Методические рекомендации для родителей Познание мира через игру
консультация (средняя группа)

Ищенко Елена Викторовна

Игра - это некий язык, через который ребенок проявляет и выражает себя. Детская игра проходит путь от предметно-манипуляционных (построить забор из кубиков, домик, и тд.) до сюжетно-ролевых игр, в которых уже есть правила (игра в больницу, в магазин, в водителей, в строителей, и др.). К 4-5 годам период игры становится совместным. На протяжении всей игры у детей поэтапно развивается восприятие. На основе восприятия начинает формироваться мышление. С развитием мышления очень тесно связано развитие памяти. Доказано учеными, что процесс запоминания значительно выше именно в игре. Если увиденное и услышанное ребенком, вызвало достаточный интерес, то он запомнит происходящее без видимых трудностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №1583» г. Москва

Методические рекомендации для родителей

«Познание мира через игру»

Подготовил: Воспитатель Ищенко Елена Викторовна

2018 г.

Каждый возрастной период, характеризуется ведущим видом деятельности. В дошкольном возрасте это игра. Ребенок учится действовать в задуманной ситуации, которая ему реально недоступна, например - «скакать» на лошади, «водить» машину, «лечить» животных или людей. Игра открывает ребенку мир социально-ролевых отношений, которые реализуются в процессе правил игры.
Игра - это некий язык, через который ребенок проявляет и выражает себя. Детская игра проходит путь от предметно-манипуляционных (построить забор из кубиков, домик, и тд.) до сюжетно-ролевых игр, в которых уже есть правила (игра в больницу, в магазин, в водителей, в строителей, и др.). К 4-5 годам период игры становится совместным. На протяжении всей игры у детей поэтапно развивается восприятие. На основе восприятия начинает формироваться мышление. С развитием мышления очень тесно связано развитие памяти. Доказано учеными, что процесс запоминания значительно выше именно в игре. Если увиденное и услышанное ребенком, вызвало достаточный интерес, то он запомнит происходящее без видимых трудностей.

Чтобы правильно организовать игру необходимо знать некоторые принципы использования игр:

1. Каждая игра должна иметь целевую направленность, и все игровые задания должны быть подчинены ей.
2. Продолжительность игры должна определяться активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления необходимо переключиться на другой вид деятельности.
3. Игровые задания должны быть понятными и посильными, но в то же время содержать элемент трудности. Ребенку необходимо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели игры.
4. В каждой игре необходимо участие взрослого. Он должен следить за объяснением правил игры, показом действий, совместными действиями с ребенком, выполнением заданий, а также предупреждением конфликтных ситуаций и детского травматизма.
5. Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя и модифицируя их.
6. Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для использования детьми соответствующего возраста.

В игре начинают формироваться основные личностные качества ребенка. Такие как умение учитывать интересы других, умение сострадать и помогать, умение подчиняться требованию «надо», а не «хочу».

Ребенку не у кого учиться игровой культуре, потому как зачастую дети находятся в компании своих сверстников, у которых такой же игровой опыт, как у них самих. Взрослым, то есть родителям, желающим чтобы их дети играли, необходимо подсказать ребенку сюжет игры, показать, как можно действовать с той или иной игрушкой, обыграть предложенный сюжет.

С помощью взрослого ребенок овладевает все более сложными способами построения игры. Психологи выделяют три способа, которыми должен овладеть ребенок за период дошкольного детства (от 2 до 7):

- предметно-действенный способ построения игры
- ролевой способ построения игры
- сюжетосложение

Предметно-действенный способ построения игры предполагает проведение простейших операций с предметами - причесывать расческой, кормить ложкой и тд.( относится к более младшему возрасту). В связи с возрастающими возможностями ребенка происходит переход к ролевому поведению в игре. Дети учатся сравнивать свои действия одним из важных средств реализации роли.

В возрасте 5 лет поведение ребенка в игре усложняется. Дети в этом возрасте могут обсуждать замысел и договариваться о правилах игры перед самым началом; способны создавать сложные сюжеты, комбинируя эпизоды из сказок и реальной жизни. Поэтому средний возрастной возраст можно определить как условную границу перехода к формированию сюжетосложения. Последний способ построения игры наиболее важен для развития детской фантазии, творческого мышления, монологической речи. Так как дети в этом возрасте уже осознают правила игры, они способны научиться играть в настольные игры, в прятки. Эти игры сильно отличаются от ролевых игр, где сама роль определяет правила поведения играющих: играющий зайца должен прятаться и бежать от «волка», а играющий волка должен искать «зайца». В настольных играх может уже не быть ролей, поэтому они начинают походить на интеллектуальные задания, которые надо выполнить определенным образом, и развивают у ребенка логическое мышление и внимание.

