Ребенок в современном мире
статья

Кузнецова Александра Анатольевна

Живя в современном мире, ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее его деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_v_sovremennom_mire.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок в современном мире

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.                

К.Е.Тимирязев

Живя в современном мире мне кажется, что ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее его деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Современные дети перестали наблюдать живые естественные явления окружающего мира и природы. Они получают информацию в готовом виде из уже имеющихся методических пособий, сети Интернет и других источников, поэтому существует не только проблема развития, но и проблема выбора формы деятельности детьми. Это в свою очередь не позволяет детям интегрировать сведения из разных областей знаний для решения возникшей проблемы и применять их на практике.

Социо-культурные условия жизни ребенка в последние годы  - это  разрыв между поколениями детей и взрослых, дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями, распад разновозрастных детских сообществ, активное внедрение информационных технологий в повседневную жизнь детей.  Телевизионный экран подменяет для маленького ребёнка игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми, оказывая мощное деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

Ребёнок – это всегда дитя своего времени. Все законы его развития всегда осуществляются (или не осуществляются) в конкретных условиях воспитания и тесно связаны с установками и представлениями родителей. В последнее время окружающий мир, а значит и установки родителей, во многом кардинально изменились. 

В последнее время родители озабочены тем, чтобы как можно раньше развивать своего ребенка. Стало очень модно ходить в центры раннего развития, детские клубы, школы для малышей и т.д. Современные мамы и папы покупают развивающие игры, авторы которых обещают развивать внимание, память, мышление, логику, научить читать. Большинство игрушек, у которых название «развивающие» представляют собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировкой каких либо навыков. С моей точки зрения это расширение кругозора,0 и может быть освоение этих навыков. Все это идет к накоплению различных знаний. А вот собственное творчество при этом как бы не связывается с понятием «развитие», но мне кажется, что это недолжно быть так.

В отечественной психологии показано, что развитие человека происходит в его деятельности. Причём деятельность – это не только поведение (то, что человек делает руками и ногами), но и представления, желания, переживания, связанные с каким-то предметом. Создавая какой-либо предмет (материальный или идеальный) человека «опредмечивает» своё «Я», определяет себя, находит своё место в мире. Все способности человека, и его личность не только проявляются, но и формируются в его деятельности.  Для каждого возраста существует определённая деятельность, которая ведёт за собой развитие – она так и называется - ведущая.  В младенческом возрасте это общение со взрослым, в раннем (от 1 до 3-х лет) – действия с предметами, в дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью становится игра

Игра-это ведущая деятельность ребенка, самое эффективное средство в развитии и воспитании ребенка. В игре дети очень хорошо развиваются. Воплощают  то, что дети еще не умеют в реальной жизни: выполняют правила, придумываю различные сюжеты, делятся друг с другом игрушками и т.д. А самое главное все это они делают добровольно и взрослому не нужно принуждать ребенка играть.    

Далеко не всегда сам ребенок способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает его способности. Кроме того, современные игрушки не способствуют творческой игре. Современные игрушки всё дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций.  Игрушка сама навязывает ему определённые действия. Свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность – это главные качества игры. Даже самые полезные игрушки сами по себе не могут сказать и показать, как с ними играть.  Чтобы игра стала действительно развивающей, дошкольнику обязательно сначала нужно научиться играть, а уже после этого он может развиваться, дополнять и даже придумывать новую, свою игру.

В совместной деятельности со взрослым ребенок может нормально развиваться, а следовательно обрести способность играть. В воспитании современных детей можно столкнуться еще с одной проблемой – это повышенная занятость родителей. В последнее время работа стала отнимать практически все время и силы родителей. Наверное это происходит по ряду социальных и экономических причин. Родители не могут заниматься со своими детьми, а бабушки и дедушки, как правило тоже много работают. Есть данные, что в среднем родители с детьми проводят не более двух трех часов в день. Необходимость добывание денег, работа, быт, занятость своими проблемами отнимает все время и последние силы. И получается так, что взрослые живут своей жизнью, а дети своей. Все это приводит к тому, что нет взаимного интереса детей и взрослых, что ведет к разрыву и отчуждению друг друга.   И дело тут не только в тотальной усталости родителей, но и в их оторванности от жизни ребёнка и с нежеланием в неё включаться.

Большинство современных молодых родителей с трудом представляют, чем нужно заниматься со своим ребёнком. Они не знают, в какие игры играют их дети,  о чём они думают,  как воспринимают окружающий мир. Совместная игра детей и родителей – это сегодня уже что-то архаическое и экзотическое.

Наш мир изменился и в нем живут наши дети наверное родители думают, что их дети современные и им нужны другие занятия, игры, игрушки. Поэтому их нужно как можно раньше приобщать к взрослой жизни и достижениям технического прогресса. Но это не так. Самое главное, что должно быть у детей – это право на детство и полноценное проживание всех возрастных периодов. С такой повышенной занятностью взрослых право на детство у детей не остается, и тогда нарушается основной закон психики развития ребенка, согласно которому становление внутреннего мира ребенка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым.

Окружающие предметы малыша не воздействуют на него непосредственно и не вызывают каких-либо чувств и желаний. Ребенку важен диалог, который настраивает его на человеческое восприятие окружающего мира. И этот мир побуждает его к собственной активности. Тогда ребенок может попробовать себя в разных видах деятельности и чувствовать свои возможности, свое Я. Даже самые современные технические средства не могут заменить живого человека. Недостаток полноценного личностного общения с близкими, взрослыми все чаще распространяется на детей.

