Опыт работы "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитатния дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)

Сайдиганова Юлия Маратовна

В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам. Вся воспитательная работа дошкольного учреждения должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_attes.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

         детский сад №42 комбинированного вида г.Сатка

Педагогический опыт по теме:

«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

                                                       

                               

                                          Квалификационная категория: первая

Обобщенный опыт работы воспитателя Сайдигановой Ю.М.

Содержание:

I. Актуальность ……………………………………………………

II. Обоснование авторской темы

III. Технологическое описание опыта …………………………………

IV. Новизна и результативность …………………………….

V. Список литературы ………………………………………………

«Первый воспитатель – это народ,

а народные сказки – первые и блестящие попытки

создания народной педагогики»

К.Д. Ушинский


     Актуальность.


    Мы живём в неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность». Влияние иностранных слов, песен, мультфильмов, фильмов, игр способствует спаду интереса к традициям, обычаям, национальной культуре. А средства массовой информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на его формирующуюся сферу нравственности…

     На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки? Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться незнакомым нашим детям.

     Как показали исследования психолога А.Н. Леонтьева, дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.  

     В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманного отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности.

     В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам. Вся воспитательная работа дошкольного учреждения должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действий.

     В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, в Федеральном государственном образовательном стандарте в качестве особой задачи дошкольного воспитания выделяется необходимость нравственного развития и создание условий для присвоения детьми моральной позиции.

      В п.5 параграфа 1.6 Стандарта утверждается задача объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

     Тем самым, нравственные ориентиры воспитания определяются в качестве основы всей системы дошкольного образования и пронизывают все сферы развития и виды деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста.

     И это закономерно, так как система дошкольного образования как базовый институт социализации детей несет на себе ответственность и за нравственное становление личности.

     Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра».

     Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, А.В. Запорожец, В.В. Белорусова, Т. А. Ильина, А. П. Кондратюк, И.И. Подласый, И.К. Решетень и др.

     Так что же такое нравственное воспитание?

     Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

     Воспитание нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства.

     Поэтому работа по воспитанию у детей нравственных качеств личности очень важна.

Обоснование авторской идеи.

               

     Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания.

      Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. И в связи с этим от воспитателя требуется поиск, наиболее эффективных форм и методов воспитания или переосмысления уже известных.

      Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силы, теряет своё будущее.

      Использование сказки помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции народа. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Ведь цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока.

      Сказка, в народном творчестве, вероятно, самое большое чудо. Читая или слушая сказку, мы замечаем, как вдруг оказываемся во власти удивительного вымысла. В сказках добро и зло ведут постоянную борьбу, в которой всегда побеждает добро. Утверждение нравственного закона жизни – это и есть правда сказки. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовёт на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает отстаивать справедливость, добро, гуманизм.

     Очень красив язык сказок; он певуч и поэтичен, содержит много метафор и сравнений. Сказки воспитывают в детях доброту, отзывчивость, стремление помочь обиженному, нетерпимость к проявлению жестокости, злобности.

     «Сказка, писал В.А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.

     Но сказка также предупреждает детей о вреде излишней доверчивости.

     После встречи колобка с волком, медведем, оказалось, что опасен не тот, кто прямо говорит: «Я тебя съем!», а тот, кто расхваливает тебя самого и твою песенку. Учат сказки и вслушиваться, сравнивать, думать. Смелость, находчивость, выдержка помогает Машеньке вернуться домой.

     Сказка – это один из способов объединить взрослого и ребенка, дать возможность понять друг друга.

     Но надо признать, что в наше время взрослые редко читают, рассказывают их детям, еще реже рассматривают иллюстрации к ним и беседуют о прочитанном.

     Таким образом, всё выше сказанное побудило меня возродить интерес детей и родителей к сказке народной и авторской.

Технологическое описание опыта:

Определившись с формой работы, я поставила цель и сформулировала задачи.    

     

 Цель: Развивать и воспитывать в детях моральные и духовно-нравственные качества посредством восприятия сказки.

Задачи:

- Развивать у детей интерес к сказкам.

- Помочь детям усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, через восприятие сказки.

- Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и другие духовно-нравственных качества. 

- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других.

- Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

     Работа по данной теме началась со II младшей группы. В начале прошлого года была проведена первичная диагностика для того, чтобы выявить уровень компетентности детей по нравственному воспитанию (Приложение1). У 65% воспитанников был выявлен низкий уровень, 35% - средний.

     Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации определила необходимость поиска средств и методов работы в данном направлении.

     Начала с подбора литературы, как художественной (соответствующей возрасту детей), так и методической, поиск и изготовление дидактического материала. Сформировав методический банк и наметив план, приступила к работе.

     Работа осуществлялась в следующих направлениях: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.

     В каждом направлении мною были подобраны формы, методы и приёмы реализации задач.

Работа с детьми:

      Работа с детьми предполагает использование как традиционных методов, так и инновационных.

      Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, рассказываю детям наизусть, при этом достигается наилучший эмоциональный контакт с детьми. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

     Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаю сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.  

     Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. В группе имеются такие игры, как “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев), «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Раскрась по описанию», «Где мой домик?», «Что за сказка», «Собери из частей», «Мамы и их детеныши», «Из какой это сказки», «Волшебные рукавички», «Найди пару», «Кто я?» и т.д.  

     Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, использую различные дидактические игры, например, «Встреча героев», «Звукорежиссеры», «Новая сказка», «Пропущенный кадр», «Сказочная цепочка».

     Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей к участию в драматизации способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

     Беседы по моральному воспитанию играют очень важную роль, так как они помогают освоить нормы и правила нравственного поведения. В процессе беседы воспитатель задает вопросы для обсуждения, ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения. Например, такие как «Заболел друг», «Заболела бабушка», «Жадный кармашек», «Правда-неправда», «Вежливость», «Доброта» и др. Тем самым побуждают детей проявлять заботу о людях, быть внимательными, чуткими (Приложение 2). 

     Наряду с традиционными, годами сложившимися методами и приёмами ознакомления детей со сказками, продумываю новые приёмы. Это помогает развитию интереса детей к народной и авторской сказке.

     Так, отправляясь в путешествие по стране сказок, на пути детям встречаются сказочные домики, в которых живут герои разных сказок: одни – добрые и весёлые, другие грустные, третьи – злые, четвёртые - трусливые. На домах не номера, а пиктограммы с выражением настроения, используются слайды. И вот дети «учат» злую бабу Ягу улыбаться, быть доброй, а трусливому зайцу дети показывают выразительные движения, выражающих смелость и уверенность.

     Использую разные приёмы вхождения в сказку (благодаря волшебному зеркалу дети попадают в сказку, или выбирают одну из трёх волшебных дорог, а иногда детям помогает путешествовать «сердце», объясняю детям, что сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое.)

     Для развития познавательных процессов (мышления, внимания, памяти) использую в развивающих играх сказочный сюжет, одновременно решая вопросы нравственно воспитания.

   

     Творческие задания использую как в индивидуальной, так и коллективной работе. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных моделей с помощью приёмов фантазирования («Сказки наизнанку» - Красная шапочка- злая, волк - добрый)

    В ходе изучения каждой сказки последующие занятия посвящены рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.

     Проектная деятельность. Краткосрочный проект «По сказкам К.И Чуковского» проведённый в средней группе направлен на развитие интереса детей к книгам, обогащение познавательного опыта, развитие творческих способностей детей, развитие коммуникативных навыков. Итоговым продуктом проекта стало оформление альбома рисунков «Любимый герой сказок К.И Чуковского» (Приложение 3)

    В использовании инновационных методов ознакомления детей со сказкой просматривается новизна опыта.

     Решение задач по нравственному воспитанию осуществляется в следующих видах деятельности:

- в ходе непосредственно образовательной деятельности;

- в ходе режимных моментов;

- в процессе совместной деятельности педагога с детьми;

- при организации самостоятельной детской деятельности.

   Разработанный перспективный план по нравственному воспитанию по месяцам, который включает как непосредственно-организованную деятельность, так и режимные моменты выстроен так, чтобы не мешать в решении других задач. (Приложение 4) 

     Работа по развитию и воспитанию нравственных качеств ведётся не только через сказку, она проходит красной линией через все виды деятельности, прописанные в циклограмме:

- Хороводные игры (Приложение 5) облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их; учат детей действовать вместе, сотрудничать, знакомят детей с древними традициями и обычаями.

