ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ
учебно-методический материал

Цыренова Виктория Николаевна

Наблюдение – один из важнейших методов педагогики, позволяющий выявлять характерные особенности развития детей и составляющий основу для планирования образовательного процесса в соответствии с этими особенностями в целях наиболее полного раскрытия индивидуальных возможностей и способностей каждого ребёнка.

         Карты развития позволяют документировать результаты наблюдения за развитием ребёнка путём фиксации моментов проявления им тех или иных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_karta_razvitiya.docx63.26 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТЫ РАЗВИТИЯ

ВОСПИТАННИКОВ   МАДОУ детский сад "Берёзка"___

группа №_______

воспитатели:___________________________________

период наблюдения_____________________________

СПИСОК ГРУППЫ

п/п

Фамилия, имя

Пол

Дата

рождения

Дата зачисления в группу

Возраст на момент

зачисления в группу (в месяцах)

Особые отметки, примечания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Рекомендации по использованию

Наблюдение – один из важнейших методов педагогики, позволяющий выявлять характерные особенности развития детей и составляющий основу для планирования образовательного процесса в соответствии с этими особенностями в целях наиболее полного раскрытия индивидуальных возможностей и способностей каждого ребёнка.

        Карты развития позволяют документировать результаты наблюдения за развитием ребёнка путём фиксации моментов проявления им тех или иных способностей.

Карты не являются документом, фиксирующим показатели готовности детей к школе. При этом в них определены и структурированы ключевые признаки, отражающие «шаги развития» каждого ребёнка, которые в комплексе могут дать простое, но достаточно ёмкое представление о нём в каждом возрастном периоде и о динамике его развития в направлении достижения целевых ориентиров по каждой из областей развития, определённых ФГОС ДО.

Внимание!

1.Области развития подразделяются на направления.

2.Области, направления развития, признаки развития  обозначаются символами, которые могут быть использованы при написании кратких выводов и рекомендаций.

3.Возрастные диапазоны проявления тех или иных признаков выделены в карте заливкой соответствующих ячеек.

ВАЖНО!

Траектория развития каждого ребёнка индивидуальна, соответственно в картах выделяются достаточно широкие диапазоны проявления каждого из признаков развития.

 Алгоритм работы с картами:

1.Изучить структуру карт развития и принцип выделения направлений и «шагов» развития ребёнка.

2.Карту и пользовать регулярно.

3.Фиксировать в карте только тот возрастной период, когда появление признака очевидно.

4.Не забывать записывать краткие выводы и рекомендации о том, на что нужно обратить особое внимание в развитии ребёнка.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТЫ РАЗВИТИЯ НЕ ПЕРЕДАЮТСЯ В ДРУГУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ – ЭТО НЕПРАВОМЕРНО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

фамилия, имя ребёнка

 

пол:

-мальчик                                                            -девочка

дата рождения:

Шаги развития            

 годы

ВОЗРАСТ

от 3 до 4 лет

от 4 до 5 лет

от 5 до 6 лет

от 6 до 7 лет

С

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

С1

Эмоционально-личностная сфера

Я

С1.1.Говорит о себе самом в первом лице- «Я»

С1.2. Рассказывает о себе (знает имя, фамилию, возраст, пол, цвет глаз и т.д.)

С1.3. Чётко формулирует свои желания, интересы

С1.4. Сопереживает героям сказок, рассказов, мультфильмов

С1.5. Проявляет сочувствие к другим (пытается успокоить, пожалеть…)

С1.6. Определяет и выражает чувства другого ребёнка ( «Петя боится»)

С.1.7. Проявляет чувство стыда

С1.8. Проявляет чувство гордости (сделал что-то лучше всех)

С1.9. Осознаёт и может назвать причины своих чувств (Я радуюсь, потому что)

С1.10. Понимает причины основных эмоций

С1.11.Проявляет чувство вины, если кого-то обидел, и может попросить прощения

С1.12.Способен давать оценку плохому или хорошему поступку другого ребёнка

С1.13.Контролирует свои эмоции (гнев, радость)

С1.14.Стремиться действовать самостоятельно без помощи взрослого

С1.15.Выполняет просьбу/задание взрослого без контроля со стороны

С1.17.Выполняет определённые действия без напоминания взрослого (моет руки)

С1.18.Способен возобновлять прерванные действия

С1.19.Способен сохранять внимание во время занятий

С1.20.Переживает неудачу

С1.21.Может формулировать цель своих действий и фиксировать результат

С1.22.Проявляет способность к принятию собственных решений

С1.24.Самостоятельно выбирает для себя род занятий

С1.25.Проявляет старательность при выполнении своей работы

С1.26.Проявляет способность к самооценке

С1.27.Проявляет стремлении быть примером для других

С2

Сфера коммуникации

С2.1.Проявляет инициативу в установлении контакта со сверстниками

С2.2.Наблюдает за действиями сверстников и подражает им

С2.3.Выделяет среди сверстников тех, с кем ему больше всего нравится играть

С2.4.Делится с другими детьми игрушками, угощением

С2.5.Активно включается в игру с другими детьми

С2.6.Инициирует взаимодействие со сверстниками («Давай играть»)