Сюжетно-ролевая игра очень важна для развития ребенка. Через такие игры ребенок познает мир и учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.

Самому ребенку научиться играть в сюжетно-ролевые игры достаточно трудно, потому как игры будут бедны по содержанию и непродолжительны. Данная проблем возникает из-за того, что ребенок еще не до конца освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не полностью сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть с ребенком и давать знания о взрослой жизни, тем разнообразней и интересней будут его игры. Без участия родителей, ребенок не сможет научиться играть. Одних занятий в детском саду недостаточно. Очень важно вызвать у ребенка желание играть с окружающими его предметами и игрушками. Для этого необходимо создать у него положительный настрой, демонстрируя своим поведением, как интересны все предметы и игрушки, и как интересно в них играть. Игры с детьми нужно проводить систематически, используя для этого все свободное время. Можно играть даже перед сном - например, с помощью взрослого ребенок может уложить свою куклу спать, перед этим умыв ее и одев в ночное белье. Но для отображения бытовых сюжетов, ребенок, должен владеть навыками самообслуживания.

Первые сюжетно-ролевые игры представляют собой деятельность людей, с которыми непосредственно встречается ребенок. Для того, чтобы ребенок смог изображать в своих играх деятельность людей, он должен обладать необходимыми знаниями и умениями. Чтобы сформировать у детей эти знания, нужно постоянно привлекать внимание к деятельности окружающих людей. Взрослые должны подробно рассказывать обо всех увиденных действиях и их значении, не забывая самим организовывать наблюдения. Описывать происходящее необходимо выразительно и четко. Используемые в процессе слова должны быть понятны ребенку.

Для знакомства ребенка с деятельностью людей можно также использовать чтение детской художественной литературы, или же совместный просмотр детских передач и мультфильмов.

Важным условием овладения ребенком умением играть является умелое оснащение игр дома. С этой целью необходимо подобрать разнообразные игрушки. Для детей это могут быть различные дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши), сюжетно-образные игрушки (машины, куклы, животные, сборно-разборные дома), кубики. Для более старших детей ассортимент этих игрушек расширяется. Кроме названных, желательно предлагать детям наборы игрушечной посуды, мебели и т.п., наборы одежды для ряженья, наборы игрового материала для сюжетно-ролевых игр («Доктор», «Парикмахерская», «Моряки»). Все это рекомендуется предлагать детям последовательно, по мере знакомства с различными видами деятельности людей.

В игре ребенок учится взаимодействовать со сверстниками и следовать правилам.
Игра – это самый важный период в жизни ребенка. На него нельзя смотреть как на какую-то забаву. К игре надо относиться очень серьезно, внимательно и обеспечивать самые благоприятные условия. Когда взрослый организует игру необходимо соблюдать следующие правила:

- тема игры должна отображать интересы ребенка;
- не надо взрослому комментировать и вмешиваться в игру детей;
- руководя игрой, взрослый помогает развивать самостоятельность и инициативу детей;
- взрослому необходимо искренне интересоваться ребенком и стараться строить с ним теплые и заботливые отношения; 
- взрослый должен создавать возможность выражать свободное «Я»;
- взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, решая личные проблемы и создавая у ребенка чувство безопасности.

Ребенок познает мир через игру. Для него участие в игре очень важно. Игра позволяет ему проявлять свою любознательность, и вовлекает в активное освоение окружающего мира. Чтобы удовлетворить активность и интерес детей, взрослому необходимо руководить игрой, воспитывать стремление к узнаванию нового и обогащению духовного мира маленького непоседы. Если взрослый правильно подойдет к организацию игры, то это будет активно способствовать умственному, а также общему развитию ребенка. Играйте с детьми, и познавайте этот мир вместе с ними!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение и познание мира через игру

Консультация для родителей...

Обучение и познание мира через игру

окружающий мир черз игру...

Консультация для родителей «Познание мира через игру»

Каждый возрастной период, характеризуется ведущим видом деятельности. В дошкольном возрасте это игра. Ребенок учится действовать в задуманной ситуации, которая ему реально недоступна, например -...

«Познание окружающего мира через игру и эксперименты»

Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо.Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, п...

Методические рекомендации "Реализация воспитательно-образовательно деятельности через игру"

В дошкольном возрасте ведущей, главной деятельностью ребенка является игра. Это не только забава, удовольствие, баловство. Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возм...

Методические рекомендации для родителей: «Занимательная логика: развивающие игры и упражнения для дошкольников»

Развитие логического мышления – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основной его деятельностью является не ...

Презентация на тему: "Познание окружающего мира через игру и экспериментальную деятельность"

Познание окружающего мира через игру и экспериментальную деятельность...