статья "Хорошие детки и «плохие» слова, или Тайны некультурной лексики"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Соловьева Владлена Витальевна

Статья посвящена вопросам формирования этики разговорной речи у детей, начиная с младенчества. В публикации выделены некоторые правила, следуя которым, можно помочь становлению этической стороны речи ребенка. Также приведены примеры из жизни, познакомившись с которыми читатель поймет, как важно правильное восприятие ребенка взрослым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хорошие детки и «плохие» слова,

или Тайны некультурной лексики

автор статьи -  воспитатель высшей кв. категории

 Соловьева Владлена Витальевна

«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» - гласит народная мудрость. Слово – это наше средство взаимодействия друг с другом, с его помощью мы передаем свои мысли, образы, выражаем отношение к окружающей действительности. И этим мы, люди, отличаемся от животных.

        Предлагаю сначала очертить круг «плохих» слов. Как ни странно, у этой категории тоже есть своя классификация. На каждом этапе взросления ребенка появляется своя, присущая только данному возрасту, лексика. Для себя я разделила их на следующие группы:

  • грубые и ругательные слова (дурак, идиот, сволочь, подлец, негодяй и т.д.),
  •  выражения и слова, оскорбляющие и унижающие человека по внешнему признаку или фамилии/имени,  (очкарик, ушастый и т.п.), причем в этой категории в качестве оскорбительных выступают слова, имеющие при правильном их употреблении абсолютно другое значение (скелет, спичка – про худого человека, бочка, жирный – про полного и т.п.).
  • «нежелательные» слова (какашка и т.п.)
  • жаргонные слова, которые я отнесла к частично «ругательныем» (блин, вау, йес)
  • нецензурная лексика, или матерные слова.

Слова передают наше эмоциональное сосотяние. Но если взрослые уже владеют умением сдержать свои эмоции или выразить их наиболее корректно, могут найти альтернативу выходу негативных эмоций, состояний, то ребенок в силу возраста не обладает этими возможностями.

Так вот, если поразмышлять, почему ребенок употребляет «плохие» слова, то стоит вернуться в милый период младенчества.

Итак, каждый родитель вкупе с многочисленными родственниками в период  гуления, в период первого лепета ребенка, настойчиво учит и просит свое дитя: «Скажи мама/папа/баба» с тем, чтобы потом с гордостью рассказывать «Он первым назвал меня».

По мере взросления и становления речи взрослые умиляются над смешными словами, случайно получившимися у ребенка, соотносят их с «солеными» фразами. Моя дочь, например, в 1 год и 4 месяца яблоко называла «бля», а собаку «блячка», и очень была удивлена словами случайной прохожей, когда,  остановившись показать на рассыпанные яблоки, на фразу «Мама, бля» услышала: «Бля, как тебя мама обидела, бля, какая мама». Еще один пример: папа одной моей воспитанницы трех лет  при гостях демонстрировал… нет, не гордость от узнавания ребенком животных на картинках, а желание рассмешить, когда его дочь после такого же нечеткого, но ни с чем не ассоциируемого проговаривания слов «Кошка, собака, лошадка и т.д.» произносила «ибут», имея  в виду верблюда. А уж что слышали взрослые, вы, наверное, догадываетесь.

Этими примерами я хочу сказать, что многие взрослые сами провоцируют детей  на дальнейшее употребление таких слов и  выражений, поэтому ребенок не понимает, почему его ругают, когда раньше смеялись и радовались. И это в лучшем случае. В худшем случае ребенок вообще замкнется, у него появится страх общения.  

 Следовательно, первое важное правило формирования этики общения – воспринимайте  речь ребенка на уровне ребенка, не вносите в смысл детсих фраз взрослые ассоциации и домыслы.

В полтора-два года речь ребенка активно формируется, происходит переход пассивного словаря в активный. То есть то, что он когда-то услышал и запомнил, приобретает форму высказывания. Употребление бранных, нежелательных слов может быть и неосознанным. В этом возрасте в детской речи главенствует подражание, источником которого становится все и все: родители и многочисленные родственники, взрослые в общественных местах, дети в детском саду, на площадке, остановке; телевидение и радио.

Таким образом, формулируем второе важное правило – проанализировать свою речь во время общения не только с ребенком, но и с окружающими,  во время беседы по телефону.

Но наши дети – не «мальчики из пузыря», «Лекарством» в таком возрасте эффективно выступает игнорирование детских грубостей, пока, казалось бы, безобидлных, типа «дура/дурак, бяка, кака», но, на самом деле являющихся предпосылками к формированию культуры общения. Ведь чем больше эмоций будет от взрослого – тем интереснее это слово ребенку.

И вот  здесь мы подошли к периоду младшего и  среднего дошкольного возраста. Здесь в речи детей появляется, так называемый, «туалетный юмор». В этом возрасте встречаются  две категории «плохих слов»: нежелательные слова и матерные слова. ребенок может употреблять, так скажем, не приятные на слух в общепринятых нормах слова. Дело в том, что дети таким образом пополняют  свой словарный запас, и делают это,  в основном,  в среде своих сверстников. А причина всего-навсего в интересе к скрытым частям тела и их функциям. В силу возраста у детей этот интерес прорывается наружу, желание покрасоваться перед сверстниками точно так же, как красуются подростки в своей компании, употребляя нецензурную лексику, ведь у них это признак взрослости, «крутизны». И этот интерес необходимо удовлетворять, дать ребенку информацию, которую он таким образом хочет получить, приавильную информацию, а не ту, которую он принесет с улицы и домыслит сам. Таким образом, третье правило – не стыдить, не высмеивать, не пугать и, как ни странно, не подавлять произнесение данного рода лексики. Какой же путь поведения выбрать взрослому? За рубежом, например, предлагают детям разного рода мультипликационные фильмы, книги, например, шведского автора, писателя и иллюстратора  Перниллы Стальфельт, которая пишет о том, о чем взрослые стесняются, не хотят или не умеют говорить с детьми. Она затрагивает темы смерти, любви, толерантности… Но пишет-то она, опираясь на чуждую многим из нас идеологию, далекую от основ НАШЕЙ нравственности, НАШЕГО воспитания, НАШЕЙ морали. Можно по-разному относится к такого рода педагогике. Но прежде чем знакомить детей, подумайте, каким вы хотите видеть ВАШЕГО ребенка и НАШЕ общество. И тогда вы сделаете свой выбор. В любом случае он будет для каждого правильный в его собственной правоте и понимании.