С2.7.Соблюдает правила игры, очерёдность

С2.8.Берёт на себя определённую роль в игре, может соблюдать ролевое соподчинение

С2.9.Проявляет способность взаимодействовать со взрослым в совместной деятельности

С2.10.Проявляет способность встраиваться в совместную деятельность с другими детьми, работать в группе

С2.11.Подчиняется правилам и нормам социального поведения

С2.12.Проявляет инициативу и самостоятельность в процессе деятельности

С2.13.Проявляет способность радоваться успехам других

С3

Сфера жизненной практики

С3.1.Самостоятельно пользуется туалетом(горшком)

С3.2.Контролирует мочевой пузырь

С3.3.Контролирует кишечник

С3.4.Различает правую и левую руку

С3.5.Знает и называет части тела

С3.6.Ест и пьет самостоятельно

С3.7.Правильно пользуется ложкой, вилкой, салфеткой

С.3.8.Самостоятельно моет руки, умывается, чистит зубы, пользуется полотенцем, расчёской, носовым платком

С3.9.Растёгивает и застёгивает пуговицы/кнопки/липучки/ молнии

С3.10. Раздевается и одевается самостоятельно

С3.11.Аккуратно складывает и убирает свою одежду

С3.12.Может вытирать стол, подметать пол

С3.13.Убирает за собой игрушки

 С3.14.Самостоятельно ухаживает за растениями в группе

С3.15.Ориентируется в помещении и на территории детского сада

С3.16.Знает основные правила безопасного поведения и соблюдает их

С3.17.Знает основные дорожные знаки, функции светофора

С3.18.Знает основные правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов

П

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

П1.Подбирает из ряда картинок с изображением предметов две одинаковые

П2.Находит различия между изображениями на картинках

П3.Запоминает и рассказывает, что изображено на картинке

П4.Делает последовательные умозаключения по 2-4 картинкам, рассуждает

П5.Различает понятия «много-мало», «один-ни одного»

П6.Проводит сравнения «больше-меньше-одинаково»

П7.Поводит сравнение «длиннее-короче», толще-тоньше» и т.д.

П8.Различает все основные цвета, сортирует предметы по цвету

П9.Различает тактильные свойства предметов (холодный, сухой, мягкий…)

П10.Распознаёт геометрические фигуры

П11.Экспериментирует с предметами

П12.Различает материалы, из которых изготовлены предметы

П.13.Сортирует предметы по категориям

П.14.Классифицирует предметы одновременно по нескольким признакам

П.15.Способен выделить лишний предмет из множества

П.16.Определяет пространственное положение предметов

П.17.Способен выделить два или три предмета из множества

П18.Считает до 5

П19.Понимает значение целого и его частей

П20.Знает порядковый счет в пределах 10

П21.Может соотносить количество предметов и числа в пределах 10

П22.Знает изображения цифр

П23.Применяет счёт в повседневной жизни, игре

П24.обнаруживает постоянство или изменения количества (было-стало)

П25.Решает простые задачи на сложение и вычитание

П26.Знает порядковый счет в пределах 20

П27.Знает названия времён года и главные различия между ними

П28.Понимает ход времени в распорядке дня (утро-день-вечер-ночь)

П29.Знает понятия, структурирующие время (вчера, сегодня, завтра)

П30.Знает последовательность времён года и сезонные изменения

П31.Может описать особенности природы и жизни людей в разные времена года

П32.Знает чередование месяцев в году

П33.Знает дни недели и их последовательность

П34. Использует понятия «сначала», «потом», «до» и т.д.

П35.Узнаёт и называет некоторые цветы и деревья

П36.Узнаёт и называет некоторых животных

П37.Различает отдельные явления природы

П38.Различает диких и домашних животных

П39.Узнаёт и называет некоторых насекомых и птиц

П40.Правильно называет детёнышей некоторых животных

П41.Знает и различает овощи, фрукты, ягоды

П42.Знает опасные явления природы

П43.Классифицирует растения и животных

П44.Знает и различает по внешнему виду грибы

П45.Проявляет интерес к техническим игрушкам, умеет ими пользоваться

П46.Может пользоваться простыми инструментами

П47.Знает название основных видов транспорта

П48.Умеет пользоваться телефоном

П49.Пользуется компьютером

П50.Знает название своего города/посёлка/села

П51.Знает название улицы, на которой живёт

П52.Знает название столицы России

П53.Знает имена, отчества и фамилии членов семьи

П54.Знает профессии, профессии своих родителей

П55.Знает основные праздники России

П56.Знает флаг, герб, гимн России

П57.Знает некоторые крупные города России

П58.Знает название рек, гор, морей и т.д.