- Подвижные игры использую не только для решения прямых задач физического воспитания, но и для нравственного развития. Воспитатель наблюдает, как ведут себя дети, как проявляется то или иное качество, а затем проводит игру для упражнения детей в правильных поступках. Активные действия в игре помогают устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Ребёнок должен чувствовать себя в обществе своих товарищей как равный среди равных. Чёткое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе («У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Бабка-Ежка», «Два мороза» и др.) (Приложение 6)

- Сюжетно-ролевые игры. Ценность их как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчётливо проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества («Семья», «День рождения», «Больница», «Зоопарк», и т. д.)

      Для организации самостоятельной деятельности детей создана специальная развивающая предметно-пространственная среда: имеется «Центр книги» с красочными сказками, иллюстрированными известными художниками, альбомы для рассматривания; «Уголок уединения» для возможности побыть одному, подумать и отдохнуть; «Центр театра» «В гостях у сказки» с пальчиковым, теневым, настольным, конусным, плоскостным на фланелеграфе, театром Би-ба-бо, уголком ряженья с элементами костюмов и масками. Всё это находится в доступном для детей месте.

       

   

  Я перехожу к следующему направлению моей работы.

 Работа с родителями:

      Без тесного сотрудничества с родителями не было бы успешной работы по нравственному воспитанию. Я использовала как традиционные, так и инновационные формы работы.

 

- Анкетирование нужно чтобы узнать уровень знаний родителей по данной теме, а также, чтобы скоординировать свою работу и спланировать дальнейшие действия (анкета «Все мы любим сказки») (Приложение 7).

- Клуб «В гостях у сказки» действует со средней группы. Работа клуба способствует объединению детско-взрослого коллектива, обеспечению эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников в решении задач по нравственному воспитанию. Разработан план работы на год (Приложение 8).

- Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее передачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Такие консультации как «Роль сказки в развитии и воспитании детей», «Нравственное воспитание ребенка в семье», «Как и для чего читать детям сказки» помогают просветить родителей в вопросах нравственного воспитания и привлечь к сотрудничеству по этому вопросу (Приложение 9).

- Выставки рисунков по изученным сказкам. Например,: «Мой любимый сказочный герой» по сказкам К.И Чуковского

С педагогами:

     Опыт был представлен на мастер-классе по теме «Сказка - как средство нравственного воспитания дошкольников». (Приложение11)

    Для педагогов были подготовлены:

- консультации «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников»

    Приняла участие:

- в семинаре-практикуме «Нравственное воспитание дошкольников»

- в учрежденческом конкурсе педагогического мастерства, стала победителем.

                       

  Результативность.

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по развитию духовно-нравственных качеств дала положительные результаты:

- дети знают определённые сказочные сюжеты;

- научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.

       В ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы (сказок) у детей заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети стали различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

      В дальнейшем планирую продолжить работу, с детьми старшего дошкольного возраста использовать более сложные инновационные приёмы при ознакомлении и работе со сказкой.

Список литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

2. Йерк С., Марквардт П. Театрализованные игры с детьми от 2 лет, 2016г

3. Ромах, О. В. Нравственная культура в национальных аспектах [Электронный ресурс] / О. В. Ромах, Я. Ю. Скоморохова //Аналитика культурологии. – 2012. – № 23. – Режим доступа: http://cyberleninka. ru/article/n/nravstvennaya-kultura-v-natsionalnyh-aspektah.– Загл. с экрана.

4. Виноградова Н. «Воспитание нравственных качеств дошкольника»

5. Петерина В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

6. Шарыгина Т.А. «Вежливые сказки»

7. Божова Л.И. «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.

8. Пахомова О.Н. «Добрые сказки» (Этика для малышей) 2003г.

9. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16

10. Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок/ Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка, как средства духовно-нравственного воспитания ребёнка дошкольника"

В данной статье рассказывается о влиянии русских народных сказок на духовно-нравственное воспитнание дошкольников....

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребёнка-дошкольника

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на освоение социальной действительности, повышает позн...

Музейная педагогика как средство духовно - нравственного воспитания воспитания дошкольника

Статья раскрывает возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью духовно - нравственного воспитания....

«Сказка как средство духовно- нравственного воспитания ребёнка-дошкольника»

Консультация для родителей «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания ребёнка-дошкольника»...

Самообразование. Тема: "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребенка-дошкольника"

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...