ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
консультация

Молчанова Любовь Павловна

. Проблема сохранения здоровья детей остается важной во все времена, особенно она, является актуальной в отношении детей с ОВЗ. Здоровье сберегающие   технологии взаимосвязаны и перекликаются с задачами коррекционно-развивающей работы по всем направлениям развития ребенка. Основная роль учителя-дефектолога состоит в организации коррекционно-образовательного процесса, сохраняющего физическое и психическое здоровье детей с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 Аннотация. Проблема сохранения здоровья детей остается важной во все времена, особенно она, является актуальной в отношении детей с ОВЗ. Здоровье сберегающие   технологии взаимосвязаны и перекликаются с задачами коррекционно-развивающей работы по всем направлениям развития ребенка. Основная роль учителя-дефектолога состоит в организации коррекционно-образовательного процесса, сохраняющего физическое и психическое здоровье детей с задержкой психического развития.

 Ключевые слова: ЗПР, здоровье сберегающие технологии, коррекционноразвивающая работа, физическое и психическое здоровье.

Одной из основных задач образовательного учреждения в соответствии с ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Особенно важным это является при работе с детьми с ОВЗ. Нашу группу посещают дети с задержкой психического развития. У большинства детей данной категории наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности. В одних случаях у детей страдает произвольность в организации деятельности, в других – мотивация познавательной деятельности и т.д. Часто наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции. Дети не способны к длительным интеллектуальным усилиям, страдает поведенческая сфера. Дети легко возбудимы и гиперактивны. Часто данные особенности мешают детям усваивать материал на занятиях и поэтому коррекционно-развивающую работу необходимо выстраивать с учетом индивидуальных особенностей, включать в работу технологии, направленные на коррекцию эмоционально-волевой и поведенческой сфер, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. К таким технологиям можно отнести здоровье сберегающие технологии. Работа с детьми с ЗПР на занятиях должна быть эмоционально-благоприятной, привлекательной, разнообразной по видам детской деятельности. Все это можно достичь использованием в коррекционно-развивающей работе элементов здоровье сберегающих технологий. Важно поддерживать положительное эмоциональное состояние у детей с ЗПР и поэтому, подгрупповые занятия с детьми начинаем с положительного организационного момента: приветствуем друг друга, взявшись за руки; просим детей улыбнуться, используя при этом небольшие стихи, потешки с совместным их проговариванием; интересуемся, какое настроение и самочувствие у детей; обращаем внимание на то, что мы рады всех видеть. Положительные эмоции, полученные в начале занятия, повышают мотивацию, работоспособность, улучшают деятельность головного мозга, настраивают на предстоящую деятельность и являются необходимым условием психического здоровья. В занятия стараемся включать разные виды детской деятельности. Так как у большинства детей нарушена мелкая моторика, в познавательную деятельность включаем пальчиковую гимнастику, игры с палочками, с прищепками, шнуровки, элементы Су-Джок терапии, самомассаж. Из-за неусидчивости детей занятия проводим со сменой динамических поз: часть занятия дети проводят сидя, часть – стоя, например, организационный момент или рассматривание предметов и объектов. Таким образом, сохраняется и укрепляется позвоночник. Для профилактики утомления детей используем в образовательной деятельности динамические паузы на 2-5 минут. Это могут быть игры с мячом, например, «Назови одним словом», «Назови овощи», «Назови число на один больше (меньше)» и др. Подбираем и включаем физкультминутки в зависимости от изучаемой темы. На занятиях познавательного характера в работе с детьми используем компьютерные технологии: просмотр тематических презентаций; презентаций 57 с включением дидактических игр, разработанных по изучаемой теме для закрепления материала. Для профилактики нарушений зрения у детей при просмотре презентаций в занятия включаем гимнастику для глаз. Это может быть, как часть презентации, так и отдельный игровой элемент, в которой дети могут проявить свою активность. Чтобы детям было интереснее, гимнастику для глаз проводим с использованием стихов и потешек. Для развития умственных способностей и физического развития используем кинезиологические упражнения. Они способствуют активизации межполушарного взаимодействия, улучшают мыслительную деятельность, повышают стрессоустойчивость. Одной из особенностей детей с ЗПР является гиперреактивность, эмоциональная возбудимость, низкий уровень само регуляции, иногда наблюдаются агрессивность, упрямство, плаксивость. В работе с такими детьми необходимо создавать условия для улучшения эмоциональной сферы, психологического здоровья. Хорошим средством для снятия напряжения, агрессивности является песок. При работе с песком ребенок успокаивается, при этом учитель-дефектолог решает задачи коррекционно-развивающего характера. Вместо песка также используем в работе сухие мини-бассейны из сыпучих материалов: фасоли, гороха, манной крупы. Они не только успокаивают, но и еще добавляют эффект массажа для рук. Данные материалы включаем в занятия по ФЭМП: дети измеряют сыпучие материалы с помощью условных мерок, пересчитывают. В сухой бассейн можно спрятать фигурки животных или геометрические фигуры и попросить ребенка найти, или, наоборот, ребенок прячет по инструкции учителя-дефектолога, таким образом, формируем пространственные ориентировки. Таким образом, дети становятся более спокойными и они лучше готовы к восприятию новой информации. На музыкальных и физкультурных занятиях для снятия напряжения и повышения эмоционального настроя в качестве вспомогательного средства и как часть здоровье сберегающих технологий используем слушание классической музыки, с последующим обсуждением. Правильно организованные занятия учителя-дефектолога с использованием здоровье сберегающих технологий позволяют сохранить уровень физического и психического здоровья детей и повысить эффективность и результативность коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР. Работа в нашей группе ведется в системе, здоровьесберегающие технологии применяют не только специалисты, но родители и воспитатели, они включены во все режимные моменты с детьми в течение всего дня. Все это в комплексе дает положительную динамику в развитии детей.

Библиографический список 1. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 12). 2. Фролова А.А., Селиверстова Л.С. Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях внедрения ФГОС ДО с.132/Проблемы и перспективы развития образования: сборник материалов VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.) – Пермь: Меркурий, 2015. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Рабочая программа содержит:1.Пояснительную записку.2. Тематическое планирование лексических тем.3. Тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений.4. Диагностически...

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности "Работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития".

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увели...

Работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (или как часто можно встретить сокращение ЗПР) – это нарушение темпов развития, когда одна или несколько из высших психических функций (внимание, память, мышление,...

Коррекционная-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье раскрывается проблема воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, формы и методы коррекционного воздействия, а также принцыпы воспитания и обучения детей с проблемами в развитии....

Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Необходимость использования информационнокоммуникативных технологий в коррекционной работе, бесспорно. Для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ИКТ - помощник в повышении актив...

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР.

В статье описывается коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития....