"Сказкотерапия"
консультация

"Сказкотерапия"-как инструмент в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ckazkoterapiya_dlya_doshkolnikov.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Cказкотерапия для дошкольников – интересный и доступный метод психологической работы с детками. Таким образом, можно говорить с ребенком на его языке и, кроме того, учить его жизни, выявлять определенные трудности, бороться с ними. Известные психологи часто использовали и используют сказки для помощи детям, которые страдают от фобий и страхов, у которых наблюдаются проблемы с поведением.

Для чего нужна сказкотерапия для детей?

Сказка для ребенка означает часто почти то же, что и для взрослого психологическая помощь.

Благодаря данному методу психотерапии, лечению сказкой, можно помочь ребенку интегрироваться в общество, расширить его сознание, развить творческие способности, улучшить его взаимодействие с окружающим миром. При этом, воздействие происходит на подсознательном уровне.

Лечат сказкой у детей обычно различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и др. Подобрать сказку для сказкотерапии можно для любого ребенка. Главное при этом – узнать причину его проблем, и подобрать соответствующую метафору, которая и является основой практически любой сказки. Необходимо также учитывать особенности ребенка, чтобы найти сказку, которая окажет на него терапевтическое и воспитательное воздействие.

Методы сказкотерапии бывают разными. Например, это может быть чтение сказки на ночь, рисование, лепка, изготовление кукол, сочинение сказки вместе с ребенком (он может сочинить ее и сам) или постановка какого-либо определенного сюжета. Таким образом, участвуя в процессе, ребенок постепенно освобождается от страха или тревоги, которые его беспокоили.

Как подбирают сказки для сказкотерапии

Существует несколько правил для выбора психокоррекционной сказки. Во-первых, она не должна полностью походить на проблему, а лишь частично быть с нею схожей. В ней должен предлагаться замещающий опыт, которые ребенок может использовать (с помощью психолога) для решения именно своей проблемы. Сюжет терапевтической сказки должен развиваться в такой же последовательности, как и в обычных сказках: завязка, краткое описание героев, столкновение этих героев с проблемой, пути ее решения, развязка и мораль.

При выборе сказки и методов сказкотерапии должен учитываться возраст ребенка. К примеру, младшим деткам (до 3 лет) хорошо подойдут сказки о животных, игрушках и др. Ребенку постарше можно подобрать сказку в зависимости от его увлечений: о феях, солдатах, принцессах и т.д. Ну а в возрасте старше 6-ти лет стоит выбирать волшебные сказки. И, наконец, подростки (до 13 лет) обычно предпочитают сказки бытовые или в виде притч. Также стоит учесть, что главный герой должен быть похожим на ребенка по характеру и возрасту.

Что касается сюжетов… Если вы не нашли среди многочисленных сказок ту, что нужно, то можно придумать ее самостоятельно. Например, как я описывала ситуацию с подругой и ее сказкой о «Петушке и курочке». Главное, чтобы ребенок увидел определенное сходство между собой и главным героем сказки, а также с обстоятельствами, которые окружают героя и его самого. Можно предложить ребенку закончить сказку. Таким образом, вы не только поможете малышу самостоятельно придумать решение своей проблемы, но и дадите толчок для развития воображения у ребенка.

Пройдя сказкотерапию для дошкольников, не забудьте закрепить результат, проиграв с ребенком ее, используя рисунки, кукол, миниатюрные фигурки и т.п.

Cказкотерапия для дошкольников – интересный и доступный метод психологической работы с детками. Таким образом, можно говорить с ребенком на его языке и, кроме того, учить его жизни, выявлять определенные трудности, бороться с ними. Известные психологи часто использовали и используют сказки для помощи детям, которые страдают от фобий и страхов, у которых наблюдаются проблемы с поведением.

Ведь еще много-много веков назад наши предки рассказывали своим деткам истории, которые формировали их мировоззрение, помогали избавиться от фобий, понять, что такое хорошо и что такое плохо.

Сказкотерапию в свое время исследовали ученые с мировым именем, такие как Э. Фромм, Э Гарднер, Т. Зинкевич-Евстигнеева, И. Вачков и другие.

Они выделили 4 способа использования сказкотерапии, настаивая, что их следует отличать друг от друга.

Итак, сказку можно применять как:

Инструмент воспитания ребенка.

Рассказывая сказки, вы учите малыша жить в социуме, знакомите его с правилами и нормами поведения, которые приняты в современном обществе, прививаете ему моральные императивы.

Инструмент развития, который применим и к детям, и к взрослым.

При помощи сказки можно научить брать ответственность за свои поступки, принимать важные жизненные решения, учиться противостоять обстоятельствам.

Вспомните сами: в сказках добро всегда побеждало зло, но героям приходилось потрудиться и преодолеть много препятствия, чтобы восторжествовать.

То, что злые герои всегда терпели поражение и несли заслуженное наказание, учит детей (да и взрослых тоже) выбирать правильную сторону.

Ребенок или взрослый не просто слушает рассказ о чужой жизни, с его помощью он формирует собственную модель поведения и сценарий своей жизни.

Этот метод применяют специалисты (психологи, психиатры, педагоги, коучи).

Групповая или индивидуальная сказкотерапия помогает решить клиенту жизненные проблемы, избавиться от фобий, принять правильное решение и т.д.

Функции, которые выполняет сказкотерапия

Сказкотерапия – универсальный метод, потому что она может выполнять одновременно множество функций, а может быть направлена на решение конкретной проблемы.

Сказка может помочь:

  • Вызвать правильную эмоцию у слушателя/читателя.
  • Избавиться от навязчивой фобии: страха темноты, высоты и прочих.
  • Понять жизненные ценности.
  • Принять трудное, но правильное решение.
  • Сформировать характер.
  • Освоиться в этом социуме.
  • Научиться ценить любовь, дружбу, близких людей.
  • Понять, как устроен этот мир и по каким законам он функционирует.
  • Избавиться от недостатков (агрессивности, жадности, тяги к вранью и т.д.).
  • Сформироовать положительные черты характера (справедливость, сострадание, ответственность и прочие).
  • Строить отношения с противоположным полом, друзьями, родителями.
  • Простить тех, кто поступил с вами плохо, и начать жить дальше и т.д.

Сказкотерапию применяют по-разному, в зависимости от того, с кем ведется работа (с ребенком или взрослым).

Например, сказка для ребенка должна быть простой для восприятия и не слишком длинной, тогда как для психотерапии взрослых можно использовать рассказы с более глубоким смыслом, содержащие сложные символы и метафоры.

Наиболее распространенные способы использования сказкотерапии – это:

Работа с уже готовой историей.

Сказка зачитывается, а затем анализируется: почему герои поступили так, а не иначе, каковы последствия их поступков и т.д.

  Написание специалистом авторского повествования для взрослого или ребенка, адаптированной под конкретную проблему человека.

Создание клиентом собственной сказки, в которой он смог бы описать свою проблему и найти способы ее устранения.

Этот способ применяется в психотерапии для старших детей или взрослых.

  Постановка рассказа (старинной или авторской), например, при помощи кукольного театра.

Написание авторской сказки – действенный метод психотерапии, который обычно проходит в три этапа:

Клиент должен осознать свои проблемы, переосмыслить их и успокоиться перед тем, как начать писать сказку.

Исходя из этого можно сделать такой вывод чтто Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом происходит коррекция личности, расширение эмоционально – поведенческих реакций. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Это все способствует гуманному воспитанию ребенка  и развитию нравственной личности вцелом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...