П59.Знает некоторые национальные традиции своего народа

Р

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Р1.Заменяет/сопровождает некоторые свои действия словами

Р2.Говорит о том, что видит на картинке

Р3.Говорит целыми предложениями из 3-5 слов

Р4.Самостоятельно строит рассказ о каком-либо событии

Р5.Способен логично продолжить начатый рассказ

Р6.Задаёт вопросы (в том числе основной вопрос - Почему?)

Р7.Понимает заданные вопросы и отвечает на них

Р8.Строит сложные предложения

Р9.Правильно употребляет имена прилагательные и местоимения

Р10.Правильно употребляет множественное число

Р11.Пытается объяснить наблюдаемые события

Р12.Использует в речи вежливые обращения, различные интонации

Р13.Правильно использует слова-обобщения (фрукты, овощи, деревья, птицы)

Р14.Описание положения предметов по отношению к себе

Р15.Правильно согласовывает слова в предложении, использует предлоги

Р16.Свободно использует все части речи

Р17.Понимает разные значения многозначных слов

Р18.Составляет описание предмета по образцу

Р19.Составляет подробный, структурированный рассказ по картинке/серии картинок

Р20.Рассказывает истории или случаи из жизни в правильной последовательности событий

Р21.Может вести диалог (слушает, реагирует на высказывания, отвечает, задаёт вопросы)

Р22.Говорит понятно (не только для близких, но и для посторонних людей)

Р23.Отчётливо произносит слова, разделяет их в речи

Р24.Узнает первый звук в слове

Р25.Различает звуки в словах

Р26.Делит слова на слоги

Р27.Способен следить за сюжетом длинного рассказа, сказки, истории

Р28.Устанавливает связь между текстом и иллюстрациями в книге

Р29.Устанавливает связь между историями и собственным опытом («Я тоже видел»)

Р30.Пересказывает сказки, истории, рассказы

Р31.Заучивает стихи и читает их перед зрителями

Р32.Знает названия некоторых детских литературных произведений

Р33.Пытается читать

Р34.Может узнать по прочитанному взрослым отрывку произведение детской литературы

Р35.Знает имена известных детских поэтов и писателей

Р36.Проявляет интерес к буквам, знает и различает начертания некоторых из них

Р37Пытается «печатать» буквы/слова

Р38.Подбирает к буквам соответствующие слова

Р39.Знает написание отдельных слов

Х

 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Х1

Музыка и танец

Х1.1.Играет на доступных детских инструментах

Х1.2.Демонстрирует элементарные вокально-хоровые навыки (поёт вместе с другими детьми)

Х1.3.Знает названия некоторых музыкальных инструментов

Х1.4.Знает основные свойства звуков и различает их

Х1.5.Проявляет способность внимательно слушать музыкальные произведения

Х1.6.Узнаёт знакомые мелодии при повторном прослушивании

Х1.7.Способен повторить знакомую мелодию

Х1.8.Проявляет способность к сольному исполнению песен

Х1.9.Различает звучание некоторых музыкальных инструментов, называет их

Х1.10.Различает виды музыкального искусства (народные песни, опера, эстрадные песни)

Х1.11.Знает некоторых известных композиторов

Х1.12.Выполняет заданные движения под музыку

Х1.13.Произвольно двигается под музыку

Х1.14.Двигается под музыку, последовательно повторяя определённые движения

Х1.15.Выполняет элементы танцев

Х1.16.Выполняет танцевальные движения с различными атрибутами

Х1.17.Выполняет несложные перестроения по схеме танца под руководством взрослого

Х2

 Изобразительная деятельность, конструирование и моделирование

Х2.1Рисует простые изобразительные формы

Х2.2.Подбирает подходящие цвета по образцу

Х2.3.Раскрашивает простые изобразительные формы

Х2.4.Отображает в рисунке заданную тему

Х2.5.Проявляет способность рисовать по собственному замыслу

Х2.6.Рисует красками

Х2.7.Раскрашивает сложные изобразительные формы (не выходит за контур)

Х2.8.Самостоятельно подбирает цвета, соответствующие изображениям

Х2.9.Рисует сложные, насыщенные деталями изображения, отчётливо передавая формы предметов

Х2.10.Рисует человека реалистично

Х2.11.Рисует с натуры

Х2.12.Лепит из пластилина/глины простые заданные формы

Х2.13.Лепит из пластилина/глины различные предметы, состоящие из нескольких частей

Х2.14.Лепит из пластилина/глины фигурки животных, людей

Х2.15.Делает простые аппликации из 3-5 готовых форм по образцу

Х2.16.Самостоятельно вырезает из бумаги фигурки для аппликации по контуру

Х2.17.Самостоятельно делает аппликации из нескольких фигур

Х2.18.Делает сложные аппликации в виде узоров

Х2.19.Делает аппликации по заданному или задуманному сюжету, самостоятельно подбирая цвета и формы

Х2.20.Складывает/дополняет простую мозаику по образцу

Х2.21.Собирает простые пазлы из 6-8 частей

Х2.22.Самостоятельно складывает простую мозаику, подбирая цвета и формы

Х2.23.Складывает сложную мозаику по образцу

Х2.24.Складывает пазлы различной степени сложности

Х2.25.Складывает сложную мозаику по задуманному рисунку

Х2.26.Строит из кубиков заданные объекты

Х2.27.Строит различные формы и объекты из песка (пирамиду, горку, забор, башню)

Х2.28.Собирает детали простого конструктора в предметы

Х2.29.Собирает из конструктора объекты различной сложности по образцу

Х2.30.Собирает из конструктора различные объекты с использование схемы для конструирования

Х2.31.Самостоятельно строит композиции из песка

Х2.32.Конструирует объекты из различных материалов с элементами изобретательства

Х2.33.Знает материалы и инструменты для изобразительного творчества и их особенности

Х2.34.Знает и различает и различает основные жанры изобразительного искусства

Ф

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Ф1

Крупная моторика

Ф1.1. Координирует движения рук и ног (хлопает в ладоши, притопывает…)

Ф1.2.Удерживает равновесие, стоя на одной ноге не менее 15 секунд

Ф1.3.Может пройти по линии, не нарушая её

Ф1.4.Может пройти по гимнастической скамейке, сохраняя равновесие

Ф1.5.Может пройти по прямой линии спиной вперёд не менее 4-6 шагов

Ф1.6.Может уверенно стоять на одной ноге

Ф1.7.Полностью контролирует свои движения

Ф1.8.Точно выполняет заданные упражнения во время зарядки

Ф1.9.Бегает свободно, сохраняя равновесие

Ф1.10.Лазает по спортивной лестнице вверх и вниз

Ф1.11.Прыгает, отталкиваясь двумя ногами, с продвижением вперёд

Ф1.12.Пролезает в гимнастический обруч

Ф1.13.Перепрыгивает через препятствие высотой более 10 см

Ф1.14.Прыгает через скакалку

Ф1.15.Прыгает на одной ноге не менее 10 прыжков

Ф1.16.Прыгает в длину (до 1м)

Ф1.17.Выполняет прыжки на месте с продвижением вперёд на одной и двух ногах, в длину с места и с разбега, в высоту

Ф1.18.Бросает и ловит мяч двумя руками

Ф1.19.Бросает мяч одной рукой

Ф1.20.Отбивает мяч о землю

Ф1.21.Ловит маленький мяч

Ф1.22.Катается на трёхколёсном велосипеде

Ф1.23.Самостоятельно катается на санках с горки

Ф1.24.Катается на лыжах

Ф1.25.Катается коньках/роликах

Ф1.26.Катается на двухколёсном велосипеде/ самокате

Ф1.27.Может плавать без поддержки

Ф1.28 Знает элементы спортивных игр и участвует в них

Ф2

Мелкая моторика

Ф2.1.Вдевает верёвку в кольцо

Ф2.2.Разбирает пирамидку и собирает её с учётом величины колец

Ф2.3.Нанизывает крупные бусины и пуговицы на нитку

Ф2.4.Использует щипковый захват для действий с мелкими предметами

Ф2.5.Складывает мелкие предметы в определённом порядке

Ф2.6.Открывает и закрывает задвижки, замки, пользуется ключом

Ф2.7.Закручивает и откручивает мелкие предметы

Ф2.8.Самостоятельно вдевает шнурки (в обувь)

Ф2.9.Нанизывает мелкие бусинки на нитку

Ф2.10.Рисует прямую линию и круг по образцу

Ф2.11.Проводит прямую линию строго между двумя ограниченными линиями

Ф2.12.Складывает бумагу по заданным линиям

Ф2.13.Режет бумагу ножницами строго вдоль заданной линии

Ф2.14.Может аккуратно обрывать бумагу вдоль заданной линии

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

от 3 до 4 лет

от 4 до 5 лет

от 5до 6 лет

от 6 до 7 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная карта развития ребенка

Индивидуальная программа развития  Ф.И.ребенка_________________________ ________________________...

Индивидуальная карта педагога

Индивидуальная карта поможет выявить творческого педагога, проследить педагогический рост , его достижения,...

Индивидуальные карты развития

Карты психологического развития детей, бланки для психологической диагностики, бланк для психологического заключения по готовности к школе...

индивидуальная траектория развития (индивидуальная карта развития) музыкальных способностей

Оценивание уровня развития музыкальных способностей за 5 лет...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...

Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...