Я как педагог тоже столкнулась с так называемым «туалетным юмором» в детской среде. Сначала пыталась игнорировать, но некоторые дети, которые не могли включиться и поддержать своих более шустрых сверстников, начали воспринимать «туалетные» слова на свой счет и с большой обидой. Поэтому я придумала игру в слова: кто больше назовет «сладких» слов (конфета, мороженое…), «острых» (ножницы, иголка…), «веселых» (клоун, смех) и т.п. Таких категорий можно придумать множество: лесные, космические, зимние и т.д. И да, мы называли, в том числе, и туалетные слова, это происходило громко, вслух, с привлечением тех самых детей, которые обижались. И знаете, когда я спросила самых активных «юмористов», какие же слова им больше всех понравились, какие было приятно слышать, и что из названных слов дети хотели бы получить. Никто не выбрал категорию «туалетного юмора». Конечно, не сразу, но тема ущла сама собой, ущла из бытовых разговоров, ушла из таких игр, как «Съедобное - несъедобное», «Испорченный телефон».

Невозможно требовать от ребенка абсолютно не употреблять «плохих» слов, необходимо учить  правильному, уместному  использованию лексики в целом. Ведь культура речи формируется в семье, речь, общение родителей, родных и близких людей является образцом для ребенка, который подражает даже манере говорить, жестикулировать.

         Но даже самая добропорядочная семья, где царит любовь и уважение по отношению друг к другу, не застрахована от бранных слов, ведь мы живем не вакууме своего маленького мирка, мы все, самые воспитанные и добрые, можем быть и злыми, и эмоциональными, потому что мы живые, и у каждого свое восприятие и своя правда, свое видение справедливости. Так вот именно эмоциональность «плохих» слов привлекает ребенка, в первую очередь.

|        Предлагаю вспомнить дворянское общество, где добропорядочные семьи строго придерживались культуры общения, разумеется, дети в этих семьях, кроме того, что воспитывались гувернерами и гувернантками, никогда от маман и папА не слышали ругательных слов. Это было табу. И высказывания недовольства проявляли хоть и выразительно, но очень сдержанно, типа «Какая досада», «Экий ты болван/остолоп». и только в зависимости от ситуации. Сквернословить считалось признаком невоспитанности, допустимым лищь среди простолюдинов. Недаром сохранилось выражение «Ругается, как сапожник».

        В связи с этим, переходя на ступень современности, хочу привести один пример моего собственного воспитания. Однажды я ждала своего папу на причале, он как комбриг командовал швартовкой буксира, а матросы никак не могли справиться со своей работой. Видя меня на берегу, папа кричал им, давал указания без единого ругательства. А когда судно пришвартовалось, приказал офицерам буксира пройти к нему в кабинет, а меня отправил прочь, мотивируя тем, что сейчас он будет разговаривать с офицерами, которые ничему не научиоли своих подчиненых. Ну вы, уважаемые читатели, понимаете, какой разговор предстоял, и он был не для ушей 18-летней девушки.

Отсюда следует четвертое правило: уместность употребления того или иного выражения.

Таким образом, подводя итог, хочется напомнить, что речевой этикет, к которому мы постепенно подошли, являет собой нормы социальной адаптации, направлен на  установление социального контактирования и  призван сдерживать агрессию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Без плохих слов

Часто родители сталкиваются с проблем "плохих слов". Несколько простых рекомендаций, котрые помогут правильно поступить в этой ситуации...

Консультация для родителей "Плохие слова" педагога-психолога МАДОУ детский сад комбинированного вида №22 села Успенского.

Каждый ребёнок уникален. Но он не может развиваться за счёт одних лишь врождённых особенностей. Ребёнок не может развивать свою уникальность сам. Ему нужны постоянное поощрение, доверительное общение ...

Презентация "Как отучить малыша от плохих слов"

Каждый ребенок нуждается в достаточном количестве родительского тепла, заботы и внимания. Иногда, случается, что родители вечно занятые своими проблемами или проблемами братика или сестры, уделяют реб...

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Тайна имени»

Задачи:развивать интерес детей к происхождению имен;учить вникать в смысловую сторону слова;развивать языковое чутье, мышление, воображение; повышать речевую активность, способствовать осознанию ...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАТЕГОРИИ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ И СЛОВ-ОМОНИМОВ В СТРУКТУРЕ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ С ОНР

В статье представлены актуальные вопросы формирования полисемии и омонимии в структуре лексики детей с ОНР, представлено основное содержание данных понятий. Рассмотрена методика формирования категории...

Консультация для родителей. "Дошкольники: туалетная лексика и обидные слова. Что делать, если ребенок говорит плохие слова".

Ребенок пришел из детского сада и со смехом произносит грубое слово, во время ссоры дошкольник кричит вам: «Ненавижу!» Почему детей порой привлекают «плохие слова» и как реагир...