Консультация для воспитателей, на тему: "Значение сюжетно-ролевых игр для развития интеллекта малыша"
материал

Белопухова  Ольга Николаевна

Консультация для воспитателей, на тему:

"Значение сюжетно-ролевых игр для развития интеллекта малыша"

 

 

 

 

 

 

                                                                       

                                                                       

                                                          

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_syuzhetno.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей, на тему:

"Значение сюжетно-ролевых игр для развития интеллекта малыша"

                                                                       

 

                                                                       

Составила:воспитатель

ГБОУ Школа №2075, д/о№2

   Белопухова Ольга Николаевна

Значение сюжетно-ролевых игр для развития интеллекта малыша

Психологами доказано, что именно дошкольное образование часто играет решающую роль в дальнейшим развитии ребёнка, именно в семейном воспитании, в домашней обстановке закладывается основа основ человечности, доброты, мышления и, конечно, интеллекта.

Интеллектуальное развитие начинается не с началом профессионального школьного обучения, как ошибочно полагают многие родители, искренне считая, что для того чтобы их ребёнок был умственно развитой личностью, существуют школа и учителя. Интеллектуальное развитие начинается в семье: с простой игры, с элементарного общения со взрослыми людьми, со сказок, рассказанных бабушкой.

Вы когда-нибудь наблюдали за тем, как играет ваш ребёнок? За тем, как он общается со своими друзьями во время игры? Какие игрушки выбирает? Нет? А зря! Как доказано учёными, именно в процессе игры закладывается своеобразная модель дальнейшего поведения ребёнка в коллективе сверстников, в семье, в обществе.

Дети – это очень сложный «материал» исследования детской психологии, с ними нельзя проводить сложные неоднозначные опросы, ставить разные эксперименты; только в процессе игры, не смоделированной, а натуральной – подсмотренной игры можно проследить многие закономерности интеллектуального развития вашего ребёнка. Игра в жизни ребёнка, особенно дошкольника, играет особую роль, она позволяет малышу представить себя врачом, парикмахером, мамой или папой, позволяет развить воображение, мышление, пофантазировать. В два-три года ребёнок играет один или с родителями, представляя себя водителем автобуса, он со страшным рычанием мотора носится по квартире, держа в руках самодельный руль, здесь участвуют все: и друзья, и братья, и сёстры, и родители; у каждого своя роль, своя, пусть игрушечная, ненастоящая, но жизнь.

В сюжетно-ролевых играх ребёнок старается как можно ярче проявить себя, применить весь накопленный опыт, все свои знания и умения. Очень часто родители ругают своего ребёнка за то, что он привёл целую ватагу друзей и устроил дома настоящий погром, вместо того чтобы просто научить малыша играть. Помните, что, для того чтобы ваш ребёнок радовал вас своими успехами и поступками, его необходимо много чему научить: научить правильно есть, правильно говорить, правильно поступать в той или иной ситуации, но самое главное – это научить ребёнка играть.

До того как ваш малыш пойдёт в школу и у него появится множество дел и забот, связанных непосредственно с учёбой, основной деятельностью дошкольника, позволяющей ему познать мир вещей и человеческих отношений, является именно игра. В ней он учится понимать предназначение различных вещей и предметов, находить связи со взрослыми и другими детьми.

Ни в коем случае нельзя лишать ребёнка возможности играть и развиваться. Вместо того чтобы запрещать и наказывать, родителям следует выработать свою индивидуальную политику поведения в отношении игры. Это надо сделать так, чтобы игра не занимала всё время ребёнка, а лишь дополняла и пополняла его интеллектуальное развитие.

Давайте поговорим именно о сюжетно-ролевых играх, выясним, каково же их значение в жизни и развитии ребёнка. Кто из нас в раннем детстве не играл в дочки-матери? Все! Кто-то был мамой, с виду строгой, но всё разрешающей, а кто-то дочерью, во всём слушающейся маму. Создавая свою игрушечную семью, мы создавали собственную модель семейного поведения, основанную на поведении и привычках членов своей реальной семьи. Понаблюдайте за своим ребёнком, играющим с друзьями, выясните, какую роль он занимает чаще всего, посмотрите, как он общается со сверстниками, и вы узнаете много нового о своём малыше.

Особое значение в сюжетно-ролевых играх занимает вопрос половой принадлежности. Все игры разделяются на «типично мальчишеские» и «типично девчачьи». Именно в возрасте четырёх-пяти лет закладываются основы половых различий, для родителей очень важно научить своего ребёнка правильно относиться к друзья противоположного пола.

