.

Первые мыслительные операция – сравнение и обобщение – формируются у

ребёнка при освоении предметных, главным образом, орудийных действий. Дети

могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим

признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное, форме (это все

круглое, величине (это все маленькое).

Память. Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется

образностью. Ребенок не ставит перед собой осознанных целей, что -либо

запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и

сознания. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно свя зано с

его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем ни менее, то,

что запомнилось, сохраняется надолго.

Главным видом памяти ребёнка является образная память. Это представления об

окружающих людях и их действиях, о предметах обихода, о фр уктах и овощах, о

зверях и птицах, о пространстве и времени и т. п. В дошкольном возрасте

продолжает развиваться двигательная память, содержание которой

значительно изменяется. Движения ребёнка становятся более сложными, могут

включать несколько компонентов (дети танцуют и размахивают платочками).

До 3-4 лет память ребёнка носит преимущественно непреднамеренный характер.

Ребёнок ещё не умеет ставить перед собой цель запомнить-вспомнить. Не

овладевает он и теми способами, приёмами, которые позволили бы ему

преднамеренно осуществить процессы запоминания и воспроизведения. Именно

непроизвольное запоминание обеспечивает ему разные знания о предметах и

явлениях окружающего мира, их свойствах, связях, о людях, их

взаимоотношениях и деятельности.

Высокий уровень развития непроизвольной памяти является важной

Предпосылкой развития произвольных процессов памяти, чем богаче опыт и

знания детей, запечатлённые ими непроизвольно, тем легче

осуществляется развитие произвольной памяти. Наиболее благоприятные

условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением

создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения

ребёнком взятой на себя роли. Количество слов, которое запоминает ребёнок

выступая, например, в роли покупателя, исполняемого поручение купить в

магазине определённые предметы, оказывается выше, чем количество слов,

запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Произвольное запоминание в 3-4 года может носить и механический характер.

Механическое запоминание основано на многократном повторении, оно не

опирается на понимание запоминаемого материала. Дети легко запоминают

бессмысленный материал, например, считалки, словесные каламбуры,

недостаточно понятные фразы, стихотворения, а также прибегают к дословному

воспроизведению далеко не всегда осмысленного имя материала.

Итак, в дошкольном периоде происходит становление и развитие основных

познавательных процессов. Происходит это благодаря участию взрослых,

которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность

ребёнка, выступают в роли источника многообразной информации. Взрослые,

родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность

психического развития дошкольника, поскольку они включают ребёнка в

разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.

Задержка речевого развития у детей 3 лет: причины, симптомы и методы лечения.

В возрасте 2-3 лет ребенок способен построить первые простые предложения. С трех лет ребенок способен выстраивать свои мысли в связный небольшой текст, запоминать и пересказывать недлинные стихотворения. –

Становление речи в первый год жизни 

Первый год жизни очень важен для правильного процесса становления речи ребенка. В этот период у него активно развиваются головной мозг, слух, органы речи. Гармоничное сочетание этих составляющих позволяет говорить о здоровье малыша. Слыша чужую речь, он пытается копировать вначале интонацию говорящего, а затем издавать похожие звуки и слоги.

К концу первого года жизни малыш уже в состоянии повторять отдельные слова. Его словарный запас насчитывает примерно 10 слов, состоящих из однотипных слогов. Расширился круг узнаваемых предметов. Он узнает по именам близких людей, способен различать, кто изображен на картине.

После полутора лет появляются в речи ребенка первые простые предложения, чаще состоящие из двух-трёх слов. Затем малыш усваивает множественное число, и уже к двум годам использует формы падежа. Задержка речевого развития у детей 3 лет диагностируется в том случае, если ребенок этого не умеет. Но стоит ли сразу паниковать? Для начала важно выяснить причину.

Причины отклонения.

 Почему происходит задержка речевого развития у детей? Причины могут быть разными. Для эффективной коррекции проблем в речи ребенка необходимо четко определить проблему и обратиться к нужному специалисту. Ученые выделяют основные причины: Проблемы в развитии во внутриутробном периоде. Родовые травмы. Травмы головы в раннем возрасте. Психологические травмы, задержки нервно-психического развития. Проблемы со слухом. Ограниченное общение взрослого с ребенком

Следует обратить особое внимание, если малыш не стремится к взаимодействию с другими детьми. Его не принимают в игру, потому что его речь непонятна для окружающих. Ребенок слишком торопится и проглатывает часть слов. Он не может ответить на простые вопросы. Не распознает и не может назвать простые предметы. При наличии этих симптомов ребенку необходима помощь. Вполне вероятно, что эти проблемы могут исчезнуть после простых упражнений с родителями. Если же результата от занятий нет после непродолжительного времени, следует обратиться к специалисту.

