Мастер-класс "Биоэнергопластика"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Босова Елена Николаевна

В настоящее время, доказано, и теорией, и практикой, что развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, и непосредственно областей, которые отвечают за речь. Поэтому я хочу поделиться с вами удивительной технологией – биоэнергопластикой, которая позволяет развивать и совершенствовать артикулляционную и пальчиковую моторику детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergoplastika.docx195.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 10 г. Россоши

Мастер - класс

«Биоэнергопластика»

Подготовила: воспитатель ВКК

Босова Е. Н.

Россошь, 2019 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3

Основная часть…………………………………………………….....5

Заключение……………………………………………………………8

Список используемых источников………………………………….10

Ход мастер-класса

Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть (Звучит музыка леса). Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. А сейчас хорошо отдохнувшие, с  позитивными эмоциями мы приступает к работе.

В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать метод – биоэнергопластики.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи ¬ язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Сам термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Занятия биоэнергопластикой по своим результатам подобны утренней зарядке: усиливают кровообращение, укрепляют мышцы языка, губ, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата, формируют координацию движений мелкой моторики рук, сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создают предпосылки к развитию произвольности поведения, развитию внимания, памяти, мышления, речи и других психических процессов.

В настоящее время, доказано, и теорией, и практикой, что развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, и непосредственно областей, которые отвечают за речь. Поэтому я хочу поделиться с вами удивительной технологией – биоэнергопластикой, которая позволяет развивать и совершенствовать артикулляционную и пальчиковую моторику детей.

Работа по использованию биоэнергопластики включает 4 этапа. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.

На первом (ознакомительном) этапе проводятся мероприятия, на которых ребёнка знакомят с артикуляционным аппаратом, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, например,  используется сказка о Язычке (провести с гостями).

На втором –подготовительном этапе –педагог включает в упражнения свою ведущую руку. Взрослый объясняет и показывает артикулляционные упражнения, сопровождая его движениями ведущей руки. Ребенок смотрит, запоминает и затем повторяет упражнение.

  1. «Качели»hello_html_m628a313c.pnghello_html_mef9bef4.jpg

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

На третьем (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключается ведущая рука ребёнка. Педагог так же сопровождает выполнения упражнений движениями руки.

«Бегемотики»

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,hello_html_272f2407.jpg

До пяти считаю я.

А потом закроем рот

Отдыхает бегемот.

Далее, к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Важно  следить  за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были  плавными и раскрепощенными. Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.

«Блинчик»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.hello_html_353a3380.jpg

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

На заключительном этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, педагог рассказывает сказку, а дети самостоятельно выполняют артикуляционные упражнения с движениями рук.

Предлагаю Вашему вниманию видео с использованием биоэнергопластики в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Сказка «Путешествие в зоопарк».

Жил весёлый человечек – Фантик. Однажды он решили пойти в зоопарк и посмотреть на животных. По пути ему встретилась маленькая зеленая лягушка. Она очень любила улыбаться, давайте и мы с вами улыбнёмся, повторяйте за мной, (упр. «лягушка»).

Тянем губки прямо к ушкам,

Как весёлая лягушка!

Пришел он в зоопарк и увидел, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. «Да это же бегемот!» (упр. «бегемотик»).

Широко открыли ротик –

Получился «бегемотик».

А затем закрыли рот –

Отдыхает «бегемот».

Тут он услышал громкий звук. ЗаинтересовалсяФантик, и захотел узнать, кто так громко трубит, и пошёл дальше. Смотрит, а клетке стоит большой слон с длинным хоботом (упр. «хоботок»).

Подражаю я слону,

Губки хоботом тяну:«У-у-у!»

Полюбовался слоном Фантик и пошёл дальше. Смотрит маленькая лошадка-пони катает детей. Решил наш друг тоже прокатиться. Сел он на лошадку и очень быстро поскакал по дорожке (упр. «лошадка»).

К нам лошадка прискакала,

Стук копыт мы услыхали,

Вверх поднимем язычок

И поскачем на лужок.

Покатался Фантик, поблагодарил лошадкуи пошёл дальше.

Долго путешествовал Фантик по зоопарку, а потом посмотрел на часы и понял, что ему пора домой (упр. «часики»).

Словно стрелочки часов,

Двигаем мы язычком.

Наши частики спешат,

Язычку помочь хотят.

Пришёл Фантик домой, поужинал и лег спать.

-Вот такая весёлая сказка у нас получилась.

Предложенная технология может использоваться как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в свободной деятельности.

Биоэнергопластика:

  • Помогает ребёнку наладить контакт со взрослым,
  • Полноценно общаться со сверстниками,
  • Быть уверенным себе, в своих силах,
  • Всесторонне развиваться,
  • Помогает поддерживать положительный эмоциональный настрой,
  • Помогает повысить мотивационную готовность к НОД,
  • Помогает длительно удерживать интерес ребёнка.

Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

Правила биоэнергопластики:

1. Лучше выполнять упражнения 3-¬4 раза в день по 3-¬5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-¬7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-¬15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Надеюсь, что данная технология  вас заинтересовала,  и вы будете её использовать в своей работе.

Использованная литература:

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.

2. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.

3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.

4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.

5. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.

6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.

7. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.

8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

9. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.

10. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем.- М.: ЗАО Центрполиграф,2005.

11. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.