В последнее время в жизнь ребенка прочно входит компьютер, телевизор, планшет. Это облегчает жизнь родителей. Экран становиться главным «воспитателем» ребенка. Все эти современные средства стали заменять мамины колыбельные песенки, бабушкины сказки, разговоры с отцом. Экран не только устраивает детей, но и родителей. Родители всегда стремятся занять своих детей чем-то интересным и покупают игровые приставки, компьютерные игры и т.д. Но это все может привести к нарушению зрения, дефициту движений, испорченной осанки.

Современная техника наступает на маленьких детей, а как же окружающая природа? Ведь дети не только смотрят, но и впитывают телевизионную продукцию и усваивают её. В дошкольном возрасте формируется душа и ум ребенка. Внутренний мир детей только еще складывается. По моему мнению принципы свободы выбора и свободы слова не могут быть главными ориентирами. Я думаю, что в их фундамент личности нельзя закладывать телевизионные передачи и игры на планшетах. Наверное надо выбирать только хорошие телепередачи, а их очень мало.

Сейчас уже подрастает новое поколение детей воспитанных с помощью экранов современной техники и эти последствия становятся все более очевидными. Одно из последствий – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги стали больше жаловаться на задержку речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада.Речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором  чужих звуков, она не становится  «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.

А вот, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается  огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения,  и сознания себя в целом.   Если же внутренней речи (а значит и внутренней жизни) нет,  человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне.  Явные признаки отсутствия этой внутренней речи можем наблюдать у многих современных детей.

Современные дети в последнее время теряют способность концентрироваться на занятиях, само углубляться, становится сложнее их заинтересовывать, появляется рассеянность. Часто стали называть это гиперактивностью. Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух. Речь, которую они слышат не вызывает устойчивых образов и впечатлений. Понимают отдельные слова и короткие предложения. Им сложно связывать их, и в результате они не понимают текста в целом. Тогда им становится неинтересно, скучно читать хорошие книжки.

Я думаю, что идет резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Но неужели всему виной телевизор?  Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, не готовом  адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор подменяет для маленького ребёнка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми,  он оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.Сажая малыша перед телевизором или компьютером, родители полагают, что он, так же как и взрослый понимает происходящие на экране события. Но это далеко не так. Малыш не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые как магнитом притягивают его внимание. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, ребёнок начинает испытывать потребность в ней,  ищет её повсюду. Примитивная потребность в сенсорных ощущениях может закрывать малышу всё богатство  мира.  Ему уже всё равно, куда смотреть – только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно также он начинает воспринимать и окружающую действительность…

Сказанное выше отнюдь не означает призыва  исключить телевизор и компьютер из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но  в раннем и дошкольном возрасте, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается,  экран  несёт в себе серьёзную опасность. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок  освоил традиционные  виды детской  деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и т.д.) и научился отличать игру от реальности.  Просмотр мультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован.

Главная  цель  этой статьи в том, чтобы показать, как социальные и экономические трансформации современного общества отражаются на психическом и личностном развитии маленьких детей. Общая тенденция современного детства заключается в том, что взрослые всё больше игнорирует специфику дошкольного возраста и его фундаментальное значение для полноценного развития личности. Данная  тенденция является неоправданной   и  весьма опасной,  несущей  с собой непредсказуемые социально-психологические  последствия.

Список литературы:

1. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1993.

2.  Гроувс К. П. Происхождение современного человека // Человек. 1996.

3. Воспитывать, играя
Детский практический психолог, июль 1995 г. Стр. 86 – 90.

4. Выявление психологических особенностей ребенка в ходе наблюдения за его игрой
Психология под ред. Т.Н. Ковалёвой – Минск, 2010. - № 4, с. 38 – 46.

5. Игрушки: как оценить их качество
Дошкольное воспитание, 2005, №4 Стр. 68-73

6. Как выбирать игрушки
Мама и малыш, 2005, №3. Материалы сайта www.psyparents.ru

7. О единице сюжетно-ролевой игры
Вопросы психологии, 2004, №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Ребенок в современном мире»

Здесь вы узнате о том, как непросто живется в современном мире нашим детям, мальчикам и девочкам. Как им важно и трудно играть, ведь компьютер и телевизор заменяет им сейчас весь окружающий мир. Я раз...

Статья "Ребенок в современном мире"

Статья "Ребенок в современном мире"...

Роль матери в воспитании ребенка в современном мире

Нетрадиционное родительское собрание тема:«Роль матери в воспитании ребенка в современном мире»Цель: привлечь внимание родителей к проблеме изменения роли женщины в современном мире, выясн...

Компьютер и ребенок в современном мире

Компьютер и ребенок в современной жизни Планшетные компьютеры и смартфоны прочно вошли в повседневную жизнь. Наряду со взрослыми, до 90% детей также регулярно пользуются этими устройствами. Планш...

Статья на тему "Ребенок в современном мире. Вызовы и угрозы детству"

Ребенок в современном мире. Вызовы и угрозы детству. Причины, которые мешают детям играть....

Статья "Ребенок в современном мире"

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме социализации ребенка в современном мире, а также особенностям развития дошкольника.В статье раскрывается сущность и проблематика адаптационного...

«Родной язык - как важнейшая ступень в развитии интеллектуального и духовного развития личности ребенка в современном мире»

Основным компонентом национальной культуры выступает национальный язык. Именно благодаря нему сохраняется нация,  правильное понятие о древних традициях и культуре, знания о своей религии. В обра...