Следует объяснить сыну, что играть в дочки-матери для настоящего мужчины абсолютно не позорно и не стыдно, а играть в казаки-разбойники для девочки совсем не страшно. Психологами неоднократно доказано, что именно в этом возрасте в психику ребёнка закладывается модель его будущего семейного поведения.

В этом отношении роль сюжетно-ролевых игр заметно возрастает. Понаблюдайте за детьми, играющими вместе, и вы заметите в их поведении несколько типов моделей семейного поведения. Очень важно объяснить мальчикам, что девочек нужно защищать, а не обижать и не дразнить. Иногда дети достаточно неадекватно ведут себя с детьми противоположного пола, особенно это касается тех детей, которые воспитываются в неполной семье.

Сколько бы ни говорили о том, что и в неполной семье можно воспитать полноценную личность, факты говорят обратное: мальчики, воспитанные одной матерью, очень часто грубо относятся к девочкам, а иногда и конфликтуют с другими мальчиками, на подсознательном уровне видя в них потенциальных соперников; то же происходит и с девочками, воспитанными в неполноценной семье.

Конечно, наблюдение за сюжетно-ролевой игровой деятельностью ребёнка может дать родителям огромное количество необходимой информации, но, кроме этих сведений, огромное значение имеет совместная деятельность, когда родители и дети выступают в роли партнёров, занимающихся общим делом.

В дореволюционной России, когда в семье было по пятеро-шестеро детей, а иногда и больше, доброй традицией были домашние концерты, когда нарядные дети играли пьески на фортепиано, пели романсы и детские песенки, ставили сценки, а иногда разыгрывали целые спектакли.

Безусловно, в настоящее время большинство родителей из-за вечной занятости не располагают достаточным количеством времени, чтобы часто заниматься подобной совместной деятельностью. И всё-таки следует постараться к каждому празднику не просто собрать детей, для того чтобы они могли пообщаться и поиграть вместе, но и сделать так, чтобы именно дети стали организаторами праздника. Поставьте вместе домашний спектакль, взяв сюжет из школьной жизни или просто забавный случай, и вы увидите, с каким удовольствием ваш ребёнок поможет вам в организации семейного торжества.

Но, для того чтобы подобного рода деятельность стала для детей действительно увлекательной, следует учитывать возраст и увлечения малышей. Если вам нравятся бессмертные пьесы Чехова вроде «Чайки»  или «Вишнёвого сада», не пытайтесь поставить нечто подобное со своими двух-трёхлетними детьми. Они не поймут этого, но, чтобы не огорчать вас, будут пытаться сделать то, о чём вы их просите, - это снизит детский интерес к такой деятельности.

Очень важно научить ребёнка самостоятельно организовывать семейные праздники. Как часто дети сталкиваются с проблемой организации собственного досуга? Мы ругаем детей за то, что они слоняются по улицам без дела, а ведь в этом отчасти виноваты именно родители, потому что вовремя не научили детей организовывать своё свободное время. Для того чтобы выработать у детей подобные навыки, необходимо долго учиться. Семейные концерты, спектакли, домашние праздники призваны не только повысить интеллектуальный уровень детей, но и в большей степени, поспособствовать раскрепощению детей. Участвуя в подобных мероприятиях, дети раскрывают свои таланты, учатся высказывать свои мысли, развивают ораторское мастерство и многое другое.

Если ваша дочь чаще играет роль матери, т.е. ведущую роль, требующую большей ответственности, серьёзности, - это значит, что ваша малышка довольно самостоятельна, решительна, способна принимать самостоятельные решения, пусть даже детские. Эта роль, как правило, требует определённых навыков в сфере межличностного общения и некоторых бытовых навыков. Мама готовит еду, убирается в доме, следит за своими детьми – вы-то знаете, что это работа не из лёгких. Подобная роль, выбранная вашим ребёнком, свидетельствует об определённом складе характера, лидерских склонностях.

Роли детей, как правило, выбирают малыши несколько ветреного характера, дети, которые не любят быть серьёзными, не стремятся руководить игрой, скорее, они склоны подчиниться. Но не стоит думать, что, если ваш ребёнок в игре чаще становится подчинённым, это говорит о его необщительности и неприспособленности, эта роль требует определённого склада характера. Уметь подчиняться так, чтобы не уронить собственного достоинства, не сделать что-то в ущерб себе, - это гораздо сложнее, чем руководитель.

Некоторые дети склонны в игре выбирать роли третьего лица, например бабушки, тёти, сестры. Это, как правило, проявление средних способностей. Такие дети не хотят руководить, но и подчиняться не хотят, выбирая роли взрослых людей, но так, чтобы снять с себя всякого рода ответственность. Это признак того, что ваш малыш осознаёт и ценит родительскую роль, он понимает, что мама должна не только командовать и требовать беспрекословного подчинения, но и уметь находить общий язык со всеми участниками игры.

В сюжетно-ролевых играх, кроме деления на главные и второстепенные роли, существует деление на положительных и отрицательных героев. Очень часто дети, не имея богатого жизненного опыта, проводят резкое деление ролей на положительные и отрицательные. Что касается положительных героев, то мотивация выбора ребёнком данной роли понятна: он хочет быть хорошим, стремится понравится всем участникам игры, наладить дружеские отношения.

Но иногда малыш сознательно выбирает резко отрицательные роли, роль злой матери или отца или непослушного ребёнка. Чем же мотивирован выбор подобной роли? Ведь все родители стремятся сделать своего ребёнка лучше, добрее, внимательнее к окружающим. Причин может быть несколько, если не брать в расчёт некоторых психических расстройств (мании, фобии, навязчивые состояния и т.п.).

Во-первых, причиной столь необычного выбора игровой роли может быть (и это самая распространённая причина) неблагоприятная обстановка в семье, когда родители избирают тоталитарный стиль воспитания. В такой семье ребёнок чувствует себя ущемлённым, обиженным, и такая модель родительского поведения отражается малышом в игровой деятельности. Родителям, заметившим за своим ребёнком подобные особенности, стоит немедленно пересмотреть собственные методы воспитания.

Во-вторых, мотивом к выбору отрицательной роли может быть, наоборот, слишком равнодушное поведение родителей, если они выбрали для себя модель поведения посторонних наблюдателей. В такой обстановке ребёнок чувствует себя ненужным, неинтересным, и в игровой деятельности он старается выплеснуть все эмоции, которые не могут быть выплеснуты дома.

В-третьих, причиной выбора малышом роли отрицательного персонажа может быть неравноправное положение в семье, когда после рождения второго ребёнка всё внимание уделяется младшему. Такие условия способны породить в малыше чувство неудовлетворённости, злости, что, как и две предыдущие причины, находит отражение в игровой деятельности.

Это, конечно, неполный список основных причин неадекватного выбора ребёнком роли в игровой деятельности. На самом деле их намного больше. Малыш, особенно в возрасте трёх-четырёх лет, когда он уже достаточно развит, имеет некоторый жизненный опыт, когда у него уже налажены контакты со взрослыми, наиболее болезненно реагирует на определённую обстановку в семье; он хочет управлять родителями, старается сделать так, чтобы мама и папа не ссорились, не ругались. Дети, как уже говорилось выше, - сложный психологический материал, главная сложность которого заключается в их непосредственности, наивности. Где, как не в игре, ребёнок способен показать себя, выплеснуть эмоции, которые у него накопились?

Очень часто, наблюдая за игрой детей, родители бывают неприятно поражены тем, как ведёт себя их послушный ребёнок в процессе игры, они не перестают удивляться, откуда ребёнок почерпнул ту или иную форму поведения. Как правило, все модели семейного поведения, которые создаёт малыш при игре, - это модели поведения реальной семьи, в которой воспитывается ребёнок. И очень часто, приглядевшись, родители могут увидеть в своём малыше все свои отрицательные черты.

Но почему именно отрицательные? Всё просто! Психологи не устают предупреждать родителей, что ребёнок, как губка, впитывает в себя всё, что надо и, к сожалению, что не надо. Поэтому не только родители, но и бабушки и дедушки, дяди и тёти должны стараться дать ребёнку положительный пример, чтобы в дальнейшим избежать неприятных сюрпризов.

Для того чтобы ваш ребёнок развивался в полноценную, психически здоровую личность, очень важна благоприятная эмоциональная обстановка в семье. Как раз в области сюжетно-ролевых игр наиболее образно и наглядно можно проследить семейную среду того или иного ребёнка. Если малыш во время игры нервничает, кричит, раздражается, можно сделать вывод о том, что он просто-напросто копирует поведение кого-то из родителей или близких родственников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему «Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста».

В настоящее время школа и родители предъявляют большие требования к подготовке детей к школьному обучению, в частности предматематической подготовке. В связи с этим эффективное развитие интеллектуальн...

Консультация для воспитателей на тему : «Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста».

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребе...

Консультация для воспитателей на тему: "Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей на тему: "Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка"

МБДОУ Детский сад №18        Консультация для воспитателей на тему:«Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»...

Консультация для воспитателей на тему: «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста»

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Консультация для воспитателей по теме: «Театрализованные, сюжетно-ролевые игры – средство творческого, речевого, интеллектуального развития дошкольников»

Сюжетно – ролевая игра ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющая развитие всех сторон личности ребёнка и создающая «зону ближайшего развития». Среди сюжетно&ndash...