После 4 лет велика вероятность переход от задержки речевого развития в задержку психоречевого развития (ЗПРР). Это объясняется тем, что недоразвитие речи тормозит развитие мышления, и наоборот, проблемы в психическом развитии затормаживают нормальное становление речи у ребенка. От выбранных методик для лечения и коррекции ЗПРР зависит успех в развитии речи. Однако отмечено, что после пятилетнего возраста шанс на полное искоренение недостатков в речи резко падает. А после 6 лет и вовсе составляет всего 0,2%.

Признаки проблемы.

 Как узнать, что у ребенка действительно задержка речевого развития? Как распознать отклонения?

10 основных признаков:

Отсутствие «реакции оживления» на взрослого до 4 месяцев.

Отсутствие лепета до 9 месяцев.

Проблемы с жеванием и глотанием до полутора лет.

Отсутствие простых слов и непонимание элементарных команд до полутора лет.

Словарный запас не расширяется к двум годам.

 Неумение составить простые предложения из двух слов к 2,5 годам.

Неразборчивая, торопливая или чересчур медленная речь к трем годам.

Неумение составить собственных предложений в 3 года или использование зеркальных фраз взрослого.

Непонимание простых объяснений взрослого после трех лет.

Постоянно открытый рот и обильное слюнотечение, не связанное с прорезыванием зубов.

Если ребенок в трехлетнем возрасте отлично понимает взрослого, выполняет его просьбы, и у него нет задержек в психическом развитии, то паниковать не стоит. Если у малыша страдает только речь, то причина кроется в индивидуальной готовности к становлению речи. Если же ребенок не разговаривает совсем или очень мало после трех лет, или его речь непонятна, то это серьезный повод обратиться к специалисту. Методы терапии и коррекции

Методы лечения задержки развития речи: 

Медикаментозный. Занятия со специалистами. Если во время обследования специалистами, например, детским неврологом, ребенку будет поставлен диагноз, связанный с поражением головного мозга, то, как правило, назначается медикаментозное лечение. Оно идет параллельно с занятиями у логопеда, массажиста, детского психолога, если этого требует ситуация.

Специалисты, помогающие детям с задержками речевого развития.

 Родителям не стоит паниковать, так как задержка речи и речевого развития у ребенка лечится. Этим занимается ряд специалистов: Логопед. Дефектолог. Невролог. Сурдолог. Психолог. Каждому родителю следует знать, когда и зачем необходимо обращаться к тому или иному врачу.

Логопеды помогают поставить правильное звуковое произношение, проводят массаж речевой мускулатуры, улучшают дикцию.

Дефектологи зачастую работают в тандеме с логопедом, основная задача этих специалистов - устранение проблем в развитии у детей с психическими и (или) физическими недостатками.

Невролог проведет диагностику и поможет определить или исключить поражения головного мозга.

Психологи помогают развить память, внимание, мелкую моторику рук, справиться с психологическими травмами, повлекшими за собой задержки в развитии речи.

Сурдолог - это врач, помогающий в лечении заболевания слуха. Профилактика Задержка речевого развития у ребенка 3-5 лет - это крайне неприятно для всей семьи. Немаловажную роль в развитии речи играет мелкая моторика рук - рисование, лепка из пластилина, пальчиковые и дидактические игры. Все эти методы доступны для реализации дома. Даже если признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет полностью отсутствуют, все равно необходимо максимум общения, чтобы избежать проблем в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологические особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка.Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление.Индивидуальным и уникальным   является и процесс его развития. Одни дет...

Презентация "Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Презентация "Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"...

Особенности развития познавательных процессов детей 3-4 лет

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные изменения. Происходят они благодаря многим факторам: речи и...

Особенности развития познавательных процессов детей 3–4 лет

Особенности развития познавательных процессов детей 3–4 лет...

Консультация для родителей "Особенности развития познавательных процессов детей 4-5 лет"

Познавательное развитие у детей 4-5 лет продолжается по следу­ющим направлениям: расширяются и качественно изменяются спо­собы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, обогащаю...

Особенности развития познавательных процессов детей дошкольного возраста

Познавательные процессы дошкольников (краткая характеристика)...

Особенности развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития

Особенности развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития...