ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация (младшая группа)

Молчанова Любовь Павловна

Дошкольный возраст – это возраст, когда закладывается фундамент личности, база для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, усвоение различных видов деятельности и форм поведения именно в дошкольном возрасте важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их значимость, легко, быстро и правильно выполнять.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_priemy_formirovaniya_kulturno.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Молчанова Любовь Павловна – воспитатель

 ГБУРХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей»

Аннотация: дошкольный возраст  это возраст, когда закладывается фундамент личности, база для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, усвоение различных видов деятельности и форм поведения именно в дошкольном возрасте важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их значимость, легко, быстро и правильно выполнять.

Ключевые слова: культурно-гигиенические навыки, дошкольный возраст.

Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье   детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е.   приучения, поэтому воспитание культурно-гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня   Режим обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному   формированию навыков и привычек культуры поведения.

 Формирование культурно-гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. У детей раннего возраста   которые   поступают к нам в    отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: многие не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Таким образом, проблема воспитания культурно-гигиенических навыков в данной возрастной группе стоит достаточно остро. Особое внимание   уделяем формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей.   Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В дальнейшем нужно приучать дошкольников выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, что требует преодоления определенных трудностей

Чтобы привить культурно-гигиенические навыки   пользуемся такими приёмами как показ и пример, объяснение и пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются    игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся – воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…»  

Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, закрепляем у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накорми куклу обедом» и т. п.).

 Для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков. широко используем   художественное слово, народный фольклор   С их помощью дети   лучше запоминают, что нужно делать, как поступить, глубже понять окружающий мир., также воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формируют мировоззрение. Рассматривания иллюстрации, картины уточняем    представления   о том, как надо выполнять тот или иной навык. В процессе повседневной работы    стремимся к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки   постоянно совершенствовались. С поступлением детей в наш центр ежедневно приучаем к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.  

. В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх, специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях, и в повседневной жизни   для этого     используем некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Водичка, водичка», «Мыльные перчатки», «Приведи куклу в порядок», «Оденемся на прогулку», «Чистоплотные дети», «Что ты можешь о них сказать? «Хорошо - плохо», Игровые упражнения; «Умоем Катю», «Оденем Машу»

Приобщая малышей к культурно-гигиеническим навыкам, обращаемся и к произведениям детских писателей. Это сказки К.  Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе» З. Александровой «Я рубашку сшила мишке», стихи И. Гуриной. Интересны детям и литературные сюжеты   где присутствует  «Девочка  чумазая»  . На их основе во второй половине дня в совместной деятельности педагога с детьми разыгрываются маленькие сценки-развлечения: «Маша и ребята», «Друзья Мойдодыра», «Праздник   мыльных пузырей» распределив роли между детьми. На первых занятиях целью которых является воспитание культурно -гигиенических навыков, в гости приходит   Мишутка, которому объясняем и показываем зачем мы умываемся, последовательно одеваемся, и как складываем одежду. Цикл занятий «В гостях у Мойдодыра »  целью которых   является расширение кругозора о предметах личной гигиены, знакомство с этими  личной гигиены;    воспитание аккуратности и потребности в личной гигиенe.  , знакомит их со строением частей тела и ухода за ними .

Во время труда в помещении или на участке также есть немало возможностей для закрепления гигиенических навыков у детей. объясняем ребятам, что нужно не только выполнить работу хорошо, но и стараться не поранить руки. А для этого важно правильно пользоваться предметами труда и инвентарем, напоминаем   также и о необходимости поддерживать чистоту на своем рабочем месте, в рабочей зоне. Для закрепления знаний и навыков личной гигиены   детям даются    различные поручения, например, проверяем совместно с воспитанниками порядок личных вещей в шкафу. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.). Чтобы ускорить формирование   культурно-гигиенических   навыков    в процессе сюжетно-ролевых игр напоминаем ребёнку: «Ты всегда моешь руки перед едой? Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Необходимо помнить, что культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении, изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.

Самое успешное гигиеническое воспитание – это личный пример.

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, поэтому своевременно хвалим и подбадриваем ребенка, добиваясь положительного эмоционального отношения его к гигиеническим процедурам и осознанного их выполнения. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

В процессе работы над формированием культурно-гигиенических навыков замечаем изменения: --- дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые воспитанники заметно улучшают свое поведение во время приема пищи, свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши   проявляют больше инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи, чаще   замечают неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.

 Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие. Привитые в детстве   культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.   Формируя     их, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом нужно   набраться большого терпения и понимания.

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку чистоте, аккуратности, порядку. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь. От знания и выполнения детьми   необходимых гигиенических правили норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Привитие   у ребенка   культурно – гигиенических навыков и     навыков самообслуживания      способствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, обходиться без помощи взрослого    и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом.   В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них привычкой, а гигиенические навыки с возрастом совершенствовались.  

 

Список используемых источников

1 Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой-

  В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд.,   – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

2 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение-1991

 3 Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М. Просвещение, 1986.

:4 Строгонова Л.Б. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей  

  дошкольного возраста [Электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»

Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания. Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. В...

Семинар -практикум по теме "Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"

Цель: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения....

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Грамматический строй языка ребёнок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих людей дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самосто...

Конференция пап «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»

Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста...

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПодготовила:Учитель-логопед  Мороз Светлана Вячеславовна         Сл...