Консультация: Организация и оформление развивающей предметно - пространственной среды для театральной деятельности.
консультация

Еськова Наталья Владимировна

Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. Дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие. Руками воспитателей  и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности, успешного выполнения задания. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства театрального помещения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и оформление развивающей предметно -  пространственной среды для театральной деятельности.

Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. Дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие. Руками воспитателей  и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности, успешного выполнения задания. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства театрального помещения.

 Известно, что ребенок знакомится с окружающим его миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Все, что его окружает, должно развивать это органы чувств и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.

При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной

среды театральной деятельности мы опирались на следующие принципы:

 • принцип комплексирования и гибкого зонирования, указывающий на то, что жизненное пространство дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;

 • принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность ребенка; стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора, цели  и действия;

 • принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;

 • принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды;

 • принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными, предметами.

Приемы, методы и формы организации учебно – воспитательного процесса:

В организации театральных занятий широко используются практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации, упражнения, метод действенного анализа,  инсценировки и драматизация.

Из словесных методов применяются рассказ, чтение педагога, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развивать внимание память, воображение.

На этапе формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста особую роль приобретают следующие методы:

  • метод убеждения, направленный на развитие первоначальных проявлений вкуса;
  • метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
  • метод побуждения к сопереживанию, эмоционально положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное.

Формы работы:

  • основная  образовательная деятельность
  • дополнительная образовательная деятельность

Для театральной деятельности с детьми  дошкольного возраста мы изготовили различные виды театров, дидактические игры.

Оборудовали совместно с воспитателями в группе уголок театрализованной деятельности: оформили театрализованный уголок, где сосредоточен весь наработанный материал, а также ширмы для показа кукольного, теневого театров, кроме этого имеются мини-костюмерная.

Дети 4−6 лет вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности с ними строим в два этапа.

Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время работа ведется  над формированием заинтересованности детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки.

Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения воспитателем (чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом играть прочитанное); грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). Далее  важен интерес у дошкольников, понравилось ли детям произведение и, получив положительную оценку, предлагаем разыграть его в театрализованной деятельности.

Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля и выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется  работе над ролью и предлагается проводить ее следующим образом:

•        кратко, но достаточно убедительно дать художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читать литературное произведение;

•        проанализировать события, которые описаны в произведении.

•        Формировать у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль;

•        после распределения и принятия ролей побуждать детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивать выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей; подвести детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой медвежонок –веселый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т.п.).

Очевидно, что вопрос о глубине сценического перевоплощения в широком плане этого понятия не может стоять перед детьми четвертого и даже  шестого года жизни. Но жизненный опыт ребенка, его знания и представления об окружающей действительности позволяют ему создать в своем воображении образ того персонажа, роль которого ему предстоит исполнить. Поэтому при проведении работы с детьми мы  используем следующие приемы.

•        Вначале уделять внимание подготовке атрибутов для инсценировки, костюмов.

•        Затем выяснить у каждого ребенка, каков характер его героя.

•        На основании общих характеристик делим героев на две, три и более подгруппы.

Так, например, смелые и решительные составляют первую группу, добрые, важные – вторую, трусливые – третью.

И только потом  детям каждой подгруппы предлагаем продемонстрировать движение своих персонажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В докладе представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при  организации развивающей предметно-пространственной среды в группе...

Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей среднего дошкольного возраста

В данной презентации показано, как можно организовать развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности среднего дошкольного возраста на примере средней группы МБДОУ "Детск...

Организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности.

Организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности.консультация предназначена для педагогов ДОУ....

Организация развивающей предметно-пространственной среды по театрализованной деятельности в соответствии ФГОС ДО

Участвуя в театрализованных играх, дети и родители становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир....

Представление опыта работы на тему "Организация развивающей предметно-пространственной среды через проектную деятельность"

Представление опыта работы на тему "Организация развивающей предметно-пространственной среды через проектную деятельность"...

Отчёт о проделанной работе для решения годовой задачи ДОУ «Создание условий для развития познавательной и творческой активности детей в театрализованной деятельности при организации и оснащении развивающей предметно-пространственной среды»

В любом возрасте ребенок стремится проявить творчество. В развитии творческих способностей помогает театр (театрализованная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало ...